В разных странах есть свои культовые композиторы ХХ
века, но только один из них стал любимцем всей планеты и кумиром для как
минимум пяти поколений музыкантов – Игорь Стравинский.
Он создал ключевую партитуру ХХ века («Весна
священная») – и еще сто сочинений, многие из которых открывали двери в новые
звуковые пространства. Едва ли не каждый, кто писал музыку во время
Стравинского и после него, не удержался от соблазна заглянуть в какую-то из
этих дверей. Его коллеги и сегодня признают Стравинского самым влиятельным
композитором после Баха. Его имя можно встретить в названиях улиц и площадей,
концертных залов и фонтанов, и даже в космосе: запись «Весны священной» была
доставлена туда «Вояджерами» в надежде, что инопланетяне ее тоже полюбят.
Но главное – Стравинский написал около 35 часов гениальной
музыки. Далеко не вся она известна в равной степени: несколько шедевров
исполняются чуть ли не ежедневно, другие сочинения – почти нигде и никогда. Теперь
впервые в истории абсолютно вся музыка Стравинского прозвучит в одном
концертном цикле, и произойдет это на его родине. Автор и ведущий цикла Ярослав
Тимофеев станет проводником в мир Стравинского, а первоклассные солисты, хоры и
оркестры исполнят наряду с хрестоматийными вещами раритеты, которые были дороги
автору и, возможно, станут дороги слушателям.
В первом сезоне цикла «Весь Стравинский» прозвучат все
крупные сочинения, написанные до 1913 года. В их числе:
— единственная в наследии Стравинского академическая симфония
— «Погребальная песня» памяти Римского-Корсакова, считавшаяся утраченной до 2015 года, когда ее ноты случайно нашли в списанном архиве Санкт-Петербургской консерватории
— два всемирно популярных балета: «Жар-птица» и «Петрушка»
— символистская кантата «Звездоликий» на стихи Бальмонта
— мировая премьера арии Шакловитого и Заключительного хора из оперы «Хованщина» Мусоргского в оркестровке Стравинского, восстановленной Ярославом Тимофеевым по черновикам композитора, и многое другое.