26 апреля 2025, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаРежиссёр концертной версии – Ростислав Протасов
Организатор концерта –
Благотворительный фонд поддержки
музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой»
Василиса Бержанская родилась в 1993 году в Ессентуках. Окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Рузанны Лисициан) и Академию хорового искусства имени В. С. Попова (класс профессора Дмитрия Вдовина).
Финалистка телепроекта «Большая опера» на телеканале «Культура» (2014). Лауреат II Всероссийского музыкального конкурса (II премия, 2014), лауреат международных конкурсов: камерной музыки Елены Образцовой памяти Кончиты Бадиа в Санкт-Петербурге (II премия и спецприз за лучшее исполнение произведения композитора ХХ века, 2014), имени Муслима Магомаева (Гран-при, 2016), Debut в Германии (I премия и приз зрительских симпатий, 2018), Viotti Singing Competition в Италии (III премия и приз зрительских симпатий, 2018). Лауреат премии Фонда Елены Образцовой «За яркое начало в искусстве» (2018).
В 2014–2015 гг. – солистка Приморского театра оперы и балета (Владивосток). В 2015–2017 гг. – артистка Молодежной оперной программы Большого театра России. В 2017–2019 гг. – солистка Немецкой оперы в Берлине, в 2019–2023 гг. – солистка Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ).
В 2016 году проходила стажировку в Россиниевской академии в Пезаро под руководством Альберто Дзедды и исполнила на Россиниевском фестивале партию Маркизы Мелибеи («Путешествие в Реймс»). В том же году дебютировала в Большом театре России в роли Деспины («Так поступают все женщины» Моцарта). В 2017 году прошла стажировку в программе молодых оперных певцов в рамках Зальцбургского фестиваля.
Выступала на престижных сценах мира, в числе которых Римская опера, Королевский оперный театр Ковент-Гарден в Лондоне, Базельский театр, Венская государственная опера, Баварская государственная опера в Мюнхене, Немецкая опера в Берлине, Лионская опера, театр Массимо в Палермо, Филармонический театр Вероны, театр «Флорентийский музыкальный май», зал Консертгебау и Голландская национальная опера в Амстердаме, а также на фестивалях в Экс-ан-Провансе, «Арена ди Верона» и других.
Сотрудничала с известнейшими дирижерами современности, в числе которых Зубин Мета, Марис Янсонс, Даниэле Гатти, Владимир Юровский, Дмитрий Юровский, Альберто Дзедда, Микеле Мариотти, Андреа Маркон, Энрике Маццолла, Стефано Монтанари, Дональд Ранниклс, Джакомо Сагрипанти, Микеле Спотти, Риккардо Минази, Александр Ведерников, Владимир Федосеев, Гинтарас Ринкявичюс, Филипп Чижевский, Марк Элдер, Даниэль Орен и многие другие.
В репертуаре певицы – Анджелина, Маркиза Мелибея, Розина, Синаида, Изабелла («Золушка», «Путешествие в Реймс», «Севильский цирюльник», «Моисей и фараон», «Итальянка в Алжире» Россини), Дорабелла и Деспина, Донна Эльвира («Так поступают все женщины», «Дон Жуан» Моцарта), Аристея, Вагаус («Олимпиада», «Торжествующая Юдифь»), Норма и Ромео («Норма» и «Капулети и Монтекки» Беллини), Зибель («Фауст» Гуно), Ольга («Евгений Онегин» Чайковского), Фенена («Набукко» Верди), Диана («Орфей в аду» Оффенбаха), Сара («Роберто Деверё» Доницетти), Шарлотта («Вертер» Массне), Тразимед («Меропа» Джакомелли), Дидона («Дидона и Эней» Пёрселла) и другие партии.
В числе ангажементов сезона 2023/24 – «Сила судьбы» Верди (Прециозилла) в лондонском театре Ковент-Гарден, «Магомет II» Россини (Анна) в Театре Сан-Карло в Неаполе, «Анна Болейн» Доницетти (Джейн Сеймур) в Немецкой опере в Берлине, «Золушка» Россини (Анджелина) в Лирической опере в Чикаго и Венской государственной опере, «Кармен» Бизе (дебюты в заглавной партии) в Вене и Лондоне, «Сказки Гофмана» Оффенбаха (Никлаус и Муза поэзии) – дебют в нью-йоркской Метрополитен-опере, «Арсильда, царица Понта» Вивальди (Лизея) в концертном исполнении в Базеле, «Путешествие в Реймс» (Коринна) на Россиниевском фестивале в Пезаро, а также исполнение Stabat Mater Россини в Театре Массимо в Палермо.
