Творческое объединение «Притяжение». Пьета

суббота, 20:00

В программе:

Иоганн Себастьян Бах
Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло ре минор, BWV 1004 (переложение для струнного квартета Р. Викулова)

Яначек
«Элегия на смерть дочери Ольги» – кантата для тенора, хора и фортепиано, JW 4/30

Шнитке
Фортепианный квинтет, соч. 108

Берг
Концерт для скрипки с оркестром «Памяти ангела» (версия для скрипки и 18 инструментов Ф. Караева)

Малер
Вокальный цикл «Песни об умерших детях»

Билеты проданы

Музыканты творческого объединения «Притяжение» создают смелые концептуальные проекты и пробуют новый репертуар. Пронзительная программа мартовского концерта посвящена сочинениям, в которых ощущается боль утраты. Опусы Густава Малера, Альбана Берга и Леоша Яначека посвящены детям, которым не было суждено стать взрослыми, а Фортепианный квинтет Шнитке написан в память о матери композитора. Знаменитая Чакона Баха из скрипичной Партиты № 2 ре минор (в переложении для струнного квартета) станет выражением всеобщей скорби. 

Вокальный цикл Малера «Песни об умерших детях» передает разные грани переживания утраты – от мнимой надежды до бурного отчаяния. Малер положил на музыку стихи Фридриха Рюккерта – поэта, потерявшего двоих детей; сам композитор в юности лишился шестерых братьев. Личной трагедией проникнута и «Элегия на смерть дочери Ольги» Яначека, написанная на русский текст: Ольга разделяла любовь отца к русской культуре и обучалась языку в Санкт-Петербурге. Глубоко субъективное сочинение для Яначека, Элегия озарена светлой печалью. Горестный Скрипичный концерт Берга (с подзаголовком «Памяти ангела») создан в честь погибшей Манон Гропиус – очаровательной 18-летней девушки, которую композитор знал с самого детства.

Фортепианный квинтет стал этапным сочинением для Шнитке и знаменовал для него поворот к духовности: за четыре года работы над циклом религиозные взгляды композитора в корне изменились. Вера в Бога стала для Шнитке защитой от ужасов внешнего мира и надежной опорой в испытаниях. После смерти матери – Марии Иосифовны Фогель – он признавался, что «почувствовал помощь оттуда»; ее памяти композитор и посвятил эту музыку.