В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
5 октября 2020
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Абонемент №14:
Академический симфонический
оркестр Московской филармонии
Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.
Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.
Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).
За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.
Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее.
В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл,
Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие.
Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией.
Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр».
В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.
Станислав Кочановский родился в Ленинграде (Санкт-Петербург) в 1981 году. Обучение музыке начал в Хоровом училище имени М. И. Глинки. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по трем специальностям: «хоровое дирижирование» (2004, класс профессора Татьяны Хитровой), «орган» (2004, класс профессора Нины Оксентян) и «оперно-симфоническое дирижирование» (2008, класс профессора Александра Титова).
В 2008–2010 годах был дирижером Михайловского театра в Санкт-Петербурге. В 2010–2015 годах возглавлял Академический симфонический оркестр Северо-Кавказской государственной филармонии имени В. И. Сафонова, с которым представил более 50 симфонических программ, провел пять фестивалей и выпустил семь оперных спектаклей. С 2007 года сотрудничает с Михайловским театром, где под его управлением прошло более 60 оперных и балетных спектаклей. С 2014 года как приглашенный дирижер выступает в Мариинском театре, где в его репертуар вошли оперы «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Самсон и Далила» Сен-Санса, «Кармен» Бизе, «Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина. Участвует в программах Санкт-Петербургского Дома музыки.
Станислав Кочановский сотрудничает с ведущими коллективами разных стран, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России, оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Мариинского театра, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), лондонский оркестр «Филармония», Оркестр де Пари, Венский симфонический, Израильский филармонический, оркестры Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, Нидерландского, Франкфуртского и Итальянского радио (Турин), фестиваля «Флорентийский музыкальный май», Мельбурна, японской вещательной корпорации NHK, филармонические оркестры Дрездена, Роттердама, Осло, Стокгольма, Бирмингема, Монте-Карло, Малайзии, национальные оркестры Лиона, Тулузы, Китая, Бельгии, Дании и другие.
Дирижер осуществил ряд постановок на крупнейших оперных сценах мира. В их числе «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» Чайковского в Цюрихской опере, «Иоланта» Чайковского на фестивале «Флорентийский музыкальный май», «Князь Игорь» Бородина в Национальной опере Нидерландов в Амстердаме и «Борис Годунов» Мусоргского в Центре искусств Сеула. Сотрудничал с известными режиссерами – Робертом Карсеном, Барри Коски, Мариушем Трелинским, Дмитрием Черняковым, Стефано Подой. В репертуаре дирижера – более 30 оперных и балетных спектаклей.
Станислав Кочановский – гость крупнейших фестивалей: «Звёзды белых ночей» (Санкт-Петербург), Klara festival (Брюссель), MITO Settembre Musica (Милан и Турин). В течение последних лет на фестивале в Вербье под его управлением прозвучали оперы «Евгений Онегин» Чайковского, «Риголетто» Верди, «Волшебная флейта» Моцарта, а также симфонические концерты. В 2022 году запланировано концертное исполнение оперы «Гензель и Гретель» Хумпердинка.
Среди солистов, с которыми сотрудничал дирижер: Ильдар Абдразаков, Кристоф Барати, Ольга Бородина, Алексей Володин, Максим Венгеров, Маттиас Гёрне, Кирилл Герштейн, Давид Герингас, Вадим Глузман, Мария Гулегина, Стивен Иссерлис, Микеле Кампанелла, Леонидас Кавакос, Александр Князев, Сергей Крылов, Николай Луганский, Миша Майский, Питер Маттеи, Денис Мацуев, Трульс Мёрк, Виктория Муллова, Анна Нетребко, Евгений Никитин, Михаил Плетнёв, Вадим Репин, Виктор Третьяков, Пьер-Лоран Эмар, Тьерри Эскеш и многие другие.
Заметными событиями последних лет стали исполнения под управлением Кочановского редко звучащих произведений: «Предварительного действа» к «Мистерии» Скрябина – Немтина, Реквиема Лигети с Бельгийским национальным оркестром в Брюсселе; оперы «Франческа да Римини» Рахманинова и кантаты «Суламифь» Яна ван Гилсе с Филармоническим оркестром Нидерландского радио в амстердамском Консертгебау; оркестровой фантазии «Русалочка» Цемлинского, симфонической притчи «Молчание» Мясковского, 21-й симфонии («Кадиш») Вайнберга и симфонической тризны «Памятник Лидице» Мартину с Национальным филармоническим оркестром России в Москве. Станислав Кочановский уделяет в своих программах особое внимание музыке современных композиторов, среди которых София Губайдулина, Иван Феделе, Бретт Дин, Тобиас Брострём, Барт Висман, Никола Кампогранде, Рольф Мартинссон, Освальдо Голихов, Анна Торвальдсдоттир, Владимир Тарнопольский, Ян Ряэтс.
