В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
24 марта 2021
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаТирао
«Кончертанго в Буэнос-Айресе» – концерт для гитары с оркестром (посвящён Хоакину Родриго)
Абонемент №68:
XV Юбилейный Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары
Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан в 1990 году указом Правительства Российской Федерации. В 2002 году художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал Юрий Башмет, открывший новую страницу в истории коллектива.
С оркестром сотрудничали прославленные дирижеры и солисты, среди которых Валерий Гергиев, Тань Дунь, Александр Лазарев, Саулюс Сондецкис, Дэвид Стерн, Лучано Акочелла, Теодор Курентзис, Владимир Ашкенази, Андрес Мустонен, Рауф Абдуллаев, Эмил Табаков, Максим Венгеров, Жан-Люк Понти, Барри Дуглас, Питер Донохоу, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Вадим Репин, Анне-Софи Муттер, Сергей Крылов, Кристоф Барати, Виктория Муллова, Наталия Гутман, Давид Герингас, Сергей Антонов, Александр Князев, Джеймс Голуэй, Дебора Войт, Анна Нетребко, Лора Клейкомб, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Анна Катерина Антоначчи, Патриция Чьофи, Элина Гаранча, а также артисты балета Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа, актеры Константин Хабенский, Сергей Безруков и другие.
С 2002 года оркестр дал более 1000 концертов в России и за рубежом: в Москве и Санкт-Петербурге, городах Поволжья, «Золотого кольца», Урала, Сибири, во многих странах Европы, Индии, Южной Корее, Японии.
В репертуаре оркестра сочетаются классика и современность, музыка разных стилей и жанров. Оркестр исполнил премьеры сочинений Джан Карло Менотти, Эдисона Денисова, Микаэла Таривердиева, Софии Губайдулиной, Гии Канчели, Александра Чайковского, Тань Дуня, Жан-Люка Понти, Тору Такемицу, Мортона Фелдмана, Игоря Райхельсона, Ханса Ротта, Эмила Табакова, Александра Балтина, Владимира Комарова, Бориса Франкштейна, Георгия Бузоглы, Владимира Беляева.
Особое место в репертуарной политике оркестра занимают концерты для детей и юношества. «Новая Россия» – постоянный участник детских филармонических абонементов, концертов с участием юных солистов, благотворительных и образовательных акций.
С 2008 года оркестр регулярно принимает участие в Зимнем музыкальном фестивале Юрия Башмета в Сочи и других международных фестивалях, которые маэстро проводит в российских регионах. В разные годы участвовал в Фестивале Мстислава Ростроповича, Московском Пасхальном фестивале, фестивалях «Виртуозы гитары» и VIVACELLO.
В дискографии коллектива – сочинения Моцарта, Бетховена, Вебера, Брамса, П. И. Чайковского, Рахманинова, А. Чайковского.
В марте 2007 года оркестру был выделен Грант Правительства Российской Федерации. В 2010 года коллектив удостоен Гранта Президента РФ. В 2014 году «Новая Россия» приняла активное участие в подготовке и проведении культурной программы XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи.
Арсентий Ткаченко родился в 1991 году в Москве. В 2017 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Владимира Понькина). Лауреат III Всероссийского открытого конкурса молодых дирижеров имени Ильи Мусина (2012).
С 2015 года – дирижер Московского театра мюзикла. В 2016 году впервые выступил в качестве дирижера-постановщика, представив премьеру рок-оперы Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание» (режиссер – Андрей Кончаловский).
В 2015–2018 гг. – дирижер Калужского молодежного симфонического оркестра имени С. Т. Рихтера. В 2018–2020 гг. – дирижер Московского государственного симфонического оркестра. В декабре 2018 года состоялся международный дебют дирижера за пультом одного из ведущих музыкальных коллективов Венгрии – MÁV Szimfonikus Zenekar (Будапешт) в историческом зале Музыкальной академии имени Ференца Листа.
С сезона 2017/18 – участник дирижерско-стажерской группы Национального филармонического оркестра России, с сезона 2019/20 – второй дирижер НФОР, с 2022 года – заместитель художественного руководителя. Сотрудничает также с Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» (с сезона 2021/22 – постоянный приглашенный дирижер), Академическим Большим хором «Мастера хорового пения», Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан и другими коллективами. В июне 2024 года возглавил Филармонический камерный оркестр Новосибирска.
