В продаже абонемент Musica sacra nova
19 октября 2023
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетВ рамках фестиваля «СтудияФЕСТ»
к 30-летию ансамбля «Студия новой музыки»
Абонемент №1:
Другое пространство. Continuo
Московская филармония представляет третий сезон абонемента «Другое пространство. Continuo», в программах которого исполняются новейшие сочинения наших современников, а также ключевые произведения российской и зарубежной музыки последних десятилетий. Первый вечер цикла посвящен 30-летию ансамбля «Студии новой музыки», при участии которого состоялся ряд важнейших событий фестиваля «Другое пространство», в том числе исполнение масштабного сочинения Жерара Гризе Les Espaces Acoustiques («Акустические пространства»).
Согласно традициям «Другого пространства», программа концерта составлена по преимуществу из премьер. Мировая премьера – произведение «За светом. Путешествие по ансамблю», созданное специально для нынешнего вечера Владимиром Горлинским, признанным мастером пространственных композиций и звуковых инсталляций. «Моя любовь к пространственным пьесам проявляется здесь не совсем обычным образом, – рассказывает композитор. – В музыкальной форме я выстраиваю "виртуальное пространство" c постоянным перемещением, скольжением по нему – идеей внутреннего путешествия. Остановками здесь являются сольные, камерные и оркестровые взаимодействия музыкантов. Все они уживаются в рамках одного большого состава. [...] Исполнитель преодолевает себя, свой инструмент, свои технические и ментальные пределы. В этом есть общее с долгим, полным опасностей (но и впечатлений!) путешествием. Название пьесы – "За светом" – представляет общий вектор этого огромного путешествия. В нем важно не потерять своих ориентиров, собственно, ощущение света и движение к нему».
Открывает программу сочинение Nuun Беата Фуррера, одного из ведущих современных композиторов, основателя всемирно известного ансамбля новой музыки Klangforum Wien. Фуррер неоднократно бывал в России, в том числе в качестве профессора Ежегодной международной академии молодых композиторов в Чайковском, он также автор оперы «Фиолетовый снег» на либретто российского писателя Владимира Сорокина. Nuun – своего рода исследование трансформаций ритма, гармонии, тональности в формате виртуозного концерта для двух роялей и ансамбля. Произведение, написанное по заказу летнего Зальцбургского фестиваля, представят «Студия новой музыки» и ее солисты – пианистки Мона Хаба и Наталия Черкасова; они же десять лет назад исполнили Nuun впервые в России.
Еще одна премьера, на сей раз российская – Laborintus II для инструментального ансамбля, хора, трех женских голосов и фонограммы Лучано Берио, классика послевоенного авангарда. В основу сочинения легли поэма Laborintus Эдоардо Сангвинети, переосмысливающая «Божественную комедию» Данте, а также фрагменты Библии, стихотворений Эзры Паунда и Т. С. Элиота. Одно из крупнейших произведений композитора появилось в 1965 году к 700-летию со дня рождения Данте и за прошедшие десятилетия записывалось лишь трижды. Третья и последняя на сегодняшний день запись была сделана в 2010 году на Голландском фестивале; партию чтеца исполнил Майк Пэттон, вокалист знаменитой альтернативной рок-группы Faith No More, участник многих других музыкальных проектов на стыке самых разных жанров. Российская премьера сочинения Берио, в котором соединены элементы академической музыки, современного авангарда, электроники и джаза, – крупное культурное событие сезона.
Ведущий российский коллектив, специализирующийся на исполнении современной музыки. Основан в 1993 году в Московской консерватории композитором Владимиром Тарнопольским, дирижером Игорем Дроновым и музыковедом Александром Соколовым.
В репертуаре ансамбля практически вся камерная и камерно-оркестровая музыка ХХ–ХХI веков, начиная от раннего русского авангарда и западного модернизма до сочинений, написанных в последние годы. За три десятилетия музыканты «Студии» впервые в России исполнили более полутора тысяч сочинений ведущих современных композиторов, представили более ста концертов-портретов и сочинений в жанре нового музыкального театра. Ежегодно ансамбль исполняет около 60 новых программ.
