Весь Стравинский. Первый год цикла. Автор и ведущий – Ярослав Тимофеев : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Весь Стравинский. Первый год цикла.
    Автор и ведущий – Ярослав Тимофеев

    8 апреля 2023

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    В программе:
    Шопен
    Ноктюрн, соч. 32 № 2 (оркестровка И. Стравинского, 1909)
    Большой блестящий вальс, соч. 18 (оркестровка И. Стравинского, 1909)
    Стравинский
    «Фейерверк», ор. 4 (1909)
    Бетховен
    «Из “Фауста” Гёте» («Песня о блохе») ор. 75 № 3 для голоса и фортепиано (оркестровка И. Стравинского, 1909)
    Мусоргский
    «Песня о блохе» для голоса и фортепиано (оркестровка И. Стравинского, 1909)
    Стравинский
    «Жар-птица» (1910)

    12+

    Абонемент №56:

    «Весь Стравинский». Автор и ведущий цикла – Ярослав Тимофеев

    Продолжается новый абонемент Московской филармонии «Весь Стравинский», рассчитанный на несколько сезонов. Второй концерт начнется малоизвестными оркестровками пьес Шопена и завершится знаменитой «Жар-птицей» – первым крупным триумфом Стравинского. Прозвучит полная версия балета; от одноименных оркестровых сюит ее отличает не только продолжительность, но и богатство инструментовки, ошеломившей первых зрителей. С успеха «Жар-птицы» началась международная карьера композитора – одна из самых ярких и важных глав в истории музыки ХХ века.

    Этой главы могло бы не быть без Сергея Дягилева – великого импресарио, заказавшего балет фактически начинающему автору. Первым сочинением Стравинского, которое услышал Дягилев, стало «Фантастическое скерцо», прозвучавшее в одном из концертов Александра Зилоти, выдающегося дирижера и пианиста; под его же управлением вскоре была впервые исполнена оркестровая миниатюра «Фейерверк». Зилоти также заказал Стравинскому инструментовку двух «Песен о блохе» на стихи Гёте – Бетховена и Мусоргского – для концерта с участием Фёдора Шаляпина. Как и «Фейерверк», обе они включены в нынешнюю программу.

    Концерт открывается оркестровками двух пьес Шопена, на которых Дягилев проверял мастерство Стравинского – своего будущего композитора номер один. Именно этот заказ положил начало их сотрудничеству, изменившему судьбы искусства ХХ столетия. Оркестровки были сделаны для постановки балета «Сильфиды» и долго считались утерянными – публикация состоялась уже на рубеже XX–XXI веков. В наше время Ноктюрн и Большой блестящий вальс впервые исполнил дирижер Александр Лазарев.

    Абонемент «Весь Стравинский» предполагает исполнение в хронологическом порядке всех сочинений Игоря Стравинского, включая те, что практически не звучат в России. Впервые в истории в одном концертном цикле наследие композитора планируется представить полностью. Проводником в мир Стравинского выступает автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев, а первоклассные коллективы и музыканты исполняют наряду с хрестоматийными произведениями раритеты, которые были дороги автору и, возможно, станут дороги слушателям. 

    Ярослав Тимофеев

    Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).

    С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».

    Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.

    С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2021 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполнилось 85 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005 г. коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. С 2021 года пост почетного дирижера занимает Владимир Юровский.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. 

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве и «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году премии Gramophone удостоен диск с записью скрипичных концертов Шостаковича, сделанной Госоркестром под управлением Владимира Юровского (солистка – Алина Ибрагимова).

    Арсентий Ткаченко

    Арсентий Ткаченко родился в 1991 году в Москве. В 2017 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Владимира Понькина). Лауреат III Всероссийского открытого конкурса молодых дирижеров имени Ильи Мусина (2012).

    С 2015 года – дирижер Московского театра мюзикла. В 2016 году впервые выступил в качестве дирижера-постановщика, представив премьеру рок-оперы Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание» (режиссер – Андрей Кончаловский).

