В продаже абонемент Musica sacra nova
19 января 2019
Большой зал Консерватории
Глазунов, Рахманинов, Рубинштейн, Гаврилин, Беляев, Городовская, Бизе, Хименес, Соросабаль
Абонемент №85:
Музыкальные истории. Субботние дневные концерты для всей семьи
В декабре 1945 года при Всесоюзном радиокомитете был образован Оркестр русских народных инструментов. Его создателем и первым руководителем (1945–1951) стал Пётр Алексеев – заслуженный артист РСФСР, последователь Василия Андреева, в прошлом артист и концертмейстер Великорусского оркестра. Основной задачей коллектива было поддержание патриотического духа советских людей в послевоенное время, сохранение русской музыкальной культуры, популяризация народных песен, а также музыки современных отечественных композиторов. С первых дней существования оркестра его выступления, проходившие в прямой трансляции, стали подлинным украшением радиоэфира. Со временем коллектив завоевал мировое признание.
В 1951–1956 годах оркестром руководил Виктор Смирнов, в 1957–1959 – Николай Речменский. В период руководства Владимира Федосеева (1959–1973) оркестр начал гастролировать за рубежом, в 1973 году ему было присвоено звание «Академический».
В течение 38 лет Академическим оркестром русских народных инструментов руководил выдающийся музыкант и дирижер, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Николай Некрасов (1973–2012). С 2012 года коллектив носит его имя.
В разное время с оркестром сотрудничали выдающиеся исполнители: Сергей Лемешев, Иван Скобцов, Виктория Иванова, Дмитрий Гнатюк, Валентина Левко, Борис Штоколов, Николай Кондратюк, Ирина Архипова, Елена Образцова, Тамара Синявская, Раиса Бобринёва, Артур Эйзен, Владислав Пьявко, Евгений Нестеренко, Виргилиус Норейка, Леонид Сметанников, Зураб Соткилава, Алибек Днишев, Давид Ойстрах, Андрей Корсаков, Феликс Словачек и другие. Многолетняя творческая дружба связывала оркестр и Николая Некрасова с народным артистом СССР Иосифом Кобзоном. С ним было записано более 300 песен, которые были выпущены на 18 компакт-дисках.
Большой популярностью пользовались выступления коллектива в Колонном зале Дома Союзов – ведущей площадке Всесоюзного радио и Центрального телевидения, затем Гостелерадио СССР. Благодаря теле- и радиотрансляциям каждый концерт становился заметным музыкальным событием в культурной жизни страны.
В 2011 году АОРНИ возглавил Пётр Земцов. С 2015 года художественным руководителем коллектива является заслуженный артист РФ Александр Машкович. 1 августа 2018 года главным дирижером оркестра назначен Андрей Шлячков, впервые вставший за пульт коллектива в 2010 году и значительно расширивший его репертуар за счет собственных аранжировок произведений классической музыки.
Сегодня Академический оркестр русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова – это высокопрофессиональный коллектив, исполняющий музыку разных эпох, стилей и направлений. Андрей Шлячков представил с оркестром более ста концертных программ, дирижировал коллективом во время записи телепередач «Романтика романса», «Субботний вечер», «Вся Россия» и других. Оркестр постоянно принимает участие в фестивале современной музыки «Московская осень» и фестивале «Первозданная Россия»; с большим успехом гастролировал в Польше, Чехии и Словакии. С коллективом сотрудничают звезды мировой оперы, среди которых Аскар и Ильдар Абдразаковы, Дмитрий Корчак, Василий Герелло, Ирина Долженко, известные солисты-инструменталисты и молодые талантливые музыканты.
Андрей Шлячков — дирижер Академического оркестра русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании.
Одним из первых творческих достижений Андрея Шлячкова стала победа на Всероссийском конкурсе исполнителей на русских народных инструментах «Кубок Урала» в Магнитогорске (1986), где он, ещё будучи студентом Нижне-Тагильского музыкального училища, стал Лауреатом I премии и обладателем Гран-при.
