Маэстро Рождественский вновь с Большим

    10 марта 2009

    Большой зал Консерватории

    схема проезда

    12+

    Абонемент №54:

    Симфонический оркестр и Хор ГАБТ России п/у Александра Ведерникова

    Исполнители:

    Симфонический оркестр и Хор Государственного академического Большого театра

    Дирижёр — Геннадий Рождественский

    В программе:

    Антон Брукнер (1824-1896)
    Симфония No. 8

    10 марта в Большом зале консерватории дирижер Геннадий Ррождественский выступит с симфоническим оркестром Большого театра России. В программе – Восьмая симфония Антона Брукнера.

    «Когда собираешься сообщить нечто важное, следует остановиться и перевести дух», – говорил Брукнер. Именно это можно ощутить, слушая почти все его симфонии. Геннадий Рождественский остановил свой выбор на Восьмой – одной из самых монументальных даже для Брукнера – симфонии. Одна из последних в творчестве композитора, симфония подводит итог его нравственным исканиям, напряженным раздумьям о смысле бытия. Не случайно автор дал ей подзаголовок «Апокалиптическая», да и в самой партитуре сохранились красноречивые композиторские ремарки: «возвращение смерти», «так бьют часы смерти». Символическое переплетение тем «рока», «молитвы», «гласов» образует гигантское трагическое полотно, ставящее героя симфонии в один ряд с байроновским Манфредом, гётевским Фаустом и Прометеем.

    Маэстро Рождественский для своего выступления с оркестром Большого театра выбрал первую, авторскую редакцию Восьмой симфонии – ту самую, которая при жизни Антона Брукнера считалась неисполнимой, главным образом, из-за ее протяженности. В результате чего и появилась на свет вторая сокращенная редакция этого произведения, признанная современниками «венцом музыки нашего времени» и с тех пор бытующая на концертной сцене. Однако Геннадий Рождественский, известный своим чутким отношением к авторскому замыслу и оставшимся в стороне от магистральных путей сочинениям великих мастеров, предлагает взглянуть на первоначальный замысел Брукнера.

    В репертуаре Геннадия Рождественского – весь цикл симфоний Брукнера, еще в 80-е годы прошлого века он исполнил и записал все симфонии этого композитора с Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР, также как циклы симфоний Малера, Глазунова и Шостаковича.

    Оркестр Государственного академического Большого театра России

    Оркестр Большого театра — старейший русский музыкальный коллектив и один из крупнейших симфонических оркестров в мире.

    В 1776 году, когда образовалась артистическая труппа будущего Большого театра, оркестр состоял из музыкантов, выкупленных у помещиков, а также из иностранцев и других вольных людей. Будучи участником всех музыкально-драматических и оперных спектаклей театра, оркестр исполнял музыку русских композиторов — Соколовского, Пашкевича, Матинского, Фомина. В конце XVIII века с появлением в программах театра первых балетных спектаклей состав оркестра увеличился, а на афишах появились имена Верстовского, Алябьева, Варламова. Репертуар продолжал расширяться: XIX век подарил оркестру сочинения Глинки, Даргомыжского, Серова, Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Глазунова, Моцарта, Доницетти, Верди, Вагнера, Бизе, Пуччини и других композиторов. Уже в конце XIX века коллектив начал выступать с симфоническими концертами.

    В 20-30-е годы ХХ столетия в оркестре собираются лучшие исполнительские силы страны. Коллектив активно работает над разнообразным концертным репертуаром и становится одним из самых популярных отечественных симфонических оркестров.

    Исполнительский стиль оркестра Большого театра складывался на протяжении двух веков. В его формирование внесли свою лепту многие выдающиеся дирижеры: Сергей Рахманинов, Вячеслав Сук, Николай Голованов, Арий Пазовский, Самуил Самосуд, Александр Мелик-Пашаев, Борис Хайкин, Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Юрий Симонов, Александр Лазарев, Марк Эрмлер. Последние годы Большой театр сотрудничал с группой постоянных приглашенных дирижеров, представляющих отечественное музыкальное искусство во всем мире: Василием Синайским, Михаилом Юровским, Владимиром Юровским, Кириллом Петренко, Теодором Курентзисом. В феврале 2014 года главным дирижером и музыкальным руководителем Большого театра стал Туган Сохиев.

    С оркестром Большого театра работали и известнейшие зарубежные маэстро — Бруно Вальтер, Оскар Фрид, Альберт Коутс, Фриц Штидри, Зденек Халабала, Герман Абендрот, Риккардо Мути, — которые неизменно отмечали высокий профессиональный уровень коллектива.

    За годы творчества у оркестра Большого театра сложилась прекрасная международная репутация, связанная как с его участием в гастролях театра, так и с концертной деятельностью. В 1989 году оркестр Большого театра был удостоен высшей музыкальной премии Италии — медали «Золотой Виотти» как лучший оркестр года.

    Коллектив осуществил большое количество записей оперных, балетных и симфонических произведений, многие из которых получили широкое признание и были отмечены наградами.

    Сегодня в составе оркестра Большого театра свыше 250 музыкантов. Среди них лауреаты и дипломанты международных конкурсов, заслуженные и народные артисты России. Концерты солистов и ансамблей оркестра театра проходят в Бетховенском зале — новом концертном зале в Историческом здании Большого театра.

    Московская филармония проводила абонемент Симфонического оркестра и хора Большого театра в Большом зале Московской консерватории. В нем принимали участие дирижеры Александр Ведерников, Гюнтер Хербиг, Леопольд Хагер, Юрий Темирканов, Иржи Белоглавек, Владимир Юровский, Энрике Маццола, Геннадий Рождественский, Владимир Ашкенази, солисты — Николай Луганский (фортепиано), Франк Петер Циммерман (скрипка),Борис Белкин (скрипка), Биргит Реммерт (контральто), Джеральд Финли (баритон), Марина Поплавская (сопрано) и Юлиана Банзе (сопрано). В сезоне 2011/12 состоялись концерты симфонического абонемента оркестра и хора Большого театра в Концертном зале имени П. И. Чайковского. В них прозвучали шедевры французской, немецкой и русской музыки XIX века, симфонические фрагменты и арии из опер русских, итальянских и французских композиторов XIX века, сочинения Моцарта, Бетховена и Малера.

    В прошедшем сезоне на Исторической сцене Большого театра состоялись концерты цикла «Большие дирижеры в Большом». В первом концерте за дирижерский пульт встал Семен Бычков, впервые дирижировавший оркестром Большого театра, во втором — маэстро Геннадий Рождественский.