Оркестр Московской филармонии, Леон Ботстайн, Миша Майский : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Уважаемые слушатели, информацию о процедуре возврата билетов на концерты,
отмененные в связи с объявленным в г. Москве запретом на проведение массовых мероприятий,
вы можете посмотреть здесь. Берегите себя и будьте здоровы!

    Оркестр Московской филармонии,
    Леон Ботстайн, Миша Майский

    5 октября 2020, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Блох
    «Шеломо» – еврейская рапсодия для виолончели с оркестром
    Брух
    «Кол Нидрей» – адажио на две еврейские мелодии для виолончели с оркестром
    Малер
    Симфония № 1

    12+

    Купить абонемент

    Абонемент №14:

    Академический симфонический
    оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом. 

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998). 

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор. 

    Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее. 

    В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл, 

    Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие. 

    Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией. 

    Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр». 

    В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов. В сезоне 2019/20 оркестр гастролирует в Великобритании и Германии, в ноябре 2019 года сопровождает выступления конкурсантов на III Всероссийском музыкальном конкурсе по специальности «оперно-симфоническое дирижирование», жюри которого возглавляет Юрий Симонов, традиционно участвует в открытии и закрытии XX Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик».

    Леон Ботстайн

    Леон Ботстайн — один из самых неординарных музыкантов современности: талантливый и востребованный дирижер, всемирно известный педагог, ученый-музыковед.

    Маэстро Ботстайн родилсяв 1946 году в Швейцарии в семье врачей. В 16 лет он окончил Высшую школу музыки и искусства в Нью-Йорке, затем получил степень бакалавра искусств в Чикагском университете, степень магистра и доктора в области истории в Гарварде. Дирижерскому искусству обучался у Гарольда Фарбермана.

    В 1970, в возрасте 23 лет, Ботстайн стал самым молодым президентом колледжа за всю историю США: до 1975 года он возглавлял Франкония-колледж в штате Нью-Гэмпшир, а с 1975 по настоящее время является президентом Бард-колледжа.

    С 1992 года Ботстайн — музыкальный руководитель и главный дирижер Американского симфонического оркестра (ASO) в Нью-Йорке, с 2003 по 2010 гг. был музыкальным руководителем и главным дирижером Иерусалимского симфонического оркестра (ныне является дирижером-лауреатом этого оркестра). Он много лет ведет активную деятельность по всему миру как приглашенный дирижер. Сотрудничал с симфоническим оркестром BBC, симфоническими оркестрами Берна, Бохума, Дюссельдорфа, Пуэрто-Рико, Северо-немецкого радио (Гамбург), Румынского радио, Вроцлавской филармонии, филармоническим оркестром Джордже Энеску (Бухарест), Будапештским фестивальным оркестром, оркестром ORF (Вена), Лондонским филармоническим оркестром, Лондонским оркестром «Филармония», оркестром филармонии Гудзоновой долины (США), Королевским шотландским филармоническим оркестром, оркестром Санкт-Петербургской филармонии, оркестрами Мадридской оперы и Оперы Нью-Йорк-Сити. Неоднократно выступал с российско-американским молодежным оркестром, который он основал совместно с Валерием Гергиевым.

    Леон Ботстайн известен неординарным подходом к составлению программ. Как правило, он выбирает какую-либо тему, связанную с историей музыки, литературой, другими видами искусств. Дирижер постоянно включает в свои концерты и записывает сочинения, незнакомые широкой публике, обращается к творчеству малоизвестных композиторов, а исполняя бессмертную классику, часто преподносит ее в непривычных, оригинальных интерпретациях. 

    В дискографии дирижера — множество записей с Лондонским симфоническим оркестром (включая запись Первой симфонии Г. Попова, номинированную на «Грэмми») и с Лондонским филармоническим оркестром, Американским симфоническим оркестром, оркестром Северо-немецкого радио и другими оркестрами Германии, Иерусалимским симфоническим оркестром, оркестром ВВС, Национальным оркестром Литвы, Королевским шотландским филармоническим оркестром, Камерным оркестром ProArte (Бостон). Многие из его выступлений с ASO доступны онлайн, их посмотрели более четверти миллиона человек.

    В последнее время Ботстайн дирижировал симфоническим оркестром Тайпея (Тайвань), Лос-Анджелесским филармоническим оркестром в зале HollywoodBowl, Молодежным симфоническим оркестром Каракаса в Венесуэле и в Японии (став первым иностранным дирижером, выступившим с этим оркестром в гастрольном туре). Ближайшие ангажементы маэстро включают концерты с Лондонским королевским филармоническим оркестром и Российским национальным оркестром.

    Музыкант-просветитель, Ботстайн регулярно проводит концерты и творческие встречи  под названием «Рассекреченная классика», на которых рассказывает о каком-либо известном сочинении, показывает его в исполнении оркестра, отвечает на вопросы публики.

