Петровские канты, духовные песнопения, музыка русской усадьбы
В. Титов, А. Ведель, Д. Бортнянский
Абонемент №181:
Соединяя времена. Этно-исторический экскурс
Ансамбль старинной музыки Monte Verde основан в 2014 году. Коллектив специализируется на исторически-информированном исполнительстве. В составе ансамбля выступают Александра Гребенюкова (меццо-сопрано, руководитель), Александр Гребенюков (тенор), Илья Мельников (тенор), Роман Рычков (бас).
В репертуаре ансамбля – европейская вокальная музыка эпох Средневековья, Возрождения, барокко, а также русская музыка XVI–XVIIIвв. Владение навыком расшифровки старинной нотации позволяет музыкантам обогащать свой репертуар редкими произведениями, в том числе не исполнявшимися в России ранее.
Артисты ансамбля стажировались у ведущих европейских музыкантов, среди которых Марко Джулиани, Эндрю Лоуренс-Кинг, Майкл Чанс, Хавьер Диас-Латорре, Лука Де Марки. Регулярно участвуют в исполнении барочных опер в составе хора Детского музыкального театра имени Н. И. Сац, в их числе «Орфей» Клаудио Монтеверди, «Игра о душе и теле» Эмилио Кавальери, «Любовь убивает» Хуана Идальго де Поланко. Участники ансамбля также выступают и в программах современной музыки.
Ансамбль Monte Verde принимал участие в Международном форуме испанского искусства Musica Ibericaв Московской консерватории, «Вечерах старинной музыки в Архангельском», Всероссийской акции «Библионочь-2023».
В числе наиболее заметных событий в творческой жизни ансамбля – программа «Подушечка Леди Хадсон» (театральная и светская музыка при дворе английской королевы Елизаветы) в Камерном зале Московской филармонии (2021); концерт Miserere в Римско-католическом кафедральном соборе (2022), где был исполнен концерт Agnus Dei Эгила Ховланна (редакция для фагота, вокального ансамбля и органа) совместно с фаготистом Станиславом Катениным и органисткой Анной Ветлугиной; театрализованный концерт к 350-летию Петра I «Петровская ассамблея» в Детском музыкальном театре имени Н. И. Сац (2022); российская премьера оперы «Певица» Гайдна в рамках Х Международного фестиваля камерной музыки «Зимний путь» (зал «Музея Чайковского в Москве», 2023).
Александра Гребенюкова окончила Ростовскую государственную консерваторию имени С. В. Рахманинова по специальностям «скрипка» и «академический вокал». Лауреат международных конкурсов. Участник концертных программ абонемента «Соединяя времена. Этно-исторический экскурс» (автор и руководитель – Анна Тончева) Московской филармонии.
Принимала участие в Международной Академии старинной музыки Opera Omniaв Детском музыкальном театреимени Н. И. Сац (2018–2019, постановки опер «Король Артур» Пёрселла, «Святой Алексий» Ланди под руководством Эндрю Лоуренс-Кинга), Летней оперно-симфонической лаборатории New Opera World (2020, «Ринальдо» Генделя, партия Мага), Всероссийской лаборатории музыкального театра» (2021) на базе Ивановского музыкального театра (художественный руководитель – Андрей Цветков-Толбин).
Стажировалась в изучении и расшифровке старинной нотации у Марко Джулиани (Италия) и Константина Щенникова-Архарова.
Прошла стажировку в качестве ассистента и помощника режиссера в проектах оперной студии «Искусство» (Международный славянский институт) под руководством Николая Петренко – постановках опер «Евгений Онегин» Чайковского и «Снегурочка» Римского-Корсакова. В 2022 году дебютировала в качестве режиссера-постановщика с оперой «Тайная рукопись» Анны Ветлугиной (Московский государственный институт культуры).
В декабре 2022 года исполнила партию альта в «Торжественной вечерне проповедника» Моцарта в Англиканской церкви Св. Андрея. В 2023 году поставила оперу «Певица» Гайдна в рамках Х Международного фестиваля камерной музыки «Зимний путь».
Руководитель ансамбля старинной музыки Monte Verde.
Александр Гребенюков окончил Ростовскую государственную консерваторию имени С. В. Рахманинова. Лауреат международных конкурсов. В 2014 году стажировался в Первой американской оперной академии в Москве у коучей нью-йоркского театра Метрополитен-опера (США). Участник концертных программ абонемента «Соединяя времена. Этно-исторический экскурс» (автор и руководитель – Анна Тончева) Московской филармонии.
Выступал с концертами в Ивановской государственной филармонии, Московском государственном детском музыкальном театре имени Н. И. Сац, Музее-заповеднике С. В. Рахманинова «Ивановка».
В сезоне 2018/19 – солист театра «Царицынская опера» (Волгоград).
В 2018–2019 гг. принимал участие в Международной Академии старинной музыки Opera Omnia в Детском музыкальном театреимени Н. И. Сац – в постановках опер «Король Артур» Пёрселла (партии Второго жреца и Воина) и «Святой Алексий» Ланди (партия Курцио) под руководством Эндрю Лоуренс-Кинга.
В 2021–2022 гг. участвовал в Летней оперно-симфонической лаборатории New Opera World, исполнил партии Бобыля и Лешего в опере «Снегурочка» Римского-Корсакова, партию Первого жреца в опере «Волшебная флейта» Моцарта.
В 2021 году в рамках Всероссийской лаборатории музыкального театра выступил в партии Сичкина в мюзикле «Мы хотим танцевать» Андрея Петрова.
В декабре 2022 года исполнил партию тенора в «Торжественной вечерне проповедника» Моцарта в Англиканской церкви Св. Андрея.
Солист ансамбля старинной музыки Monte Verde.
