Гайдн. «Сотворение мира» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонемент Musica sacra nova

    Гайдн. «Сотворение мира»

    26 января 2025, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Государственный академический
    камерный оркестр России
    Ансамбль Questa Musica
    Филипп Чижевский, дирижёр
    Елене Гвритишвили (сопрано)
    Борис Степанов (тенор)
    Игорь Подоплелов (бас-баритон)

    Группа continuo:
    Александра Коренева (хаммерклавир)
    Дарья Гуща (орган)
    Илья Пашинцев (виолончель)

    В программе:
    Гайдн
    «Сотворение мира» – оратория для солистов, хора и оркестра, Hob XXI: 2

    12+

    Купить билеты

    Абонемент №4:

    Великие оратории

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 2 апреля 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович.

    В 1950–60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие.

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра, в частности Дмитрий Шостакович – Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде.

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический».

    Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998).

    С оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредди Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры.

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Chandos, Philips и других. К 50-летию коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD.

    В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с современной академической музыкой, композициями на темы рок-групп, этно-музыкой и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 2021 году оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении) со всемирно известными солистами и дирижером Кристофером Мулдсом.

    В сезоне 2023/24 коллектив принимает участие в концертах абонементов «Язык музыки», «Бах. Гендель», «Вечера органной музыки», «Семейство струнных», «Музыкальные проделки» и других. С оркестром выступают дирижеры Филипп Чижевский, Екатерина Антоненко, пианисты Константин Емельянов, Филипп Копачевский, скрипач Даниил Коган, виолончелисты Александр Рамм, Нарек Ахназарян, органист Александр Фисейский, вокальный ансамбль Intrada и другие известные исполнители.

    Ансамбль Questa Musica

    Ансамбль Questa Musica был основан в 2008 году, уже спустя год гастролировал в Венеции и дебютировал на сцене Московского международного Дома музыки. Сегодня ансамбль, в составе которого объединены оркестр и хор, зарекомендовал себя как один из наиболее авторитетных и разносторонних коллективов, его обширный репертуар охватывает русскую и зарубежную музыкальную классику, произведения эпох Возрождения и барокко, сочинения современных композиторов.

    Проекты с участием Questa Musica неоднократно номинировались на Национальную театральную премию «Золотая маска». Ансамбль принимал участие в постановках оперы «Дидона и Эней» Пёрселла (режиссер – Алишер Хасанов), оратории «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя (режиссер – Константин Богомолов), «Сказки о солдате» Стравинского (режиссер и хореограф – Олег Глушков). Участвовал в исполнении оратории «Мессия» Генделя, оперы «Королева фей» Пёрселла, симфоний и Реквиема Моцарта, цикла «Времена года» Вивальди и других шедевров барокко и классицизма на исторических инструментах. Исполнял «Свадебку» Стравинского совместно с Ансамблем ударных инструментов Марка Пекарского, оперу Autland Сергея Невского – с голландским ансамблем Vocaallab (дирижер – Титус Энгель). Принимал участие в первом российском проекте «Ночь музыки» (2013). 

    Коллектив участвовал в премьерах оперы «Франциск» Сергея Невского на Новой сцене Большого театра (режиссер – Владимир Бочаров), «Страстей по Никодиму» Александра Маноцкова на «Винзаводе» (режиссер – Денис Азаров), оперного сериала «Сверлийцы» (режиссер – Борис Юхананов, коллективная работа композиторов Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского, Алексея Сюмака, Сергея Невского, Алексея Сысоева и Владимира Раннева) и спектакля «Галилео. Опера для скрипки и ученого» (композиторы – Сергей Невский, Кузьма Бодров, Дмитрий Курляндский, Кирилл Чернегин, Павел Карманов, автор идеи и солистка – Елена Ревич) в Электротеатре Станиславский, оперы «Октавия. Трепанация» Дмитрия Курляндского в Амстердаме в рамках Holland Festival. Продолжением сотрудничества с Электротеатром Станиславский стал оперный сериал «Нонсенсорики Дримса» (режиссер – Борис Юхананов, коллективная работа композиторов Дарьи Звездиной, Александра Белоусова, Владимира Горлинского и Кирилла Широкова). 

