В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
27 декабря 2017
«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
схема проездаУнисон малых домр
под руководством Галины Сазоновой
Фрагменты повести Н. В. Гоголя
«Ночь перед Рождеством»
Широков
«Сельская юмореска»
Цыганков
Славянский концерт-фантазия (I часть «Дума об Украине») (фрагменты)
Гулак-Артемовский
Танец № 4 из оперы «Запорожец за Дунаем» (аранжировка – Ю.Остроумова)
Украинская народная песня «Чорнії брови, карії очі» (аранжировка – В.Гнутов)
Украинская народная песня «Ой, я знаю, що грiх маю» (аранжировка – В.Рябцев)
Глиэр
Гопак («Вихрь») из музыки балета «Тарас Бульба» (фрагмент) (аранжировка – Ю.Чернов)
Лысенко
«Песня Петра» из оперы «Наталка Полтавка» (аранжировка – В.Мироманов)
Рождественские колядки
Лысенко
Песня Выборного «Ой, пiд вишнею, пiд черешнею» из оперы «Наталка Полтавка» (аранжировка – А.Кабанихина)
Цыганков
Вариации на тему русских народных песен «Туман яром» и «Мой муженька»
Городовская
«Русская зима»
Гридин
Вариации на тему украинской народной песни «Їхав козак за Дунай»
Триодин
«Ковёр-самолет» из сюиты «Картинки из русских сказок» (фрагмент)
Народные плясовые песни
Холминов
Украинская фантазия (фрагмент)
Абонемент №117:
Ночь перед Рождеством
Формирование оркестра началось в 1919 году при Армейском клубе тяжелой артиллерии с целью поднятия духа бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде в Алексеевском народном доме (ныне Центральный дом кино) при участии хора под управлением Ивана Юхова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывавший тогда около 20 человек, назывался Первым московским Великорусским ансамблем. В его становлении и развитии главную роль сыграли выдающиеся исполнители – балалаечник-виртуоз Борис Трояновский и домрист Пётр Алексеев. В 1921 году коллектив получил статус Государственного I Московского Великорусского оркестра, а в 1930 году был принят в штат Всероссийского радиокомитета. В 1936 году был переименован в Государственный оркестр народных инструментов СССР. За время руководства Петра Алексеева оркестр прошел огромный путь от небольшого ансамбля до коллектива численностью 80 человек.
В 1939 году художественным руководителем оркестра стал дирижер Большого театра Николай Голованов, а через год, по рекомендации Голованова, его сменил выдающийся балалаечник-виртуоз Николай Петрович Осипов (1901–1945), чье имя коллектив носит сегодня.
Период работы Н. П. Осипова в оркестре пришелся на годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года практически все артисты коллектива ушли на фронт. Несмотря на то, что в Москве была остановлена вся концертная деятельность, а творческие объединения готовились к эвакуации, Осипову удалось убедить руководство страны в том, что оркестр может звучать и в малом составе. Коллектив продолжил свои выступления в ночных радиоэфирах, которые транслировались фронтовикам. Все это время Осипов ходатайствовал о возвращении с фронта и тыла музыкантов оркестра, чтобы восстановить его полный состав. В этом ему активно помогал Н. С. Голованов. Осенью 1942 года вышло правительственное распоряжение о восстановлении коллектива и о присуждении ему статуса Государственного русского народного оркестра.
Осипов привлекал к работе с оркестром ведущих современных композиторов, среди которых Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Анатолий Новиков. Вышли композиторы и из числа музыкантов оркестра – Владимир Дитель, Николай Будашкин, Вера Городовская. В дальнейшем на протяжении всей истории коллектива специально для него создавали музыку ведущие композиторы своего времени.
После Николая Осипова руководителями оркестра были его брат Дмитрий Осипов, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Анатолий Полетаев, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года коллектив возглавляет народный артист России Владимир Андропов.
С оркестром сотрудничали выдающиеся музыканты: дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, певцы Ирина Архипова, Ирина Богачёва, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Лидия Русланова, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, исполнители на народных инструментах Вера Городовская, Александр Цыганков, Павел Нечепоренко, Анатолий Тихонов, Михаил Рожков, Андрей Горбачёв и многие другие.
Оркестру рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Дании, Канаде, Китае, КНДР, Мексике, Новой Зеландии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. В репертуар коллектива вошли оригинальные произведения для оркестра русских народных инструментов и переложения симфонической классики. Оркестром записано 69 грампластинок и более 30 компакт-дисков, а каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ для взрослой и детской аудитории. Абонементный цикл «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев) был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
В 2024 году, в год своего 105-летия, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством Владимира Андропова представлял Российскую Федерацию на торжественной церемонии открытия перекрестных Годов культуры России и Китая 2024–2025.
Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.
Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.
Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского.
В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна.
В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами.
В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.
Государственный
академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого был
основан в 1911 году выдающимся исследователем, собирателем и пропагандистом
русского народного творчества Митрофаном Ефимовичем Пятницким, который впервые
показал традиционную русскую песню в том виде, в котором она веками исполнялась
народом. Отыскивая талантливых народных певцов, он стремился ознакомить широкие
круги городской публики с их вдохновенным мастерством, дать почувствовать всю
художественную ценность русской народной песни.
Первое выступление хора состоялось 2 марта 1911 г. на малой сцене Благородного собрания Москвы. Этот концерт высоко оценили С. Рахманинов, Ф. Шаляпин, И. Бунин. После восторженных публикаций в печатных изданиях тех лет популярность хора возрастала год от года. В 1918 году, по указу В. И. Ленина все участники крестьянского хора были перевезены в Москву. В 1920-х гг. коллектив уже гастролировал по многим регионам страны.
После смерти в 1927 г. М. Е. Пятницкого, оставившего в качестве творческого наследия более 400 собранных им песен, хором руководит филолог–фольклорист П. М. Казьмин — народный артист РСФСР, лауреат Государственных премий. В том же году хор получает имя М. Е. Пятницкого.
В 1929 г. с началом коллективизации против Хора развернулась кампания под лозунгом «Нам не нужен хор с песнями кулацкой деревни. Новой деревне – новые песни». «Кризис» разрешил приход в Хор в 1931 г. талантливого композитора, народного артиста СССР В. Г. Захарова, который возглавлял коллектив до 1956 г. В этот период в репертуаре хора появляются авторские песни, в т. ч. прославляющие начавшуюся коллективизацию, электрификацию и индустриализацию. Знаменитыми на всю страну стали песни Владимира Захарова «И кто его знает», «Русская красавица», «Вдоль деревни». В 1936 г. коллективу присвоен статус Государственного.
В 1938 г. были созданы две новые профессиональные группы хора – танцевальная и оркестровая, благодаря чему в значительной степени расширились выразительные сценические средства коллектива. Основателем и руководителем танцевальной группы в течение 60 лет была народная артистка СССР Т. А. Устинова. Основателем оркестровой группы – народный артист РСФСР В. В. Хватов.
В годы Великой Отечественной войны Хор имени М. Е. Пятницкого выступал в составе фронтовых концертных бригад, а песня Владимира Захарова на слова Михаила Исаковского «Ой, туманы мои» стала гимном партизанского движения. Хор был одним из немногих коллективов, принимавших участие в праздновании великой Победы 9 мая 1945 г. на Красной площади.
В послевоенные годы коллектив активно гастролирует по стране и является одним из первых, кому доверено представлять Россию за рубежом. С его искусством познакомились зрители более чем 40 стран мира, и до сих пор Хор активно и успешно гастролирует за рубежом. В 1961 г. коллектив возглавил известный композитор, народный артист России, лауреат Государственных премий В. С. Левашов. Хор имени М. Е. Пятницкого награжден Орденом Трудового Красного Знамени (1961), Орденом Дружбы Народов (1986). В 1968 г. ему присвоено звание «Академический».
С 1989 г. и до настоящего времени Хор имени М. Е. Пятницкого возглавляет народная артистка России, Лауреат Премии Правительства РФ, профессор А. А. Пермякова.
Переосмысление творческого наследия Хора имени Пятницкого позволило сделать его сценическое искусство современным, актуальным для зрителей XXI века. Такие концертные программы, как «Я горжусь тобой, страна», «Россия – Родина моя», «Матушка Россия», «…Русь непокоренная, праведная Русь…», соответствуют высоким критериям духовности и нравственности русского народа и пользуются огромной популярностью у зрителей и в значительной степени способствуют воспитанию россиян в духе любви к своему Отечеству.
О хоре имени М. Е. Пятницкого созданы художественные и документальные фильмы «Певучая Россия», «Русская фантазия», «Вся жизнь в танце», «Ты, Россия моя»; написаны книги «Государственный русский народный хор имени Пятницкого», «Воспоминания о В. Г. Захарове», «Русские народные танцы»; издано огромное количество музыкальных сборников «Из репертуара хора имени М. Е. Пятницкого», газетно-журнальных публикаций; выпущено множество пластинок, дисков.
