В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova
15 марта 2021
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Абонемент №11:
Российский национальный молодежный симфонический оркестр
Для московских меломанов Александр Лазарев – фигура знаковая. Слушатели старшего поколения помнят двадцать с лишним лет его работы в Большом театре. Публика помладше знает его записи и внимательно следит за концертами маэстро – от одного до нескольких за сезон. Иногда Лазарев берет в руки микрофон – жаль, что лишь изредка: его вступительные слова блестящи и неподражаемы. Конек Лазарева – крупные, по преимуществу позднеромантические полотна, где дирижер может не только подчеркнуть внутренний сюжет сочинения, но и выстраивание формы сделать частью этого сюжета. Музыка становится зримой, образной, оркестр звучит мощно и полнокровно: именно такими в интерпретациях Лазарева в разные годы предстали Седьмая симфония Малера, «Божественная поэма» Скрябина, «Жизнь героя» Штрауса, «Симфонические танцы» Рахманинова и многие другие шедевры.
За последние двадцать лет Лазарев дирижировал всеми крупными столичными коллективами, и каждый из них под управлением маэстро открывался с новых сторон. Первые концерты дирижера с РНМСО состоялись в 2019 году: на двух сценах Московской филармонии прозвучали сочинения Брамса и Респиги. Теперь маэстро посвящает программу двум титанам отечественной музыки XX века – Прокофьеву и Шостаковичу. Их творчество занимает центральное место в репертуаре Лазарева: он дирижировал русскоязычной премьерой прокофьевского «Игрока» в Большом театре, в России и за рубежом участвовал в постановках опер обоих композиторов, неоднократно исполнял и записывал их оркестровые произведения, представил полные циклы симфоний Шостаковича и Прокофьева соответственно с Королевским национальным оркестром Шотландии и Филармоническим оркестром Японии.
Нынешнюю программу открывает Второй фортепианный концерт соль минор – одно из самых новаторских сочинений Прокофьева. Премьера его первой редакции в 1913 году вызвала у публики полярные эмоции – от восторга до ненависти. Через десять лет была создана вторая редакция, подарившая концерту репутацию одного из лучших творений композитора. Сложнейшую сольную партию исполнит 23-летний французский пианист Александр Канторов – победитель XVI Конкурса имени Чайковского. Симфония №7 до мажор Шостаковича («Ленинградская») была начата в 1941 году в осажденном Ленинграде и для многих поколений стала летописью страшных событий блокады. В ней нашли воплощение и зловещие образы войны, и лиризм бытовых картин, и героизм советского народа. В нынешнем году исполняется 115 лет со дня рождения композитора, и исполнение Седьмой симфонии станет важным приношением его памяти.
Российский национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия создан в сентябре 2018 года по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина и развивается в рамках национального проекта «Культура». Это крупнейший молодежный проект в области отечественной оркестровой культуры, в роли его куратора выступает Московская филармония.
В своей творческой работе оркестр сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи – художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов.
В составе оркестра – 128 исполнителей из 35 регионов России. Проект предъявляет к участникам высокие требования: большой объем учебной, репетиционной и концертной работы, необходимость личностной и профессиональной самоотдачи, дисциплины, увлеченности. Для развития молодых музыкантов созданы беспрецедентные условия: прекрасная репетиционная база, насыщенная концертная жизнь, сотрудничество с лучшими дирижерами и солистами мира, занятия с концертмейстерами крупнейших оркестров и профессорами известных музыкальных вузов.
Сегодня РНМСО – неотъемлемая часть концертной жизни страны; в августе 2024-го коллектив открыл свой седьмой сезон. За шесть лет оркестр провел более 280 концертов, выступив в 43 городах России, – от Владивостока до Пскова, от Ростова-на-Дону до Салехарда. Выступления оркестра посетили десятки тысяч слушателей. Летом 2021 года оркестр дебютировал в крупнейших европейских залах, выступив в Золотом зале венского Музикферайна и на фестивале в Люцерне.
Концерты РНМСО проходили на двух главных сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлевского дворца, концертном зале «Мариинский-2», на Красной площади в Москве, транслировались каналом Medici.tv. Оркестр принимал участие в фестивалях «Звезды белых ночей» Мариинского театра, «Звезды на Байкале», «Рахманиновские дни», «Русская зима», Транссибирский Арт-фестиваль, «Лето. Музыка. Музей», а также в масштабных культурных и общественных событиях, среди которых гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, церемония открытия книжного фестиваля «Красная площадь», празднование Дня славянской письменности и культуры.