В качестве приглашенного дирижера выступал с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Воронежским академическим симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Карельской государственной филармонии, Кубанским симфоническим оркестром и др. Сотрудничал с известными солистами, в числе которых Владимир Спиваков, Александр Гиндин, Борис Березовский, Дмитрий Маслеев, Павел Милюков, Алексей Володин, Александр Князев, Алексей Мельников, Екатерина Мечетина, Константин Емельянов, Иван Бессонов, Полина Осетинская.
Ровшан Мамедкулиев родился в 1986 году в Баку. Начал учиться игре на классической гитаре в возрасте 11 лет. Окончил Нижегородскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки (2009) и аспирантуру (2013) в классе доцента Алексея Петропавловского, в 2009–2014 гг. преподавал в своей альма матер. В 2014–2023 гг. – доцент Классической академии имени Маймонида; с 2023 года – профессор кафедры струнных народных инструментов Российской академии музыки имени Гнесиных.
Ровшан Мамедкулиев – лауреат более 25 международных и всероссийских конкурсов гитаристов, обладатель первых премий и специальных призов конкурсов имени Лео Брауэра (Франция, 2009), имени Эйтора Вилла-Лобоса (Испания, 2011), имени Александра Фраучи (Москва, 2011), имени Франсиско Тарреги (Испания, 2014), имени Микеле Питталуги (Италия, 2015). В 2012 году Ровшан стал победителем одного из самых престижных состязаний – Международного конкурса Гитарной ассоциации Америки (Guitar Foundation of America).
Музыкант много и успешно выступает в России и за рубежом. Его концерты проходили в Большом зале Московской консерватории, Зале имени П. И. Чайковского, Московском международном Доме музыки, зале «Зарядье», Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, в Лос-Анджелесе, Торонто, Токио, Париже, Мадриде, Берлине, Амстердаме, Стамбуле, Загребе, Баку, Вильнюсе, Кишиневе, Минске, Сеуле, Пекине и других городах. В 2012 году он исполнил сольную программу в нью-йоркском Карнеги-холле, в 2017 году – в амстердамском зале Консертгебау. Как победитель конкурса GFA в 2012–2013 годах выступил с сольными концертами и мастер-классами в 50 городах США, Канады, Мексики и Бразилии. В 2019 году состоялись его гастроли по США.
Выступает с сольными программами, в составе ансамблей и в сопровождении оркестров. Сотрудничал с оркестром парижской Высшей национальной консерватории музыки и танца, оркестром Collegium instrumentale (Валенсия), Азербайджанским камерным оркестром имени Кара Караева, Академическим оркестром русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова ВГТРК, Государственным симфоническим оркестром Удмуртской Республики, Алтайским государственным оркестром «Сибирь» имени Е. И. Борисова, Государственным Нижегородским оркестром русских народных инструментов.
В репертуаре музыканта – произведения от Баха до современных композиторов, а также собственные транскрипции (некоторые из них опубликованы в издательствах США). Специально для Ровшана Мамедкулиева написаны сочинения Никиты Кошкина, Сергея Руднева, Елены Лебедевой, Филиппа Лемэгра (Бельгия).
В дискографии исполнителя – два сольных альбома, выпущенных под лейблом Naxos (2012, 2016), компакт-диски Con Anima (Soundset Recordings, 2011) и Semi-Awake, Semi-Dream (Contrastes Records, 2015).
За достижения в искусстве Ровшан Мамедкулиев отмечен Премией Президента РФ (2006), стипендиями губернатора Нижегородской области и мэра Нижнего Новгорода.
Артём Дервоед родился в 1981 году в Ростове-на-Дону. Его первыми педагогами были Сергей Анников, Елена Светозарова и Леонид Резник. Обучался в Музыкальном колледже имени А. Г. Шнитке и Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора Николая Комолятова), затем в Академии Киджи в Сиене (Италия) под руководством ученика Андреса Сеговии Оскара Гильи и в Гитарной академии Кобленца у Аниелло Дезидерио. В период учебы был удостоен стипендии Правительства России, был стипендиатом Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова и фонда «Русское исполнительское искусство».
Первый российский исполнитель, одержавший победу в конкурсах имени Микеле Питталуги в Италии (2006) и принцессы Кристины в Испании (2007). Один из самых титулованных российских гитаристов, лауреат 37 международных конкурсов, на которых 16 раз завоевывал первые премии, в том числе в Бостоне, Изеарлоне, Нетании, Колумбии, Тайбэе, Пизе и Москве.
