Специальный гость – Владимир Мартынов
Рекомендуем для детей от 12 лет
Продолжительность 1 час 10 минут без антракта
Абонемент №55Б:
Язык музыки.
XVIII век, XIX век, XX век. 12+
Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).
С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».
Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.
С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).
Ведущая концертов, специалист по маркетинговым коммуникациям в сфере культуры.
С 2011 года работает в Московской филармонии, отвечает за SMM, видеоконтент и специальные партнерские проекты. В составе филармонической команды организует концерты с участием музыкантов и ведущих оркестров России и зарубежья. В паре с музыковедом Ярославом Тимофеевым ведет просветительский проект «Язык музыки» на сценах Концертного зала имени П. И. Чайковского и «Филармонии-2». Автор и ведущая цикла «Мой первый композитор».
В 2019 году вела трансляции XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского для канала medici.tv, которые посмотрели более 20 млн. зрителей по всему миру. В рамках этих трансляций брала интервью у Валерия Гергиева и других выдающихся музыкантов. В 2022 году вела онлайн-трансляции Международного конкурса имени С. В. Рахманинова, работая в прямом эфире на двух языках.
Руководила пресс-центром XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского, работала с журналистами из TheTimes, BBC Radio 3, FAZ и всех ведущих российских медиа. Была приглашенным спикером конференции Moscow PR Week (МГИМО), семинаров для менеджеров концертных организаций в Москве и Екатеринбурге.
В 2014 году создала просветительский YouTube-канал Muzium. Сегодня на канале опубликованы более ста лекций ведущих отечественных музыковедов, среди которых Левон Акопян, Лариса Кириллина, Роман Насонов. В 2021 году под брендом Muzium выходил подкаст проекта «Как полюбить оперу», включенный в подборку лучших мировых подкастов о театре журнала Forbes.
Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус. В 2022 году художественным руководителем оркестра стал Александр Рудин.
Российский национальный оркестр сотрудничал с выдающимися солистами и дирижерами, в числе которых Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский, Мстислав Ростропович, Джошуа Белл, Максим Венгеров, Владимир Юровский, Кент Нагано, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Евгений Светланов свой последний концерт в Москве дал именно с РНО.
В 2009–2020 гг. в Москве проходил Большой фестиваль РНО с участием ведущих исполнителей современности. С 2024 года Фестиваль РНО проходит в обновленном формате под руководством Александра Рудина.
РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившим там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.
В 2014 году РНО открыл в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова.
Совместно с всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более ста альбомов. Многие работы получили престижные международные награды, включая Diapason d'Or и Grammy.
Сезон 2024/25 оркестр и Александр Рудин открыли Фестивалем РНО, афишу которого составили три эксклюзивные программы. На открытии в день 150-летия со дня рождения Арнольда Шёнберга прозвучала оратория «Песни Гурре», собравшая на сцене более 300 музыкантов – рекордное для Зала Чайковского количество исполнителей. Второй вечер был посвящен прославленному контрабасисту и дирижеру Сергею Кусевицкому, кульминацией третьего стало исполнение мистерии Дебюсси «Мученичество святого Себастьяна».
Осенью 2024 года Российский национальный оркестр предпринял масштабный гастрольный тур по Азии, первым среди отечественных симфонических коллективов выступив во Вьетнаме. Концерты были посвящены 70-й годовщине освобождения Ханоя и проходили в рамках Vietnam Airlines Classic – Hanoi Concert (VACC), ежегодного фестивального проекта, в котором участвуют лучшие оркестры мира. Последовавшие за этим гастроли РНО в КНР стали важной частью программы Перекрестного Года культуры России и Китая. Первый концерт тура в Наньчане был приурочен к 75-летию установления дипломатических отношений между Россией и Китаем. Оркестр также принял участие в престижных международных форумах Qintai Music Festival в Ухане и Heilongjiang Performing Arts & Tourism Festival в Харбине.
Фёдор Безносиков родился в 1993 году. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку МГК (класс скрипки профессора Владимира Иванова, класс камерного ансамбля профессора Александра Бондурянского). Принимал участие в мастер-классах Захара Брона, Шломо Минца, Вольфганга Редика. В настоящее время обучается на факультете оперно-симфонического дирижирования МГК (класс доцента Феликса Коробова).
