Новая музыка. Симеон тен Хольт : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Новая музыка. Симеон тен Хольт

    3 декабря 2015

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Хольт
    Palimpsest для струнного септета

    12+

    Абонемент №167:

    Академия старинной музыки. Новая музыка

    Симеон тен Хольт (1923-2012) – нидерландский композитор, представитель европейского минимализма. На родине он учился у Якоба ван Домселаара (одного из первых голландских модернистов), затем совершенствовался в Париже  у А. Онеггера и Д. Мийо. В 1954 году вернулся в Нидерланды, до 70-х годов работал в авангардных техниках – писал сериальную, атональную и электроакустическую музыку.  В 80-х годах он  порывает с прежней эстетикой и обращается к минимализму, «новой простоте» (из самых известных опусов в этом стиле — Canto ostinato, Horizon, Incancatie-IV, Meandres).  Соединение тонального мышления и репетитивной техники дало неожиданные результаты: сочинения композитора приятны на слух, прозрачны, благозвучны, окрашены в ностальгический романтический колорит. Хольт писал преимущественно  музыку для фортепиано, но в 1993 году снова отошел от привычных принципов и создал струнный септет Palimpsest.

    «Палимпсестом» в древности обозначалась рукопись, написанная на пергаменте, уже бывшем в употреблении. Старый текст не всегда удавалось полностью удалить, поэтому старые фрагменты иногда проступали под новым слоем. Тот же принцип использовали и средневековые мастера, когда по старым росписям в храмах или иконным изображениям писали новые. В сочинении Симеона тен Хольта понятие «палимсест» скорее символ, призывающий слушателя найти аллюзии из прошлых музыкальных эпох.

    Ансамбль солистов «Академия старинной музыки» Московской филармонии

    Ансамбль создан в 1982 году известной скрипачкой, лауреатом международных конкурсов Татьяной Гринденко. С первых же выступлений музыканты показали себя коллективом универсальных возможностей, способным решать сложнейшие исполнительские и творческие задачи. С 1987 года ансамбль входит в состав Московской филармонии.

    «Академия» была одним из пионеров традиции аутентичного исполнительства старинной музыки в нашей стране. Сегодня, спустя 30 лет, «академисты» остаются верны этой манере, играя на старинных инструментах с использованием барочных смычков, передавая дух и смысл музыки далеких эпох: Монтеверди, Перголези, Вивальди, Джеминиани, Корелли, Галуппи, Перселла, Букстехуде, Баха, Генделя, Телемана, отца и сына Моцартов, Буамортье, Фомина, Бортнянского, Пашкевича и многих других авторов того времени. Начиная c 1990-х годов, репертуар «Академии» обогащается написанными специально для ансамбля сочинениями Владимира Мартынова, Ивана Соколова, Александра Бакши и других современных композиторов. 

    Мировую славу принесли ансамблю выступления во многих странах мира, на престижных международных фестивалях (в России, Австрии, Бельгии, США, Испании, Италии, Чехии, Финляндии, Швеции и многих других странах), сотрудничество с такими мастерами, как Николаус Арнонкур, Мартин Борнус-Щетинский, Ирена Графенауэр, Гидон Кремер, Марк Такер, Роберт Холл, Томас Цетмайр, Андреас Штайер и другие. «Академия старинной музыки» участвовала в мировых премьерах оперы Мартынова «Упражнения и танцы Гвидо» на фестивале «Сакро-Арт» (Локкум, Германия, 1997); оперы Галуппи «Король-пастух», которая была написана ко дню коронации Екатерины II и более 200 лет считалась утраченной (Удине, Италия, 1998); спектакля «Моцарт и Сальери» в театре «Школа драматического искусства» (режиссер Анатолий Васильев, композитор Владимир Мартынов, Москва, 1999, к 200-летию Пушкина). Татьяна Гринденко – музыкальный руководитель этих постановок. 

    В 1999 году на базе ансамбля «Академия старинной музыки» Гринденко создает ансамбль Opus Posth., специально для осуществления проекта «Новое сакральное пространство». В основе его деятельности – концепция композитора Владимира Мартынова, определившая как название ансамбля, так и творческое видение музыкантами современной культурной ситуации. Потенциал композиторской музыки (опус-музыки) исчерпан, в этом смысле opus-posth.-музыка – это то, что следует за опус-музыкой и заменяет ее. Ансамбль создает новое пространство, привнося в свои выступления ритуальность сакральной музыки, оперируя архаичными традициями на основе новейших современных композиторских методов. В репертуаре коллектива – музыка Адамса, Айвза, Батагова, Гербера, Гласса, Десятникова, Дрешера, Загния, Зайготта, Канчели, Карманова,  Кейджа, Кнайфеля, Ксенакиса, Мартынова, Наймана, Пелециса, Пярта, Райли, Райха, Сильвестрова. 

