В продаже абонемент Musica sacra nova
29 января 2025, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаСводный хор в составе:Камерный хор Московской консерватории (художественный руководитель – Александр Соловьёв)Тульский государственный хор (главный дирижёр – Алексей Зайцев)Хор студентов Академии хорового искусства имени В. В. Попова (художественный руководитель – Денис Храмов)Хор студентов ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова (художественный руководитель – Владимир Красов)Хор Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (дирижёр – Тарас Ясенков)Народный хор Российской академии музыки имени Гнесиных (художественный руководитель – Светлана Игнатьева)Центральный пограничный ансамбль ФСБ России (главный хормейстер – Максим Попов)
Главный хормейстер – Александр Соловьёв
Режиссёр-постановщик – Павел Сафонов
Сценография – Алексей Трегубов
Хореограф – Алишер Хасанов
Организатор концерта
Автономная некоммерческая организация
гастрольно-концертное агентство
«Концерты, фестивали, мастер-классы»
Юрий Башмет – один из крупнейших музыкантов современности, получивший всемирное признание, альтист, дирижер, общественный деятель. Родился в 1953 году в Ростове-на-Дону. В 1971 году окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу и поступил в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, где его наставниками были профессора Вадим Борисовский и Федор Дружинин.
Еще в студенческие годы Юрий Башмет стал лауреатом международных конкурсов в Будапеште (1975, II премия) и ARD в Мюнхене (1976, Гран-при). Он вывел свой инструмент на новый уровень: сыграл в Большом зале консерватории первую в истории сольную альтовую программу, стал первым исполнителем многочисленных сочинений для альта, написанных композиторами-современниками. В частности для Башмета писали Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Микаэл Таривердиев, София Губайдулина, Джон Тавенер, Гия Канчели, Александр Чайковский, Александр Раскатов; ему посвящено в общей сложности более 50 произведений. Он выступал как солист со многими ведущими оркестрами мира.
В 1982 году начал дирижировать, в 1986-м организовал и возглавил камерный ансамбль «Солисты Москвы». В 1992 году состав ансамбля полностью обновился: его участниками стали талантливые выпускники и аспиранты Московской консерватории. В 2008 году коллектив завоевал премию «Грэмми» за записи музыки Стравинского и Прокофьева, став первым в истории обладателем этой награды среди российских камерных ансамблей.
С 2002 года Юрий Башмет – художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».
Многолетняя дружба и творческое сотрудничество связывали Юрия Башмета и Святослава Рихтера. После смерти пианиста, на протяжении 16 лет возглавлявшего легендарные «Декабрьские вечера», Башмет стал его преемником. Маэстро возглавляет также фестиваль «Эльба – музыкальный остров Европы» (Италия), Зимний фестиваль классической музыки в Сочи, проводит именные фестивали в Минске, Ярославле, Челябинске, Хабаровске и Пензе, Фестиваль камерных оркестров мира в Омске.
С 1976 года Юрий Башмет преподает в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, с 1978 года – в консерватории (с 1988 года – доцент, с 1996 – профессор), где в 1996 году организовал и возглавил Экспериментальную кафедру альта. С 1980 года проводит мастер-классы в разных странах мира, преподает на летних курсах в Академии Киджи в Сиене (Италия) и в Туре (Франция).
Основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов (проводится в Москве). Руководитель Детской музыкальной академии стран СНГ в Новокуйбышевске и Молодежной музыкальной академии стран СНГ во Львове. В 2012 году выступил инициатором создания и возглавил Всероссийский юношеский симфонический оркестр, в состав которого вошли музыканты в возрасте от 10 лет до 21 года из многих городов России.
Юрий Башмет – участник многих крупнейших благотворительных акций мирового значения, сборы от которых были направлены в фонды помощи пострадавшим от стихийных бедствий в Армении, Японии, фонды помощи детям-инвалидам. Созданный Башметом Международный благотворительный фонд учредил Международную премию имени Д. Д. Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства.
Кино- и телекомпаниями разных стран (Англия, Франция, Россия) снято несколько фильмов о жизни и творчестве музыканта.
