Лигети. Реквием. Российская премьера Сысоев. «Сферы». Мировая премьера : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Лигети. Реквием. Российская премьера
    Сысоев. «Сферы». Мировая премьера

    15 апреля 2023

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    В программе:

    Сысоев
    «Сферы» — концерт для фортепиано, вибрафона и симфонического оркестра (мировая премьера)

    Лигети
    Реквием для солистов, хора и оркестра (российская премьера)
    К 100-летию со дня рождения

    12+

    Абонемент №1:

    «Другое пространство. Continuo»

    Московская филармония продолжает абонемент «Другое пространство. Continuo», воссоздающий атмосферу любимого публикой фестиваля современной музыки. 15 апреля в Концертном зале имени П. И. Чайковского состоится уникальный вечер премьер, который объединит более двухсот исполнителей. На сцене – Российский национальный молодежный симфонический оркестр (РНМСО), Госкапелла России имени А. А. Юрлова, Госхор имени А. В. Свешникова, солисты – Юрий Фаворин (фортепиано), Андрей Волосовский (перкуссия), Македа Монне (сопрано), Полина Панина (меццо-сопрано), за пультом – Филипп Чижевский. Концерт ведет Ярослав Тимофеев.

    Первое исполнение в России Реквиема Дьёрдя Лигети приурочено к 100-летию со дня рождения композитора – ярчайшего представителя послевоенного европейского авангарда, стоящего в одном ряду с такими титанами, как Пьер Булез, Витольд Лютославский, Луиджи Ноно, Янис Ксенакис, Лючано Берио, Карлхайнц Штокхаузен. «Это реквием по всему человечеству», – говорил автор о сочинении. Грандиозное произведение, требующее огромных исполнительских сил, звучит редко; его российская премьера – важное культурное событие. 

    Открывает вечер мировая премьера сочинения, созданного по заказу Московской филармонии: концерт для фортепиано, вибрафона и симфонического оркестра «Сферы» Алексея Сысоева – одного из самых ярких, радикальных и бескомпромиссных российских композиторов. «С глубокой благодарностью отмечу доверие, которое мне оказали, – рассказывает автор, – я получил большой творческий карт-бланш и воспользовался им довольно-таки лихо... это масштабное сочинение, повествующее о большом взрыве и его пульсирующих угасаниях. Образы сферы, пульсации и взрыва вполне реально воплотятся в пространственной реализации моей музыки в зале Московской филармонии».

    За пять лет существования РНМСО современная музыка заняла в его репертуаре важное место. Оркестр представлял мировую премьеру сочинения Be@thoven – Invocation Владимира Тарнопольского, выступал на открытии фестиваля «Другое пространство» с сочинениями Иоганнеса Марии Штауда, Йорга Видмана, Бернда Алоиса Циммермана, Джона Адамса, сыграл четыре мировые премьеры на концерте лауреатов программы «Русская музыка 2.1». Премьеры сочинений Лигети и Сысоева для молодых оркестрантов – новая ступень исполнительского мастерства.

    Филипп Чижевский

    Филипп Чижевский родился в 1984 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по двум специальностям: «хоровое дирижирование» (2008, класс профессора Станислава Калинина) и «оперно-симфоническое дирижирование» (2010, класс профессора Валерия Полянского). Руководил хором Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, где также преподавал дирижирование. Лауреат Всероссийского конкурса дирижеров в Москве (2008). 

    В 2008 году совместно с Марией Грилихес основал ансамбль Questa Musica, с которым работает в России и за рубежом. Вместе с ансамблем принимал участие в крупных проектах, среди которых постановки опер Пёрселла «Дидона и Эней» (Музей-усадьба «Архангельское», 2011, режиссер – Алишер Хасанов) и «Королева фей» (Большой зал консерватории, 2017), оперы «Франциск» Сергея Невского (Большой театр, 2012, постановка Владимира Бочарова), «Сказки о солдате» Стравинского (Театральный центр на Страстном, 2013, хореография Олега Глушкова), оперного сериала «Сверлийцы» (Электротеатр Станиславский, 2015, режиссер-постановщик – Борис Юхананов, музыка Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского, Алексея Сюмака, Сергея Невского, Алексея Сысоева, Владимира Раннева), оперы «Галилео» для скрипки и ученого (Электротеатр Станиславский, 2017, автор идеи – Елена Ревич, постановка Бориса Юхананова) и оратории «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя (Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 2018, режиссер-постановщик – Константин Богомолов).