Специально для «Студии» создавали новые опусы Мартен Алтена, Юрий Воронцов, Александр Вустин, Фарадж Караев, Юрий Каспаров, Игорь Кефалиди, Роман Леденёв, Мартейн Паддинг, Луис Наон, Энно Поппе, Роджер Редгейт, Владимир Тарнопольский, Иван Феделе, Николаус Хубер, Жерар Цинсстаг и многие другие. Особое внимание музыканты ансамбля уделяют сотрудничеству с молодыми авторами – заказу новых сочинений, проведению мастер-классов, лекций и конкурсов (Международный конкурс молодых композиторов имени П. И. Юргенсона, Международный конкурс молодых композиторов «Новые классики», Всероссийские семинары по исполнительским техникам). В последние годы «Студия» активно работает над проектами с электроникой, видео и мультимедиа.
Ансамбль активно гастролирует по России и за рубежом. Концерты «Студии новой музыки» проходят в Большом зале Московской консерватории, в Санкт-Петербургской филармонии, Концертхаусе и филармонии в Берлине, парижском Музыкограде, венецианском театре Малибран и других крупнейших залах мира. Коллектив неоднократно выступал с ансамблями Asko|Schönberg, Ensemble Modern и Klangforum Wien.
«Студия новой музыки» регулярно проводит мастер-классы в различных консерваториях мира, организовывает спецпроекты в университетах, включая Оксфордский, Бостонский и Гарвардский. «Студия» стала первым и на сегодня единственным российским ансамблем, приглашенным на Международные курсы новой музыки в Дармштадте и на Венецианскую биеннале современного искусства.
Один из важных векторов деятельности ансамбля – междисциплинарное взаимодействие. «Студия» сотрудничает с Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Центром имени Вс. Мейерхольда, фестивалями «NET – Новый европейский театр» и «ТERRИТОРИЯ», ГМИИ имени А. С. Пушкина, Третьяковской галереей, Музеем современного искусства «Гараж», Московским музеем современного искусства, Московской биеннале, Еврейским музеем центром толерантности, «Премией Кандинского» и др.
«Студия новой музыки» – базовый ансамбль Международного фестиваля современной музыки «Московский форум», проводимого Центром современной музыки Московской консерватории.
В сезоне 2023/24 ансамбль отметил 30-летие. Главное событие юбилейного сезона – проект «СтудияФест», в рамках которого на крупнейших площадках Москвы прошли концерты, образовательные мероприятия, презентации, научные чтения. С 1993 года «Студия» является центром структуры, благодаря которой выстраивалась экосистема новой музыки в России; программа «СтудияФест» демонстрирует, как работает такая структура, редкая не только для нашей страны, но и для зарубежья.
Игорь Дронов родился в 1963 году в Москве. Окончил Московскую консерваторию по классам хорового и оперно-симфонического дирижирования у Бориса Тевлина и Дмитрия Китаенко (1992), под руководством последнего окончил аспирантуру (1994). Принимал участие в мастер-классах Георга Шолти и Пьера Булеза.
В 1991–1996 гг. – постоянный дирижер Большого театра, затем – постоянный приглашенный дирижер оркестра ГАБТа. Под его управлением шли оперы «Евгений Онегин» Чайковского, «Фауст» Гуно, «Трубадур» и «Травиата» Верди, «Алеко» и «Скупой рыцарь» Рахманинова, «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Дети Розенталя» Десятникова. Участвовал в подготовке премьеры аутентичной версии «Руслана и Людмилы» Глинки.
В 2004–2017 гг. был музыкальным руководителем балетных постановок, среди которых вечер одноактных балетов («Магриттомания», «Палата № 6» и «Леа»), «Сон в летнюю ночь», «Серенада», Misericordes, «Коппелия», «Петрушка», «Русские сезоны», «Симфония псалмов», «Укрощение строптивой» (мировая премьера), «Гамлет» (мировая премьера), «Клетка», «Этюды».
