Новая история музыки от Персимфанса : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»

    Новая история музыки от Персимфанса

    17 февраля 2023

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    В программе:
    Ребель
    «Стихии», балетная сюита («новая симфония»)
    Веберн
    Симфония, соч. 21
    Лист
    Симфоническая поэма № 5 «Прометей»
    Вышнеградский
    «День Бытия. Исповедь жизни перед жизнью» для оркестра, хора и чтеца




    Уважаемые слушатели, обращаем ваше внимание, что ансамбль располагается в партере. Зрительские места начинаются с амфитеатра.

    12+

    В новом цикле концертов Персимфанса история музыки раскрывается через сопоставление сочинений, на первый взгляд далеких друг от друга. Соединяясь в одной программе, произведения самых разных эпох способны вступать в самые неожиданные диалоги и «комментировать» друг друга. 

    «Сочинения, которые разделены сотнями лет музыкальной истории, могут органично прозвучать в нашем концерте одно за другим или даже одновременно, — рассказывают Григорий Кротенко, комиссар Персимфанса, и Петр Айду, председатель правления коллектива. — Наша задача — осветить под разными углами различные музыкальные явления, увидеть новые взаимосвязи и общности. В своих выступлениях мы предлагаем не только альтернативный, бездирижерный метод игры, но и альтернативный, спорный взгляд на историю музыки. Это взгляд изнутри — взгляд музыкантов-практиков, "гордых ремесленников", как выразился один журналист о Персимфансе в 1920-е годы».

    В программе встречаются три века – от XVIII до XX – и три эпохи – барокко, романтизм, модернизм. В 1737 году во Франции появился балет Жана-Фери Ребеля «Стихии», изображающий возникновение Вселенной и сотворение человека. Помимо музыки дивной красоты, сочинение вошло в историю первым применением кластера, в данном случае – аккорда из всех звуков ре-минорного звукоряда. Авторский подзаголовок «Стихий» – «новая симфония», то есть «симфония нового типа». Так Ребель назвал сочинение, созданное до появления симфонии классической, которой еще предстояло родиться, повзрослеть и измениться до неузнаваемости: без малого два века спустя свою Симфонию создаст Антон Веберн. «Сочинение недлинное и для малого состава, — комментирует Григорий Кротенко, — по сути, Антисимфония, описывающая мироздание новым, концентрированным способом».

    В компании Ребеля и Веберна не менее неожиданна третья фигура – Ференц Лист: его симфоническая поэма «Прометей» – яркий пример того, как менялся классический симфонизм, все смелее обращаясь с формой, с тонами и тональностями. «Прометей» – еще и отсылка к одноименному сочинению Скрябина: частичным воплощением его грандиозного замысла мистерии стал «День Бытия» для чтеца, хора и симфонического оркестра Ивана Вышнеградского. Это грандиозное сочинение завершает программу, а его финальный аккорд напоминает об аналогичном, открывающем «Стихии»: «кластер из четырёх увеличенных трезвучий Вышнеградского, — объясняет Петр Айду, — финальный колокол "Дня Бытия", призванный пробудить и обозначить новый мир». Масштабное произведение, которое отличает стремление к синтезу всех искусств и созданию нового музыкального инструмента, создано в 1917 году и только теперь впервые исполняется в России на академической сцене. 

    Персимфанс

    Первый симфонический ансамбль, или Персимфанс, был основан по инициативе Льва Цейтлина в 1922 году. Ученик Леопольда Ауэра и Эжена Изаи, Цейтлин был не только выдающимся солистом-скрипачом, но и признанным лидером симфонических коллективов. Цейтлина называли «лучшим концертмейстером Европы»: он играл первую скрипку в парижском оркестре Колонна, в частном оркестре Сергея Кусевицкого и в Большом театре. Профессор Московской консерватории Цейтлин долгие годы заведовал кафедрой скрипки.

