3 ноября 2023
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Абонемент №3:
Бах. Гендель
Об истории создания оратории Генделя «Радостный, Задумчивый и Умеренный» специально для филармонической аудитории рассказывает профессор Московской консерватории Лариса Кириллина.
Оратория Генделя была написана зимой 1740-го и исполнена 27 февраля того же года в лондонском театре «Линкольнс Инн Филдс». Гендель сделал себе подарок, назначив премьеру на дату, близкую ко дню его рождения (23 февраля), тем более, что в 1740 году ему исполнялось 55 – возраст по меркам того времени весьма солидный. Поэтому, несмотря на моралистическо-философское содержание текста, произведение проникнуто личными мотивами. Ораторий такого рода у Генделя немного, но они были для него очень важны. К теме ранней оратории «Триумф Времени и Правды» (1707) он дважды возвращался в переломные для себя периоды: в 1737 году, когда ему воздвигли прижизненный памятник в Лондоне, и в 1757-м, когда он ослеп и диктовал последнюю редакцию оратории своему ученику.
Содержание «Радостного...» отчасти перекликается с содержанием «Триумфа», где фигуры Времени и Удовольствия ведут спор за право завладеть Красотой, но она в конце концов сознает бренность земных радостей и, вняв голосу Правды, устремляется в небеса. Во всех трех версиях оратории образ Правды – аналог Умеренности в произведении 1740 года. Если в «Триумфе» роли спорящих персонажей привязаны к определенным певческим тембрам, то в «Радостном...» попеременно солируют тенор и сопрано, исполняя речитативы и арии как от лица Радости, так и от лица Задумчивости. О том, что Задумчивость сродни Меланхолии, порожденной загробным мраком, говорится в первом же речитативе тенора: от имени Радости он пытается прогнать этого мрачного духа в пустынные необитаемые земли. В ответ Задумчивость обвиняет Радость в фальши ее внешнего блеска и непостоянности нрава. Но, помимо Меланхолии, существуют и другие виды Задумчивости – возвышенная Грусть, священная Скорбь, поэтическая Мечтательность, сокровенная Жалоба, самоуглубленная Мудрость.
Радость тоже многолика: ее вызывают и простые удовольствия, в том числе песни, танцы, смех, игры, охотничьи забавы, военные победы – и более изысканные: взаимная Любовь, блаженство от общения с природой, наслаждение театральными зрелищами. Гендель, несомненно, примерял каждое слово на себя. Он был знаком со всеми видами Задумчивости, однако никогда не был аскетом. В юности считался светским красавцем, в зрелые годы прослыл гурманом, славился специфическим юмором, обожал театр и дружил с актерами, коллекционировал картины, любил и чувствовал природу. Но его строгий ум, глубокая религиозность и солидный возраст заставляли прислушаться к голосу Умеренности, которая в данном случае вещает от имени высшего Разума. И здесь вступает в права философия эпохи Просвещения, к которой уже принадлежали Гендель и Дженненс, автор текста «Умеренного»: воспевание Здравомыслия – знак наступления новых времен. Поэтому финал оказывается двояким: дуэт сопрано и тенора славит рассвет, приходящий на смену ночи, а хор поет строгий гимн мудрой Умеренности.
Несмотря на финальную проповедь рационального взгляда на жизнь, оратория Генделя полна сугубо барочной, роскошной, щедрой музыкальной живописности. Оркестр с солистами и хором рисуют одну за другой красочные и наполненные яркими деталями картины, охватывающие все сферы существования. Оратория сразу снискала успех у английской публики. При жизни Генделя она звучала как минимум 33 раза – в последний раз 21 февраля 1755 года в лондонском театре Ковент-Гарден (вновь в день, близкий ко дню рождения композитора, которому исполнялось 70). В декабре 2021 года ораторию с огромным успехом исполнили в Москве ансамбль Les Arts Florissants, дирижер Уильям Кристи и международная команда солистов. Полтора года спустя оратория прозвучит вновь под управлением Александра Рудина.