В 2001 г. в честь коллектива заложена именная звезда на «Аллее звезд» в Москве. В 2007 г. Хор имени М. Е. Пятницкого награжден медалью Правительства РФ «Патриот России», в 2008 году стал лауреатом премии «Национальное достояние страны».
Присвоение Гранта Президента Российской Федерации позволило коллективу сохранить все лучшее, созданное предшественниками, обеспечить преемственность и омолодить коллектив, привлечь лучшие молодые исполнительские силы России. Многие артисты хора являются лауреатами региональных, всероссийских и международных конкурсов молодых исполнителей.
Хор имени М. Е. Пятницкого является непременным участником всех праздничных мероприятий и концертов Государственного значения. Он является базовым коллективом Всероссийских фестивалей: «Всероссийский фестиваль национальной культуры», «Казачий круг», «Дни славянской письменности и культуры», ежегодной торжественной церемонии вручения Премии Правительства Российской Федерации «Душа России».
Хор удостоен чести представлять нашу страну на самом высоком уровне за рубежом в рамках встреч глав государств, Дней культуры России.
Хор имени М. Е. Пятницкого сохраняет свое неповторимое творческое лицо, оставаясь научным центром профессионального народного искусства. Каждое выступление хора – это высокое достижение и эталон гармоничности сценического народного искусства.
Александр Арсентьев родился в 1973 года в Тольятти. В 1999 году окончил Школу-студию MXAT (курс Олега Ефремова) и был принят в труппу МХТ имени А. П. Чехова. Дебютировал в спектакле «Маленькие трагедии» по А. С. Пушкину (Альбер), затем играл в спектаклях «Пролетный гусь», «Сонечка», «Лесная песня», «Сирано де Бержерак» и других.
С 2001 года – актер Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, где дебютировал в роли Печорина в спектакле Михаила Мокеева «Зовите Печориным». В настоящее время играет в спектаклях «Человек и джентльмен» Эдуардо де Филиппо (Граф Карло Талентано), «Добрый человек из Сезуана» Брехта (Янг Сун), «Влюбленный Шекспир» по сценарию Тома Стоппарда (лорд Уэссекс), «Женитьба Фигаро» Бомарше (граф Альмавива), «Семейка Краузе» Александра Коровкина (Роберт Краузе).
Исполнил роль герцога Орсино в спектакле Деклана Доннеллана «Двенадцатая ночь» (Международная конфедерация театральных союзов) на Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова, сыграл Билла Финна в мюзикле «Чикаго» («Стейдж Энтертейнмент»).
В кино дебютировал в 1998 году, сыграв роль поручика Сокольского в многосерийной киноленте «Чехов и Ко». В дальнейшем снимался в фильмах «Марш Турецкого», «МУР есть МУР», «Атлантида», «Тяжелый песок», «Новая жизнь сыщика Гурова», «Институт благородных девиц», «Любовь по расписанию», «Государыня и разбойник», «Танго с ангелом», «Новогодняя жена», «Поцелуй в голову», «Под небом Вероны», «Адъютанты любви», «Юрочка», «Ангелина», «Почти семейный детектив», «Шифр» и других.
Почетный деятель культуры города Москвы (2017), заслуженный артист РФ (2021).
Анна Гарнова окончила Высшее театральное училище имени Щепкина в 2003 г. (курс Н. Н. Афонина). С тех пор служит в Государственном академическом театре имени Моссовета.
Играла в спектаклях «Белая гвардия» (Дама), «Милый друг» (Полетт), «Сирано де Бержерак» (Сестра Клара, Буфетчица), «Муж, жена и любовник» (Дочь Захлебинина), «Дама! Дама! Еще дама!..» (Лиза, Марфа), «Роковая опечатка» (Полина), «Прихоти любви, или капризы Марианны» (Марианна), «Ошибки одной ночи» (Констанция Невиль), «Ревизор» (Жена Ляпкина-Тяпкина).
Участвует в спектаклях текущего репертуара: «Полонез, или Вечер абсурда» (Лодейнопольская), «Предбанник» (Эльвира), «Римская комедия» (Дион, Лоллия), «Серебряный век» (Кира Августовна), «Царство отца и сына» (Наталья), «Циники» (Марфуша).
С 2007 г. преподает дисциплину «Мастерство актера» в ВТУ имени М. С. Щепкина.
Также играет в спектакле Театрального агентства «Арт-партнер — XXI» «Полеты с ангелом. Шагал» (Ангел, Белла, Антуанетта).
