Оффенбах: «Сказки Гофмана»

    23 января 2010

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда

    Исполнители:

    Государственная академическая симфоническая капелла России
    Дирижер — художественный руководитель и главный дирижер — Валерий Полянский

    Солисты:
    Максим Пастер (тенор), Лариса Костюк (меццо-сопрано), Михаил Гужов (бас), Ольга Пастер (сопрано), Ольга Ионова (сопрано), Людмила Кузнецова (меццо-сопрано), Анна Пегова (сопрано), Владимир Реутов (тенор), Алексей Антонов (бас), Андрей Антонов (бас), Сергей Топтыгин (баритон), Виктория Смольникова (меццо-сопрано), Николай Галин (бас), Михаил Дьяков (баритон), Михаил Серышев (тенор), Олег Долгов (тенор), Роман Бобров (бас), Анатолий Богомолов (тенор)

    В программе:

    Оффенбах
    «Сказки Гофмана», опера в концертном исполнении

    23 января в Концертном зале имени П.И.Чайковского – концертное исполнение оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана». Симфоническим оркестром и хором Государственной академической капеллы России дирижирует Валерий Полянский.

    Концертное исполнение опер – одно из главных направлений деятельности Капеллы. Тем самым Валерий Полянский перекидывает мост в далекие 50-е годы, к творчеству основателя оркестра С.Самосуда, много внимания уделявшего оперным партитурам. Благодаря инициативе В.Полянского российские слушатели познакомились с малоизвестными операми Гречанинова «Сестра Беатриса», Дворжака «Русалка», Верди «Жанна д’Арк», Кюи «Пир во время чумы» и т.д. В сотрудничестве с Московской филармонией Капелла осуществила постановку «Царя Эдипа» Стравинского, в абонементных концертах последних сезонов исполнены все три оперы С.В.Рахманинова («Алеко», «Франческа да Римини», «Скупой рыцарь»), «Чародейка» П.И.Чайковского, «Трубадур» Дж.Верди и многие другие оперные партитуры, которые редко ставятся в российских театрах или звучат в концертных залах.

    За последние годы доброй традицией Капеллы Полянского стали концертные исполнения опер под Новый год – в прошлых сезонах это были «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова и опера Жака Оффенбаха, блестящий успех которой требовал продолжения. Несмотря на свое легкомысленное название, опера повествует об «иронии судьбы» художника, замешанной на столкновении иллюзии и реальности – в ее сюжет вплетены автобиографические коллизии Теодора Гофмана. История самой оперы сложилась вполне в духе этой драмы: автор умер, не успев завершить свое произведение, венское представление оперы завершилось пожаром, во время которого театр сгорел дотла, из-за чего «Сказки Гофмана» приобрели дурную славу. Сегодня она возвращается на театральные подмостки.

    И все же опера созвучна новогодним настроениям не только красотой музыки, но и тем, что главная тема в ней – любовь, три акта оперы посвящены трем возлюбленным Гофмана: «Олимпии», «Антонии», «Джульетте» в исполнении солистов Большого и Мариинского театров и других ведущих музыкальных театров России.

    Государственная академическая симфоническая капелла России

    Государственная академическая симфоническая капелла России – уникальный коллектив, насчитывающий свыше 200 артистов. Он объединяет хор, оркестр и солистов-вокалистов, которые, существуя в органичном единстве, сохраняют в то же время определенную творческую самостоятельность.

    Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским.

    Оба коллектива прошли славный творческий путь. Оркестр возник в 1957 году и до 1982 года был оркестром Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года – Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР. В разное время им руководили С. Самосуд, Ю. Аранович и М. Шостакович. Камерный хор был создан В. Полянским в 1971 году. С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР.

    С хором Валерий Полянский объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в котором участвовали Ирина Архипова, Олег Янченко, Ансамбль солистов Большого театра СССР… В 1986 году, по приглашению Святослава Рихтера, Валерий Полянский и его хор представили программу из сочинений П. И. Чайковского на фестивале «Декабрьские вечера», а в 1994 году – «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. В то же время Государственный камерный хор заявил о себе и за рубежом, триумфально выступив с Валерием Полянским на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), в Нардене (Голландия); памятно участие в знаменитых «Променад-концертах» в Альберт-холле (Великобритания), выступления в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене, Альби.

    День рождения Госкапеллы – 27 декабря 1991 года: тогда в Большом зале Консерватории прозвучала кантата Антонина Дворжака «Свадебные рубашки» под управлением Геннадия Рождественского. В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский. Деятельность хора и оркестра Капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки, выступали с финалистами международных конкурсов имени Чайковского и имени Рахманинова. Капелла с триумфом гастролировала в США, Англии, Италии, Германии, Нидерландах, в странах Юго-Восточной Азии.

    Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей — Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский постоянно проводит монографические симфонические циклы, посвященные Бетховену, Брамсу, Рахманинову, Малеру и другим великим композиторам.

    С Капеллой сотрудничают многие российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывает коллектив с Геннадием Николаевичем Рождественским, который ежегодно представляет с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент.

    За последние годы у коллектива выработалась своя схема в построении сезона. Его крайние точки посвящены выступлениям в малых городах. С 2009 года в Тарусе Капелла проводит фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году прибавился Елец, где триумфально прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна. «Не надо много слов о патриотизме, – сформулировал свою позицию В. Полянский, – молодежь просто должна слышать эту музыку, внушающую любовь к родине. Преступление, что есть города, где люди никогда не слышали живой симфонический оркестр, не видели оперных постановок. Мы стараемся исправить эту несправедливость».

    В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» А. Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала «Жизнь за царя» М. Глинки.

    Знаковым событием 2014 года стало концертное исполнение Госкапеллой редко звучащей оперы «Семен Котко» Прокофьева, которое состоялось на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии и  было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие».

    Интенсивно протекает гастрольная деятельность Госкапеллы. Высочайшему исполнительскому мастерству оркестра аплодировала британская публика во время осеннего турне 2014 года. «Есть дирижеры, считающие Пятую симфонию Чайковского слишком известной и исполняющие ее как на автопилоте, но Полянский и его оркестр были просто великолепны. Музыка Чайковского, конечно, вошла в плоть и кровь этого коллектива; Полянский сыграл этот бессмертный шедевр так, как, уверен, его хотел бы слышать сам Чайковский», – отмечал британский критик и композитор Роберт Мэтью-Уокер.

    В 2015 году с триумфом прошли концерты коллектива в США, Белоруссии (фестиваль духовной музыки «Могутны Божа») и Японии, где публика по достоинству оценила интерпретации В. Полянским трех последних симфоний Чайковского.