Выступает с Симфоническим оркестром Большого театра, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Филармоническим оркестром Монте-Карло, Ensemble Modern (Германия) и другими известными коллективами. Сотрудничает с Михайловским театром и Финской национальной оперой. Гастролирует в США, странах Европы и Азии.
В 1993 году Игорь Дронов стал одним из создателей и главным дирижером ансамбля солистов «Студия новой музыки», с которым дал более 1000 концертов, представив сотни мировых и российских премьер. Был главным дирижером-постановщиком проекта «НОМТ: Новый музыкальный театр», в рамках которого состоялись российские премьеры опер «Лживый свет моих очей» Шаррино и «По ту сторону тени» Тарнопольского (Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), «Индекс металлов» Ромителли (Театральный центр имени Мейерхольда). Главный дирижер фестиваля современной музыки «Московский форум». Записал серию CD современной отечественной и зарубежной музыки.
С 1994 года – художественный руководитель и главный дирижер ансамбля солистов «Премьера», в котором играют студенты Академического музыкального училища при Московской консерватории. В рамках программы «Новые имена» коллектив выступал в резиденции Папы Римского Иоанна Павла II на праздновании 50-летия ЮНЕСКО и ООН в Женеве и Париже.
С 1992 года Игорь Дронов преподает в Московской консерватории на кафедре оперно-симфонического дирижирования (с 2002 – профессор). Заслуженный артист России (2002), кавалер ордена Дружбы (2010), лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2011).
Мона Хаба родилась в Москве. Окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку, где ее наставниками были профессора Глеб Аксельрод и Леонид Живов.
После окончания консерватории работала в Большом театре в качестве музыкального ассистента Владимира Васильева на постановках балетов «Макбет», «Золушка», «Дон-Кихот», «Лебединое озеро», «Жизель», «Балда», а также исполняла партию фортепиано в его спектаклях «Ностальгия»и «Мастер-класс» на музыку русских и зарубежных композиторов.
С 2005 года – солистка ансамбля «Студия новой музыки». Ведет активную концертную деятельность. Гастролировала в странах Европы, США, Корее, Японии, Мексике, Бразилии, Египте, Израиле, на Бермудах. Принимала участие во многих фестивалях, среди которых «Московская осень», «Московский форум», «Варшавская осень», «Другое пространство», фестиваль Эрнста Кшенека, Бетховенский фестиваль в Бонне, Венецианская биеннале, а также в абонементных концертах Московской филармонии.
Выступала с Российским национальным оркестром, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Московским Ансамблем Современной Музыки, ГАМ-ансамблем («Галерея актуальной музыки»), сотрудничала с фаготистом Валерием Поповым, виолончелистом Александром Загоринским, певцами Надеждой Красной и Анатолием Мищевским. Регулярно выступает в дуэте с мужем – пианистом Михаилом Дубовым.
В репертуаре пианистки, наряду с сочинениями композиторов XVIII–XIXвв., музыка XX века и сочинения молодых авторов России и зарубежья. Является первым исполнителем ряда новых произведений, в том числе посвященных ей. Участвовала в записи CD на фирмах «Мелодия», Le chant du Monde (Франция), Meldac (Япония), включая серию авторских дисков современных композиторов.
Преподает в Московской консерватории на факультете исторического и современного исполнительского искусства (классы специального фортепиано, камерного ансамбля и концертмейстерский класс). Проводит мастер-классы, выступает с лекциями по вопросам современного музыкального исполнительства и нового фортепианного репертуара в учебных заведениях России и за рубежом.
Наталия Черкасова окончила с отличием Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова (2002, класс доцента Сергея Солодовника) и аспирантуру Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по специальности «оркестр современной музыки» (2005, руководитель – доцент Михаил Дубов).