Юрий Башмет – народный артист СССР, народный артист России, Герой труда Российской Федерации; лауреат Государственной премии СССР и четырех Государственных премий Российской Федерации, Премии Правительства РФ. Удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» (III, IV и II степени), ордена Почета, ордена Дружбы, высших орденов Литвы, Италии, Франции (в том числе ордена Почетного легиона), Украины, Армении, Беларуси и многих других почетных наград и званий.
Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан в 1990 году указом Правительства Российской Федерации. В 2002 году художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал Юрий Башмет, открывший новую страницу в истории коллектива.
С оркестром сотрудничали прославленные дирижеры и солисты, среди которых Валерий Гергиев, Тань Дунь, Александр Лазарев, Саулюс Сондецкис, Дэвид Стерн, Лучано Акочелла, Теодор Курентзис, Владимир Ашкенази, Андрес Мустонен, Рауф Абдуллаев, Эмил Табаков, Максим Венгеров, Жан-Люк Понти, Барри Дуглас, Питер Донохоу, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Вадим Репин, Анне-Софи Муттер, Сергей Крылов, Кристоф Барати, Виктория Муллова, Наталия Гутман, Давид Герингас, Сергей Антонов, Александр Князев, Джеймс Голуэй, Дебора Войт, Анна Нетребко, Лора Клейкомб, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Анна Катерина Антоначчи, Патриция Чьофи, Элина Гаранча, а также артисты балета Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа, актеры Константин Хабенский, Сергей Безруков и другие.
С 2002 года оркестр дал более 1000 концертов в России и за рубежом: в Москве и Санкт-Петербурге, городах Поволжья, «Золотого кольца», Урала, Сибири, во многих странах Европы, Индии, Южной Корее, Японии.
В репертуаре оркестра сочетаются классика и современность, музыка разных стилей и жанров. Оркестр исполнил премьеры сочинений Джан Карло Менотти, Эдисона Денисова, Микаэла Таривердиева, Софии Губайдулиной, Гии Канчели, Александра Чайковского, Тань Дуня, Жан-Люка Понти, Тору Такемицу, Мортона Фелдмана, Игоря Райхельсона, Ханса Ротта, Эмила Табакова, Александра Балтина, Владимира Комарова, Бориса Франкштейна, Георгия Бузоглы, Владимира Беляева.
Особое место в репертуарной политике оркестра занимают концерты для детей и юношества. «Новая Россия» – постоянный участник детских филармонических абонементов, концертов с участием юных солистов, благотворительных и образовательных акций.
С 2008 года оркестр регулярно принимает участие в Зимнем музыкальном фестивале Юрия Башмета в Сочи и других международных фестивалях, которые маэстро проводит в российских регионах. В разные годы участвовал в Фестивале Мстислава Ростроповича, Московском Пасхальном фестивале, фестивалях «Виртуозы гитары» и VIVACELLO.
В дискографии коллектива – сочинения Моцарта, Бетховена, Вебера, Брамса, П. И. Чайковского, Рахманинова, А. Чайковского.
В марте 2007 года оркестру был выделен Грант Правительства Российской Федерации. В 2010 года коллектив удостоен Гранта Президента РФ. В 2014 году «Новая Россия» приняла активное участие в подготовке и проведении культурной программы XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи.
Уроженец Эквадора Фредди Кадена получил начальное музыкальное образование в Национальной консерватории Кито, затем обучался в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории (класс хорового дирижирования Леонида Павлова) и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс хорового дирижирования профессора Бориса Куликова, класс оперно-симфонического дирижирования профессоров Леонида Николаева и Виталия Катаева).
Участвовал в мастер-классах и стажировался у профессора Хельмута Риллинга – руководителя Международной Баховской академии в Штутгарте; во время стажировки выступал с оркестром Bach Collegium и хором Gachinger Kantorei в Москве, Германии и Испании. В 1992–2000 гг. проводил мастер-классы и летние курсы по дирижированию в Арагоне (Испания).
С 1994 года ежегодно участвует в международном фестивале современной музыки «Московская осень», в 2008 году его многолетняя работа на фестивале была отмечена золотой медалью (этой награды были удостоены также Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, Валерий Полянский и Владимир Понькин).