Выступает на самых престижных концертных площадках мира, в числе которых филармонические залы Берлина, Гамбурга, Кёльна, Дюссельдорфа, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Консертгебау в Амстердаме, Бунка Кайкан в Токио, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Большой зал Московской консерватории. Сотрудничает со многими ведущими российскими коллективами, оркестрами Германии, Италии, Израиля, США, Армении.
Репертуар артиста включает 37 концертов для гитары с оркестром, программы камерной музыки и сочинения для гитары соло от Ренессанса до наших дней. Первый исполнитель сочинений современных отечественных и зарубежных композиторов – Никиты Кошкина, Александра Чайковского, Стивена Госса.
В дискографии гитариста – пять CD. Выпущенный в 2008 году сборник музыки русских композиторов (Naxos) вошел в год релиза в десятку самых продаваемых дисков лейбла в категории «камерная музыка». За ним последовали альбомы «Призраки и тени» с музыкой Испании пяти веков («Мелодия», 2015, номинация на премию International Classical Music Awards) и Canticumс музыкой Лео Брауэра (2019, IDAGIO). Альбом «Паганини & Кошкин» (2020, «Мелодия»), в который, в частности, вошла первая в истории запись Большого квартета (Большой сонаты) Паганини в переложении Никиты Кошкина для гитары и струнного трио, номинировался на премию ICMA и был признан ведущим канадским гитарным ресурсом This is Classical Guitar одной из лучших записей десятилетия. В 2021 году вышел сингл «Кампанелла» («Мелодия»), на котором записана совместная транскрипция Вольфганга Лендле и Артёма Дервоеда знаменитой «Кампанеллы» Паганини. В 2024 году планируется релиз альбома «Пьяццолла-гала», записанного с Российским национальным оркестром (Prima Classic).
Среди заметных работ Артёма Дервоеда последних лет – мировая премьера его собственной гитарной транскрипции симфонии «Ню Шу: тайные песни женщин» (в оригинале – для арфы, 13 микрофильмов и оркестра) Тань Дуня; мировая премьеры Концерта для гитары с оркестром Паганини – Госса с Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва на Большом фестивале РНО, а также запись музыки к фильму «Однажды в пустыне» продюсерской компании Алексея Учителя (2022).
В феврале 2023 года состоялось большое турне Артёма Дервоеда по Нидерландам с оркестром Sinfonia Rotterdam и дирижером Конрадом ван Альфеном, завершившееся в зале Консертгебау в Амстердаме. В декабре того же года он выступил в дуэте с Вадимом Репиным. В 2024 году представляет мировую премьеру Фантазии для гитары с оркестром Dies Irae Никиты Кошкина (посвящена Дервоеду), дебютирует в Куала-Лумпуре (Малайзия), а также гастролирует по Италии, США и Канаде.
С 2011 года Артём Дервоед преподает в Российской академии музыки имени Гнесиных. С 2023 года ведет класс гитары в Musica Mundi School в Ватерлоо (Бельгия). Благодаря партнерству с D’Addarioи YamahaMusicна YouTube-каналеопубликованы авторские видеоуроки гитариста.
Музыкант – частый гость радио- и телепередач, посвященных классической гитаре. Участник авторских программ «Энигма» Ирины Никитиной, «Нескучная классика» Сати Спиваковой, «Клуб “Шаболовка, 37”» Вадима Эйленкрига.
Организатор фестиваля камерной гитарной музыки «Золотые грифы» имени Александра Пономарчука, сооснователь и арт-директор Московского международного фестиваля «Виртуозы гитары», который с 2006 года ежегодно проходит в Концертном зале имени П. И. Чайковского.
Первый российский исполнитель на классической гитаре, ставший артистом (эндорсером) компаний D’Аddario,Yamaha Music Russia, Nevaton и Leona Case.
Дмитрий Бородаев родился в 1985 году в Харькове. Обучался игре на классической гитаре у Наталии Ивановой-Крамской в училище при Московской консерватории и Государственном специализированном институте искусств. Продолжил образование по специальности «композиция» у Владислава Агафонникова в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (диплом с отличием, 2014) и ассистентуре-стажировке МГК (2016). С 2021 года обучается дирижированию под руководством Вячеслава Валеева.