    Среди заметных событий в творческой жизни Questa Musica в прошлые сезоны – выступления на фестивалях «Территория» (программа из сочинений лауреатов проекта «Русская музыка 2.0»), «Другое пространство» в Москве и V Фестивале современной музыки имени Кара Караева в Баку (Симфония для восьми голосов и симфонического оркестра Лучано Берио), «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» (программа английской музыки с ансамблем London Baroque Brass), V Байкальском Рождественском фестивале в Бурятии (концерт с испанской певицей Евгенией Бургойне), «Просветитель» на острове Валаам, «Кантата» в Калининграде, «Музыкальная экспедиция» во Владимирской области.

    Филипп Чижевский

    Филипп Чижевский родился в 1984 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по двум специальностям: «хоровое дирижирование» (2008, класс профессора Станислава Калинина) и «оперно-симфоническое дирижирование» (2010, класс профессора Валерия Полянского). Руководил хором Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, где также преподавал дирижирование. Лауреат Всероссийского конкурса дирижеров в Москве (2008).

    В 2008 году совместно с Марией Грилихес основал ансамбль Questa Musica, с которым работает в России и за рубежом. Вместе с ансамблем принимал участие в крупных проектах, среди которых постановки опер Пёрселла «Дидона и Эней» (Музей-усадьба «Архангельское», 2011) и «Королева фей» (Большой зал Московской консерватории, 2017), оперы «Франциск» Сергея Невского (Большой театр, 2012), «Сказки о солдате» Стравинского (Театральный центр на Страстном, 2013), оперного сериала «Сверлийцы» (Электротеатр Станиславский, 2015), оперы «Галилео» для скрипки и ученого (Электротеатр Станиславский, 2017) и оратории «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя (Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 2018).

    С 2011 года преподает в Московской консерватории (кафедра оперно-симфонического дирижирования).

    С 2011 года – дирижер Государственной академической симфонической капеллы России под руководством Валерия Полянского. Ассистировал Геннадию Рождественскому при подготовке абонементных концертов коллектива, участвовал с оркестром капеллы в проведении I Всероссийского музыкального конкурса, за что был удостоен Благодарности Министра культуры Российской Федерации. Провел премьеру оперы Майкла Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Пёрселла» в Перми (2012).

    В 2014 году выступил в качестве дирижера-постановщика оперы «Так поступают все женщины» Моцарта в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета. В 2016 году в рамках V фестиваля «Другое пространство» совместно с Владимиром Юровским и Фуадом Ибрагимовым представил российскую премьеру «Групп» Штокхаузена для трех оркестров и трех дирижеров (Концертный зал имени П. И. Чайковского). В 2018 году провел мировую премьеру сочинения «T–S–D» для виолончели с оркестром Гии Канчели на открытии X Международного фестиваля виолончельной музыки VIVACELLO.

    С 2014 года – приглашенный дирижер Большого театра России. Дирижер-постановщик оперетты «Перикола» Оффенбаха на Камерной сцене Большого театра (2019), а также одноактных опер «Дневник Анны Франк» Григория Фрида и «Белая роза» Удо Циммермана (2021). В 2021 года выступил дирижером-постановщиком оперы «Кармен» Бизе в Пермском театре оперы и балета имени П. И. Чайковского, в 2023 году – оперы «Летучий голландец» Вагнера в Перми и Москве (совместная постановка Пермской оперы с Московским театром «Новая опера» имени Е. В. Колобова).

    С сезона 2024/25 – художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова.

    Сотрудничает со многими известными российскими и зарубежными оркестрами, солистами и режиссерами. Со скрипачом Романом Минцем, Филармоническим оркестром Брно и Литовским камерным оркестром записал «Эскизы к закату» и «Русские сезоны» Леонида Десятникова; с пианистом Андреем Гугниным и Загребским филармоническим оркестром – Фортепианный концерт Бориса Папандопуло.

    В 2019 году удостоен Международной профессиональной музыкальной премии BraVo и Российской национальной театральной премии «Золотая маска» за работу в спектакле «Триумф Времени и Бесчувствия» (Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 2022-м удостоен премии «Золотая маска» за работу дирижера в спектакле «Кармен» Пермского театра оперы и балета. Ранее трижды номинировался на «Золотую маску».

    Елене Гвритишвили

    Елене Гвритишвили родилась в Санкт-Петербурге. Окончила дирижерско-хоровое отделение Санкт-Петербургского музыкального училища (класс Фёдора Леднёва и Анны Мейя) и вокальный факультет Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора Светланы Горенковой).