По инициативе музыканта в Союзе московских композиторов был создан камерный оркестр «Амадеус», в 1995–2005 гг. Фредди Кадена был художественным руководителем и дирижером этого коллектива. Под управлением Кадены «Амадеус» выступал во многих городах России и за рубежом, осуществил более 150 мировых премьер сочинений современных композиторов.
В 2000–2006 гг. Фредди Кадена работал в Оперном театре Московской консерватории в качестве дирижера, педагога и музыкального руководителя постановок. В 2005–2009 гг. работал в Московском академическом театре сатиры.
Сотрудничал с Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», Всероссийским юношеским симфоническим оркестром, симфоническими оркестрами Челябинска и Хабаровска, оперной студии Московской консерватории и Министерства обороны России, оркестрами Испании и Эквадора, Государственной академической хоровой капеллой имени А. А. Юрлова, хором Детской хоровой школы «Весна», ансамблем духовной музыки «Благовест».
Выступал с известными артистами, в числе которых Ирина Архипова, Владимир Крайнев, Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Александр Бахчиев, Елена Сорокина, Зариус Шихмурзаева, Мария Чайковская, Марина Яшвили, Валерий Попов, Алексей Бруни, Владислав Иголинский, Алексей Козлов, Роман Минц, Граф Муржа, Марина Тарасова, Никита Борисоглебский, Алексей Мельников, Артем Дервоед, Аида Гарифуллина, Суми Чо, Хибла Герзмава, Клара Юми Кан, Томас Цетмайр, Лара Сент-Джон.
В 2007 году выступил с докладом на Всемирном форуме «Диалог цивилизаций» (о. Родос, Греция). В качестве приглашенного дирижера участвовал в Московском международном фестивале «Виртуозы гитары», Международном конкурсе пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова (2022, специальность «композиция»), сотрудничал с театром «Кремлевский балет».
С 2011 года – дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета. Принимает участие в программах различных жанров, в том числе с известными джазменами – Михаилом и Андреем Ивановыми, Вадимом Эйленкригом, Игорем Бутманом. В апреле 2024 года участвовал в гастролях Всероссийского юношеского симфонического оркестра в Объединенных Арабских Эмиратах, в мае – в гастролях ГСО «Новая Россия» совместно с Московским джазовым оркестром Игоря Бутмана в Китае.
С 2016 года – профессор кафедры оперной подготовки Российской государственной специализированной академии искусств.
Андрей Мерзликин – актер театра и кино, режиссер, телеведущий. Родился в 1973 году в Московской области. В 1998 году окончил актерский факультет ВГИКа (мастерская Евгения Киндинова). В период учебы снимался в фильмах молодых режиссеров: «Айлостера» Ольги Дарфи, «Почему ты меня любишь?» и «Новости» Ильи Хотиненко, «Финал» Сок Квон Ки. За роль в фильме Натальи Погоничевой «Как я провела лето» получил приз в номинации «Лучшая мужская роль» на Международном студенческом фестивале ВГИК.
В 2000 году участвовал в международном театральном проекте «Отель “Европа”» Ивана Поповски, с которым посетил крупнейшие театральные фестивали Европы.
В 2001–2011 гг. – актер Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна, где игралв спектаклях «Женитьба Фигаро» (главная роль), «Три сестры» (Вершинин), «Ревизор» (Ляпкин-Тяпкин).
Широкая известность пришла к артисту после выхода на экраны фильма «Бумер» (2003) Петра Буслова. С тех пор он сыграл более 170 ролей в фильмах и сериалах. Работал с известными режиссерами, в числе которых Эльдар Рязанов, Алексей Балабанов, Павел Чухрай, Фёдор Бондарчук, Никита Михалков, Владимир Мирзоев, Александр Котт, Михаил Сегал.
С 2011 года занимается также режиссурой. С 2016 – ведущий документального проекта «Военная приемка. След в истории» на телеканале «Звезда».
Обладатель премии «Ника» (Гришка Отрепьев в фильме «Борис Годунов»), двух премий ФСБ (за роли в фильмах «Крик совы» и «Брестская крепость»), приза фестиваля «Созвездие» (фильм «Единичка»). Заслуженный артист России.
