В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
19 сентября 2024
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаРимский-Корсаков, Андреев, Цимбалист, Пахмутова, Петров, Дербенко, Бизе, Лю Тяньхуа, Дитель
Русские народные песни и романсы, обработки народных мелодий
Абонемент №59:
Встречи по четвергам
Формирование оркестра началось в 1919 году при Армейском клубе тяжелой артиллерии с целью поднятия духа бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде в Алексеевском народном доме (ныне Центральный дом кино) при участии хора под управлением Ивана Юхова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывавший тогда около 20 человек, назывался Первым московским Великорусским ансамблем. В его становлении и развитии главную роль сыграли выдающиеся исполнители – балалаечник-виртуоз Борис Трояновский и домрист Пётр Алексеев. В 1921 году коллектив получил статус Государственного I Московского Великорусского оркестра, а в 1930 году был принят в штат Всероссийского радиокомитета. В 1936 году был переименован в Государственный оркестр народных инструментов СССР. За время руководства Петра Алексеева оркестр прошел огромный путь от небольшого ансамбля до коллектива численностью 80 человек.
В 1939 году художественным руководителем оркестра стал дирижер Большого театра Николай Голованов, а через год, по рекомендации Голованова, его сменил выдающийся балалаечник-виртуоз Николай Петрович Осипов (1901–1945), чье имя коллектив носит сегодня.
Период работы Н. П. Осипова в оркестре пришелся на годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года практически все артисты коллектива ушли на фронт. Несмотря на то, что в Москве была остановлена вся концертная деятельность, а творческие объединения готовились к эвакуации, Осипову удалось убедить руководство страны в том, что оркестр может звучать и в малом составе. Коллектив продолжил свои выступления в ночных радиоэфирах, которые транслировались фронтовикам. Все это время Осипов ходатайствовал о возвращении с фронта и тыла музыкантов оркестра, чтобы восстановить его полный состав. В этом ему активно помогал Н. С. Голованов. Осенью 1942 года вышло правительственное распоряжение о восстановлении коллектива и о присуждении ему статуса Государственного русского народного оркестра.
Осипов привлекал к работе с оркестром ведущих современных композиторов, среди которых Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Анатолий Новиков. Вышли композиторы и из числа музыкантов оркестра – Владимир Дитель, Николай Будашкин, Вера Городовская. В дальнейшем на протяжении всей истории коллектива специально для него создавали музыку ведущие композиторы своего времени.
После Николая Осипова руководителями оркестра были его брат Дмитрий Осипов, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Анатолий Полетаев, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года коллектив возглавляет народный артист России Владимир Андропов.
С оркестром сотрудничали выдающиеся музыканты: дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, певцы Ирина Архипова, Ирина Богачёва, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Лидия Русланова, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, исполнители на народных инструментах Вера Городовская, Александр Цыганков, Павел Нечепоренко, Анатолий Тихонов, Михаил Рожков, Андрей Горбачёв и многие другие.
Оркестру рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Дании, Канаде, Китае, КНДР, Мексике, Новой Зеландии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. В репертуар коллектива вошли оригинальные произведения для оркестра русских народных инструментов и переложения симфонической классики. Оркестром записано 69 грампластинок и более 30 компакт-дисков, а каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ для взрослой и детской аудитории. Абонементный цикл «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев) был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
В 2024 году, в год своего 105-летия, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством Владимира Андропова представлял Российскую Федерацию на торжественной церемонии открытия перекрестных Годов культуры России и Китая 2024–2025.
Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.
Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.
Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского.
В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна.
В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами.
В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.
Актриса театра и кино Юлия Рутберг родилась в 1965 году в семье известного артиста, заслуженного деятеля искусств РФ Ильи Рутберга. В детстве обучалась музыке в МССМШ имени Гнесиных. В 1988 году окончила Театральное училище имени Бориса Щукина (курс Аллы Казанской) и сразу же была принята в труппу Театра имени Евгения Вахтангова, где служит по сей день.
