В продаже абонемент Musica sacra nova
6 января 2019
«Филармония-2». Виртуальный зал
схема проездаМариинский
театр
Балет «Щелкунчик»
Композитор — Пётр Ильич Чайковский
Либретто — Мариус Петипа по сказке
Э.Т.А. Гофмана, в редакции Василия Вайнонена
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижёр — Валерий Гергиев
Хореография — Василий Вайнонен (1934)
Художник-постановщик — Симон Вирсаладзе (1954)
В главных партиях:
Мари — Рената
Шакирова
Щелкунчик-принц —
Давид Залеев
Продолжительность: 2 часа 45 минут с двумя антрактами
Написанная
по сценарному плану Мариуса Петипа для сказочного балета-феерии, впервые музыка
Чайковского прозвучала в спектакле, поставленном Львом Ивановым в 1892 году.
Роскошно оформленный, тот спектакль отвечал духу балетов ХIХ века – цельность
сюжетной драматургии не была в числе первоочередных задач хореографа, внимание
балетмейстер сосредоточил на богатстве танцевального текста. «Нет в музыке «Щелкунчика»
ни одного ритма, ни одного такта, который не перелился бы в танец. Все кипит на
сцене неумолчно тихим плеском тишайших фигур с взрывами румяного счастливого
детского смеха, детских утех, упоений и секундных огорчений», – с ностальгией
вспоминал критик Волынский постановку Иванова, снятую с репертуара в советской
стране. Авангардные 1920-е подарили ленинградской сцене новое прочтение музыки
Чайковского. В спектакле, поставленном Фёдором Лопуховым, не было места
безмятежной гармонии классического танца. Акробатические поддержки, шпагаты и
мелодекламация потеснили традиционные вариации и па-де-де. Однако пластические
эксперименты и подчеркивание хореографом трагического начала партитуры
Чайковского были встречены критикой настороженно. И уже в 1934-м в афише
появился новый «Щелкунчик» – постановка Василия Вайнонена, дитя новой эпохи,
приветствовавшей политкорректность и обоснованность танца развитием фабульного
действия. «Сценарий "Щелкунчика" Петипа не удовлетворял меня
отсутствием реалистической трактовки первого акта, прерывностью интриги и
налетом сусальности (пряничные домики, наряженные в накидочки мыши и т.д.)», –
писал хореограф и, отказываясь от фантастических персонажей, сочинял спектакль
о девочке, которой приснились чудеса. Хореограф услышал в музыке Чайковского
гармонию конфетно-карамельных детских грез и выстраивал танцевальное действие,
опираясь на традиции балета ХIХ века – с развернутыми классическими ансамблями
Вальса снежинок и Розового вальса, па-де-де главных персонажей и дивертисментом
характерных танцев в стране Сластей. «Щелкунчик» Вайнонена создавался привычным
языком классики, перипетии сюжета в нем были представлены танцевально, и его хореографическое
разнообразие стало залогом долгой сценической жизни. Спектакль не сходит со
сцены уже более восьмидесяти лет. Сегодня его исполняют как артисты Мариинского
театра, так и студенты Академии русского балета имени А.Я. Вагановой.
Автор рецензии: Ольга Макарова