Удостоена Национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Гость» (2019), Международной премии International Opera Awards в номинации «Лучшая молодая певица» (2021) и Российской оперной премии Casta diva в номинации «Взлет» (2021).
Дмитрий Чеблыков родился в Ташкенте. Окончил Ростовский колледж искусств, затем Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс Анатолия Лошака). Принимал участие в постановках оперной студии консерватории, исполнил партию Доктора в мировой премьере оперы «Король шахмат» Александра Чайковского. В настоящее время проходит ассистентуру-стажировку в Академии хорового искусства имени В. С. Попова (класс профессора Дмитрия Вдовина). В 2017–2021 гг. был артистом Молодежной оперной программы Большого театра, где его наставником был Дмитрий Вдовин.
Лауреат II Всероссийского конкурса имени Наталии Шпиллер «Шедевры русской музыки» (I премия, 2015), IX Международного конкурса вокалистов имени А. П. Иванова в Твери (I премия, 2015), VII Всероссийского конкурса молодых вокалистов имени Н. А. Обуховой в Липецке (II премия, 2016), XIII Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой в Санкт-Петербурге (I премия, 2021), Международного конкурса Пласидо Доминго «Опералия» в Москве (III премия, 2021).
В 2016 году участвовал в концертном исполнении оперы «Война и мир» Прокофьева с Госкапеллой России под управлением Валерия Полянского (партия Денисова) и концертном исполнении оперы «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского (партия Лакея). В 2019 году выступил в концерте, посвященном 80-летию Елены Образцовой, в зале «Зарядье» с оркестром театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова («Кармен» Бизе в концертном исполнении – партия Моралеса); принял участие в Россиниевском оперном фестивале в Пезаро («Путешествие в Реймс» – Лорд Сидней); дебютировал в «Новой опере» в партии Алидоро («Золушка» Россини).
В 2021 году выступил в Большом театре России в партиях Фонарщика («История Кая и Герды» Сергея Баневича), Лебедева («Идиот» Вайнберга) и Стенио («Маддалена» Прокофьева, Камерная сцена), а также дебютировал в партии Мизгиря («Снегурочка» Римского-Корсакова) в Новосибирском театре оперы и балета. В июне 2022 года состоялся дебют певца в роли Эскамильо («Кармен» Бизе) в Оперном театре Осло.
Елизавета Кулагина родилась в 1998 году в Омске. Окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (2021) и ассистентуру-стажировку консерватории (2023, класс профессора Тамары Новиченко).
Лауреат XIV Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 2023 III премия), IX Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской (2024, I премия), II Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмавы (2025, III премия).
Финалистка и обладатель специального приза Международного вокального конкурса имени Монтсеррат Кабалье (Мадрид, 2022). Обладательница звания «Лучший участник II тура» XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского (2023) и специальной премии «За лучшее исполнение романса Глинки» XXVII Международного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки (2024). Финалистка седьмого сезона телепроекта «Большая опера» (2023).
Стипендиат благотворительных фондов Владимира Спивакова и «Новые имена», лауреат премии Президента по поддержке талантливой молодежи. При содействии фонда Владимира Спивакова участвовала в мастер-классах Елены Образцовой, Галины Писаренко, Сергея Лейферкуса, Рубена Лисициана, Галины Поливановой.
Принимала участие в Зимнем международном фестивале искусств Юрия Башмета в Сочи, где посещала мастер-классы Дмитрия Вдовина, Эрнесто Паласио, Дмитрия Корчака, Алексея Якимова, Розетты Кукки, а также выступила на заключительном гала-концерте (2020). В том же году участвовала в мастер-классах Ильдара Абдразакова и Лучано Ганчи в рамках фестиваля AbdrazakovFest и в заключительном гала-концерте фестиваля в Большом зале Московской консерватории.
