Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Произведение Stabat Mater (1736) Джованни Баттисты Перголези уже в XVIII веке стало бестселлером: его популярность была так велика, что партитура расходилась по Европе не только в многочисленных рукописях, но и рекордными для того времени печатными тиражами. Для самого композитора этот успех, увы, оказался посмертным. Перголези закончил Stabat Mater незадолго до своей безвременной смерти в возрасте 26 лет от чахотки, и трагическая аура «лебединой песни» не могла не привлекать к этому духовному опусу дополнительного внимания. Звучащий в нем текст знаменитой средневековой секвенции посвящен мысленному созерцанию страданий Богоматери на Голгофе; финальная строфа выражает надежду молящегося на благую участь после собственной неизбежной смерти. При этом у Перголези, в отличие от многих композиторов предшествовавших времен, этот текст звучит без аффектации, без укрупненной патетики, без привычного когда-то для духовной музыки «ученого» гармонического языка.
Подобно светским сочинениям композитора, Stabat Mater – образец совершенно новой эстетики, ясной, грациозной, доверительной. И даже когда оперная музыка 1730-х годов была забыта, произведение Перголези продолжало вызывать неизменный интерес слушателей. А также композиторов, пытавшихся его «актуализировать» – например, перерабатывая отдельные номера для хора и расширяя оркестровый состав. Но под управлением Дмитрия Синьковского Stabat Mater прозвучит именно в первоначальной версии для двух голосов (сопрано и альт) в сопровождении струнных и basso continuo.
Когда в 1919 году Сергей Дягилев задумал балет в стилистике итальянской комедии дель арте XVIII века, он подумал в первую очередь тоже о музыке Перголези – теперь уже, разумеется, светской. Импресарио лично подобрал инструментальные и вокальные пьесы, приписываемые великому неаполитанцу, и предложил Игорю Стравинскому переработать их для нового балета. Как выяснилось многим позже, на самом деле бóльшая часть этой музыки была создана другими композиторами XVIII столетия (а иногда представляла собой и позднюю стилизацию). Но, изучив материал, Стравинский не остался равнодушен к самой стилистике «галантной эпохи» и с энтузиазмом взялся за работу, оказавшуюся для его творчества поворотной точкой – как говорил он сам, «прозрением, благодаря которому стала возможной вся моя поздняя работа»: именно с «Пульчинеллы» начался неоклассицизм Стравинского.
Сам композитор полагал, что «замечательно в "Пульчинелле" не то, как много, а то, как мало там добавлено или изменено». Тем не менее его балет – не стилизация, не косметическая аранжировка готового материала, а сознательное, глубоко авторское «пересочинение» старинной музыки: сохраняя оригинальный мелодический абрис, Стравинский прихотливо играет не только с инструментовкой, но и с ритмикой, гармониями, системой акцентов, нюансами выразительности. Премьера одноактного балета с хореографией Леонида Мясина и декорациями Пабло Пикассо состоялась в Париже в 1920 году. Двумя годами позже Стравинский переработал избранные номера «Пульчинеллы» в одноименную сюиту, которая регулярно появляется в концертном репертуаре. Оркестр La voce strumentale, однако, обращается именно к полной партитуре «балета с пением», где звучат арии, канцонетты и ансамбли в исполнении трех солистов (сопрано, тенора и баса).