Николаю Петрову посвящается : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Николаю Петрову посвящается

    8 апреля 2012

    Большой зал Консерватории

    12+

    Абонемент №78:

    Николаю Петрову посвящается

    Исполнители:

    Солист:
    Александр Гиндин

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

    Дирижёр – Денис Власенко

    В программе:

    Последняя программа, исполненная Николаем Петровым на концертной сцене
    Бетховен – Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
    Рахманинов – Концерт № 2 для фортепиано с оркестром

    «В дуэте с Александром я ощутил то, что встретить можно редко: одну фразировку, одно прикосновение, одинаковое звукоизвлечение… Мне импонируют его аристократизм, поиски нюансов, звуковых полутонов».
    Николай Петров. 2011

    По единодушному признанию критики и любителей музыки, Александр Гиндин является одним из самых талантливых и самобытных пианистов наших дней.

    Музыкант родился в 1977 году в Москве. Учился в ДМШ № 36 им. В.В. Стасова у К.И. Либуркиной. Окончил ЦМШ при Московской консерватории (1994), консерваторию (1999) и ассистентуру-стажировку (2001) у профессора, народного артиста России М.С. Воскресенского. В годы учебы стал лауреатом IV премии Х Международного конкурса имени П.И. Чайковского (1994) и обладателем II премии Международного конкурса пианистов имени королевы Елизаветы в Брюсселе (1999). С 1996 — солист Московской филармонии. Заслуженный артист России (2006). «Музыкант года» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (2007).

    В 2007 году победил на Международном конкурсе пианистов в Кливленде (США) и получил ангажемент на более чем 50 концертов в США. В 2010 году завоевал I премию на I Международном конкурсе пианистов Санта-Катарина (Флорианополис, Бразилия) и был удостоен специального приза от концертного агентства Artematriz — гастрольного тура по Бразилии.

    А. Гиндин много гастролирует в России и за ее пределами: в Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Израиле, Испании, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Польше, Португалии, Турции, Франции, Хорватии, Чехии, Швейцарии, Швеции, Японии и других странах.

    Пианист выступал с ведущими российскими и зарубежными оркестрами, среди которых Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф. Светланова, Национальный филармонический оркестр России, Российский национальный оркестр, «Виртуозы Москвы», «Санкт-Петербург Камерата», Национальный оркестр Бельгии, Немецкий симфонический оркестр (Берлин), Роттердамский симфонический оркестр, филармонические оркестры Лондона, Хельсинки, Люксембурга, Льежа, Фрайбурга, Монте-Карло, Мюнхена, лучшие оркестры Японии.

    В числе дирижеров, с которыми сотрудничал пианист — В. Ашкенази, В. Вербицкий, М. Горенштейн, Ю. Домаркас, А. Кац, Д. Китаенко, А. Лазарев, Ф. Мансуров, Ю. Симонов, В. Синайский, С. Сондецкис, В. Спиваков, В. Федосеев, Л. Слаткин, П. Ярви.

    Александр Гиндин — постоянный участник фестивалей в России («Русская зима», «Звезды в Кремле», «Новый век российского пианизма», «Владимир Спиваков приглашает…», «Кремль Музыкальный», фестиваль А.Д. Сахарова в Нижнем Новгороде) и за рубежом: фестиваль В. Спивакова в Кольмаре (Франция), Echhternach в Люксембурге, имени Р. Казадезюса в Лилле, фестивали «Радио Франс», La Roque d'Antheron, Recontraiises de Chopin (Франция), Rising Stars (Польша), «Дни русской культуры в Моравии» (Чехия), Рурский фортепианный фестиваль (Германия), а также в Брюсселе, Лиможе, Лилле, Кракове, Осаке, Риме, Синтре, на Сицилии и другие. Является художественным руководителем Шведского Королевского Фестиваля (Royal Swedish Festival — Musik på Slottet) в Стокгольме.

    Пианист уделяет большое внимание камерному музицированию. Среди его партнеров — пианисты Б. Березовский, К. Катсарис, Кун Ву Пек, скрипач В. Спиваков, виолончелисты А. Рудин, А. Чаушян, гобоист А. Уткин, органист О. Латри, Квартет имени Бородина, Таллиш-квартет (Чехия).