Лауреат международных конкурсов исполнителей на классической гитаре в Болгарии, Германии, России и Украине, победитель международного конкурса Donauwelle в Регенсбурге в номинации «Семейный ансамбль» среди профессионалов в дуэте с Елизаветой Бородаевой (2021). Лауреат московского конкурса композиторов «Андалузские ветры» (2007, II премия), VI Всероссийского конкурса молодых композиторов на лучшее сочинение для органа (2015, I премия и Приз зрительских симпатий), Международного конкурса-фестиваля музыкального наследия современных композиторов «Чайковский-наследие» (2015, Гран-при), международного конкурса молодых композиторов «Новые классики – Organ Taurida» (2021), II Всероссийского конкурса композиторов «Партитура» (2022, I премия).
Гастролировал по России, в Армении, Украине, Казахстане, Болгарии, Германии и Испании. Выступал в сопровождении известных коллективов, среди которых Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Московский государственный академический симфонический оркестр, Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации, симфонический оркестр Приморского театра оперы и балета «Русский оперный дом», Омский академический симфонический оркестр. В качестве дирижера выступал в Большом и Рахманиновском залах Московской консерватории, Государственном театре эстрады и Кафедральном соборе в Москве, в Ярославской филармонии.
Композиторское творчество Дмитрия Бородаева представлено сочинениями для гитары, скрипки, альта, виолончели, флейты, фортепиано, органа, а также симфонической, хоровой и камерной музыкой, музыкой для кино. В числе его произведений для гитары с оркестром: два концерта, фантазия на темы из оперы «Кармен» Бизе, «Балканская рапсодия» и др. Премьеры сочинений композитора состоялись в Московской консерватории, Московском международном Доме музыки, филармонических залах российских городов от Калининграда до Владивостока, зале Мануэля де Фальи в Гранаде, Доме камерной музыки имени Комитаса в Армении, в Шанхайской филармонии, а также в Испании, Греции, Украине, Казахстане, Беларуси.
Дмитрий Бородаев преподает на кафедре инструментовки Московской консерватории. Входит в состав жюри российских и международных гитарных конкурсов. Художественный руководитель Международного конкурса-фестиваля гитаристов и композиторов «Время гитары» в Москве. Художественный руководитель и дирижер камерного оркестра «Московская симфониетта». Участник Московского гитарного трио. С 2016 года – член Союза московских композиторов, с 2018 года – президент Московской международной ассоциации гитарного искусства.
Лауреат премии Правительства Москвы, награжден Золотой медалью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия за вклад в гитарное исполнительское искусство в России (2005).
Дмитрий Мурин – гитарист, певец, дирижер. В 2008 году окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс гитары профессора Александра Фраучи), затем аспирантуру (класс профессора Николая Комолятова). Участвовал в мастер-классах известных гитаристов, среди которых Зоран Дукич, Аниелло Дезидерио, Роберто Ауссель, Хуберт Кеппель, Павел Штайдл, Одаир Ассад. Дирижированию обучался у Вячеслава Чистякова; занимался вокалом со Светланой Юрасовой, брал уроки пения у Майкла Пола и Баддаг Вероны Джеймс.
Лауреат международных конкурсов гитаристов в Италии, Израиле, России, Казахстане.
Музыкант ведет активную концертную деятельность, выступая в лучших концертных залах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Гастролировал в США, Германии, Италии, Испании, Швеции, Литве, Казахстане, Беларуси, Украине, на Мальте. Сотрудничает со многими известными исполнителями и коллективами, является одним из участников Гитарного квартета имени А. К. Фраучи.
Дмитрий Мурин – художественный руководитель Фонда поддержки гитарного искусства имени А. К. Фраучи. В 2009–2015 гг. – директор, в 2015–2021 гг. – художественный руководитель Международного конкурса и фестиваля гитаристов имени Александра Фраучи.
Доцент Российской академии музыки имени Гнесиных и Московского педагогического государственного университета. Сотрудничает с Образовательным центром Юрия Башмета, художественно-просветительской программой «Новое передвижничество», фондом «Новые имена», проводит мастер-классы и участвует в академиях, которые проходят в разных городах России.
В 2015 году принимал участие во втором сезоне проекта «Главная сцена» на телеканале «Россия-1».
Дуэт Джампаоло Бандини (гитара) – Чезаре Кьяккьяретта (бандонеон), созданный в 2002 году, исполняет преимущественно аргентинскую музыку. Музыканты гастролировали более чем в 50 странах мира, выступая на известных сценах и участвуя в крупнейших фестивалях. С 2005 года они несколько раз выступали в Санкт-Петербургской филармонии, в 2013 году приняли участие в Московском международном фестивале «Виртуозы гитары», а также дебютировали на фестивале-конкурсе Гитарной ассоциации Америки (GFA).