Илья Мельников окончил Московское хоровое училище имени А. В. Свешникова и Академию хорового искусства имени В. С. Попова (факультет хорового дирижирования).
Во время прохождения военной службы был солистом и помощником дирижера Ансамбля инженерных войск ВС РФ, отмечен благодарностью заместителя министра обороны.
Лауреат XIV Международного фестиваля-конкурса Musica Classica в номинации «вокальный ансамбль» (II премия). Участник концертных программ абонемента «Соединяя времена. Этно-исторический экскурс» (автор и руководитель – Анна Тончева) Московской филармонии. Артист ансамбля Monte Verde.
Роман Рычков родился в Кургане в семье музыкантов. Обучался в Детской музыкальной школе по классам академического вокала и фортепиано. В 2020 году с отличием окончил Курганский областной музыкальный колледж имени Д. Д. Шостаковича по специальности «хоровое дирижирование».
С 2020 года – студент Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (кафедра хорового дирижирования). Лауреат региональных, всероссийских и международных конкурсов.
Участник концертных программ абонемента «Соединяя времена. Этно-исторический экскурс» (автор и руководитель – Анна Тончева) Московской филармонии.
Анна Тончева – коллекционер и профессиональный исполнитель на струнных и духовых инструментах Средневековья, Ренессанса и раннего барокко. На протяжении многих лет сотрудничает с ведущими профессиональными музыкантами-коллекционерами Москвы, среди которых Борис Базуров и Роман Ломов (исторические русские инструменты), Марк Пекарский и Андрей Байрамов (перкуссия), Анатолий Гринденко (смычковые струнные инструменты), Владимир Лазерсон (волынки и исторические духовые), Маргарита Еськина (орган портатив, орган, клавесин, спинет).
Принимала участие в постановке оперы «Орфей» Монтеверди в Пермском театре оперы и балета имени П. И. Чайковского (спектакль удостоен Национальной театральной премии «Золотая маска»). Выступает в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой (в спектаклях «Принц и нищий», «Аладдин», «Спящая красавица»), Московском государственном академическом Детском музыкальном театре имени Н. И. Сац (в том числе в первой российской постановке барочной оперы Хуана Идальго де Поланко «Любовь убивает» и спектакле «Игра о душе и теле» Кавальери, удостоенном премии «Золотая маска»), театре «Инклюзион» (спектакль «Здесь больше, чем просто селедка» на музыку Владимира Мартынова, удостоен Гран-при Международного театрального фестиваля «Башня» в Калининграде) и театре «Собор» под руководством Любови Толкалиной.
Автор и ведущая музыкально-просветительских абонементов «Соединяя времена», «Дыхание вечности», «Коллекционеры» и «Слово, музыка, игра – в филармонию пора!» в Камерном зале Московской филармонии. Выступает также в музыкально-литературных композициях для детей с использованием песочной анимации. В 2001–2017 годах была солисткой ансамбля старинной музыки «Мадригал». В настоящее время активно сотрудничает с ансамблем «Академия старинной музыки» Московской филармонии (художественный руководитель – Татьяна Гринденко). Ведет семейный абонемент в Мемориальной квартире Святослава Рихтера. Принимает участие в программах радио «Орфей», Радио Москвы, телеканалов «Культура» и «Карусель».
Обладая редким навыком расшифровки старинных табулатур, Анна Тончева активно вводит в концертно-исполнительскую практику ранее не исполнявшиеся произведения старинных композиторов. Так, она впервые представила российскому слушателю творения Доменико Обицци – ученика Клаудио Монтеверди, а также познакомила публику с творчеством шотландского композитора Джеймса Освальда, автора сборника «Гербарий».
Илиан Кириличев получил образование в Академическом музыкальном училище
при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (классы
ударных инструментов профессора Виктора Гришина и доцента Валерия Баркова) и Государственном
музыкально-педагогическом институте имени М. М. Ипполитова-Иванова (класс
профессора Алексея Усова). Изучал игру на исторических ударных инструментах у
Педро Эстебана. Лауреат всероссийских и международных конкурсов.
С 2005 года – солист оркестра Московского государственного академического Детского музыкального театра имени Н. И. Сац. В составе оркестра принимал участие в фестивалях Ассоциации музыкальных театров России «Видеть музыку», российских премьерах оперы «Приключения Пиноккио» Джонатана Дава (постановка Opera North, Лидс, режиссер – Мартин Дункан), барочной оперы Celos aun del aire matan («Любовь убивает») Хуана Идальго де Поланко под руководством Эндрю Лоуренса-Кинга (режиссер– Георгий Исаакян) и других проектах.
С 2013 года сотрудничает с оркестром Центрального академического театра Российской армии. В 2013–2017 годах проводил серию концертов-лекций «Голос души», средства с которых перечислялись на строительство храмов в Москве. Занимается преподавательской деятельностью и музыкальной журналистикой.
Анна Тончева (арфа доппия, виуэла, раушпфайф, корнамуз), Дмитрий Булкин (барочный тромбон), Олег Маряхин (цинк, блокфлейта), Илиан Кириличев (барабан, кастаньеты, тамбурин, кахон), Елизавета Алексеева (барочная гитара), Александр Гребенюков (вокал)
Анна Тончева (лютня, раушпфайф, флейта, кости, готическая арфа), Александра Антошина-Альпер (вокал), Андрей Байрамов (ударные), Софья Власова-Кибрик (ребек, скрипка), Олег Маряхин (цинк, блокфлейты)
Анна Тончева (арфа доппия, лютня, раушпфайф, корнамуз), Андриан Принцев (сакбут), Олег Маряхин (цинк, блокфлейта), Юлия Граб (ребек, виола да гамба, скрипка), Майя Журютина (перкуссия, клавесин, органетто)