Раритеты и знаменитые шедевры от Александра Лазарева

    26 февраля 2009

    Большой зал Консерватории

    схема проезда

    12+

    Абонемент №51:

    «Дирижерский карт-бланш». НФОР п/у Владимира Спивакова

    Исполнители:

    Дирижер — Александр Лазарев

    Национальный филармонический оркестр России
    Художественный руководитель и главный дирижер — Владимир Спиваков

    В концерте принимает участие
    Женский хор Академии хорового искусства
    Художественный руководитель — Алексей Петров

    В программе:

    Фридерик Шопен (1810-1849)
    Ноктюрн ля-бемоль мажор, соч. 32 № 1 (оркестровка И.Стравинского)
    Первое исполнение в России
    Большой блестящий вальс ми-бемоль мажор, соч.18 (оркестровка И.Стравинского)
    Первое исполнение в России

    Клод Дебюсси (1862-1918)
    Ноктюрны для оркестра и женского хора

    Александр Скрябин (1871/72-1915)
    Симфония № 3 («Божественная поэма»)

    26 февраля в Большом зале консерватории маэстро Александр Лазарев продемонстрирует свой талант блестящего интерпретатора русской классики и первооткрывателя музыкальных редкостей. С Национальным филармоническим оркестром России он представит выдающиеся симфонические полотна — Ноктюрны Дебюсси для оркестра и женского хора и «Божественную поэму» Скрябина, а также впервые в России Прелюдию и Вальс Шопена в транскрипции Стравинского.

    Инструментовка двух пьес Шопена для балета «Сильфиды» была заказана молодому Стравинскому Сергеем Дягилевым, и эта работа стала началом многолетнего сотрудничества композитора и антрепренёра. Это был первый опус композитора в жанре оркестровой транскрипции; впоследствии он уделял этому значительное внимание – и на уровне миниатюры, и в масштабе крупного целого (балет «Поцелуй феи»). Транскрипция для Стравинского была важным способом переосмысления чужого творчества. Созданные в 1909 году, лишь спустя почти столетие Ноктюрн и Вальс Шопена-Стравинского стали регулярно появляться в афишах.

    В своих «Ноктюрнах» Дебюсси «хотел вернуть симфонической музыке нечто от ее прежней жизни и свободы». Своей оригинальностью и новизной цикл поразил даже профессионалов, «Ноктюрны» стали эталонным образцом музыкального импрессионизма. Сам Дебюсси указывал на влияние любимого им Джеймса Эбботта Макнила Уистлера, а искусствоведы находят общности с живописной манерой известных художников-импрессионистов: в «Облаках» – К. Моне, в «Празднествах» – П.О. Ренуара, в «Сиренах» – Дж.М.У. Тёрнера.

    Третья симфония Скрябина – одно из ключевых произведений композитора, напрямую связанное с его идеологией. Масштабности замысла соответствуют и героический величественный тематизм, и расширенный, воистину грандиозный состав оркестра, и сложная драматургия, объединяющую принципы симфонии и одночастной симфонической поэмы.

    Александр Лазарев

    Александр Лазарев – один из ведущих дирижеров нашей страны, народный артист России (1982). Родился в 1945 году, учился у Лео Гинзбурга в Московской консерватории. В 1971 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе дирижеров, а в следующем году – I премию и золотую медаль на конкурсе имени Караяна в Берлине.

    С 1973 года Лазарев работал в Большом театре, где в 1974 году под его управлением состоялась первая постановка оперы «Игрок» Прокофьева на русском языке (режиссер Борис Покровский). В 1978 году Лазарев основал Ансамбль солистов Большого театра, важной частью деятельности которого была популяризация современной музыки; с Лазаревым Ансамбль исполнил ряд премьер и сделал множество записей. В 1986 Лазарев удостоен Государственной премии РСФСР за концертные программы и спектакли Большого театра. В 1987-1995 гг. – главный дирижер и художественный руководитель театра. Период работы маэстро во главе Большого отмечен насыщенной гастрольной деятельностью, включающей выступления в Токио, театре Ла Скала в Милане, на Эдинбургском фестивале и театре Метрополитен-опера в Нью-Йорке.

