Оркестр Московской филармонии, Дункан Уорд, Алёна Баева : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Оркестр Московской филармонии,
    Дункан Уорд, Алёна Баева

    23 декабря 2020

    Большой зал Консерватории

    В программе:
    Дворжак
    Концерт для скрипки с оркестром
    Элгар
    Вариации на оригинальную тему Enigma (Загадка)

    12+

    Абонемент №76:

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом. 

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998). 

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор. 

    Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее. 

    В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл, 

    Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие. 

    Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией. 

    Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр». 

    В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.

    Дункан Уорд

    Дункан Уорд родился в 1989 году в графстве Кент (Великобритания). С раннего детства занимался музыкой, в 13 лет написал свое первое крупное сочинение – мюзикл, для исполнения которого самостоятельно освоил азы дирижирования. В юности играл в Национальном молодежном оркестре Великобритании. Обучался в консерватории «Тринити Лабан» в Лондоне (педагог по дирижированию – Эндрю Морли), где был стипендиатом программы для молодых дирижеров Чарльза Макерраса. В годы учебы регулярно дирижировал оркестрами Королевского Северного музыкального колледжа и Манчестерского университета под руководством Марка Херона. Участвовал в мастер-классах Валерия Гергиева, Даниэля Баренбойма, Дэвида Цинмана, Пьера Булеза.

    В 2012–2014 гг. был дирижером-стажером Академии Берлинского филармонического оркестра по приглашению Саймона Рэттла; в частности участвовал в подготовке премьер сочинений Вольфганга Рима и Бенедикта Мейсона. В 2015–2017 гг. возглавлял коллектив Sinfonia Viva. Занимал должность ассистента дирижера Национального молодежного оркестра Великобритании. В 2020 году на фестивале в Экс-ан-Провансе был назначен музыкальным руководителем Средиземноморского молодежного оркестра на три года с возможностью продления контракта. 

    В числе оркестров, с которыми Дункан Уорд сотрудничал в последние сезоны, – Лондонский, Бамбергский и Шведский симфонические, Королевский Ливерпульский филармонический, Гюрцених-оркестр Кёльна, оркестры Франкфуртского, Баварского, Финского и Венского радио, Оркестр де Пари, Немецкая камерная филармония Бремена, Национальный оркестр Капитолия Тулузы. В 2018 году совместно с Саймоном Рэттлом и Маттиасом Пинчером Дункан Уорд дирижировал оркестрами при исполнении «Групп» Штокхаузена в галерее Тейт Модерн. В сезоне 2019/20 впервые выступил с Филармоническим оркестром Радио Франс, Дрезденской государственной капеллой, Штутгартским государственным оркестром, оркестром Royal Northern Sinfonia, Оркестром Романдской Швейцарии и другими коллективами. 

    Среди заметных событий в оперном портфолио дирижера – «Дон Паскуале» Доницетти, «Гамлет» Бретта Дина и «Золушка» Массне в программе Глайндборнского фестиваля, «Травиата» Верди на фестивале в Баден-Бадене, китайская премьера оперы «Питер Граймс» Бриттена с ансамблем London Voices, «Страсти по Симоне Вейль» Саариахо (немецкая премьера камерной версии, постановка Питера Селларса) в берлинской Дойче Опер, «Милосердие» Джеймса Макмиллана и «Волнения на Таити» Бернстайна в Нидерландской национальной опере (Амстердам), немецкая премьера «Гамлета» Бретта Дина в Кёльнской опере, «Смерть в Венеции» Бриттена с Марком Падмором на фестивале в Сент-Энделлионе. В числе предстоящих ангажементов – «Риголетто» Верди в Кёльнской опере весной 2021 года. 

    Дункан Уорд сотрудничает также с коллективами, представляющими исторически ориентированное исполнительство (Ансамблем Бальтазара Ноймана, оркестром Insula и др.); с симфоническими оркестрами корпорации Би-би-си; с коллективами, исполняющими современную музыку (Ensemble Modern, Ensemble InterContemporain); со скандинавской фолк-группой Dreamers' Circus. Он проводил спектакли бездомных артистов труппы Streetwise Opera, дирижировал 500 музыкантами-любителями, исполнившими In C Терри Райли в гамбургской Филармонии на Эльбе. Работал с индийской ситаристкой Анушкой Шанкар, изучая индийскую музыку под руководством ее отца, Рави Шанкара. 

    Дункан Уорд также заслужил признание как автор музыки. В 2005 году он был назван Би-би-си лучшим молодым композитором года и заключил контракт с издательством Peters. Его произведения исполняли, записывали и транслировали по радио и телевидению Лондонский симфонический оркестр, Национальный оркестр Би-би-си в Уэльсе, ансамбль Endymion, Симфонический оркестр Шведского радио, квартет «Наварра», ансамбль BBC Singers, Streetwise Opera. Его аранжировки избранных вокальных произведений Дворжака для певицы Магдалены Кожены были высоко оценены европейскими критиками и записаны лейблом PentaTone. Пьеса для оркестра Rainbow Beats («Радужные ритмы»), написанная по заказу южноафриканского музыкально-образовательного проекта MIAGI (Music Is A Great Investment, «Музыка – величайшая инвестиция»), была впервые исполнена летом 2018 года в программе гастролей Молодежного оркестра MIAGI по случаю 100-летия со дня рождения Нельсона Манделы, в частности, в гамбургской Филармонии на Эльбе, амстердамском зале Консертгебау, берлинском Концертхаусе и на фестивале в Вербье.