    В 2001 – 2011 годах выступал в дуэте с Николаем Петровым. Выступления ансамбля с огромным успехом проходили в России и за рубежом.

    С 2008 года А. Гиндин осуществляет уникальный проект «Квартет роялей» с участием пианистов из Франции, США, Греции, Голландии, Турции, России. Концерты проекта проходили в Москве (Большой зал консерватории, Светлановский зал Московского международного Дома музыки), Новосибирске, Франции, Турции, Греции, Азербайджане.

    Музыкант записал около 20 CD, в том числе за последний год — произведения Чайковского и Глинки для фортепиано в 4 руки (с К. Катсарисом) и сочинения Скрябина на лейбле Naxos. Имеет записи на телевидении и радио России, Бельгии, Германии, Франции, Люксембурга, Польши, Японии.

    С 2003 года А. Гиндин преподает в Московской консерватории. Проводит мастер-классы в Японии, США, Греции, Латвии, России.

    В сезоне 2009 – 2010 гг. Гиндин представил в Московском Доме музыки именной абонемент «Торжество рояля». Среди важнейших событий сезона 2010 – 2011 гг. — тур по США с оркестром «Виртуозы Москвы» (дирижер В. Спиваков); выступления на фестивалях Ю. Башмета в Ярославле, имени С.Н. Кнушевицкого в Саратове, «Белые ночи в Перми»; гастроли с О. Латри по городам России; концерты проекта «Торжество рояля» в Баку, Афинах, Новосибирске; российская премьера Концерта для фортепиано с оркестром К. Пендерецкого (в сопровождении Новосибирского симфонического оркестра под управлением автора). Состоялись сольные и камерные концерты в Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Омске, Мюнхене, Нью-Йорке, Дубровнике, на фестивале в Кольмаре; выступления с Государственным камерным оркестром России, Камерным оркестром «Тверская камерата», симфоническими оркестрами России («Русская филармония», Кемеровской филармонии), Бельгии, Чехии, Франции, Турции, США.

    Уже в новом сезоне Александр Гиндин выступил с концертами в Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Челябинске, Екатеринбурге, Пльзене (Чехия), Шанхае (Китай), участвовал в жюри XII Международного телевизионного конкурса «Щелкунчик», а также стал художественным руководителем уникального благотворительного проекта «Музыканты за мир», состоявшегося 1 ноября в зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и при поддержке Правительства Москвы.

    Николаю Петрову посвящается

    Николай Петров — крупнейшая фигура отечественного и мирового музыкального искусства второй половины XX – начала XXI века. Выдающийся общественный деятель, педагог, профессор, но главное — блестящий пианист-виртуоз, обладавший особой худо¬жественной интуицией, оригинальностью творческого мышления, огромным багажом знаний и неиссякаемой внутренней энергией. Музыкант, которого великий дирижер Евгений Светланов назвал «самым выдающимся исполнителем своего поколения».

    Николай Арнольдович Петров родился 14 апреля 1943 года в Москве в уникальной семье. Дед пианиста — легендарный русский бас Василий Родионович Петров — блистал на сцене Большого театра вместе с Федором Шаляпиным и Анто¬ниной Неждановой. Отец был виолончелистом, солистом оркестра Большого театра, мать — из¬вестным музыкальным драматургом. Его феноменальные способности проявились в самом раннем возрасте. Первые уроки фортепианной игры он получил от бабушки — прекрасной пианист¬ки. Затем его педагогами были Т.Е. Кестнер в ЦМШ при Московской консерватории и профессор Я.И. Зак в консерватории и аспирантуре. Яркая творческая индивидуальность, феноменальная техничес¬кая оснащенность и уникальные свойства памяти, смелость и азарт молодого музыканта в сочетании с особым исполнительским магнетизмом, столь притягательным для публики, позволили Петрову заявить о себе уже в консерватор¬ские годы. Лауреатские звания на престижных международных конкурсах Вэна Клайберна в США (1962) и им. королевы Елизаветы в Брюсселе (1964) дали старт блестящей карьере пианиста, продолжавшейся около полувека. С 1965 года Николай Петров — солист Московской филармонии. Он покорял публику самых известных залов мира (Большой зал Московской консерватории, нью-йоркский Carnegie Hall и вашингтонский Kennedy Center, лондонские Royal Albert Hall и Barbican Centre, амстердамский Concertgebouw и парижский Salle Pleyel, Teatro Colón в Буэнос-Айресе и многие другие); гастролировал, без преувеличения, практически по всей России, давая до 100 концертов в год — и каждый раз с аншлагом! Его партнерами по сцене были Евгений Светланов, Кирилл Кондрашин, Юрий Темирканов, Геннадий Рождественский, Арвид и Марис Янсонсы, многие другие мастера дирижерского искусства; лучшие оркестры Европы (Берлинский филармонический, Лондонский симфонический, Королевский филармонический Concertgebouw), США (Нью-Йоркский симфонический, Вашингтонский Национальный симфонический, Лос-Анджелесский филармонический), Японии (NHK)…