Олег Рябец родился в 1967 году в Киеве. Обучался в Киевской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (ныне Национальная музыкальная академия Украины) в классе профессора Клавдии Радченко и в Государственной классической академии имени Маймонида (класс профессора Важи Чачавы). Кроме того, занимался вокалом с профессором Российской академии музыки имени Гнесиных Зарой Долухановой. Удостоен специального диплома за лучшее исполнение барочной музыки на III Международном конкурсе вокалистов имени Н. А. Римского-Корсакова.
Дебют Олега Рябеца в качестве солиста-сопраниста состоялся в 1990 году: он исполнил партию сопрано в Симфонии № 2 Шнитке, выступив с Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР под управлением Геннадия Рождественского в Большом зале Московской консерватории. С тех пор певец ведет активную концертную деятельность, участвует в фестивалях и различных музыкальных проектах, а также исполняет ведущие партии в постановках барочных, классических и современных опер.
В 1990–1995 гг. – приглашенный солист «Вивальди-оркестра» под управлением Светланы Безродной. В 1998–2013 гг. – солист Московского театра «Геликон-опера».
В репертуаре певца – Гандарт («Александр в Индии» Иоганна Кристиана Баха), Эней («Эней в Лациуме» Джузеппе Сарти), Амур («Орфей и Эвридика» Глюка), Гименей («Глория и Гименей» Вивальди, российская премьера), Князь Мышкин («НФБ» Владимира Кобекина), Густав IV («Царица» Давида Тухманова), Золотой петушок («Золотой петушок» Римского-Корсакова) и другие партии.
Первый исполнитель партии Ирины в опере «Три сестры» Петера Этвёша (мировая премьера состоялась в Лионской опере под управлением Кента Нагано в 1998 году; live-запись выпущена на CD фирмой Deutsche Grammophon). Позже исполнял эту партию на сценах нидерландской Рейсоперы, Гамбургской государственной оперы, парижского Театра Шатле, Королевского театра де ла Монне в Брюсселе, на оперных фестивалях в Эдинбурге и Вене. Также первый исполнитель партий Ленина («Обнаженная революция» Дэйва Солджера, мировая премьера состоялась в Kitchen Theatre в Нью-Йорке, 1997; в 2018 году выпущен диск с записью под лейблом Mulatta) и Человечества («Джордано Бруно» Петра Аполлонова, мировая премьера состоялась в Москве в 2007 году).
Гастролировал во многих странах мира, выступал с сольными концертами в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Праге, Риме, Кракове, Лионе, городах Японии и др. В октябре 1997 года дал специальный концерт для британской королевы Елизаветы II в рамках первого и единственного официального визита Ее величества в Россию; в 1996 году в Лондоне принял участие в праздничном концерте в честь 75-летия ее супруга – принца Филиппа, герцога Эдинбургского.
Участвовал в международных фестивалях в Баден-Бадене, Потсдаме (Сан-Суси), Локкуме и Людвигсбурге (Германия), неоднократно – в фестивале FARINELLI™-Fest в Риге, где в 2005 году выступил в спектакле-пастиччо «Похищение Фаринелли», приуроченном к 400-летию со дня рождения знаменитого итальянского певца XVIII века Карло Броски по прозвищу Фаринелли. В 2011–2018 гг. Олег Рябец – постоянный участник фестиваля в Ле-Тукé (Франция), в 1994–2015 гг. – постоянный участник московского фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера».
В дискографии певца – "Stabat Mater" Перголези; кантата «Песнь песней царя Соломона» Владимира Кобекина (написана для Олега Рябеца); опера «Дидона и Эней» Пёрселла (дирижер Теодор Курентзис); сольные альбомы "Mr. Soprano sings Bel Canto", "Sopranist", "Innocent" и др.
Олег Рябец обладает редким по тембру и тесситуре контратенором. Запись его голоса хранится в Британском национальном звуковом архиве в Лондоне наряду с единственной записью голоса последнего известного певца-кастрата Алессандро Морески.