В продаже абонемент Musica sacra nova
2 декабря 2020
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда
Абонемент №24:
Музыкальная палитра. Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана
Московский государственный академический симфонический оркестр был основан в 1943 году Правительством СССР и является одним из старейших симфонических оркестров России. В апреле 2023 года ему исполнилось 80 лет.
Первым главным дирижером коллектива стал дирижер Большого театра, народный артист СССР Лев Штейнберг. Он возглавлял оркестр до конца жизни (1945). Затем коллективом руководили прославленные советские музыканты Леонид Худолей (1945–1948), Николай Аносов (1948–1951), Виктор Смирнов (1951–1953), Лео Гинзбург (1953–1955), Михаил Тэриан (1955–1960), Вероника Дударова (1960–1989) и Павел Коган (1989–2022). Благодаря сотрудничеству с ними оркестр стал одним из лучших симфонических ансамблей страны, известным в первую очередь исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Глиэра. В 2024 году художественным руководителем коллектива стал Иван Никифорчин.
Визитной карточкой оркестра стали грандиозные монографические циклы – полные собрания симфонических сочинений Брамса, Бетховена, Шуберта, Шумана, Р. Штрауса, Мендельсона, Малера, Брукнера, Сибелиуса, Дворжака, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина, Берлиоза, Дебюсси, Равеля. Программы коллектива состоят из симфонической, оперной и вокально-симфонической классики, сочинений современных композиторов, множества забытых и незнакомых слушателям произведений, киномузыки, камерных опусов. Оркестр создал коллекцию записей, включающую CD и DVD со студийными и концертными исполнениями, радио- и телевизионные трансляции.
МГАСО ежегодно дает концерты на главных сценах Москвы, много гастролирует в российских регионах. Участвует в конкурсах молодых исполнителей и предоставляет возможность профессионального развития выпускникам музыкальных вузов России. В 2020 году принимал участие в VII Международном фестивале актуальной музыки «Другое пространство».
Дмитрий Васильев родился в 1972 году в Приморском крае. Обучался в Ростовской и Нижегородской консерваториях, затем совершенствовал мастерство по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» у профессора Александра Скульского в ассистентуре-стажировке Нижегородской консерватории (1996–1999), а также на мастер-классах Александра Ведерникова (1996–1997) и Владимира Зивы (2000) в Москве. Награжден дипломом IV Международного конкурса имени С. С. Прокофьева в Санкт-Петербурге (2003).
В 1997 году под руководством Дмитрия Васильева был создан Тамбовский симфонический оркестр, главным дирижером которого он оставался до 2005 года. В 2003–2005 гг. – главный приглашенный дирижер Сочинского симфонического оркестра. С 2005 года – главный дирижер, с 2009 года – художественный руководитель и главный дирижер Омского академического симфонического оркестра.
Дирижер представил мировые премьеры сочинений Софии Губайдулиной, Мечисава Вайнберга, Алемандра Караманова, Виссариона Шебалина, Ефрема Подгайца, Михаила Броннера, Ильи Хейфеца, Антона Танонова, Андрея Тихомирова, Толибхона Шахиди, Филипа Спрэтли, Александра Хубеева, Ольги Викторовой, российские премьеры произведений Александра Чайковского, Филипа Гласса, Джона Корильяно, Карла Дженкинса, Джона Адамса, Кристофера Роуза, Дмитрия Курляндского, Беньямина Юсупова, Эдуарда Тубина, Чарльза Стэнфорда и др.
Был инициатором и руководителем ряда программ, в числе которых Фестиваль Новой музыки, фестиваль «Белая симфония», программа на открытом воздухе в формате нон-стоп «Симфопарк», конкурс юных музыкантов «Солист оркестра» на лучшее исполнение произведения с оркестром. Под управлением Васильева коллектив участвовал в IV Фестивале симфонических оркестров мира в Москве (2009), I и V Симфоническом форуме России в Екатеринбурге (2010, 2018), Фестивале симфонических оркестров Сибири в Красноярске (2019). Маэстро и оркестр постоянно выступают в обеих российских музыкальных столицах – в Концертном зале Мариинского театра, Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве, Колонном зале Дома Союзов, концертном зале «Зарядье».
Под руководством Дмитрия Васильева оркестр неоднократно гастролировал по России, в последние годы выступал в Италии и Китае; записал на диски сюиты Шебалина, симфонии №№ 21 и 22 Вайнберга, симфонии №№ 3 и 7 А. Чайковского, премьеры произведений Филипа Спрэтли, Стива Элкока, Вольдемара Баргиля, Юлиуса Биттнера (Toccata Classics) и др.
Дмитрий Васильев сотрудничал со многими известными российскими и зарубежными коллективами, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Национальный филармонический оркестр России, Московский государственный академический симфонический оркестр, оркестры Московской, Нижегородской, Северо-Кавказской, Саратовской, Карельской и Белгородской филармоний, Ростовский, Воронежский, Томский, Дальневосточный (Хабаровск) академические симфонические оркестры, Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский», Тихоокеанский симфонический оркестр во Владивостоке, Государственная академическая симфоническая капелла России, Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова, Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова и др.
За рубежом выступал с оркестрами Италии, Израиля, Польши, Южной Кореи, Китая. В числе его партнеров по сцене – пианисты Марк-Андре Амлен, Элисо Вирсаладзе, Валерий Гроховский, Фредди Кемпф, Даниил Крамер, Денис Мацуев, Даниил Трифонов, скрипачи Вадим Репин, Саяка Сёдзи, виолончелист Миша Майский, трубач Сергей Накаряков, певцы Хибла Герзмава, Владимир Маторин.
