В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
28 апреля 2020
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетКонцерт в одном отделении
Запись концерта от 27 сентября 2019 года
Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.
Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.
Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).
За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.
Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее.
В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл,
Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие.
Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией.
Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр».
В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.
Даниэле Гатти родился в 1961 году в Милане. Окончил Миланскую консерваторию имени Джузеппе Верди по классам композиции и оперно-симфонического дирижирования. Впервые выступил за дирижерским пультом в родном городе в 1982 году (в опере «Жанна д’Арк» Верди). В последующие несколько лет выступал в различных театрах Италии, в 1988 году дебютировал в Ла Скала с одноактной оперой «Случай делает вором» Россини.
В начале 1990-х годов последовали дебюты дирижера в Лирической опере Чикаго, лондонском Королевском театре Ковент-Гарден, Метрополитен-опере в Нью-Йорке. В 1997 году он был назначен музыкальным руководителем Театро Комунале в Болонье. В те же годы Гатти начал активную деятельность симфонического дирижера. В 1992–1997 гг. возглавлял оркестр Национальной академии Санта-Чечилия в Риме. С 1994 года –приглашенный дирижер Королевского филармонического оркестра (Лондон), в 1996–2009 гг. – главный дирижер коллектива. В 2008–2016 гг. – главный дирижер Национального оркестра Франции, в 2009–2012 гг. – Цюрихской оперы.
В 2016–2018 гг. возглавлял Королевский оркестр Консертгебау в Амстердаме, с которым гастролировал в Южной Корее, Японии, США. В 2016 году инициировал трехгодичный цикл программ RCO Meets Europe («Оркестр Консертгебау встречается с Европой»), включавший концерты во всех 28 странах Европейского Союза. В рамках цикла был организован проект «Рука об руку», давший возможность музыкантам из местных молодежных оркестров выступить с артистами оркестра Консертгебау под управлением Даниэле Гатти.
Среди наиболее значительных работ дирижера в опере – «Фальстаф» Верди (Лондон, Милан и Амстердам, режиссер Роберт Карсен); «Парсифаль» Вагнера (открытие Байройтского фестиваля – 2008, режиссер Стефан Херхайм; Метрополитен-опера, режиссер Франсуа Жирар); «Травиата», «Дон Карлос» и «Фальстаф» Верди, «Лоэнгрин» и «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера, «Лулу» и «Воццек» Берга в Ла Скала; «Электра» Р. Штрауса, «Богема» Пуччини, «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера и «Трубадур» Верди на Зальцбургском фестивале. В прошлых сезонах при участии маэстро состоялись постановки «Пеллеаса и Мелизанды» Дебюсси на фестивале «Флорентийский музыкальный май», «Саломеи» Р. Штрауса в Национальной опере в Амстердаме, «Тристана и Изольды» Вагнера в Римской опере и Театре Елисейских Полей в Париже. В Римской опере он представил также драматическую легенду «Осуждение Фауста» Берлиоза и оперу «Риголетто» Верди.
Как симфонический дирижер Гатти заслужил реноме авторитетного интерпретатора симфоний Малера и Чайковского, музыки начала и первой половины ХХ века (Дебюсси, Стравинского, Бартока, Респиги, Прокофьева). В 2005 году наряду с Зубином Метой и Кристианом Тилеманом Гатти он участвовал в концерте, посвященном 50-й годовщине открытия Венской государственной оперы после реконструкции. Постоянно сотрудничает с известными оркестрами Германии (коллективы Берлинской филармонии, лейпцигского Гевандхауса, Баварского радио, Дрезденская капелла), США (Чикагский, Кливлендский, Нью-Йоркский), Вены, Лондона и многими другими. С 2016 года преподает в Музыкальной академии Киджи в Сиене, является дирижером и художественным консультантом Малеровского камерного оркестра. В декабре 2018-го назначен музыкальным руководителем Римской оперы (контракт заключен на три года).
В числе ангажементов 2019 года – концерты с оркестрами Национальной академии Санта-Чечилия, Баварского радио, Римской оперы, лейпцигского Гевандхауса, Филармоническим оркестром Ла Скала, Берлинским филармоническим оркестром, хором и оркестром фестиваля «Флорентийский музыкальный май». В планах на ближайший сезон также выступления с оркестрами RAI в Турине и театра Сан-Карло в Неаполе, оркестром Итальянской Швейцарии, «Моцарт-оркестром» в Лугано, Национальным оркестром Франции, Малеровским камерным оркестром, новая постановка оперы Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» в Ла Скала, премьеры опер «Сицилийская вечерня» Верди, «Капулети и Монтекки» Беллини и «Похождения повесы» Стравинского в Риме.
В дискографии дирижера – более 75 записей, выпущенных под лейблами Sony Classical, Decca, Harmonia Mundi, Conifer, BMG, RCA Red Seal и др. Среди них симфонии Малера и Чайковского; оркестровые произведения Баха, Моцарта, Берлиоза, Дебюсси, Стравинского, Прокофьева, Респиги, Бартока, Берга; оперы Россини («Армида»), Р. Штрауса («Саломея», «Электра»), Вагнера («Парсифаль», «Нюрнбергские майстерзингеры»), Верди («Фальстаф», «Симон Бокканегра», «Дон Карлос», «Аида»), Пуччини («Богема»), Шёнберга («Моисей и Аарон»).
В 2004 и 2015 гг. Даниэле Гатти был удостоен Премии Франко Аббьяти (премия в области академической музыки, присуждаемая итальянской Национальной ассоциацией музыкальной критики), в 2016 году стал кавалером ордена Почетного легиона за заслуги на посту музыкального руководителя Национального оркестра Франции.
Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).
С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».
Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.
С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).