Пианисты Юрий Фаворин и
Константин Емельянов посвящают вечер клавирной музыке Иоганна Себастьяна Баха:
вместе с Государственным академическим камерным оркестром России пианисты
исполнят концерты №№ 2 и 3 для двух клавиров с оркестром. Первый из них –
до-мажорный – изначально задумывался как концерт без сопровождения; это
единственный подобный случай в творчестве Иоганна Себастьяна. Добавленный позже
оркестр, состоящий только из струнных и basso continuo, лишь оттеняет
выразительность диалога солистов, а во второй части – великолепном по красоте
Adagio – отсутствует вообще. Третий, до-минорный концерт – это переложение
Двойного скрипичного концерта ре минор BWV 1043, одного из самых известных
сочинений Баха в жанре инструментального концерта. Певучие партии скрипок из
медленной части Двойного концерта в транскрипции для клавесина звучат более
сухо (отсюда и смена темпа с Largo
на Andante),
повод же для переложения остался неизвестен.
Программу клавирных
концертов Баха Юрий Фаворин представил в Зале Чайковского ровно два года назад,
в октябре 2022 года, с Московским камерным оркестром Musica Viva. Тогда
это был скорее эксперимент: пианист нечасто включал в программы своих
выступлений сочинения Иоганна Себастьяна, в его репертуаре привычнее было
слышать шедевры романтиков или современные сочинения. Год спустя он впервые в
своей карьере исполнил «Гольдберг-вариации» – одну из вершин творчества Баха,
покорить которую способны далеко не все пианисты. Для грядущего концерта в Зале
Чайковского Юрий Фаворин выбрал Партиту № 6 ми минор. «Партита мне особенно
близка: я играл ее еще студентом Московской консерватории. Тогда, помню, я
старался исполнять ее максимально патетично, а сейчас она слышится прозрачнее,
этакое цветное стекло», – размышляет пианист.
Для Константина
Емельянова, недавно ставшего победителем XXVII Международного конкурса
пианистов имени Рины Сала Галло в Монце, музыка Баха связана с особым ощущением
времени. В феврале 2024 года под лейблом Fuga Libera вышел сольный
альбом пианиста Over Time: Rameau, Rachmaninoff & Bach, получивший
восторженные рецензии журналов International Piano и Musica.
Программа, в которой намеренно нарушается хронологический порядок, завершается
Французской сюитой си минор Баха, что для Константина Емельянова становится
возвращением к состоянию гармонии. В Зале Чайковского пианист сыграет еще одну
сюиту Иоганна Себастьяна. «Сюита ми мажор, последняя из сборника Французских
сюит Баха, – один из "оазисов гармонии". Эта музыка будто светится
изнутри. Мне часто приходит в голову ассоциация с картинами караваджистов. Но
если на их полотнах игра светотени – это оттенки ночи, огня, рока, то в
баховской сюите свет теплый и мягкий», – считает Константин Емельянов.