Важную роль в становлении участников проекта играет работа с выдающимися дирижерами, под руководством которых музыканты готовят и представляют публике концертные программы, охватывающие широкий круг эпох и стилей. Оркестр выступал под управлением Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Лазарева, Юрия Симонова, Василия Синайского, Александра Ведерникова, Александра Сладковского, Василия Петренко, Тугана Сохиева, Максима Емельянычева, Шарля Дютуа, Филиппа Херревеге, Марка Минковски, Пааво Ярви, Жан-Кристофа Спинози. С коллективом играли Денис Мацуев, Николай Луганский, Александр Канторов, Максим Венгеров, Вадим Репин, Павел Милюков, Пинхас Цукерман, Томас Цетмайр, Каролин Видман, Пьер-Лоран Эмар, выступали звезды мировой оперной сцены Анна Нетребко, Хибла Герзмава, Петр Бечала, Эрвин Шротт, Томас Хэмпсон, Соня Йончева. Сотрудничество с известными солистами дает молодым артистам возможность овладевать искусством интерпретации и приобщает к высоким стандартам ансамблевой игры.
Большое внимание оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. Первые концерты РНМСО состоялись именно в студенческих аудиториях ВГИКа и МГУ; коллектив выступал в старейших университетах России (в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Кемерове, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Вологде и Череповце). В просветительских концертах принимают участие молодые дирижеры, лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис и Алексей Рубин, а также музыковед и ведущий программ Ярослав Тимофеев. РНМСО привлекает в мир музыки молодую аудиторию, так как сверстники часто лучше понимают друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.
Репертуар РНМСО пополняется симфониями Бетховена, Берлиоза, Брамса, Вебера, Гайдна, Дворжака, Локшина, Малера, Рахманинова, Тертеряна, Чайковского, сочинениями Моцарта, Глинки, Шумана, Вагнера, Рихарда Штрауса, Стравинского, Айвза, Респиги, Пярта, Тарнопольского, Райха, Лигети, Штауда, Видмана, Адамса, Циммермана, Мессиана, Обухова, Лурье, Корндорфа, Караманова, Берга, Вареза, Ромителли, Булеза, Ксенакиса, Шаррино, крупнейших мастеров эпохи барокко. Коллектив выступал на открытии VII Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство» (2020), участвовал в концерте лауреатов программы «Русская музыка 2.1», где представил публике ряд мировых премьер (2021), в юбилейном концерте к 100-летию Московской филармонии (2022), в концерте-реконструкции премьеры Симфонии № 1 Альфреда Шнитке (2024, Нижний Новгород).
РНМСО с первых дней функционирует и как Симфоническая академия: творческие занятия и мастер-классы – неотъемлемая часть жизни коллектива. С музыкантами работают наставники из Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Национального филармонического оркестра России, Российского национального оркестра, Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, оркестров Большого, Мариинского и Михайловского театров, оркестра musicAeterna, крупнейших зарубежных коллективов. Таким образом артисты РНМСО с первых лет приобщаются к мировым стандартам оркестрового исполнительства, учатся свободно ориентироваться в стилистическом разнообразии музыки, получают мощный творческий стимул для реализации в профессии. Воспитанники Симфонической академии ведут активную концертную деятельность, играют в камерных ансамблях и сольно с крупными российскими оркестрами. Они успешно участвуют в престижных конкурсах; в 2023 году 15 артистов и выпускников РНМСО выступили на XVII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, двое из них стали лауреатами.
В сезоне 2024/25 коллектив участвует в абонементах Московской филармонии «Солист Денис Мацуев», «Весь Стравинский», «Язык музыки», «Мой первый композитор», а также «Другое пространство. Continuo» и Musica sacra nova, где представляет российские и московские премьеры крупных сочинений Алексея Сысоева, Владимира Горлинского, Владимира Раннева. Концерты оркестра проходят при участии дирижеров Юрия Башмета, Александра Сладковского, Фёдора Леднёва, Дмитрия Юровского, Филиппа Чижевского, Алексея Рубина, Фёдора Безносикова, Дмитрия Синьковского, солистов Дениса Мацуева, Бориса Березовского, Энджела Вонга, Дмитрия Шишкина, Вадима Репина, Павла Милюкова, Даниила Когана, Бориса Андрианова, Александра Рамма и многих других.