На ближайший сезон запланированы выступления с Симфоническим оркестром Люцерна, новые ангажементы с оркестром Северогерманского радио (Гамбург), а также концерты в Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Амстердаме, Брюсселе, Милане, Дрездене, Монте-Карло, Вербье и других городах.
Миша Майский родился в 1948 году в Риге. С восьми лет начал обучаться игре на виолончели. С 1962 года учился в Ленинграде, в 1966–1970 гг. – в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс Мстислава Ростроповича). В 1966 году получил VI премию на III Международном конкурсе имени П. И. Чайковского.
В 1972 году музыкант переехал в Израиль, в том же году дебютировал в Карнеги-холле с Питтсбургским симфоническим оркестром. В 1973 году выиграл Международный конкурс виолончелистов имени Гаспара Кассадо во Флоренции. В 1974 году благодаря посредничеству Мстислава Ростроповича совершенствовался под руководством Григория Пятигорского в Лос-Анджелесе. В настоящее время живет и работает в Бельгии.
Миша Майский выступает в лучших залах музыкальных столиц мира – Лондона, Парижа, Вены, Берлина, Нью-Йорка, Токио, Москвы и др.; участвует в самых престижных фестивалях (Вербье, Зальцбург и др.). Музыкант сотрудничал с такими дирижерами, как Леонард Бернстайн, Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Карло Мария Джулини, Шарль Дютуа, Джеймс Левайн, Лорин Маазель, Зубин Мета, Риккардо Мути, Джузеппе Синополи, Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Юрий Темирканов, Кирилл Петренко, Марис Янсонс и Густаво Дудамель.
Среди его партнеров по ансамблю – Марта Аргерих, Юрий Башмет, Джошуа Белл, Хатия Буниатишвили, Максим Венгеров, Евгений Кисин, Гидон Кремер, Ланг Ланг, Раду Лупу, Ицхак Перлман, Юлиан Рахлин, Вадим Репин, Питер Серкин, Серхио Тьемпо, Нельсон Фрейре, Жанин Янсен, его дети пианистка Лили Майская и скрипач Саша Майский.
Музыкант является эксклюзивным артистом компании Deutsche Grammophon. Первый альбом под этим лейблом был им выпущен в 1984 году, с тех пор на DG записано более 40 его дисков – соло, в ансамблях и с лучшими оркестрами, в числе которых Венский и Берлинский филармонические, Лондонский симфонический, Израильский филармонический, Оркестр де Пари, нью-йоркский камерный оркестр Orpheus, Камерный оркестр Европы и многие другие. Записи артиста были отмечены такими престижными наградами, как японская Record Academy Prize (пять раз), ECHO – Deutscher Schallplattenpreis (трижды), Grand Prix du Disque и Diapason d’Or of the Year, неоднократно номинировались на «Грэмми».
В дискографии артиста – концерты и произведения для виолончели с оркестром Вивальди, Боккерини, Гайдна, Бетховена, Шумана, Брамса, Дворжака, Сен-Санса, Чайковского, Р. Штрауса, Элгара, Мясковского, Прокофьева, Шостаковича; сольные сюиты Баха; виолончельные сонаты и камерные ансамбли Баха, Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Шумана, Шопена, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича. Последние по времени релизы виолончелиста – альбом 20th Century Classics в дуэте с Лили Майской (2019), к которому прилагается бонусный диск с мировой премьерой записи Виолончельного концерта Беньямина Юсупова, а также Фортепианное трио № 1 Шостаковича с Люкой Дебаргом и Жанин Янсен (2020) и «Воспоминание о Флоренции» Чайковского в составе международного ансамбля (2020).
Миша Майский удостоен многих званий и наград. В 2019 году он стал почетным членом Королевской академии музыки в Лондоне, в 2021 году – почетным академиком римской Академии Санта-Чечилия (звание Accademico Onorario присуждается «самым выдающимся зарубежным музыкантам и музыковедам», и Майский – лишь второй виолончелист в истории, получивший его) и почетным членом Академии музыки и танца имени Рубина в Иерусалиме.
С 1973 года Миша Майский играет на виолончели работы Доменико Монтаньяны (1720).