    В 2015–2018 гг. – дирижер Калужского молодежного симфонического оркестра имени С. Т. Рихтера. В 2018–2020 гг. – дирижер Московского государственного симфонического оркестра. В декабре 2018 года состоялся международный дебют дирижера за пультом одного из ведущих музыкальных коллективов Венгрии – MÁV Szimfonikus Zenekar (Будапешт) в историческом зале Музыкальной академии имени Ференца Листа.

    С сезона 2017/18 – участник дирижерско-стажерской группы Национального филармонического оркестра России, с сезона 2019/20 – второй дирижер НФОР, с 2022 года – заместитель художественного руководителя. Сотрудничает также с Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» (с сезона 2021/22 – постоянный приглашенный дирижер), Академическим Большим хором «Мастера хорового пения», Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова и другими коллективами.

    В качестве приглашенного дирижера выступал с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Воронежским академическим симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Карельской государственной филармонии, Кубанским симфоническим оркестром и др. Сотрудничал с известными солистами, в числе которых Александр Гиндин, Борис Березовский, Дмитрий Маслеев, Павел Милюков, Алексей Володин, Александр Князев, Алексей Мельников, Константин Емельянов, Иван Бессонов, Полина Осетинская.

    Михаил Головушкин

    Михаил Головушкин родился в 1983 году в Москве. Окончил Академический музыкальный колледж при Московской консерватории (2006, класс Виктора Горячкина). Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (2011, класс профессора Анатолия Лошака) и ассистентуру-стажировку МГК (2014). В оперном театре консерватории исполнял партии Зарецкого, Гремина и Короля Рене («Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского), Доктора Гренвиля («Травиата» Верди) и Коллена («Богема» Пуччини). В 2009 году выступил в партии Торелло в концертном исполнении оперы «Монна Ванна» Рахманинова на сцене Большого зала консерватории (дирижер – Владимир Ашкенази). Лауреат международных конкурсов «Музы мира» (Гран-при) и камерного пения имени Нины Дорлиак (III премия) в Москве.

    С 2009 года – солист-стажер, с 2012 года – солист Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. На сцене театра исполнил более 30 партий, в том числе в операх «Волшебная флейта» Моцарта, «Итальянка в Алжире» Россини, «Травиата» Верди, «Енуфа» Яначека, «Сон в летнюю ночь» Бриттена, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Война и мир» Прокофьева, «Фрау Шиндлер» Томаса Морса и оперетте «Москва, Черемушки» Шостаковича. В составе оперной труппы театра гастролировал в Эстонии, Греции, Китае и Израиле.

    Принимал участие в фестивалях: итальянской культуры в музее-заповеднике «Царицыно» (партия графа Робинзона в опере «Тайный брак» Чимарозы), «Музыка мира против войны» в Волгограде (партия баса в Девятой симфонии Бетховена), Дмитрия Хворостовского в Красноярске (партия Старого цыгана в опере «Алеко» Рахманинова), «Таруса зимняя» (сольный концерт), «Шедевры классической музыки» в Кургане, проекте Московской консерватории «Возрождение русской оперной классики» (партия Кардинала в опере «Рафаэль» Аренского).

    Принимает участие в концертах Московской консерватории и Центрального Дома ученых. Сотрудничает с Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н. П. Осипова, Московским государственным симфоническим оркестром, Молодежным оркестром Фонда развития исполнительского искусства Республики Татарстан Sforzando и другими коллективами.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    ВНЕАБОНЕМЕНТНЫЙ КОНЦЕРТ.
    Национальный филармонический оркестр России

    04.12.2020

    В программе:
    Берлиоз
    Увертюра «Римский карнавал», соч. 9
    Шопен
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    Шуман
    Симфония № 1 («Весенняя»), соч. 38

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Памяти Геннадия Рождественского.
    Госоркестр России
    имени Е. Ф. Светланова.
    Дирижирует и рассказывает
    Василий Петренко

    Режиссерская версия

    09.07.2018

    В программе:
    Чайковский
    «Ромео и Джульетта» – увертюра-фантазия
    Стравинский
    «Петрушка» – музыка балета
    Корнгольд
    Концерт для скрипки с оркестром