Актрисой создана галерея ярких разнохарактерных образов, среди которых Зоя Денисовна в «Зойкиной квартире» Гария Черняховского, Двойра в «Закате», Хетти в «Даме без камелий» Романа Виктюка, мадам Дурандас во «Французских водевилях» Алексея Кузнецова и Гария Черняховского, Тайная Недоброжелательность в «Пиковой даме» Петра Фоменко, Анна Андреевна в «Хлестакове» Владимира Мирзоева.
В кино дебютировала в 1989 году в мюзикле «Руанская дева по прозвищу Пышка». Снялась более чем в 50 фильмах, в числе которых «Похороны Сталина», «Старые молодые люди», «Расстанемся, пока хорошие», «Макаров», «Чек», «Фаталисты», «Атлантида», «Прощайте, доктор Фрейд», сериалах «Московские окна», «Сыщики», «Смотрящий вниз», «Холостяки», «Участок». В 2004 году создала свой собственный театральный проект, в рамках которого вместе с режиссером Владимиром Ивановым поставила спектакль «Вся эта суета» в жанре кабаре. Работает на радио и телевидении.
Входила в оргкомитет Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» (1993–2001), фестиваля «Зеркало» (с 2007 года). Соавтор и ведущая цикла телепередач о театре «Субботний вечер со звездой» (1996–1997). Постоянный участник благотворительной церемонии «Подари мне жизнь» (с 2012 года). В 2016 году стала художественным руководителем курса режиссеров пантомимы и пластического театра в Высшей школе деятелей сценических искусств.
Народная артистка Российской Федерации (2016), Республики Северная Осетия – Алания (2015). Кавалер ордена «Слава нации» II степени (2006). Награждена медалью «Миротворец» (2007), медалью имени Иоганна Вольфганга фон Гёте Европейской международной академии естественных наук (2012). Удостоена театральных премий «Чайка» (за спектакль «Хлестаков», 1997), «Лица года» (за спектакль-кабаре «Вся эта суета», 2005), «Хрустальная Турандот» (за заглавную роль в спектакле «Медея», 2012), Гран-при фестиваля Vasara «за сценический профессионализм и актерскую смелость» (Литва, 2014), Премии имени Велько Маричича Международного фестиваля Малых форм в Риеке (Хорватия, 2018), Почетного приза IV Международного фестиваля «Друскининкайский летний театральный ПЕРЕКРЕСТОК» (за исполнение программы «Кабаре Бродячая собака», 2018).
Глеб Перязев родился в Иркутске в 1994 году. С 2011 года занимался вокалом с Николаем Прошиным. В 2012–2018 гг. обучался в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена (класс Владимира Ванеева), где получил степень магистра. В 2020–2022 гг. – ассистент-стажер Санкт–Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс Владимира Ванеева). В 2015–2017 гг. – солист Международной академии музыки Елены Образцовой в Санкт-Петербурге. Участник программы «Проект молодых певцов» Зальцбургского фестиваля (2017). С 2018 года берет уроки у пианиста Крейга Рутенберга.
Лауреат и дипломант международных конкурсов: Елены Образцовой в Санкт-Петербурге (2015), имени Б. Т. Штоколова в Санкт-Петербурге (2016), Competizionedell’Operaв Москве (2016), имени П. И. Чайковского (Москва – Санкт-Петербург, 2019), имени М. И. Глинки в Казани (2019). В 2023 году на I Международном конкурсе вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмавы награжден II премией и специальными призами – приглашениями выступить в Московском академическом Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и в Концертном зале имени П. И. Чайковского (специальный приз Московской филармонии). Получил II премию и серебряную медаль на XVII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского (2023).
В 2014 году состоялся сценический дебют певца – в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории (партия Василия Собакина, «Царская невеста» Римского-Корсакова). В 2016 году дебютировал на сцене Мариинского театра в опере «Рождественская сказка» Щедрина (партия Декабря). В 2021 году стал стипендиатом молодежной оперной программы Аткинс при Мариинском театре, с 2022-го выступает в составе оперной труппы.