В репертуаре дирижера – музыка от эпохи венского классицизма до аранжировок рок-композиций. Значительное место в его программах занимает академическая музыка ХХ–XXI вв. Аудиодиски, записанные с участием Дмитрия Васильева, выходили под лейблами Antes Edition, ArtBeat, Toccata Classics. Записи дирижера были названы «Альбомом недели» британским критиком Норманом Лебрехтом (2014, 2021) и признаны «Записью месяца» международным журналом MusicWeb. В 2021 году Омский академический симфонический оркестр под управлением Дмитрия Васильева стал победителем программы Союза композиторов России «Ноты и квоты» (в номинации для симфонического оркестра или хора), в рамках которой было заказано и впервые исполнено сочинение Алексея Сысоева «Вариации и аплодисменты».
Дирижер награжден Премией Губернатора Омской области за заслуги в развитии культуры и искусства (2009) и Грантом Президента Российской Федерации (2002), удостоен почетного звания «Заслуженный деятель культуры Омской области» (2017).
Павел Ратынский родился в 1991 году. С четырех лет учился игре на баяне у Иосифа Пурица-старшего, затем у Натальи Пуриц. Продолжил образование в классе Андрея Леденёва в колледже при Московском государственном институте музыки имени А. Г. Шнитке (2006–2010) и далее в институте (2010–2015).
Лауреат более тридцати международных и всероссийских конкурсов. Первую награду получил в возрасте пяти лет на международном конкурсе Classica Nova в Германии. В дальнейшем одержал победы на конкурсах «Виват, баян» (Самара, 2010), Международном конкурсе аккордеонистов в Клингентале (Германия, 2002, 2004, 2010), 60-м конкурсе аккордеонистов «Трофей мира» (Виго, Испания, 2010), «Весенние голоса» (Москва, 2005, 2008, 2011), на Х Молодежных Дельфийских играх России (Тверь, 2011), 64-м чемпионате мира среди аккордеонистов «Кубок мира» (Шанхай, Китай, 2011).
Принимал участие в различных российских и зарубежных фестивалях, неоднократно выступал на Международном фестивале «Баян и баянисты» в Москве.
С 2016 года играет на диатоническом бандонеоне, выступает в составе ансамбля Solo Tango orquesta. Большое значение для творческого становления музыканта имело сотрудничество и общение с аргентинскими бандонеонистами Лаутаро Греко и Виктором Вишеной.
Павел Ратынский гастролирует по всему миру, занимается аранжировками, преподает.
Дмитрий Бородаев родился в 1985 году в Харькове. Обучался игре на классической гитаре у Наталии Ивановой-Крамской в училище при Московской консерватории и Государственном специализированном институте искусств. Продолжил образование по специальности «композиция» у Владислава Агафонникова в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (диплом с отличием, 2014) и ассистентуре-стажировке МГК (2016). С 2021 года обучается дирижированию под руководством Вячеслава Валеева.
Лауреат международных конкурсов исполнителей на классической гитаре в Болгарии, Германии, России и Украине, победитель международного конкурса Donauwelle в Регенсбурге в номинации «Семейный ансамбль» среди профессионалов в дуэте с Елизаветой Бородаевой (2021). Лауреат московского конкурса композиторов «Андалузские ветры» (2007, II премия), VI Всероссийского конкурса молодых композиторов на лучшее сочинение для органа (2015, I премия и Приз зрительских симпатий), Международного конкурса-фестиваля музыкального наследия современных композиторов «Чайковский-наследие» (2015, Гран-при), международного конкурса молодых композиторов «Новые классики – Organ Taurida» (2021), II Всероссийского конкурса композиторов «Партитура» (2022, I премия).
Гастролировал по России, в Армении, Украине, Казахстане, Болгарии, Германии и Испании. Выступал в сопровождении известных коллективов, среди которых Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Московский государственный академический симфонический оркестр, Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации, симфонический оркестр Приморского театра оперы и балета «Русский оперный дом», Омский академический симфонический оркестр. В качестве дирижера выступал в Большом и Рахманиновском залах Московской консерватории, Государственном театре эстрады и Кафедральном соборе в Москве, в Ярославской филармонии.
Композиторское творчество Дмитрия Бородаева представлено сочинениями для гитары, скрипки, альта, виолончели, флейты, фортепиано, органа, а также симфонической, хоровой и камерной музыкой, музыкой для кино. В числе его произведений для гитары с оркестром: два концерта, фантазия на темы из оперы «Кармен» Бизе, «Балканская рапсодия» и др. Премьеры сочинений композитора состоялись в Московской консерватории, Московском международном Доме музыки, филармонических залах российских городов от Калининграда до Владивостока, зале Мануэля де Фальи в Гранаде, Доме камерной музыки имени Комитаса в Армении, в Шанхайской филармонии, а также в Испании, Греции, Украине, Казахстане, Беларуси.
Дмитрий Бородаев преподает на кафедре инструментовки Московской консерватории. Входит в состав жюри российских и международных гитарных конкурсов. Художественный руководитель Международного конкурса-фестиваля гитаристов и композиторов «Время гитары» в Москве. Художественный руководитель и дирижер камерного оркестра «Московская симфониетта». Участник Московского гитарного трио. С 2016 года – член Союза московских композиторов, с 2018 года – президент Московской международной ассоциации гитарного искусства.
Лауреат премии Правительства Москвы, награжден Золотой медалью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия за вклад в гитарное исполнительское искусство в России (2005).