Лауреат Международного конкурса молодых исполнителей современной музыки в Добриче (Болгария, 2001) и Международного конкурса современной камерной музыки в Кракове (Польша, 2006). Выступает с сольными концертами и в составе камерных ансамблей, постоянная участница российских фестивалей современной музыки «Московская осень» и «Московский форум». С 2005 года – солистка ансамбля «Студия новой музыки».
В репертуаре Наталии Черкасовой – произведения разных эпох, основу его составляет музыка композиторов XX века и современных авторов, в том числе Шёнберга, Веберна, Мессиана, Булеза, Фелдмана, Ксенакиса, Денисова, Шнитке, Донатони, Такэмицу, Фуррера, Аблингера,Фернихоу и Шаррино. Пианистка – активная участница мастер-классов российских и зарубежных композиторов и исполнителей, среди которых Беат Фуррер, Филипп Юрель, Брайан Фернихоу, Николас Ходжес, ансамбль Recherche.
Никола Дориа окончил филологический факультет Падуанского университета (бакалавриат), где изучал итальянскую литературу, затем продолжил образование в магистратуре Римского университета «Сапиенца», где защитил киноведческую диссертацию, посвященную творчеству режиссера Микеланджело Антониони. Последипломное образование по специализированному переводу получил в Университете Пизы.
До переезда в Москву жил и работал в Италии, Великобритании и Нидерландах, преподавал в образовательных учреждениях Лондона, Триеста, Милана, Амстердама. Получил специализацию по методике преподавания итальянского языка для иностранцев в Милане, имеет сертификат DITALS II Университета Сиены.
С 2020 года – преподаватель итальянского языка в Итальянском Институте культуры в Москве.
Вокальный ансамбль Intrada основан в 2006 году выпускницей Московской консерватории Екатериной Антоненко. Он принимал участие во многих резонансных проектах в российской столице и за рубежом и зарекомендовал себя как один из наиболее универсальных и высокопрофессиональных певческих коллективов.
Intrada регулярно сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными коллективами и музыкантами. В их числе камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет, Российский национальный молодежный симфонический оркестр, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан и Александр Сладковский, Lе Poème Harmonique и Венсан Дюместр, Il Giardino Armonico и Джованни Антонини, The Tallis Scholars и Питер Филлипс, VOCES8, I Fagiolini и Роберт Холлингворт, Оркестр эпохи Просвещения, Фридер Берниус, Стивен Лэйтон, Ханс-Кристоф Радеман, Петер Нойман, Жан-Кристоф Спинози и другие. Ансамбль неоднократно принимал участие в «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера» в ГМИИ имени А. С. Пушкина.
Ансамбль с успехом выступал на престижных европейских музыкальных фестивалях, таких как Дрезденский культурный форум (2015), Дрезденский музыкальный фестиваль (2017, 2019), Musikfest Erzgebirge (2016), концертная серия немецкого радио «Культура» в замке Вартбург (2018), Интернациональный конгресс хоровых дирижеров в Париже (2016), Фестиваль в Лаузице (2019), Live From London (2021), Штутгартский музыкальный фестиваль (2021). В 2022 году коллектив дебютировал на сцене Берлинской филармонии.
Вокальный ансамбль Intrada неоднократно становился первым исполнителем музыки XX–XXI веков, в том числе сочинений Клауса Ланга, Франка Кристофа Езникяна, Владимира Раннева, Ильи Демуцкого, Алексея Сысоева, Армана Гущяна, Ивана Муди. Он представил российские премьеры произведений Стива Райха, Мередит Монк, Дэвида Лэнга, Джулии Вольф, Майкла Гордона, Кэролайн Шо и др. В 2014 году Intrada и Питер Филлипс выступили инициаторами проведения в Москве фестиваля памяти Джона Тавенера: на заключительном концерте в Большом зале Московской консерватории состоялось второе в мире исполнение Requiem Fragments Тавенера при участии ансамблей The Tallis Scholars, Intrada и сопрано Юлии Лежневой.
Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).
С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».
Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.
С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).