Выпускник Российской Академии музыки имени Гнесиных (1995); его наставниками были профессора: Н. Н. Некрасов (дирижирование, ассистентура-стажировка), П. И. Нечепоренко (балалайка) и Ю. Н. Шишаков (инструментовка). В 2011—2013 гг. стажировался на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории в классе профессора Владимира Александровича Понькина, у которого он получил прекрасную дирижерскую школу и который оказал большое влияние на формирование его творческой личности. Работает в Академическом оркестре русских народных инструментов ВГТРК — с 1994 года, сначала как артист оркестра, а с 2010 года — как дирижер.
Андрей Шлячков сотрудничает с современными композиторами, которые пишут музыку специально для оркестра русских народных инструментов, в том числе и для АОРНИ, такими, как: А. Ларин, И. Красильников, В. Панин, В. Беляев, Ю. Наймушин, В. Пешняк, Г. Зайцев, Н. Хондо, А. На Юн Кин, А. Курченко и другими. Выступает в лучших концертных залах: Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Е. Ф. Светланова и Камерном зале Московского международного Дома Музыки, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Концертном зале имени Сергея Рахманинова («Филармония-2»), Варшавском Конгресс-холле и др. В 2012—2013 гг. с большим успехом прошли выступления дирижера и Академического оркестра русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании в гастрольной поездке по городам Польши, Чехии и Словакии. Подготовил и осуществил совместно с АОРНИ запись целого ряда программ для проекта «Романтика романса» на ГТРК «Культура».
В мае 2015 года Андрей Шлячков успешно дебютировал в качесте оперного дирижера в Московском музыкальном театре «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана, с оперой Ж. Бизе «Кармен». А с сентября 2015 года является дирижером ММТ «Геликон-опера». В репертуаре дирижёра оперы: Ж. Бизе «Кармен», Ф. Пуленк «Диалоги кармелиток», Н. А. Римский-Корсаков «Садко», П. И. Чайковский «Евгений Онегин», Д. Ф. Тухманов «Царица», В. А. Моцарт «Мнимая садовница», Р. Леонкавалло «Паяцы», Дж. Верди «Трубадур».
За творческие успехи Андрей Шлячков награжден медалью Международного Союза Музыкальных Деятелей (2006) и отмечен благодарностью министра связи и массовых коммуникаций «За большой вклад в отечественную культуру, многолетний плодотворный труд» (2010).
Елена Гусева родилась в Кургане. Окончила с отличием Курганский музыкальный колледж имени Д. Д. Шостаковича (2006) и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Галины Писаренко, 2011). Лауреат международных конкурсов в Нинбо (Китай, 2008, IV премия), молодых оперных певцов Елены Образцовой в Санкт-Петербурге (2009, I премия), в Савонлинне (Финляндия, 2010, III премия), имени Франсиско Виньяса в Барселоне (Испания, 2011, III премия), имени П. И. Чайковского в Москве (2011, III премия).
С 2009 года – стажер, с 2011-го – солистка Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В репертуаре певицы – партии в операх «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского (Татьяна, Лиза), «Война и мир» Прокофьева (Наташа Ростова), «Хованщина» Мусоргского (Эмма), «Мадам Баттерфляй» и «Богема» (Чио-Чио-сан, Мими) Пуччини, «Кармен» Бизе (Микаэла), «Дон Жуан» Моцарта (Донна Эльвира), «Сила судьбы», «Аида», «Отелло» Верди (Леонора, Аида, Дездемона), «Енуфа» Яначека (заглавная партия), «Сказки Гофмана» Оффенбаха (Антония, Стелла). За роль Енуфы в 2019 году номинировалась на российскую театральную премию «Золотая маска».