    В Большом театре дирижировал операми «Руслан и Людмила» Глинки, «Каменный гость» Даргомыжского, «Иоланта», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Моцарт и Сальери», «Садко» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Обручение в монастыре» Прокофьева, «Севильский цирюльник» Россини, «Риголетто», «Травиата», «Дон Карлос» Верди, «Фауст» Гуно, «Тоска» Пуччини; балетами «Весна священная» Стравинского, «Анна Каренина» Щедрина, «Иван Грозный» на музыку Прокофьева.

    Под управлением Лазарева осуществлены постановки опер «Жизнь за царя» Глинки, «Снегурочка», «Млада», «Сказка о царе Салтане» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Орлеанская дева» Чайковского, «Князь Игорь» Бородина, «Скупой рыцарь» и «Алеко» Рахманинова, «Игрок» и «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева, «Зори здесь тихие» Молчанова, «Похищение Луны» Тактакишвили; балетов «Чайка» и «Дама с собачкой» Щедрина. Ряд постановок («Жизнь за царя», «Орлеанская дева», «Млада») снят телевидением. С Лазаревым оркестр театра сделал ряд записей для фирмы Erato.

    Среди оркестров, с которыми сотрудничал дирижер, – Берлинский и Мюнхенский филармонические, Консертгебау, лондонский оркестр «Филармония», филармонический оркестр Ла Скала, Оркестр академии Санта-Чечилия в Риме, Национальный оркестр Франции, филармонический оркестр Осло, оркестр Шведского радио, оркестр NHK (Япония), оркестры Кливленда и Монреаля. Выступал с труппами театров Ла Монне, Арена ди Верона, Оперы Бастий, Женевского оперного, Баварской государственной оперы и Лионской национальной оперы. В репертуаре дирижера – произведения от XVIII века до авангарда.

    Дебютировав в Лондоне в 1987 году, Лазарев стал постоянным гостем в Великобритании. В 1992-1995 гг. он – главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Би-Би-Си, с 1994 – главный приглашенный, с 1997 по 2005 – главный дирижер Королевского Шотландского национального оркестра (сегодня – почетный дирижер). Результатом работы маэстро с британскими оркестрами стали многочисленные записи, выступления на фестивале Би-Би-Си Промс и насыщенная гастрольная деятельность. С 2008 по 2016 годы Лазарев возглавлял Японский филармонический оркестр, с которым записал все симфонии Шостаковича, Прокофьева, Рахманинова и работает над записью симфоний Глазунова.

    Лазарев сделал десятки записей на фирмах «Мелодия», Virgin Classics, Sony Classical, Hyperion, BMG, BIS, Linn Records, Octavia Records. Активно сотрудничает с ведущими симфоническими коллективами Москвы: Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, «Новой Россией», Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии. В 2009 году Лазарев вернулся в Большой театр в качестве постоянного приглашенного дирижера. В 2010 году дирижер награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2016 году получил Премию Москвы в области литературы и искусства за постановку «Хованщины» в МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко.

    Среди работ Лазарева последних лет – постановки опер «Чародейка» Чайковского в Большом театре, «Хованщина» Мусоргского, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Пиковая дама» Чайковского в МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Женевской опере, «Похождения повесы» и «Поцелуй феи» Стравинского в оперных театра Лиона и Бордо, исполнения таких масштабных полотен, как Седьмая симфония Малера, Вторая и Третья симфонии Рахманинова, «Домашняя симфония» Штрауса, «Манфред» Чайковского, «Тарас Бульба» Яначека и другие.

    «Понятие интерпретации часто подменяется понятием качественного исполнения, и не более того, – говорит Лазарев. – Но это лишь основа: необходимы дирижерская воля, дирижерский посыл, дирижерское видение. Другое дело, что дирижер без оркестра – никто. Они связаны очень крепко, это страстная любовь, которая часто переходит в ненависть. Я слышал много раз, как один оркестр с двумя разными дирижерами звучал, словно два разных оркестра. Вот вам и ответ на вопрос, нужен ли дирижер и зачем».