    Персимфанс, московский оркестр без дирижера, очень быстро завоевал мировую славу как один из лучших симфонических коллективов своего времени. В подражание и по образцу Персимфанса в 1920-е годы были организованы симфонические ансамбли не только в СССР, но также в Нью-Йорке (American Symphony Ensemble) и Лейпциге (оркестр Гевандхауcа несколько сезонов выступал без дирижера).

    Оркестр стал главной культурной достопримечательностью столицы СССР. Отто Клемперер во время своего визита в Москву побывал на концерте Персимфанса, в котором исполнялась «Патетическая» симфония Чайковского: «Это самое совершенное исполнение, которое я только слышал. Если дело так пойдет и дальше, то вскоре мы, дирижеры, вынуждены будем искать себе другое призвание».

    К своему пятилетию Персимфанс получил почетное звание «Заслуженный коллектив Республики» и Премию Правительства. Ансамбль давал свыше 70 концертов в сезон, выступал не только в Большом зале консерватории, на своей «домашней» площадке, но и в соседнем с консерваторией Театре Революции, в цехах заводов и на открытом воздухе в Сокольниках. В том же 1927 году концерты Персимфанса начали транслировать по Всесоюзному радио. Аудиозаписи Персимфанса 1920–30-х годов пока не обнаружены. Персимфанс можно увидеть на кинопленке: репетиция Третьего фортепианного концерта Прокофьева с автором за роялем. Именно по приглашению Персимфанса эмигрант Прокофьев приехал в Советский Союз в 1927 году впервые после отъезда за границу десятью годами ранее.

    В 1933 году, когда идеи самоорганизации коллектива начали противоречить авторитарным доктринам тоталитаризма, деятельность ансамбля была прекращена и возобновилась лишь в 2009 году. Сегодня Персимфанс вновь состоит из музыкантов, ищущих новые подходы в исполнительском искусстве и находящих их в принципе ансамблевой игры и в коллективной интерпретации симфонических сочинений. Персимфанс выступает не только с концертными программами. Под его эгидой проводятся выставки, публичные лекции, театральные спектакли. Различные инициативы Персимфанса были отмечены Гран-при премии Курёхина в области современного искусства, национальной театральной премией «Золотая маска». Гастрольные выступления коллектива в новейшей истории проходили во Франции, Норвегии и Германии.

    В Москве и Дюссельдорфе в 2017 году прошли совместные акции Персимфанса и Дюссельдорфского симфонического оркестра, приуроченные к 100-летию русской революции, – «Саунд Утопии» и «Нечеловеческая музыка». Сотрудничество двух оркестров продолжилось в 2019 году совместным исполнением «Симфонических танцев» Рахманинова в Московском концертном зале «Зарядье» в рамках Дней Дюссельдорфа в Москве.

    В июне 2020 года звукозаписывающая фирма «Мелодия» выпустила совместный альбом Персимфанса и скрипачки Алёны Баевой с концертами Шумана и Мендельсона (авторская версия 1844 года). К 100-летию Российского академического молодежного театра (РАМТ) в мае 2021 года был выпущен спектакль «Петя, Волк и Володя-музыкант», жанр которого постановщики Егор Перегудов и Пётр Айду обозначили как «симфонический цирк». Музыканты Персимфанса не только играют в нем симфонические сказки Прокофьева («Петя и волк») и Леонида Половинкина («Володя-музыкант» исполняется спустя 85 лет забвения), но и выступают как драматические артисты и выполняют акробатические трюки. 

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Мама, я меломан. Московский государственный академический симфонический оркестр,
    Юрий Медяник, Ляля Кандаурова

    Режиссерская версия

    09.10.2021

    В программе:
    Лист
    «Мефисто-вальс»
    Мусоргский
    «Ночь на Лысой горе» - симфоническая фантазия
    Лядов
    «Волшебное озеро» - сказочная картинка
    Шуман
    Увертюра к опере «Геновева»
    Григ
    «Лирическая сюита»
    Римский-Корсаков
    «Светлый праздник» - воскресная увертюра