    В 2020–2022 годах была солисткой хора musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса. С этим коллективом исполнила множество премьер сочинений современных композиторов (в числе которых Алексей Ретинский, Филип Грейндж, Пол Арчболд, Андреас Мустукис, Вячеслав Круглик, Александр Маноцков, Леонид Резетдинов, Артемий Хаустов, Вигдише Ферхейс); выступала на фестивалях в Зальцбурге и Баден-Бадене, в Парижской филармонии, Большом зале Московской консерватории, Московском концертном зале «Зарядье»,  Санкт-Петербургской академической капелле, Пермском театре оперы и балета и на других сценах.

    В 2022–2024 гг. – артистка Молодежной оперной программы Большого театра России, где дебютировала в партиях Тибо («Дон Карлос» Верди) и Бригитты («Иоланта» Чайковского).

    Активно сотрудничает с камерным ансамблем «Солисты Москвы» и Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, выступает в залах Московской, Санкт-Петербургской и Красноярской филармоний, Зимнем театре в Сочи, ГЭС-2 и на других площадках.

    Принимала участие в исполнении Реквиема Доницетти (дирижер – Дмитрий Корчак), оперы «Королева фей» Пёрселла (дирижер – Филипп Чижевский) и в программе «Россини-гала» (дирижер – Дмитрий Юровский) в Концертном зале имени П. И. Чайковского.

    Выступала на XVI Зимнем международном фестивале искусств Юрия Башмета в Сочи, где исполнила партию Папагены в опере «Волшебная флейта» Моцарта. Участвовала в музыкальных перформансах и театральных постановках, в том числе в камерной опере «52» Александра Маноцкова на сцене Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова в Санкт-Петербурге.

    В сезоне 2024/25 – приглашенная солистка Баварской государственной оперы, где участвует в операх «Золушка» Россини (Клоринда), «Дон Карлос» (Тебальдо), «Аида» и «Макбет» Верди, «Гензель и Гретель» Хумпердинка и других.

    Борис Степанов

    Борис Степанов родился в 1986 году в Ленинграде (Санкт-Петербург). В 2005 году окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки, в 2010 году – Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (кафедрахорового дирижирования, класс профессора Валентина Нестерова, вокалу обучался под руководством Константина Плужникова). В 2015 году стажировался в Академии театра Ла Скала в Милане.

    Лауреат Международного конкурса «Три века классического романса» и Международного фестиваля-конкурса имени Георга Отса в Санкт-Петербурге; обладатель специального приза Международного конкурса оперных певцов имени Ханса Габора «Бельведер» (Латвия). В 2016 году удостоен Национальной оперной премии «Онегин» в
    номинации «Дебют».

    В 2005–2015 гг. – солист Камерного хора Смольного собора. С 2011 года – приглашенный солист Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д .Д. Шостаковича и Рижской филармонии. В 2015–2022 гг. – солист Михайловского театра (в настоящее время – приглашенный солист). С 2017 года – приглашенный солист Большого театра России.

    С 2023 года – солист Мариинского театра, где принимал участие в премьерах опер «Итальянкав Алжире»Россини (Линдоро),«Дон Паскуале» Доницетти (Эрнесто), «Волшебная флейта» (Тамино) и «Похищение из сераля» Моцарта (Бельмонт), «Лакме» Делиба (Джеральд).

    Выступал также в Московском музыкальном театре «Геликон-опера» (Граф Альмавива – «Севильский цирюльник» Россини), Большом театре Женевы (Юродивый – «Борис Годунов» Мусоргского), Театре Капитолия Тулузы (Малькольм – «Макбет» Верди), Муниципальном театре Сантьяго в Чили (Зиновий Борисович – «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), амстердамском зале Консертгебау (Кудряш – «Катя Кабанова» Яначека).

    В 2019 году по приглашению фирмы BIS Records исполнил партии Юродивого, Мисаила иБоярина для записи оперы «Борис Годунов» с Гётеборгским симфоническим оркестром под управлением Кента Нагано. Участвовал в записи альбома Village Stories («Сельские истории») с произведениями Стравинского, Яначека и Бартока (2023). В 2024 года под лейблом PentaTone была выпущена запись Реквиема Осипа Козловского в исполнении Ольги Перетятько, Олеси Петровой, Бориса Степанова, Кристофа Зайдля и Сингапурского симфонического оркестра.

    Гастролировал в Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Венгрии, Испании, Италии, Норвегии, Швеции, Польше, Чехии, Словении, Болгарии, Сингапуре, на Кипре ив других странах.