Выступал на крупнейших сценах мира – в Гамбургской государственной опере, Национальной опере Греции в Афинах, Брукнерхаусе в Линце, Фестшпильхаусе в Баден-Бадене, на Зальцбургском фестивале, в Национальном театре Сан-Карлуш в Лиссабоне, Театре Аминторе Галли в Римини, Парижской филармонии, Национальном центре исполнительских искусств в Пекине, Большом театре Цзянсу в Нанкине, Театре Хуареса в Гуанахуато, Большом театре России, а также в Астраханском государственном театре оперы и балета, Государственном музыкальном театре имени И. М. Яушева в Саранске, Государственном театре оперы и балета Республики Коми в Сыктывкаре, Иркутском областном музыкальном театре имени Н. М. Загурского, Красноярском государственном театре оперы и балета имени Д. А. Хворостовского, в ведущих российских концертных залах.
В Мариинском театре исполнил более 30 партий, в числе которых Руслан («Руслан и Людмила» Глинки), Фигаро («Свадьба Фигаро» Моцарта), Эскамильо («Кармен» Бизе), Коллен («Богема» Пуччини), Линдорф, Коппелиус, доктор Миракль, Дапертутто («Сказки Гофмана» Оффенбаха). Выступал в спектаклях под управлением дирижеров Валерия Гергиева, Мариса Янсонса, Марко Армильято, Массимо Дзанетти и др.
Дарья Зыкова родилась в 1981 году в Москве. В 2005 году с отличием окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Ирины Масленниковой), в 2009 году – ассистентуру-стажировку вуза. Обладатель Гран-при Всероссийского конкурса вокалистов Bella voce (2002).
С 2008 года – приглашенная солистка Большого театра России, где дебютировала в партии Папагены («Волшебная флейта» Моцарта). В дальнейшем в репертуар певицы на главной российской сцене вошли партии Мерседес, Фраскиты («Кармен» Бизе), Бригитты, Маши («Иоланта», «Пиковая дама» Чайковского), Адели («Летучая мышь» И. Штрауса), Голоса Золотого петушка («Золотой петушок» Римского-Корсакова), Марианны Ляйтметцерин («Кавалер розы» Р. Штрауса), Ксении («Борис Годунов» Мусоргского), Герды («История Кая и Герды» Баневича), Берты («Севильский цирюльник» Россини).
Сотрудничает с Московской филармонией. Выступала с ведущими коллективами, среди которых Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Московский государственный академический симфонический оркестр, Российский национальный оркестр, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», Национальный академический оркестр народных инструментов имени Н. П. Осипова, Московский камерный оркестр Musica Viva; с известными дирижерами, такими как Владимир Федосеев, Василий Синайский, Павел Сорокин, Кристофер Мулдс, Дмитрий Юровский, Фабио Мастранджело, Мариус Стравинский, Лоран Кампеллоне, Кристоф-Маттиас Мюллер, Иоганнес Вильднер и другие.
Гастролировала в Италии, Германии, Австрии, Испании, Швеции, Польше, Литве, Эстонии, Молдове, США, Японии, Южной Корее.
Принимала участие в Международном фестивале «Опера априори», Международном музыкальном фестивале Юрия Башмета, международных фестивалях Аrs Longa, Primavera Classica, «Русская музыка на Балтике», «Спасская башня», Summertime, «Рахлинские сезоны». Постоянная участница проекта «Романтика романса» телеканала «Россия – Культура».
Автор уникальной методики музыкально-психологической реабилитации детей, перенесших тяжелые заболевания и стрессы, сирот, инвалидов. Ведет активную благотворительную и просветительскую деятельность. Награждена отличительным знаком Сербской патриархии.
Евгений Волчков родился в 1982 году в Москве. Окончил Детскую Школу Искусств №1 им. Н.А. Римского-Корсакова (класс домры И.Е. Свистовой и Л.В. Коробовой). В 2001 году окончил Московское областное базовое музыкальное училище им. А.Н. Скрябина в Электростали (класс домры Н.И. Королевой, класс дирижирования В.И. Тарасовой), Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс домры Заслуженного артиста России, профессора Р.В. Белова, класс дирижирования профессора С.М. Колобкова) и аспирантуру (руководитель – профессор Р.В. Белов).