    Домашний сезон

    Домашний сезон. Трансляции из Концертного зала Чайковского.
    Акико Суванаи, Василий Петренко

    Режиссерская версия

    23.04.2020

    В программе:
    Стравинский
    «Петрушка» – музыка балета
    Корнгольд
    Концерт для скрипки с оркестром

    Домашний сезон

    Домашний сезон.
    Трансляция из Концертного зала Чайковского

    Режиссерская версия

    07.04.2020

    В программе:
    Бетховен
    Симфония № 3 («Героическая»)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Мама, я меломан.
    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр,
    Димитрис Ботинис, Ярослав Тимофеев

    Режиссерская версия

    01.02.2020

    В программе:
    Дебюсси
    «Послеполуденный отдых фавна»
    Чайковский
    Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
    Равель
    Хореографическая поэма «Вальс»
    Стравинский
    «Жар-птица» – фрагменты сюиты из музыки балета («Поганый пляс», Колыбельная, Финал)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Фестиваль искусств «Русская зима».
    Госоркестр России имени
    Е. Ф. Светланова, Владимир Юровский

    Режиссерская версия

    29.12.2019

    В программе:
    И. С. Бах
    Бранденбургский концерт № 2
    Локателли
    Концерт № 9 для скрипки с оркестром
    Стравинский
    Три духовных песнопения для хора a cappella
    И. С. Бах — И. Стравинский
    Хоральные вариации Vom Himmel hoch da komm' ich her' для хора и оркестра
    Лютославский
    Фрагменты из цикла «Двадцать польских колядок»
    Онеггер
    «Рождественская кантата» для баритона, детского хора, смешанного хора, органа и оркестра

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Истории с оркестром.
    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова,
    Владимир Юровский

    Режиссерская версия

    05.06.2019

    В программе:
    Денисов
    «Живопись» для оркестра
    Дебюсси
    Ноктюрны для оркестра
    Мусоргский
    Две фортепианные пьесы «На южном берегу Крыма. Гурзуф у Аю-Дага» и «В деревне» в оркестровке Б.А.Циммермана
    Циммерман
    «Тишина и обратный путь» для малого оркестра
    Мусоргский
    «Песни и пляски смерти» – вокальный цикл (оркестровка Э.Денисова)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Пять великих симфонистов

    Режиссерская версия

    27.11.2018

    В программе:
    Бетховен
    Симфония № 5 (IV часть)
    Брамс
    Симфония № 3 (III часть)
    Чайковский
    Апофеоз из музыки балета «Лебединое озеро»
    Малер
    Adagietto из Симфонии № 5
    Шостакович
    Симфония № 10 (II часть)
    А. Чайковский
    «Кавалер и барышня» - рапсодия на русские темы для симфонического оркестра

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Ночные концерты Московской филармонии
    «Мама, я меломан»

    Режиссерская версия

    15.12.2018

    В программе:
    Бетховен
    Симфония № 5 (Финал)
    Брамс
    Симфония № 3 (III часть)
    Чайковский
    Симфония № 6 («Патетическая») (III часть)
    Апофеоз из музыки балета «Лебединое озеро»
    Малер
    Адажиетто из Симфонии № 5
    Шостакович
    Симфония № 10 (II часть)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Памяти Геннадия Рождественского.
    Госоркестр России
    имени Е. Ф. Светланова.
    Дирижирует и рассказывает
    Владимир Юровский

    Режиссерская версия

    06.07.2018

    В программе:
    Мусоргский
    «Рассвет на Москве-реке» – вступление к опере «Хованщина» (инструментовка Д.Шостаковича)
    Три фортепианных сочинения в оркестровке Ю.Буцко: «Близ южного берега Крыма, Гурзуф у Аю-Дага», Соната для фортепиано с четыре руки, Страстный экспромт «Воспоминание о Бельтове и Любе»
    «Без солнца» – вокальный цикл (оркестровка Э.Денисова)
    Бриттен
    «Русские похороны» для духовых и ударных
    Шостакович
    Симфония № 11 («1905 год»)