    Более 15 лет в Московской филармонии существовал именной абонемент пианиста «Играет Николай Петров». Программы цикла отличали разнообразие и изысканность, особое внимание музыкант уделял проектам, объединенным одной художественной иде¬ей. Еще одна уникальная особенность абонемента — приглашение для участия в концертах молодых музыкантов, для которых патронат великого пианиста становился своеобразной путевкой на большую сцену. Николай Петров обладал необъятным репертуаром (около 50 сольных программ и 55 концертов для фортепиано с оркестром). Российские и зарубежные критики с восхищением отмечали феноменальную виртуозность, масштабность Николая Петрова в исполнении Листа, Брамса, Мусоргского, Рахманинова; идеальную гармонию и совершенство стиля — в опусах Баха, Скарлатти, Гайдна, Моцарта, Бетховена; тончайшие романтические откровения — в интерпретациях Шопена, Шуберта, Шумана, Грига, Чайковского, Дебюсси, Равеля, Скрябина. Среди его любимых авторов — Прокофьев, чье фортепианное наследие практически полностью входило в репертуар пианиста (в частности, им записаны все фортепианные сонаты Прокофьева). Петров открыл слушателям многие сочинения композиторов XX века, много и с удовольствием играл музыку современников: Хачатуряна, Хренникова, Эшпая, Щедрина.

    Десять лет существовал блистательный творческий дуэт Николая Петрова с его молодым коллегой Александром Гиндиным, ставший необычайно ярким явлением фортепианного искусства, востребованным как в России, так и за ее пределами. «За время существования нашего творческого тандема мы научились чувствовать мельчайшие флюиды друг друга: это очень ценно и важно в таком непростом жанре как фортепианный дуэт», — говорил Н. Петров об их сотворчестве. В свою очередь, А. Гиндин отмечал: «Николай Арнольдович — замечательный ансамблист. Когда играешь с ним, создается впечатление, что ты на сцене один, а это — высший пилотаж выступления в ансамбле. Играть с Николаем Арнольдовичем естественно и свободно. И атмосфера на репетициях очень простая, душевная. А когда легко общаться — и работается очень легко».

    Яркие страницы в творчестве Николая Петрова связаны со звукозаписью. В его багаже — десятки пластинок и компакт-дисков, записанных на фирме «Мелодия» и за рубежом.

    Имя Н.А. Петрова хорошо известно благодаря не только его вкладу в развитие великих традиций русского форте¬пианного исполнительства, но и принципиальной и ярко выраженной гражданской позиции. Николай Арнольдович был человеком убежденных жизненных принципов и публично их отстаивал по самым разным вопросам, будь то борьба за сохранение уникальной системы российского музыкального образования или существование газеты «Культура»; против негативных явлений в теле- и радиоэфире или в проведении музыкальных конкурсов…

    Многие годы профессор Николай Петров преподавал в Московской консерватории, воспитав немало лауреатов международных конкурсов. Был председателем и членом жюри многих международных конкурсов (в том числе XIII Международного конкурса им. П. И. Чайковского, VI юношеского конкурса им. Шопена в Москве).

    В 1995 году в Москве по инициативе Николая Петрова была основана Российская Академия Искусства, учредителями которой стали Игорь Моисеев, Дмитрий Лихачев, Булат Окуджава, Элина Быстрицкая, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Фазиль Искандер, Петр Тодоровский, Павел Коган, Святослав Бэлза и другие прославленные мастера. Основополагающей идеей создания Академии явилось стремление выдающихся деятелей российского искусства объединиться, чтобы своим авторитетным мнением, огромным желанием и посильными возможностями попытаться сохранить уникальные интеллектуальные, духовные и культурные ценности своей страны и дать возможность свободному развитию ее творческого потенциала.