    Ботстайн широко известен как историк музыки, автор многочисленных статей, эссе и книг по вопросам музыковедения, искусства, культуры, образования. С 1992 года он является редактором журнала TheMusicalQuarterly. Его последняя по времени книга —  «От Бетховена до Берга: Память модерна» (DasGedächtnisderModerne)— вышла в 2013 году. В настоящее время Ботстайн работает над продолжением своей книги «Дети Джефферсона», посвященной американской системе образования.

    Леон Ботстайн — один из организаторов и художественных руководителей  музыкального фестиваля  BardSummerScape в центре исполнительских искусств имени Ричарда Фишера в Бард-колледже. Ежегодно с 1990 здесь в течение двух летних месяцев звучит оперная и оркестровая музыка, проходят концерты, театральные и танцевальные спектакли, кинопоказы, беседы, лекции, дискуссии.

    Ботстайн занимает руководящие посты во многих организациях в области управления высшим образованием. Он — президент совета директоров The After-School Corporation, некоммерческой организации, деятельность которой заключается в расширении образовательных возможностей для студентов; председатель правления Центрально-Европейского Университета. Ботстайн является одним из руководителей «Смольного института свободных искусств и наук» — факультета Санкт-Петербургского государственного университета, созданного совместно с Бард-колледжем, на котором готовят бакалавров по направлению «искусства и гуманитарные науки».

    Леон Ботстайн удостоен престижных наград Американской академии искусств и литературы и Гарвардского университета, высшей награды Университета Алабамы, знака «Почетный крест “За науку и искусство” 1 класса» от правительства Австрии, почетной медали Брукнеровского общества; премии Леонарда Бернстайна за продвижение музыкального искусства; премии Фонда Карнеги. 26 мая 2003 года, в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга, ему было присвоено звание почетного доктора Санкт-Петербургского государственного университета. В 2011 году Леон Ботстайн стал членом Американского философского общества. 

    Миша Майский

    Миша Майский известен тем, что он – единственный в мире виолончелист, учившийся и у Мстислава Ростроповича, и у Григория Пятигорского. М. Л. Ростропович восторженно отзывался о своем ученике как «…об одном из самых выдающихся талантов среди молодого поколения виолончелистов. Поэзия и необычайная тонкость соединяются в его игре с могучим темпераментом и блестящей техникой». 

    Уроженец Латвии, Миша Майский получил образование в Московской консерватории. Переехав в 1972 году в Израиль, музыкант был с энтузиазмом встречен в Лондоне, Париже, Берлине, Вене, Нью-Йорке и Токио, как и в других крупнейших музыкальных столицах мира.

    Самого себя он считает гражданином мира: «Я играю на итальянской виолончели, французским и немецким смычками на австрийских и немецких струнах. Моя дочь родилась во Франции, старший сын – в Бельгии, средний в Италии, а младший в Швейцарии. Я езжу на японском автомобиле, ношу швейцарские часы, украшение, которое я ношу, сделано в Индии, и я чувствую себя дома везде, где люди ценят классическую музыку и получают от неё удовольствие». 

    Как эксклюзивный артист Deutsche Grammophon в течение последних 25 лет он сделал более 30 записей с такими оркестрами, как Венский и Берлинский филармонические, Лондонский симфонический, Израильский филармонический, Оркестр де Пари, нью-йоркский камерный оркестр Orpheus, Камерный оркестр Европы и многие другие. 

    Одной из вершин карьеры Миши Майского стало мировое турне в 2000 году, посвящённое 250-летию со дня смерти И. С. Баха, которое включало более 100 концертов. В том же году Миша Майский в третий раз записал Шесть сюит Баха для виолончели соло, выразив таким образом своё глубокое восхищение великим композитором. 

    Записи артиста получили признание критиков во всём мире и были отмечены такими престижными наградами, как японская Record Academy Prize (пять раз), Echo Deutscher Schallplattenpreis (трижды), Grand Prix du Disque и Diapason d’Or of the Year, а также неоднократно номинировались на «Грэмми». 

    Музыкант мирового класса, желанный гость на самых известных фестивалях, Миша Майский сотрудничал и с такими дирижёрами, как Леонард Бернстайн, Карло Мария Джулини, Лорин Маазель, Зубин Мета, Риккардо Мути, Джузеппе Синополи, Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Джеймс Ливайн, Шарль Дютуа, Марис Янсонс, Валерий Гергиев, Густаво Дудамель. Его партнёры по сцене – Марта Аргерих, Раду Лупу, Нельсон Фрейре, Евгений Кисин, Ланг Ланг, Гидон Кремер, Юрий Башмет, Вадим Репин, Максим Венгеров, Джошуа Белл, Юлиан Рахлин, Жанин Янсен и многие другие выдающиеся музыканты.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    24 февраля в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    14 марта в 19:00