С 2023 года – дирижер Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; дирижер-постановщик балетов «Снежная королева» на музыку Чайковского и «Последний сеанс» на музыку Настасьи Хрущёвой.
Сотрудничает с Московским театром «Новая опера» имени Е. В. Колобова. Участвовал в постановке оперы «Летучий голландец» Вагнера, дважды выступал на Крещенском фестивале, представил российскую премьеру оратории Франца Шмидта «Книга за семью печатями» (2024). В театре «Геликон-опера» участвовал в постановке балета «Амок» Александра Симоненко.
Дирижировал Камерным оркестром Московской консерватории (фестиваль «Музыка Дягилевских сезонов»), Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова (абонемент Московской филармонии «Весь Стравинский»), Государственным академическим камерным оркестром России, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», оркестрами Самарской и Саратовской филармоний и другими коллективами. С 2024 года – дирижер Российского национального оркестра.
Лауреат многих международных и всероссийских конкурсов, в том числе международных конкурсов скрипачей Владимира Спивакова в Уфе, имени Юрия Янкелевича в Омске (вторые премии) и Фестиваля романтической музыки в Москве (I премия). В составе фортепианного трио стал победителем Международного конкурса имени Марии Юдиной в Санкт-Петербурге, лауреатом Всероссийского музыкального конкурса (II премия в категории «камерные ансамбли») и Международного конкурса камерных ансамблей имени Николая Рубинштейна в Москве (III премия). Был стипендиатом фондов «Новые имена» и Владимира Спивакова. Удостоен премий Президента Российской Федерации по поддержке талантливой молодежи (2006, 2008).
В 2016–2020 гг. – артист Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова. Ведет активную концертную деятельность как солист и участник камерных ансамблей. В качестве солиста выступал с «Виртуозами Москвы», камерными оркестрами Московской консерватории и Центра Павла Слободкина, Омским академическим симфоническим оркестром и другими коллективами.
Участвует в концертных программах Московской филармонии и Санкт-Петербургского Дома музыки. Неоднократно представлял премьеры произведений российских и зарубежных композиторов.
Гастролировал в Германии, Австрии, Испании, Франции, Италии, Эстонии, Китае, США; выступал на многих известных сценах, среди которых Большой зал консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Карнеги-холл (Нью-Йорк), Симфони-центр (Чикаго), Музикферайн (Вена), Моцартеум (Зальцбург) и Берлинская филармония.
Преподает в Московской консерватории (ассистент в классе скрипки профессора Владимира Иванова). В сезоне 2023/24 журнал «Музыкальная жизнь» назвал Фёдора Безносикова «Открытием года». Весной 2024 года издание The Blueprint включило музыканта в The Blueprint 100 – ежегодный список отечественных деятелей культуры и искусства, определяющих «наше ближайшее культурное будущее».
Мария Биорк окончила Государственное музыкальное училище имени Гнесиных (2004, Отделение хорового народного пения) и РАТИ-ГИТИС (2009, Факультет эстрады, мастерская В. Назарова). Во время учебы на втором курсе начала работать в Театре Наций (спектакли «Шведская спичка», «Сиротливый запад», «Фарс мажорный концерт», «Песни военных лет»). Сотрудничала с Московским Губернским театром (спектакль «Хулиган. Исповедь»), театральной компанией «Золотой лев» (мюзикл «”Цокотуха” не по-детски» С. Жукова), Центром драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина (спектакль «Русалка») и Государственным музыкальным театром под руководством В. Назарова. Снималась в фильмах «Turbo» (2011), «Кто такой господин Сосов» (2012), «Зимний путь» (2012), «Последний из сарацинн» (2014), «Давай меняться» (2015) и «Золотая рыбка» (2016).
Редкие вокальные данные в сочетании с актерским мастерством позволяют Марии участвовать в самых сложных и неожиданных музыкальных и театральных проектах. В ее репертуаре и фольклор, и джаз, и эстрада, и современная академическая музыка.
В 2012 году Мария Биорк стала солисткой группы «Paellera», исполняющей испанскую, португальскую, итальянскую и африканскую музыку. Вместе с группой она принимает участие в проектах театра «Апарте», театральном фестивале «Твой шанс» и фестивале «Усадьба Джаз». В 2013 году на Международном фестивале «Московская осень» Мария участвовала в премьерах микро-оперы американского композитора Р. Камерон-Вульфа «Me Marie» и «Ave Maria» российского композитора С. Жукова.