    В октябре 1998 года пианист основал и возглавил Международ¬ный благотворительный Фонд своего имени, оказываю¬щий поддержку как молодым талантам, так и ветеранам сцены.

    В 2000 году Николай Петров организовал и возглавил в качестве художественного руководителя Международный фестиваль «Кремль Музыкальный», ежегодно проходящий в Оружейной палате Московского Кремля. Участниками этого музыкального праздника стали мастера мировой музыкальной сцены и одаренная молодежь. Фестиваль подарил публике встречи с прекрасными исполнителями, открыл новые имена, стал творческим стимулом для создания интересных музыкальных программ и оперных спектаклей. «Наши встречи отрешены от пафоса и не привязаны ни к какой дате, они посвящены только Музыке. Мы привержены идее преемственности поколений. Меняются эпохи и века, а Музыка остается вечной, всегда возвышенной и прекрасной эмоциональной памятью Человечества», — писал Николай Петров о кремлевском фестивале.

    Николай Петров — народный артист СССР (1986), лауреат Государственной премии России (1993), кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV (1998) и III степени (2004), ордена Почета (2008), «Музыкант года» по версии газеты «Музыкальное обозрение» (1996). С 1996 по 2006 год он входил в состав Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.

    Именем Николая Петрова названа одна из малых планет...

    Мария Баранкина

    Денис Власенко

    Денис Власенко родился в Москве в семье музыкантов. Окончил Московское хоровое училище имени А. В. Свешникова и Академию хорового искусства имени В. С. Попова. Оперно-симфоническому дирижированию обучался в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова у профессоров Владимира Понькина и Александра Титова. В 2010 году по конкурсу был принят на должность дирижера в Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета.

    С января 2022 года – художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте (Узбекистан). С марта 2023 года – художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии.

    Выступал со многими известными солистами, в числе которых Анна Нетребко, Юрий Башмет, Вадим Репин, Аида Гарифуллина, Денис Мацуев, Александр Рудин, Мария Гулегина, Ильдар Абдразаков, Николай Луганский, Хибла Герзмава, Сергей Крылов, Люка Дебарг. 

    Сотрудничал с симфоническими оркестрами Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Национальным филармоническим оркестром России (также был участником дирижерско-стажерской группы НФОР), Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан, Латвийским национальным симфоническим оркестром, Брюссельским и Токийским филармоническими, Мюнстерским симфоническим, оркестрами театров Комунале в Болонье и Карло Феличе в Генуе.

    Дирижировал в Большом театре России, Московском театре «Новая опера» имени Е. В. Колобова, петербургском Михайловском театре, Красноярском государственном театре оперы и балета имени Д. В. Хворостовского, Латвийской национальной опере, Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета, Королевском театре в Мадриде, Большом театре Лисео в Барселоне, театрах Карло Феличе в Генуе, Петруццелли в Бари, Кальдерон в Вальядолиде, Дворце изящных искусств в Мехико, концертном зале Бунка Кайкан в Токио. Выступал на оперном фестивале Россини в Пезаро. 

    В оперном репертуаре дирижера – «Путешествие в Реймс», «Счастливый обман», «Граф Ори» и «Севильский цирюльник» Россини, «Лючия ди Ламмермур» и «Дочь полка» Доницетти, «Травиата» и «Аида» Верди, «Турандот» Пуччини, «Евгений Онегин» Чайковского. 

    С оркестром «Новая Россия» записал музыку для церемоний открытия и закрытия Зимних Олимпийских игр в Сочи (2014). В сезоне 2016/17 был главным дирижером телепроекта «Большая опера» на телеканале «Россия-Культура». В сезоне 2021/22 провел концертный тур с Анной Нетребко и Юсифом Эйвазовым по России, а также гала-концерт «Классика на Дворцовой» в Санкт-Петербурге с участием звезд мировой оперы. 

    Проводит мастер-классы за рубежом. Вел курс оперно-симфонического дирижирования в Академии хорового искусства (2018–2021).