В 2020–2021 гг. — артистка Молодежной программы оперных артистов Московского музыкального театра «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана (педагог – Наталья Загоринская), по окончании обучения принята в труппу театра. На сцене «Геликон-оперы» исполнила партии в операх «Евгений Онегин», «Черевички» и «Иоланта» Чайковского (Татьяна, Оксана и Иоланта), «Садко» и «Царская невеста» Римского-Корсакова (Волхова и Марфа), «Богема» и «Турандот» Пуччини (Мими и Лиу), «Царица» Тухманова (Александрина), «Мнимая садовница» Моцарта (Сандрина), «Травиата» Верди (Виолетта), «Сказки Гофмана» Оффенбаха (Антония).
Летом 2024 года участвовала в Молодежной программе Зальцбургского фестиваля, исполнив роль Пестрой Дамы в опере «Игрок» Прокофьева (режиссер – Питер Селларс).
Георгий Екимов родился в семье оперного певца, солиста Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Леонида Екимова. Проходил военную службу в ансамбле Ракетных войск стратегического назначения.Окончил Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (класс Алексея Мочалова) и Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс доцента Леонида Бомштейна). Участвовал в мастер-классах Евгения Нестеренко, Владимира Чернова, Рамона де Андреаса, Эндрю Лоуренс-Кинга, Анны Скибински и Ричарда Барретта. Стажировался на академиях молодых оперных певцов в Италии (имени Россини в Пезаро), Швейцарии и Китае.
В 2015–2016 годах завоевал Гран-при московского конкурса «Соловьиная роща» (в 2017 году был приглашен в жюри этого конкурса), I премию Московского международного фестиваля славянской музыки и III премию Международного конкурса оперных певцов в Праге (Vissi D'Arte).
С 2017 года – солист театра «Геликон-опера». В репертуаре певца – более 20 партий, в том числе в операх «Трубадур», «Бал-маскарад», «Травиата», «Аида»и «Набукко» Верди, «Тоска» и «Турандот» Пуччини, «Служанка-госпожа» Перголези, «Волшебная флейта» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини, «Борис Годунов» Мусоргского, «Пиковая дама», «Иоланта» и «Мазепа» Чайковского, «Садко» Римского-Корсакова, «Каменный гость» Даргомыжского, «Соловей» Стравинского, «Диалоги кармелиток» Пуленка, «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева, «Царица» Тухманова и «Чаадский» Маноцкова, оперетте «Летучая мышь» И. Штрауса и «Кофейной кантате» И. С. Баха.
В 2019 году выступил в роли Базилио («Севильский цирюльник» Россини) во Дворце искусств Королевы Софии в Валенсии (Испания). На сцене венского Театра ан дер Вин спел партии Бертрана и Орлика в концертных версиях опер «Иоланта» и «Мазепа» Чайковского. В 2022 году дебютировал в роли Лорда Сиднея («Путешествие в Реймс») на Россиниевском фестивале в Пезаро.
С 2021 года – приглашенный солист Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, где исполнял роль Ризничего («Тоска» Пуччини). С 2023 года – приглашенный солист Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.
Принимал участие в концертах в Москве (в том числе в МКЗ «Зарядье»), Монреале (Канада) и Валенсии (Испания). Сотрудничал с Новосибирским академическим симфоническим оркестром, Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н. П. Осипова и Академическим оркестром русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова. Сотрудничал с известными дирижерами, среди которых Александр Рудин, Михаил Татарников, Феликс Коробов, Эндрю Лоуренс-Кинг, Ариф Дадашев и другие.
Николай Землянских родился в 1997 году в Волжском Волгоградской области. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс доцента Александра Кузнецова), затем продолжил обучение в ассистентуре-стажировке Академии хорового искусства имени В. С. Попова (класс профессора Дмитрия Вдовина).
В 2019–2022 гг. – артист Молодежной оперной программы Большого театра, где выступал в операх «История Кая и Герды» Баневича (Фонарщик) и «Севильский цирюльник» Россини (Фиорелло).
Лауреат международных конкурсов, в числе которых XI Международный конкурс вокалистов имени Зары Долухановой «Янтарный соловей» в Калининграде (II премия, 2018) и XX Международный конкурс исполнителей русского романса имени Изабеллы Юрьевой в Таллине (Гран-при, 2019).