Артистка принимала участие в мультимедийном проекте В. Панкова «Война», осуществленном в честь 100-летия начала Первой Мировой войны и ставшем одним из самых ярких событий Международного театрального фестиваля в Эдинбурге (2015). В 2016 году она участвовала в премьерном показе рок-оперы Э. Артемьева «Преступление и наказание», сыграв роль Сони Мармеладовой (режиссер А. Кончаловский).
В сочинении «Ave Maria», которое было написано Сергеем Жуковым специально для М. Биорк, перед певицей поставлена сверхзадача рассказать историю человеческого духа, его взлетах и падениях, отчаяниях и надеждах. Многократно повторяя канонический текст, певица как будто проносит сквозь века живущее в глубинах человеческой души молитвенное чувство. И при этом решает массу сложнейших технических задач, которые заключает в себя авторская партитура. Она то поет под собственный аккомпанемент на рояле, то под сопровождение фонограммы, в которой продублирован ее собственный голос, обработанный электроникой.
Татьяна Иващенко родилась в Московской области. В 2009 году окончила с отличием Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке по специальности «хоровое дирижирование» (2009), в 2015 году – Российскую академию театрального искусства (ГИТИС, факультет музыкального театра, мастерская профессора Виктора Рябова, класс вокала доцента Татьяны Куинджи), в 2019 году – ассистентуру-стажировку Академии хорового искусства имени В. С. Попова (класс профессора Светланы Оссовской).
Лауреат I степени XVIII Международного конкурса Musica-Classicaв Рузе (2015), дипломант и обладатель специального приза за лучшее исполнение музыки XX века I Международного конкурса камерного пения имени Нины Дорлиак (2017), дипломант и обладатель диплома за лучшее исполнение романса Римского-Корсакова IV Всероссийского конкурса вокалистов имени Натальи Шпиллер (2017). Обладатель Гран-при Международного конкурса на лучшее исполнение вокальных сочинений Бориса Чайковского «Что нам оставил XX век» (2018). Финалистка XI Международного конкурса оперных певцов имени Габриэлы Беначковой в Йиглаве (Чехия, 2018).
С 2007 года – солистка и хормейстер Академического мужского хора МИФИ.
C 2020 года – солистка Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина.
В репертуаре певицы – Эвридика («Орфей и Эвридика» Глюка), Сюзанна («Свадьба Фигаро» Моцарта), Виолетта («Травиата» Верди), Марфа («Царская невеста» Римского-Корсакова), Берта («Севильский цирюльник» Россини) и другие партии. Регулярно участвует в Международном фестивале современной музыки «Московская осень», в авторских концертах современных композиторов.
Полина Панина в 2021 году окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс доцента Людмилы Ивановой). Продолжила образование в Центре оперного пения имени Галины Вишневской (класс профессора Анатолия Лошака). Стипендиат Президента Российской Федерации и получатель Гранта Президента РФ (2017–2021).
В 2022 году принимала участие в Зимнем международном фестивале Юрия Башмета в Сочи. В 2023 году участвовала в исполнении Реквиема Лигети (абонемент Московской филармонии «Другое пространство. Continuo»).
С 2023 года – солистка Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова. Участвует в спектаклях «Золушка» Россини (Тисба), «Кармен» Бизе (Мерседес), «Травиата» Верди (Флора), «Иоланта» Чайковского (Лаура), «Борис Годунов» Мусоргского (Федор), «Карлик» Цемлинского (подруга инфанты) и др.
Авторы и ведущие цикла:, Ярослав Тимофеев, Мария Холкина, Лука Гаделия (орган), Иван Петров (контратенор), Михаил Нор (тенор), Илья Татаков (бас)
В программе: Витали, Циполи, И. С. Бах, Гендель, Гайдн, Моцарт, Бетховен
Авторы и ведущие цикла:, Ярослав Тимофеев, Мария Холкина, Мария Лобанова (сопрано), Валентина Гофер (меццо-сопрано), Игорь Морозов (тенор), Сергей Поспелов (скрипка)
В программе: Бетховен, Шуберт, Шуман, Мендельсон, Паганини, Россини, Вагнер, Мусоргский, Дебюсси