    С 2011 года – дирижер Государственной академической симфонической капеллы России (художественный руководитель и главный дирижер – Валерий Полянский). Ассистировал Геннадию Рождественскому при подготовке абонементных концертов коллектива, участвовал вместе с оркестром капеллы в проведении I Всероссийского музыкального конкурса, за что был удостоен благодарности Министра культуры Российской Федерации. Провел премьеру оперы Майкла Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Пёрселла» в Перми (2012). 

    В 2014 году выступил в качестве дирижера-постановщикаоперы Моцарта «Так поступают все женщины» в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета (режиссер-постановщик – Ханс-Йоахим Фрай). В 2016 году в рамках V фестиваля «Другое пространство» совместно с Владимиром Юровским и Фуадом Ибрагимовым представил российскую премьеру «Групп» Штокхаузена для трех оркестров и трех дирижеров (Концертный зал имени П. И. Чайковского). В 2018 году провел мировую премьеру сочинения «T–S–D» для виолончели с оркестром Гии Канчели на открытии X фестиваля VIVACELLO.

    С 2014 года– приглашенный дирижер Государственного академического Большого театра России. Художественный руководитель I Барочного фестиваля Большого театра (сезон 2014/15). Дирижер-постановщик оперетты «Перикола» Оффенбаха на Камерной сцене Большого театра (2019, режиссер-постановщик Филипп Григорьян), а также одноактных опер «Дневник Анны Франк» Григория Фрида и «Белая роза» Удо Циммермана (2021, режиссер-постановщик – Ханс-Йоахим Фрай). 

    В Пермском театре оперы и балета имени П. И. Чайковского руководит постановками опер «Кармен» Бизе и «Летучий голландец» Вагнера (режиссер-постановщик – Константин Богомолов, 2021, 2023). 

    Сотрудничает с российскими и зарубежными оркестрами, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, ГСО «Новая Россия», Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», оркестр Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, Московский камерный оркестр Musica Viva, Государственный академический камерный оркестр России, Бранденбургский государственный симфонический оркестр, Новый городской оркестр Токио и другие.

    Со скрипачом Романом Минцем, Филармоническим оркестром Брно и Литовским камерным оркестром записал «Эскизы к закату» и «Русские сезоны» Леонида Десятникова; с пианистом Андреем Гугниным и Загребским филармоническим оркестром – Фортепианный концерт Бориса Папандопуло. 

    В 2019 году удостоен Международной профессиональной музыкальной премии BraVo и Российской национальной театральной премии «Золотая маска» за работу в спектакле «Триумф Времени и Бесчувствия» МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В 2022-м удостоен «Золотой маски» за работу в спектакле «Кармен» Пермского театра оперы и балета. Ранее трижды номинировался на «Золотую маску».

    С 2011 года преподает в Московской консерватории. 

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Другое пространство. Weekend.
    Questa Musica, Филипп Чижевский

    Режиссерская версия

    11.12.2021

    В программе:
    Шельси
    Anahit (лирическая поэма, посвященная Венере)
    для скрипки и 18 инструментов
    Берио
    Chemins II для альта и 9 инструментов
    Шаррино
    Le voci sottovetro для голоса и ансамбля
    И. С. Бах
    Контрапункт XIX из «Искусства фуги»
    (оркестровка Л. Берио)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Вещь в себе: Арво Пярт – Tabula rasa.
    Автор и ведущий – Ярослав Тимофеев

    Режиссерская версия

    06.11.2021

    В программе:
    Пярт
    Tabula rasa для двух скрипок, струнного оркестра и подготовленного фортепиано

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Новая музыка: диалог цивилизаций

    08.04.2022

    В программе:
    Адамс
    Концерт для скрипки с оркестром
    Канчели
    Симфония № 2 («Песнопения»)
    И. С. Бах
    Чакона ре минор из Партиты № 2 для скрипки соло (оркестровка Сергея Горчакова)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Вещь в себе: Гия Канчели – «Стикс»
    Автор и ведущий – Ярослав Тимофеев

    Режиссерская версия

    19.02.2022

    В программе:
    Канчели
    «Стикс» для солирующего альта, хора и оркестра