В сезоне 2016/17 дебютировала в Гамбургской государственной опере в партии Ярославны («Князь Игорь» Бородина). В сезоне 2017/18 выступала в берлинской Дойче Опер (Мими – «Богема»), Венской государственной опере (Полина – «Игрок» Прокофьева) и на оперном фестивале в Савонлинне (Лиза – «Пиковая дама»). В сезоне 2018/19 пела в Лионской опере в премьерных спектаклях «Чародейки» Чайковского (Настасья, дирижер Даниэле Рустиони, режиссер Андрий Жолдак), в Гамбургской опере (Татьяна – «Евгений Онегин») и Венской государственной опере (Аида, дирижер Марко Армильято, режиссер Николя Жоэль; Дездемона, дирижер Мюнг-Вун Чунг, режиссер Эдриан Ноубл).
Сольные концерты певицы проходили в рамках Международного музыкального фестиваля в Трекастаньи (Италия), Бетховенского фестиваля в Бонне (Германия), фестивалей «Весна в России», «Крещендо», Святослава Рихтера в Тарусе и др.
В сезоне 2019/20 выступает в Большом театре России (Татьяна), Гамбургской опере (Лиза), Венской опере (Чио-Чио-сан).
Юлия Маточкина – победительница ХV Международного конкурса имени П. И. Чайковского, IX Международного конкурса молодых оперных певцов имени Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине (2015) и конкурса вокалистов Собиновского музыкального фестиваля в Саратове (2013).
Родилась в городе Мирный Архангельской области. Окончила Петрозаводскую государственную консерваторию имени А. К. Глазунова (класс профессора В. Гладченко). В 2008 году стала солисткой Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, на сцене которого дебютировала в роли Керубино из оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта. Сейчас в её репертуаре около 30 партий, в том числе в операх «Евгений Онегин» (Ольга), «Пиковая дама» (Полина и Миловзор), «Хованщина» (Марфа), «Майская ночь» (Ганна), «Снегурочка» (Лель), «Царская невеста» (Любаша), «Война и мир» (Соня), «Кармен» (заглавная партия), «Дон Карлос» (Принцесса Эболи), «Самсон и Далила» (Далила), «Вертер» (Шарлотта), «Фауст» (Зибель), «Дон Кихот» (Дульсинея), «Золото Рейна» (Вельгунда), «Сон в летнюю ночь» (Гермия) и «Зори здесь тихие» (Женька Комелькова).
На концертной сцене певица участвовала в исполнении Реквиемов Моцарта и Верди, Stabat Mater Перголези, Второй и Восьмой симфоний Малера, Девятой симфонии Бетховена, «Ромео и Джульетты» Берлиоза, кантаты «Александр Невский» и оратории «Иван Грозный» Прокофьева, Глаголической мессы Яначека. Юлия – постоянная участница Московского Пасхального фестиваля, фестивалей «Звёзды белых ночей» в Санкт-Петербурге, в Миккели (Финляндия) и Баден-Бадене (Германия). Выступала также на BBC Proms в Лондоне, фестивалях в Эдинбурге и Вербье. С оперной труппой Мариинского театра гастролировала в Австрии, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Швейцарии, Финляндии, Швеции, Японии, Китае и США, в 2015 году участвовала в концертном исполнении оперы «Тристан и Изольда» Вагнера в Большом театре «Лисеу» в Барселоне.
Владимир Дмитрук родился в 1987 году в Минске. Окончил Молодечненское музыкальное училище имени М. К. Огинского (2008, класс Маргариты Василевич) и в том же году поступил в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс Дмитрия Карпова). В 2013–2014 гг. – участник молодежной оперной программы Лос-Анджелесской оперы, в 2014–2015 гг. – солист молодежной труппы венского Театра ан дер Вин.
Лауреат международного конкурса «Маленькая опера» в Таллине (2008, I премия), Всеукраинского конкурса солистов-вокалистов имени Оксаны Петрусенко в Киеве (2009, I премия), V Международного конкурса оперных певцов «Cанкт-Петербург» Ирины Богачевой (2011, I премия), Московского международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада» (2012, Гран-при), XXI Международного конкурса «Опералия» Пласидо Доминго в Вероне (2013, приз Cultur Arte), X Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой в Санкт-Петербурге (2015, III премия и Приз зрительских симпатий).