В студенческие годы Евгений Волчков достиг высокого исполнительского профессионального уровня и овладел сложнейшим репертуаром от произведений эпохи Ренессанса до музыки современности, включающим оригинальные произведения, а также транскрипции и переложения, многие из которых сделаны Р. В. Беловым и самим исполнителем.
За время учебы в академии Евгений Волчков стал лауреат многих конкурсов. Среди них: I Всероссийский открытый конкурс исполнителей на домре (Нижний Новгород, 2005); VI Международный конкурс исполнителей на народных инструментах «Кубок Севера» (Череповец, 2006); II Международный конкурс-фестиваль «Современное искусство и образование» (номинация исполнитель-педагог; Москва, 2007); VII Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах (Владимир, 2008). Обладатель Гран-при I Российского открытого конкурса солистов-домристов на приз Александра Цыганкова (Нижний Новгород, 2006).
В 2006 году Е. Волчков награжден премией, учрежденной Указом Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи». В 2007 году музыкант – стипендиат фонда «Русское исполнительское искусство» В 2008 и 2010 годах Евгений Волчков был удостоен государственной стипендии, присуждаемой выдающимся деятелям культуры и искусства России.
Евгений Волчков участвовал во многих фестивалях в России, Финляндии, Германии, Швейцарии, Чехии, Латвии, Венгрии, Ливане, Швеции, Норвегии, Франции, Японии, Италии. С 2004 года – артист-солист Академического оркестра русских народных инструментов Всероссийской Государственной телерадиокомпании (художественный руководитель и главный дирижер — Народный артист СССР Николай Некрасов). Выступления Евгения Волчкова с оркестром в качестве солиста в абонементных концертах Московской государственной академической филармонии в Концертном зале им. П.И. Чайковского, Московском международном Доме музыки, Концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных всегда интересны, оригинальны и пользуются большим успехом у слушателей.
C 2008 года Евгений Волчков – артист-солист Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П.Осипова (художественный руководитель и главный дирижер – Народный артист России Владимир Андропов).
Евгений Волчков ведет насыщенную концертную деятельность, выступая в качестве солиста с ведущими коллективами России. Сотрудничает с пианистами Н. Кондрацкой и В. Румянцевым. На протяжении пяти лет Евгений Волчков принимает активное участие в концертных программах Московской филармонии.
Артист ведет активную концертную деятельность и пропаганду русской музыкальной культуры не только в России, но и за рубежом. За высокое исполнительское мастерство восхищенные немецкие критики назвали его «Паганини на домре».
Борис Лифановский родился в 1976 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс виолончели Кирилла Родина, класс камерного ансамбля профессоров Татьяны Гайдамович и Александра Бондурянского).
В 1996–2005 гг. – участник «Академ-трио» (с пианистом Яковом Кацнельсоном и скрипачкой Ириной Бланк), в составе которого стал лауреатом II Всероссийского конкурса камерных ансамблей имени С. И. Танеева и XX Международного конкурса в Трапани (Италия).
В 1999–2002 гг. – артист Симфонического оркестра Мариинского театра. С 2003 года – артист оркестра Большого театра России, с 2007 года – концертмейстер группы виолончелей. Продюсер серий концертов камерной музыки в Бетховенском зале Большого театра (с 2012 года). С 2017 года руководит Квартетом виолончелей Большого театра. Регулярно выступает как солист, а также в составе ансамблей.
Основатель первого российского сайта об академической музыке – «Московский музыкальный вестник» (1997). Основатель и владелец (2002–2013) российского портала об академической музыке ForumKlassika.Ru. Создатель и главный редактор портала ClassicalMusicNews.Ru (с 2006 года). Автор книг «Интернет для музыканта» (2005) и «Реконструкция» (2024).
Александр Арсентьев (художественное слово)
Дарья Зыкова (сопрано), Майя Балашова (народный голос), Максим Павлов (тенор)