Снималась в кино- и телефильмах: «Любовь моя», «Александровский сад», «Трое сверху», «Все смешалось в доме», «Слуга государев», «Закон и порядок. Отдел оперативных расследований», «Охота на Берию».
Дарья Рубцова родилась в 1993 году в потомственной казачьей семье. С раннего детства занималась музыкой, с четырех лет выступала в детском творческом коллективе «Казачата». В 15 лет стала солисткой Государственного оркестра «Русская удаль» Государственной филармонии Республики Адыгея (художественный руководитель и главный дирижер – Анатолий Шипитько). С этими коллективами гастролировала в станицах и городах России, а также в странах Европы (Польша, Германия, Румыния, Сербия, Болгария и другие).
Окончила Астраханскую государственную консерваторию (кафедра сольного народного пения). Победительница всероссийских и международных конкурсов, среди которых VI Международный конкурс вокалистов (Болгария, 2008, диплом I степени), VI Открытый Международный конкурс эстрадного и народного творчества «Бриллианты России» (Москва, 2012, Гран-при), Международный конкурс вокалистов «Балтийская феерия» (Санкт-Петербург, 2012, диплом I степени).
С ноября 2012 года – солистка Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова. Ведет активную концертную и гастрольную деятельность в составе Ансамбля молодых солистов и Секстета балалаек оркестра имени Осипова.
Родилась в 1988 году в Барановичах (Беларусь). В 2012 году окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Вячеслава Круглова), в 2016 – ассистентуру-стажировку РАМ. В 2018 году защитила кандидатскую диссертацию по истории мандолинного искусства.
Лауреат первых премий I Всероссийского музыкального конкурса, II Международного конкурса имени П. И. Нечепоренко, международных конкурсов исполнителей на мандолине в Токио и Осаке. Обладатель Гран-при II Международного конкурса-фестиваля «Искусство объединяет мир» (Сочи).
С 2012 года – солистка Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова, с 2019 года – концертмейстер.
Первая исполнительница ряда сочинений для домры и мандолины Кузьмы Бодрова, Михаила Броннера, Кирилла Волкова, Ефрема Подгайца, Александра Цыганкова, Александра Чайковского, Натальи Хондо.
Выступала с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, камерным ансамблем «Солисты Москвы», Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Государственным камерным оркестром Гонконга, Madeira Classical Orchestra (Португалия), ансамблем старинной музыки «Телеман-консорт» и другими коллективами. Сотрудничала с известными музыкантами, в числе которых Юрий Башмет, Денис Мацуев, Александр Сладковский, Екатерина Мечетина, Дмитрий Юровский.
Принимала участие в фестивалях «Московская осень», «Созвездие мастеров», «Струны молодой России», «Музыка России», «Окно в Швейцарию» (Москва), Гаврилинском музыкальном фестивале (Вологда), «Северное сияние» (Якутск), Зимнем фестивале искусств в Сочи и Международном фестивале Юрия Башмета в Хабаровске, «Звезды на Байкале», «Денис Мацуев и друзья», Crescendo, международном фестивале мандолинистов в Осаке (Япония), Tamburica-Fest (Нови-Сад, Сербия), «Дорогами Просекко» (Италия) и других.
Преподает на кафедре струнных народных инструментов РАМ имени Гнесиных и в Тамбовском государственном музыкально-педагогическом институте имени С. В. Рахманинова. Проводит мастер-классы, принимает участие в жюри исполнительских конкурсов. Руководитель проекта «Антология домры» в РАМ имени Гнесиных.
Даниил Стаднюк родился в 1984 году. Обучался в Ростовском училище искусств по специальности «баян» (класс Сергея Галкина) и «дирижирование» (класс Ольги Машиной). В 2008 году окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных как баянист (класс профессора Вячеслава Семёнова) и дирижер (класс профессора Вячеслава Чистякова). В 2012 окончил дирижерский факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (кафедра оперно-симфонического дирижирования, класс профессора Владимира Понькина).
Лауреат всероссийских и международных конкурсов исполнителей на баяне и аккордеоне, среди которых «Фогтландские дни музыки» в Клингентале (Германия, 2002), World Accordion Championship в Каштелу-Бранку (Португалия, 2005), «Весна в Шанхае» (Китай, 2006), а также Конкурса дирижеров оркестров народных инструментов Юга России (Ростов-на-Дону, 2002) и II Всероссийского музыкального конкурса в номинации «Дирижирование оркестром русских народных инструментов» (2017).
С 2008 года – солист Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова, с 2012 года выступает за дирижерским пультом. В качестве дирижера сотрудничал с Рязанским музыкальным театром и Оперным театром Московской консерватории.