    Ансамблем осуществлен ряд мультимедийных проектов: «Ночь в Галиции», «Игры Ангелов и людей», «Песнь песней», «Бах 2000», «Немецкий реквием», «Смерть дикого воина» и другие. В 2004 Opus Posth. участвовал в спектакле «Идите и остановите прогресс» по стихам обэриутов, поставленном Юрием Любимовым к 40-летию Театра на Таганке (с музыкой Мартынова) и в экспериментальном спектакле «Волшебная флейта» (режиссер Екатерина Поспелова, дирижер Татьяна Гринденко). В 2006 году с участием Opus Posth. была поставлена мелодрама Евстигнея Фомина «Орфей и Эвридика» (режиссер Илья Эпельбаум, Москва). В 2012 году состоялась премьера этномифологического перформанса Владимира Мартынова «Дети выдры», созданного совместно с тувинским ансамблем Хуун-Хуур-Ту.

    Ансамблями «Академия старинной музыки» и Opus Posth. сделаны многочисленные записи на радио и телевидении, на фирмах «Мелодия», Eurodisc, Ondine, RCA, ECM, Erdenklang Musikverlag, CCn'C Records, Wergo, Deutsche Grammophon, Opus 111 и других.

    Татьяна Гринденко

    Татьяна Гринденко – выпускница Московской консерватории, ученица знаменитых педагогов – профессоров Юрия Янкелевича и Майи Глезаровой. Лауреат многих международных конкурсов, в том числе имени Чайковского и имени Венявского. Основатель и руководитель ансамблей «Академия стариной музыки» и Opus Posth.. Народная артистка России. За выдающиеся достижения в музыкальном искусстве удостоена Государственной Премии РФ (2003).

    Выступала с ведущими оркестрами мира – Венским и Берлинским филармоническими, Дрезденской Штаатскапеллой, оркестром лейпцигского Гевандхауса, с симфоническими оркестрами Бруклина, Лос-Анджелеса, Французского радио, RAT Милана, Турина, Рима, Москвы, Санкт-Петербурга и другими. Принимала участие в фестивалях академической и старинной музыки, различных авангардных акциях.

    Ее партнерами по сцене были выдающиеся музыканты: Кирилл Кондрашин, Курт Мазур, Курт Зандерлинг, Геннадий Рождественский, Юрий Темирканов, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Владимир Ашкенази, Владимир Федосеев, Валерий Афанасьев, Гидон Кремер, Юрий Башмет, Хайнц Холлигер, Ирена Графенауэр, Андреас Штайер, Франс Брюгген, Алексей Любимов, Александр Князев и другие. Для Гринденко писали такие известные композиторы, как Шнитке, Пярт, Мартынов, Ноно, Сильвестров и другие. Записи Гринденко изданы фирмами «Мелодия», Erdenklang, Eurodisс, Ondine, Deutsche Grammophon, RSA, ECM, Wеrgo, Long Arms, CCn’C Records.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    VI Международный фестиваль
    актуальной музыки «Другое пространство»

    01.12.2018

    В программе:
    Хольт
    «Заклинание» (Incantatie IV)
    для четырех роялей (Российская премьера)

    Камерный зал Филармонии

    Новая музыка

    06.12.2016

    В программе:
    Ксенакис
    “Rebonds” для ударных инструментов
    “Nomos Alfa” и “Kottos” для виолончели соло
    “Paille in the Wind” для виолончели и фортепиано
    “Mists” для фортепиано
    “a. R. (Hommage à Ravel)” для фортепиано
    “Mikka” для скрипки соло
    “Diktas” для скрипки и фортепиано
    “Aroura” для струнных

    Камерный зал Филармонии

    IV Международный фестиваль
    актуальной музыки
    «Другое пространство» (17–21 ноября).
    Ансамбль «Академия старинной музыки»

    Режиссерская версия

    19.11.2014

    В программе:
    Найман
    Концерт для клавесина с усилением и струнных
    Маноцков
    «Фолия» для струнных

    Камерный зал Филармонии

    Музыка барокко: Франция.
    «Академия старинной музыки»

    16.10.2014

    В программе:
    Рамо
    Королевский концерт № 1 до минор для скрипки, виолы да гамба и клавесина
    Королевский концерт № 5 ре минор для скрипки, виолы да гамба и клавесина («Портреты композиторов»)
    Коррет
    Соната соль мажор для скрипки и клавесина («Путешествие Улисса»)
    Люлли
    Театральная музыка из комедии-балета Le bourgeois Gentilhomme («Мещанин во дворянстве»)
    Форкре
    Пьесы для клавесина из Сюиты № 1
    Пьесы для клавесина из Сюиты № 5
    Маре
    La Folia для виолы да гамба, клавесина и виолончели

    Камерный зал Филармонии

    «Другое пространство».
    Ансамбль Opus Posth («Академия старинной музыки»)

    Режиссерская версия

    09.12.2012

    В программе:
    Фелдман

    Камерный зал Филармонии

    Новая музыка. Владимир Мартынов

    29.10.2015

    В программе:
    Мартынов
    Gradus ad Parnassum – инструментальные упражнения

    Концерт пройдет в одном отделении

    Камерный зал Филармонии

    Владимир Мартынов

    30.10.2014

    В программе:
    Мартынов
    Opus Prenatum (2013)