В 2021–2023 гг. выступал в Баварской государственной опере, зале Фестшпильхаус в Баден-Бадене, театрах Массимо в Палермо, Комунале в Тревизо, имени Дж. Верди в Падуе, во Дворце искусств королевы Софии в Валенсии, принимал участие в фестивалях в Зальцбурге, Уэксфорде, Венето, Зимнем фестивале искусств Юрия Башмета в Москве, фестивале «Золотая маска» в рамках проекта THEATRIUM (в спектакле Бориса Юхананова «Книга висячих садов» на основе одноименного цикла Шёнберга).
В репертуаре певца – партии в операх «Богема» Пуччини (Марсель), «Вертер» Массне (Альберт), «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского (Онегин и Елецкий), «Севильский цирюльник» Россини (Фигаро), «Волшебная флейта» Моцарта (Папагено), «Буря» Галеви (Просперо), кантата Carmina Burana Орфа и др. Неоднократно участвовал в концертах эстрадной музыки, в том числе в творческих вечерах Александры Пахмутовой.
В мае 2024 певец дебютирует в Нидерландской национальной опере в партии Герцога Ноттингемского («Роберто Деверё» Доницетти, дирижер – Энрико Маццола).
Лора Григорьева родилась в 2002 году. Обучалась в Венском университете музыки и исполнительского искусства (2017–2019) и Российском институте театрального искусства (мастерская Александра Тителя и Игоря Ясуловича, 2019–2023). В 2022 году продолжила обучение в Консерватории имени Рихарда Вагнера в Вене.
Участвовала в мастер-классах, организованных Фондом Елены Образцовой, зальцбургским Моцартеумом и Джульярдской школой, в рамках международного летнего фестиваля ISA в Австрии и Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета в Сочи, где занималась под руководством Рамона Bapгacа, Дмитрия Вдовина, Кристины Мхитарян, Сергея Лейферкуса, Алессандро Аморетти, Любови Орфёновой, Дмитрия Корчака, Вивики Жено, Паолетты Марроку, Ренаты Ламанды, Джулио Дзаппы, Барбары Фриттоли.
Лауреат международных конкурсов барочных вокалистов имени Каффарелли (III премия) и имени Антонио Чести (специальный приз), PearlsofNewYork (Гран-при), молодых певцов в Вене (I место).
На разных сценах исполняла партии в операх «Кармен» Бизе (Мерседес), «Непредвиденная встреча, или Пилигримы из Мекки» Глюка (Дардане, Балкис), «Волшебная флейта» Моцарта (Папагена, Первый мальчик, Третий мальчик), «Игрок» Прокофьева (Уважаемая дама).
Выступала в Новосибирской филармонии, Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, гастролировала в Италии, Австрии, США, на Мальте.
Выступала с оркестром «Фонограф-Симфо-Джаз» под управлением Сергея Жилина, Государственным камерным оркестром джазовой музыки имени Олега Лундстрема под управлением Бориса Фрумкина, Академическим Большим концертным оркестром имени Юрия Силантьева под управлением Александра Клевицкого, Калужским молодежным симфоническим оркестром имени Святослава Рихтера и ансамблем «Эрмитаж».
Дзамболат Дулаев родился в 1992 году во Владикавказе. Окончил Владикавказский колледж искусств имени Валерия Гергиева (2011, класс Людмилы Балык). Занимался вокалом под руководством профессора Алексея Мартынова в Московской консерватории. В 2014 году поступил в Российский институт театрального искусства (ГИТИС, факультет музыкального театра, мастерская профессора Дмитрия Бертмана, класс вокала доцента Ольги Мироновой). На сцене Учебного театра исполнял партии Гаспара («Рита, или Пиратский треугольник» Доницетти) и Кецала («Проданная невеста» Сметаны).
Лауреат первых премий Всероссийского вокального конкурса студентов музыкальных и театральных вузов «Виват, вокал! Виват, артист!» (2015, номинация «Опера»; 2017, номинация «Оперетта/Мюзикл»), конкурса молодых певцов III Международного фестиваля искусств имени П. И. Чайковского в Клину, V Международного конкурса молодых вокалистов имени П. Г. Лисициана во Владикавказе (2017) и XII Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой в Санкт-Петербурге (2019).
Выступал в операх «Царица» Тухманова, «Кармен» Бизе и «Севильский цирюльник» Россини в Московском музыкальном театре «Геликон-опера». Исполнял заглавную партию в первой национальной осетинской опере «Коста» Христофора Плиева на сцене филиала Мариинского театра во Владикавказе и исторической сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге (2018). Осенью 2020 года принимал участие в молодежном образовательном проекте фонда Елены Образцовой «Оперный класс» по подготовке спектакля «Амадеус. Лаборатория оперы» на музыку Моцарта (роль Дон Жуана). Премьера состоялась на сцене Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова.