    Алёна Баева

    Алёна Баева родилась в 1985 году в семье музыкантов. Начала учиться игре на скрипке с пяти лет в Алма-Ате у преподавателя Ольги Даниловой. Затем обучалась в Центральной музыкальной школе (1995–2002) и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (2002–2007) в классе профессора Эдуарда Грача. По приглашению Мстислава Ростроповича в 2003 году стажировалась во Франции, с 2007 года совершенствовала мастерство в Академии Сейдзи Озавы в Швейцарии. 

    Начиная с 1994 года скрипачка неоднократно становилась лауреатом российских и международных конкурсов. Победительница состязаний скрипачей в Новосибирске, Варшаве, Клостер-Шёнтале, имени Генрика Венявского в Познани. Удостоена Гран-при II Московского Международного конкурса скрипачей имени Никколо Паганини (2004) с правом в течение года играть на скрипке работы Антонио Страдивари, принадлежавшей Генрику Венявскому. В 2007 году стала обладательницей золотой медали и приза зрительских симпатий на III Международном конкурсе в Сендае (Япония). В том же году ей была присуждена российская молодежная премия «Триумф».

    Алёна Баева выступает на самых престижных сценах мира, среди которых Большие залы Московской консерватории и Санкт-Петербургской филармонии, Сантори-холл в Токио, Зал Верди в Милане, Концертный зал Лувра, Зал Гаво, Театр Елисейских Полей и зал штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже, Виктория-холл в Женеве, Карнеги-холл в Нью-Йорке и многие другие. 

    Принимала в крупнейших европейских музыкальных фестивалях, выступала с оркестром Мариинского театра, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, musicAeterna, лондонским Королевским филармоническим оркестром, Национальным оркестром Лилля, Веймарской государственной капеллой, Фрайбургским филармоническим, Дюссельдорфским симфоническим, Люксембургским филармоническим оркестрами, Израильской камератой, кёльнским Гюрцених-оркестром, Национальным симфоническим оркестром Итальянского радио (RAI), Варшавским филармоническим оркестром и другими. 

    Среди дирижеров, с которыми выступала скрипачка, – Владимир Федосеев, Валерий Гергиев, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Александр Лазарев, Теодор Курентзис, Пааво Ярви, Томас Зандерлинг, Кшиштоф Пендерецкий, Пабло Эрас-Касадо, Андрей Борейко, Яцек Каспшик, Роберт Тревиньо, Томаш Нетопил, Джон Уилсон, Сакари Орамо и Казуки Ямада. Большое внимание Алёна Баева уделяет камерному музицированию: ее партнерами по ансамблю были Юрий Башмет, Марта Аргерих, Стивен Иссерлис, Николай Луганский, Миша Майский, Гай Браунштейн, Дайсин Касимото, Лоуренс Пауэр, Юлиан Штекель, Йол Юм Сон. Более десяти лет играет в дуэте с пианистом Вадимом Холоденко. 

    В сезоне 2021/22 скрипачка выступает с Государственным симфоническим оркестром Литвы, Филармоническим оркестром Южных Нидерландов, Ольстерским и Тосканским оркестрами, Дуйсбургским филармоническим оркестром, кёльнским Гюрцених-оркестром, Симфоническим оркестром Мюнстера, Тонкюнстлероркестром, Филармоническим оркестром имени Леоша Яначека в Остраве, оркестром японской вещательной корпорации NHK и многими другими, гастролирует в странах Южной Америки с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова. 

    В обширном репертуаре артистки – более 40 скрипичных концертов. Наряду с классическими сочинениями она исполняет менее известную музыку, в том числе концерты Гражины Бацевич, Кара Караева и Мечислава Карловича. В дискографии скрипачки – концерты Чайковского, Бруха, Бартока, Шостаковича, Прокофьева, Шимановского, сонаты Пуленка, Прокофьева, Дебюсси. Она осуществила ряд фондовых записей на радио и телевидении России, Бельгии, Германии, Португалии, Польши, Израиля, Японии и США. Концерты Алёны Баевой транслировались телеканалами «Культура», «ТВ-Центр», Mezzo, Arte, радио Би-би-си. В 2018 году записала Концерт Карловича с лондонским Королевским филармоническим оркестром (дирижер – Гжегож Новак) и Концерт Чайковского с Лондонским филармоническим оркестром (дирижер – Владимир Юровский). 

    Летом 2020 года на фирме «Мелодия» вышел новый альбом Алёны Баевой с концертами Мендельсона и Шумана, записанный с оркестром «Персимфанс». 

    Играет на скрипке работы Джузеппе Гварнери «дель Джезу» 1738 года.