Онлайн-трансляция

Композитор и эпоха: музыкальные иллюстрации
Александр Бородин. Творческая лаборатория: опыт вдохновения

Мария Модеме сопрано
Вадим Зубков баритон
Александр Полторацкий скрипка
Анастасия Деханова скрипка
Анна Ченчикова альт
Игорь Зимин виолончель
Полина Назарчук виолончель
Вадим Шапыгин фортепиано
Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла

Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Игорь Зимин виолончель | Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла | Мария Модеме сопрано | Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Игорь Зимин виолончель | Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла | Мария Модеме сопрано | Камерный зал Филармонии

Борис Чайковский – 100

среда, 19:00
12+

В программе:

Борис Чайковский
«Подросток» – поэма для оркестра (под впечатлением от романа Ф. Достоевского)
«Знаки Зодиака» – кантата для сопрано, клавесина и струнного оркестра на стихи Ф. Тютчева, А. Блока, М. Цветаевой, Н. Заболоцкого)
«После бала» – сюита из музыки к радиопостановке по рассказу Л. Толстого (редакция А. Чайковского)
«Ветер Сибири» – симфоническая поэма
Тема и восемь вариаций для большого симфонического оркестра

Билеты проданы

Борис Чайковский – из тех композиторов последнего столетия, которые не гнались за новаторством, но, оставаясь в рамках вполне традиционных для своего времени средств музыкального языка, сохраняли узнаваемый почерк и создавали произведения необыкновенной выразительной силы. В его наследии – пять симфоний, включая Камерную, шесть струнных квартетов и ряд других камерных ансамблей, четыре концерта для солиста с оркестром, музыка для кино, аудиосказки для детей и многое другое.

По словам музыковеда Левона Акопяна, Чайковский «твердо придерживался несколько старомодной веры в этическую силу музыки» – и в этом совпадал со своим учителем Дмитрием Шостаковичем, отличаясь от него в другом: «партитуры Чайковского, как правило, наделены "позитивным" эмоциональным профилем», завершаясь «либо на спокойной и просветленной, либо на яркой утвердительной ноте». Это подтверждают сочинения, вошедшие в программу концерта к столетию композитора: и симфоническая поэма «Ветер Сибири», и сюита из музыки к рассказу «После бала» Толстого, и «Тема и восемь вариаций» – одно из наиболее совершенных произведений Чайковского, написанное к юбилею Дрезденской государственной капеллы и ею впервые исполненное.

Более того, обратившись к роману «Подросток» Достоевского – для многих писателя мрачного и депрессивного, – Чайковский создал одну из лучших своих лирических мелодий, выбрав для нее хрупкий, щемящий тембр виолы д’амур. Тема стала лейтмотивом одноименного телефильма, из музыки к которому родилась поэма для оркестра. Выбрав для кантаты «Знаки зодиака» трагические стихотворения Тютчева, Блока и Цветаевой, Чайковский завершил ее в мажоре – абсурдистской колыбельной Заболоцкого «Меркнут знаки зодиака», сочинив музыку, конгениальную тексту.