Кирилл Попов родился в 2000 году в Мичуринске (Тамбовская область). В 2016–2021 гг. обучался в Московском областном музыкальном колледже имени С. С. Прокофьева (класс Людмилы Домраевой), в 2019–2020 гг. служил в Вооруженных силах РФ в составе Ансамбля песни и пляски Воздушно-космических сил РФ.
В настоящее время – студент Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Петра Скусниченко). На сцене театра консерватории пел в операх «Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского (Трике и Альмерик), «Травиата» Верди (Альфред, Гастон), «Франческа да Римини» и «Алеко» Рахманинова (Данте и Молодой цыган). Участник мастер-классов Дмитрия Корчака, Майкла Пола, Сальваторе Физикеллы, Алексея Исаева, Марины Мещеряковой, Альбины Шагимуратовой, Ларисы Рудаковой.
Лауреат всероссийских и международных конкурсов, в числе которых ХХМолодежные Дельфийские игры России (Пермь), Международный фестиваль-конкурс вокалистов имени Маргариты Ланды, международный конкурс вокалистов имени Наталии Шпиллер «Шедевры русской музыки», Международный конкурс вокально-фортепианных дуэтов Pianovoce. Дипломант Международного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки, обладатель специального приза Фонда Елены Образцовой.
Артист Молодежной программы оперных артистов Московского музыкального театра «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана. На сцене театра выступил в опере «Сказки Гофмана» Оффенбаха (Натаниэль), также в проектах молодежной программы «А вот и мы!» и «Оперы-минутки».
Участвовал в концертных исполнениях опер «Псковитянка» Римского-Корсакова (Ярославль, КЗЦ «Миллениум»), «Франческа да Римини» Рахманинова (Омская филармония), «Снегурочка» Римского-Корсакова (Москва, Филармония-2).
Выступает в Москве, гастролировал по России и в странах Латинской Америки (Колумбия, Перу и Гватемала).
Феликс Коробов родился в 1972 году в Иркутске. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальностям «виолончель» (класс профессора Марии Чайковской, 1996) и «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Василия Синайского, 2002); а также аспирантуру консерватории по специальности «струнный квартет» (класс профессора Андрея Шишлова, 1998).
Был концертмейстером группы виолончелей Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского (1996–2000); ассистентом главного дирижера и концертмейстером группы виолончелей Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова (2000–2002); главным дирижером театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова (2004–2006), где поставил оперы «Норма» Беллини, «Царская невеста» Римского-Корсакова и др.
С 2004 года – главный дирижер Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Выступил музыкальным руководителем постановок опер «Травиата», «Сила судьбы», «Аида», «Макбет» и «Отелло» Верди, «Вертер» и «Манон» Массне, «Итальянка в Алжире» Россини, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, «Евгений Онегин» Чайковского, «Майская ночь» Римского-Корсакова, «Война и мир» Прокофьева, «Царь Эдип» Стравинского, балетов «Каменный цветок» и «Золушка» Прокофьева, «Неаполь» на музыку Гаде, Хельстеда, Паулли, Лумбю; осуществил мировые премьеры оперы «Гамлет (датский) (российская) комедия» Кобекина, оперного диптиха «Песни у колодца» Елены Лангер и «Слепые» Леры Ауэрбах; российские премьеры опер «Сократ» Сати и «Бедный матрос» Мийо, балетов «Русалочка» и «Татьяна» Леры Ауэрбах, «Маленькая смерть. Шесть танцев» на музыку Моцарта; московские премьеры оперы «Медея» Керубини, балета «Манон» на музыку Массне. В репертуаре дирижера свыше 30 оперных спектаклей.
Феликс Коробов ввел в МАМТе практику симфонических концертов, представив программы, посвященные творчеству Рахманинова, Равеля, Шостаковича, Бетховена и др. С оркестром театра выступали солисты Пауль Бадура-Шкода, Дмитрий Башкиров, Денис Мацуев, Саяка Сёдзи, Хибла Герзмава, Сергей Лейферкус, Владимир Галузин и др. В 2008 году под управлением Феликса Коробова в Австрии был выпущен компакт-диск оркестра с произведениями Брамса (солист – Пауль Бадура-Шкода). Дирижер сотрудничал с балетмейстерами Джоном Ноймайером, Олегом Виноградовым, Юрием Григоровичем. С Юрием Вамошем осуществил постановку балета «Спартак» Хачатуряна в Немецкой опере на Рейне (Дюссельдорф).