Им выпала честь исполнить Двойной концерт («Посвящение Льежу») Астора Пьяццоллы в Парме под управлением Лео Брауэра. Дуэту посвящены сочинения многих современных композиторов, в том числе Двойной концерт для гитары и бандонеона с оркестром «Огни Буэнос-Айреса» Максимо Диего Пухоля, «Фолия сквозь века» Лео Брауэра (российская премьера состоялась в 2019 году в Санкт-Петербурге, в 2020 году пьеса записана на CD), произведения аргентинских авторов Даниэля Бинелли и Фернандо Карлоса Таволаро, итальянского композитора Саверио Рапецци.
Музыканты сотрудничают с коллективами и артистами разных направлений, в их числе Массимо Куарта, Фернандо Суарес Пас, Сальваторе Аккардо (скрипка), Ави Авиталь (мандолина), Энрико Бронци (виолончель), Энрико Фагоне (контрабас), Коррадо Джуффреди (кларнет), Микеле Пертузи (бас), Мария Эстела Монти (вокал), актеры Энцо Яккетти, Арнольдо Фоа, Аманда Сандрелли, Дарио Фергассола и многие другие.
Среди недавних ангажементов дуэта – концерты с Филармоническим оркестром Баден-Бадена, камерным оркестром «Солисты Брно», Азиатско-Европейским симфоническим оркестром (Корея), камерным оркестром Сантьяго-де-Керетаро и оркестром Сильвестре Ревуэльтаса (Мексика), АСО Национальной филармонии Украины, симфоническим оркестром Brazos Valley (Техас, США).
Выступления ансамбля записаны на радио и ТВ Италии и других стран. Их первый альбом Hombres de Tango был распродан многотысячным тиражом и с большим энтузиазмом встречен критиками. В 2016 году под лейблом Decca вышел диск Escualo, посвященный Астору Пьяццолле. В 2020 году там же записан новый альбом «Танго и Фолия» с произведениями Пьяццоллы, Брауэра, Пухоля и Томаса Губича.
Бандини и Кьяккьяретта преподают в консерваториях имени Луиджи Боккерини в Лукке и имени Умберто Джордано в Фодже, проводят мастер-классы в известных музыкальных учебных заведениях.
Джампаоло Бандини (р. 1971) получил образование в Пармской консерватории (класс гитары Джованни Пудду) и Фортепианной академии Имолы (класс камерного ансамбля). Общался с выдающимися представителями современного гитарного искусства, среди которых Оскар Альберто Гилья, Анджело Джилардино. В дуэте с гитаристом Маттео Мелой стал лауреатом различных конкурсов и фестивалей камерной музыки.
В сфере творческих интересов Бандини – игра на исторических инструментах XIX века (в этой области он сотрудничает с известным чешским гитаристом Павлом Штайдлом), а также исполнение современной музыки. Он является арт-директором гитарного фестиваля имени Паганини в Парме. Записал более 10 компакт-дисков. Играет на гитаре немецкого мастера Денниса Тольца.
Чезаре Кьяккьяретта (р. 1973) начал занятия музыкой, обучаясь игре на аккордеоне, затем перешел на бандонеон. Получил образование в Академии музыки Пескары (класс Клаудио Калисты) и Консерватории имени Никколо Пиччини в Бари. Брал уроки у Макса и Кристианы Бонней, Владимира Зубицкого и Могенса Эллегора.
Обладатель ряда призов национальных и международных конкурсов (в сольной и ансамблевой номинациях). В 1993 году стал первым итальянцем-победителем международного конкурса в Кастельфидардо. В 1991 и 1993 годах представлял свою страну на международных симпозиумах аккордеонистов: Unesco C.I.A.I.M.C. World Cup и Accordion World Trophy в Португалии.
Выступал в составе квартета аккордеонистов Accord'Ance. Играл в сопровождении Камерного оркестра Каунаса под управлением Павла Бермана, оркестра Vox Aurae под управлением Лео Брауэра, Симфонического оркестра имени Луиджи Керубини под управлением Риккардо Мути. Завоевал признание как глубокий знаток и авторитетный исполнитель творчества Астора Пьяццоллы.