Новый сезон абонемента «Миры современной музыки. Знаки времени» ансамбля «Галерея актуальной музыки» (ГАМ-Ансамбль) посвящен композиторам последнего столетия. Среди них и признанные классики XX века – Чарльз Айвз и Лучано Берио; и те, кому было суждено пополнить ряд «одиноких странников», – Джордж Крам, Клод Вивье, Николай Корндорф; и наши выдающиеся современники – Хельмут Лахенман, Сальваторе Шаррино, Беат Фуррер. Первый концерт цикла посвящен творчеству авторов, каждый из которых остался в стороне от магистральных музыкальных течений, сформировав собственный стиль, – американцев Чарльза Айвза и Джорджа Крама, а также канадца Клода Вивье.
Чарльз Айвз (1874–1954) считается одним из основателей американской композиторской школы, предвосхитившим многие современные техники. Его творчество получило мировое признание далеко не сразу – сочинения Айвза опередили свое время и при жизни автора исполнялись незаслуженно редко. Музыка Айвза – почти кинематографический монтаж разнородных стилей и жанров, появившийся задолго до рождения термина «полистилистика». Наряду с церковными и светскими гимнами, популярными песнями, фрагментами из шедевров классиков Айвз цитировал и собственную музыку, не делая между источниками большой разницы. Фортепианное трио – яркий тому пример.
Джордж Крам (1929–2022) не пошел по пути сериализма, охватившего западноевропейский и отчасти американский музыкальный мир во второй половине XX века. Свое внимание он сосредоточил на тембральных поисках – использовал нестандартные приемы игры, препарирование инструментов и электронное усиление звука, добиваясь тончайших оттенков динамики. Предельно сложный цикл Крама «Макрокосмос I» («Двенадцать пьес-фантазий по знакам Зодиака») расширяет технические возможности фортепиано и бросает вызов традиционной нотации: некоторые пьесы записаны в форме креста, круга или спирали.
Клод Вивье (1948–1983) изучал электроакустическую музыку под руководством Карлхайнца Штокхаузена в Кёльне, также учился в Нидерландах и во Франции. В 1976 году предпринял путешествие на Дальний Восток, оказавшее сильнейшее воздействие на его творчество. Музыку Вивье высоко ценил Дьёрдь Лигети, отмечая влияния церковной псалмодии и григорианского пения, индийской музыки, Скрябина, Мессиана, Стравинского. Пьеса для виолончели и фортепиано входит в цикл сочинений, написанных Вивье по заказу одного из исполнительских конкурсов Канады.