Музыкант успешно гастролирует как дирижер и виолончелист. Выступал с симфоническими оркестрами России, Германии, Италии, Испании, Финляндии, Эстонии, Латвии, Грузии, Китая, США и других стран. Главный приглашенный дирижер Оркестра Государственного Эрмитажа («Санкт-Петербург Камерата»). С 2017 года регулярно сотрудничает с миланским театром Ла Скала, где осуществил возобновления балетов Джона Кранко («Онегин»), Кеннета Макмиллана («Манон»), Рудольфа Нуреева («Спящая красавица»), спектакля «Баланчин/Килиан/Бежар».
С июня 2024 года — главный приглашенный дирижер БСО имени П. И. Чайковского.
С 2007 года преподает в Московской консерватории на кафедре оперно-симфонического дирижирования, является художественным руководителем и главным дирижером Камерного оркестра МГК. Участвовал в работе жюри международных конкурсов: вокалистов имени М. И. Глинки, камерных ансамблей имени Т. А. Гайдамович, исполнителей на духовых и ударных инструментах Московской консерватории, фестиваля «Золотая маска».
Народный артист Российский Федерации (2020), заслуженный артист Российской Федерации (2008) и Республики Абхазия (2012), лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (2012), премии Фонда Ирины Архиповой (2012), Премии Москвы в области литературы и искусства (2016).
Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (первоначально Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения) основан в 1930 году как первый симфонический оркестр Советского Союза. «Игра БСО, относящегося к числу самых лучших оркестров, отличается совершенно неповторимым звучанием, своеобразным “певучим” колоритом», – говорил о коллективе композитор Георгий Свиридов, наряду с которым оркестру доверяли премьеры своих сочинений Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Борис Чайковский, Мечислав Вайнберг.
БСО в разные годы возглавляли Александр Орлов, Николай Голованов, Александр Гаук, Геннадий Рождественский, с коллективом выступали дирижеры Леопольд Стоковский, Герман Абендрот, Лорин Маазель, Курт Мазур, Евгений Мравинский, Карло Цекки. С 1974 года художественным руководителем оркестра является Владимир Федосеев, сформировавший особенный, узнаваемый почерк, который принес БСО международную известность.
В числе блистательных музыкантов с мировым именем, сотрудничавших с оркестром, – Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Антонина Нежданова, Сергей Лемешев, Ирина Архипова, Лучано Паваротти, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Елизавета Леонская, Александр Князев, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Вадим Репин и многие другие. БСО с успехом выступает в крупнейших залах мира и одновременно ведет активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в музеях и вузах. Записи БСО, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Саnуоn, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».
В 1993 году в 100-летнюю годовщину со дня смерти Чайковского Большому симфоническому оркестру было присвоено имя великого композитора – за заслуги в области развития музыкальной культуры, выдающиеся интерпретации творческого наследия Чайковского в нашей стране и во всем мире; за рубежом оркестр известен под названием Tchaikovsky Symphony Orchestra.
В 2023 году Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского был удостоен премии BraVo в номинации «Оркестр года».
2024 год связан для коллектива с крупным юбилеем: в феврале исполнилось 50 лет с того дня, как БСО возглавил маэстро Владимир Иванович Федосеев. А в 2025 году оркестр отмечает свое 95-летие.
В январе 2025 года главным дирижером БСО имени П. И. Чайковского назначен Арсентий Ткаченко.
История коллектива берет начало в 1936 году, когда на основе вокального ансамбля при Радиокомитете СССР, организованного легендарным хормейстером Александром Свешниковым, был создан Государственный хор СССР. 26 февраля 1937 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся первый концерт коллектива. Первыми руководителями Госхора стали заслуженный артист РСФСР Александр Свешников (1936–1937, 1941–1980) и профессор Московской консерватории Николай Данилин (1937–1939).