С 2017 года – солист оперной труппы Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В репертуаре – партии Макдуфа, Альфреда и Кассио («Макбет», «Травиата» и «Отелло» Верди), Неморино («Любовный напиток» Доницетти), Ленского («Евгений Онегин» Чайковского), Гвидона («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), Антонио и Анатоля Курагина («Обручение в монастыре» и «Война и мир» Прокофьева).
В 2023 году выступил в сопровождении Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ в Волгограде в концерте, посвященном 80-й годовщине Сталинградской битвы.
В 2018 году удостоен специальной премии «Радио России» в номинации «Артист» за исполнение партии Макдуфа.
Финалист проекта «Большая опера» телеканала «Россия-Культура» (2017).
Родился в Ленинграде. Окончил Хоровое училище имени Глинки и Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова (класс профессора Валерия Лебедя), затем продолжил обучение в аспирантуре СПбГК (класс профессора Николая Охотникова). Лауреат Международного конкурса молодых исполнителей в Токио (I премия), конкурса имени Георгия Свиридова в Курске (I премия), XXI конкурса имени Глинки (II премия и специальный приз), конкурса имени Моцарта в Зальцбурге (специальная премия). Дипломант конкурсов в Кракове, Буссето («Вердиевские голоса»), молодых оперных певцов Елены Образцовой в Санкт-Петербурге (специальный приз). В 2005 году удостоен знания «Заслуженный артист Российской Федерации».
С 1993 года – солист Государственной академической певческой капеллы Санкт-Петербурга, с которой исполнил сольные партии в Реквиемах Верди и Моцарта, Девятой симфонии Бетховена, Мессе си минор Баха, поэме «Колокола» Рахманинова, «Свадебке» Стравинского и многих других кантатно-ораториальных произведениях. В 2003 году дебютировал в Большом театре России, где исполнил более двадцати сольных партий. Среди них Пимен («Борис Годунов» Mусоргского), Зарастро («Волшебная флейта» Моцарта), Собакин («Царская невеста» Римского-Корсакова), Мороз («Снегурочка» Римского-Корсакова), Кухарка («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Тимур («Турандот» Пуччини), Фауст («Огненный ангел» Прокофьева) и др.
Участник многих премьерных постановок Большого театра: «Фальстаф» Верди (партия Пистолы), «Дети Розенталя» Леонида Десятникова (мировая премьера, Розенталь), «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова (Князь Юрий), «Борис Годунов» Мусоргского (Рангони), «Дон Жуан» Моцарта (Лепорелло), «Воццек» Берга (Доктор), «Травиата» Верди (доктор), «Сомнамбула» Беллини (Рудольф), «Князь Игорь» Бородина (Игорь), «Дон Карлос» Верди (Великий инквизитор), «Кармен» Бизе (Цунига), «Иоланта» Чайковского (Рене). Принял участие в концертном исполнении оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси (Король Аркель) на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского.
Гастролировал во многих странах Европы, США, Южной Корее, Японии. В 2003 году дебютировал в Карнеги-холле и Линкольн-центре (Нью-Йорк), в 2004 году – в Консертгебау (Амстердам). Выступал со многими выдающимися дирижерами – Валерием Гергиевым, Геннадием Рождественским, Михаилом Плетневым, Юрием Темиркановым, Владимиром Юровским, Михаилом Юровским, Иегуди Менухиным, Владиславом Чернушенко, Александром Ведерниковым и др. Сотрудничал с режиссерами Юрием Любимовым, Эймунтасом Някрошюсом, Александром Сокуровым, Дмитрием Черняковым, Грэмом Виком, Франческой Замбелло, Пьером-Луиджи Пицци, Сергеем Женовачом и др.