    В репертуаре певца, кроме вышеупомянутых партий, – Итальянский певец («Кавалер розы» Р. Штрауса), Ленский, Водемони Альмерик, Чекалинский, Раймонд («Евгений Онегин», «Иоланта», «Пиковая дама», «Орлеанская дева» Чайковского), Царь Берендей («Снегурочка» Римского-Корсакова), Молодой цыган («Алеко» Рахманинова), Квартальный надзиратель («Нос» Шостаковича), Дон Курцио («Свадьба Фигаро» Моцарта), Альфред («Травиата» Верди), Беппо («Паяцы» Леонкавалло), Ловчий («Русалка» Дворжака), Леопольд («Иудейка» Галеви), Неморино («Любовный напиток» Доницетти), Фроним («Алкид» Бортнянского), заглавные партии в опере-балете «Пигмалион» Рамо, операх «Атис» Люлли, «Царь Эдип» Стравинского и другие.

    Много выступает в концертных программах, исполняя теноровые партии в кантатно-ораториальных произведениях от эпохи барокко до Пендерецкого и Шнитке. Сотрудничал с известными дирижерами, среди которых Геннадий Рождественский, Саулюс Сондецкис, Василий Синайский, Александр Титов, Лео Кремер, Николай Алексеев, Валентин Нестеров, Марис Сирмайс, Дмитрий Юровский, Фредерик Шазлен.

    Игорь Подоплелов

    Игорь Подоплелов родился в 1993 году в Кирове. Окончил Московский областной музыкальный колледж имени А. Н. Скрябина и Академию хорового искусства имени В. С. Попова по специальности «музыкально-театральное искусство» (класс профессора Наталии Никулиной). Брал уроки у Светланы Нестеренко. В 2014 году участвовал в мастер-классе Семёна Скигина (исполнение немецкой камерной музыки). Лауреат Всероссийского вокального конкурса «Серебряный голос» (II премия, 2015), Международного музыкального конкурса-фестиваля Opera Bella (2021) и Международного конкурса молодых оперных певцов имени Федора Шаляпина в Санкт-Петербурге (2023, Гран-при).

    В 2019–2021 гг. – стажер оперной труппы Большого театра России, в настоящее время – приглашенный солист ГАБТа, где в его репертуар вошли партии Энея («Дидона и Эней» Пёрселла), Шонара («Богема» Пуччини), Сильвано («Бал-маскарад» Верди), Лебедева («Идиот» Вайнберга), Фиорелло («Севильский цирюльник» Россини) и другие.

    В 2015–2017 гг. принимал участие в концертном исполнении опер «Гамлет» Тома, «Роберто Деверё» Доницетти и «Тезей» Генделя (российская премьера) в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Выступал в программах памяти Арно Бабаджаняна (2016) и «Новый год с Владимиром Спиваковым» на телеканале «Культура» (2017). Совместно с пианистом Александром Гиндиным представил программу романсов Метнера на стихи Пушкина в Лозанне (2017). 

    Ведет активную концертную деятельность, выступая в главных залах Москвы. Среди важнейших ангажементов последних сезонов – оратория «Илия» Мендельсона (заглавная партия) в рамках Рождественского фестиваля духовной музыки в ММДМ (Национальный филармонический оркестр России, дирижер – Арсентий Ткаченко); «Немецкий реквием» Брамса в Зале Зарядье («Мастера хорового пения», Тюменский филармонический оркестр, дирижер – Алексей Карабанов); опера-оратория «Хроники. Александр Невский» Александра Чайковского во Владимире и Твери (партия Александра Невского, ГСО «Новая Россия», дирижер – Юрий Башмет); «Страсти по Иоанну» И. С. Баха в Зале Зарядье (партия Иисуса, ансамбль Intrada, оркестр Pratum Integrum, дирижер – Екатерина Антоненко); оратория «Мессия» Генделя в Концертном зале имени П. И. Чайковского (партия баса, ансамбль Questa Musica, дирижер – Филипп Чижевский).

    В апреле 2023 года исполнил заглавную партию на премьере оперы «Летучий голландец» Вагнера в Пермском театре оперы и балета имени П. И. Чайковского (дирижер – Филипп Чижевский, режиссер – Константин Богомолов) и в премьерной серии спектаклей в московском театре «Новая опера» имени Е. В. Колобова.

    С мая 2024 года – солист Михайловского театра, где исполняет партии Эскамильо («Кармен» Бизе») и доктора Фалька («Летучая мышь» Штрауса).

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    24 декабря в 19:00