В дальнейшем хор возглавляли прославленные дирижеры: Игорь Агафонников (1980–1987), Владимир Минин (1987–1990), Евгений Тытянко (1991–1995), Игорь Раевский (1995–2007), Борис Тевлин (2008–2012), Евгений Волков (2012–2019), Геннадий Дмитряк (2020–2024). С сезона 2024/25 коллектив возглавляет Екатерина Антоненко.
Коллектив неоднократно принимал участие в мировых и российских премьерах сочинений ХХ–XXIвеков, среди которых Мissa Brevis Кодая, Реквием Лигети, Симфония № 2 («ЯОНИМЫ») и Симфония № 3 («Земля») Дранги, опера «Ася» Ипполитова-Иванова. Хор записал компакт-диск «Шедевры отечественной хоровой классики» с произведениями XVIII–XXI веков и «Всенощное бдение» Рахманинова (к 150-летию со дня рождения композитора, совместно с Капеллой России имени А. А. Юрлова).
Госхор представляет сольные программы на лучших концертных сценах страны, сотрудничает с ведущими российскими оркестрами. В октябре 2021 года на сцене Большого зала Московской консерватории состоялся праздничный концерт, посвященный 85-летию коллектива.
Хор активно гастролирует по России. Яркие события последних лет – выступление коллектива у Ржевского мемориала Советскому солдату на церемонии закрытия Международной военно-исторической поисковой экспедиции; участие в торжествах в Волгограде, посвященных 80-й годовщине Сталинградской битвы; выступления на Международном фестивале имени М. Ф. Гривского во Пскове. Коллектив активно сотрудничает с Московским театром «Модерн», где задействован в постановке масштабного спектакля-мистерии Юрия Грымова «Война и мир» по роману Льва Толстого.
Одним из значительных событий музыкальной жизни Москвы стал открывшийся в 2022 году Фестиваль двух хоров, организованный совместно Госхором имени А. В. Свешникова и Госкапеллой России имени А. А. Юрлова под руководством Геннадия Дмитряка.
Детский хор Большого театра как самостоятельный коллектив существует с 1920 года. Хор принимал участие во множестве постановок театра: операх «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Хованщина» и «Борис Годунов» Мусоргского, «Так поступают все женщины» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Богема», «Тоска» и «Турандот» Пуччини, «Кавалер розы» Р. Штрауса, «Воццек» Берга, «Огненный ангел» Прокофьева, «Дитя и волшебство» Равеля, балетах «Щелкунчик» Чайковского, «Мойдодыр» Подгайца, «Иван Грозный» на музыку Прокофьева и других.
В настоящее время хор успешно совмещает участие в театральных спектаклях с автономной концертной деятельностью. Он выступал во всех залах Московской консерватории, в Концертном зале имени П. И. Чайковского, Московском международном Доме музыки, Центральном доме работников искусств, в залах музеев имени А. С. Пушкина, имени М. И. Глинки. Коллектив постоянно приглашается к участию в торжественных мероприятиях, правительственных концертах и различных культурных акциях (День славянской письменности, Год культуры в России). Гастролировал в Германии, Италии, Эстонии, Японии, Южной Корее и других странах.
Во многих концертах Детского хора принимают участие ведущие солисты Большого театра. Коллектив сотрудничал с Российским национальным оркестром, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», Государственным академическим русским хором имени А. А. Свешникова, Государственной академической капеллой России имени А. А. Юрлова, Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н. П. Осипова, неоднократно – с Симфоническим оркестром Большого театра.
В репертуаре коллектива – русская и европейская хоровая классика, духовная музыка XV–XX веков. Детский хор Большого театра записал несколько компакт-дисков, в том числе два альбома рождественских песнопений и концертные программы с пианистами Владимиром Крайневым и Михаилом Банком.
Юные хористы наряду с бесценным сценическим опытом получают первоначальное музыкальное образование, которое продолжают в дальнейшем в высших учебных заведениях, становятся лауреатами вокальных конкурсов, артистами ведущих хоровых коллективов и солистами оперных театров.
Художественный руководитель Детского хора Большого театра – Юлия Молчанова, выпускница Московской консерватории (класс профессора Бориса Куликова). С 2000 года Юлия является хормейстером Большого театра, с 2004 года возглавляет Детский хор. Принимала участие в качестве хормейстера взрослого и детского хоров во всех репертуарных спектаклях и концертной деятельности хорового коллектива. Награждена Почетной грамотой Министра культуры РФ.