Молодежный оркестр стал кузницей высокопрофессиональных кадров, на сегодняшний день 70 воспитанников РНМСО перешли на работу в лучшие оркестры страны. Их успешный опыт вдохновляет сверстников и помогает возродить престиж профессии оркестрового музыканта. С 2018 года РНМСО проводит Всероссийский конкурс молодых артистов оркестра. За шесть лет на конкурс поступило 1976 заявок, а в прослушиваниях участвовали 1223 музыканта со всей страны. По итогам конкурсов в штат оркестра были зачислены 254 артиста: так РНМСО становится мощным профессиональным лифтом.
Александр Лазарев – выдающийся дирижер современности, народный артист России (1982). Родился в 1945 году в Москве. Дирижированию обучался у Лео Гинзбурга в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. В 1971 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе дирижеров, в следующем году – I премию и золотую медаль на Международном конкурсе имени Герберта фон Караяна в Берлине.
С 1973 года работал в Большом театре, где в 1974 году выступил музыкальным руководителем первой постановки оперы «Игрок» Прокофьева на русском языке (режиссер – Борис Покровский). В 1978 году основал Ансамбль солистов Большого театра, важной частью деятельности которого была популяризация современной музыки; осуществил с ансамблем ряд премьер и сделал множество записей. В 1986 году удостоен Государственной премии РСФСР за концертные программы и спектакли Большого театра. В 1987–1995 гг. – главный дирижер и художественный руководитель театра. В этот период состоялись гастроли труппы в Токио, Милане (Ла Скала), на Эдинбургском фестивале и в Нью-Йорке (Метрополитен-опера).
В Большом театре Александр Лазарев вел оперы «Руслан и Людмила» Глинки, «Каменный гость» Даргомыжского, «Иоланта», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Моцарт и Сальери», «Садко» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Обручение в монастыре» Прокофьева, «Севильский цирюльник» Россини, «Риголетто», «Травиата», «Дон Карлос» Верди, «Фауст» Гуно, «Тоска» Пуччини; балеты «Весна священная» Стравинского, «Анна Каренина» Щедрина, «Иван Грозный» на музыку Прокофьева.
Под музыкальным руководством Лазарева были поставлены оперы «Жизнь за царя» Глинки, «Снегурочка», «Млада», «Сказка о царе Салтане» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Орлеанская дева» Чайковского, «Князь Игорь» Бородина, «Скупой рыцарь» и «Алеко» Рахманинова, «Игрок» и «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева, «Зори здесь тихие» Молчанова, «Похищение Луны» Тактакишвили; балетов «Чайка» и «Дама с собачкой» Щедрина. Несколько спектаклей («Жизнь за царя», «Орлеанская дева», «Млада») сняты телевидением. Кроме того, с Лазаревым оркестр театра сделал ряд записей для фирмы Erato.
Среди оркестров, с которыми сотрудничал дирижер, – Берлинский и Мюнхенский филармонические, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), лондонский оркестр «Филармония», Филармонический оркестр Ла Скала, оркестр Академии Санта-Чечилия в Риме, Национальный оркестр Франции, Филармонический оркестр Осло, оркестр Шведского радио, оркестр вещательной корпорации NHK(Япония), оркестры Кливленда и Монреаля. Выступал с труппами Королевского театра де ла Монне (Брюссель), парижской Оперá Бастий, Женевского оперного, Баварской государственной оперы и Лионской национальной оперы. В репертуаре дирижера – произведения от XVIII века до авангарда.
Дебютировав в Лондоне в 1987 году, Александр Лазарев стал постоянным гостем в Великобритании. В 1992–1995 гг. – главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Би-би-си, с 1994 – главный приглашенный, в 1997–2005 гг. – главный дирижер Королевского Шотландского национального оркестра (сегодня – почетный дирижер). Результатом работы маэстро с британскими оркестрами стали многочисленные записи, выступления на фестивале BBC Proms и насыщенная гастрольная деятельность.
В 2008–2016 гг. Лазарев возглавлял Японский филармонический оркестр, с которым записал все симфонии Прокофьева, Рахманинова, ряд симфоний Глазунова и Шостаковича.
Александр Лазарев сделал десятки записей на фирмах «Мелодия», Virgin Classics, Sony Classical, Hyperion, BMG, BIS, Linn Records, Octavia Records. Активно сотрудничает с ведущими симфоническими коллективами Москвы: Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, ГСО «Новая Россия», Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии. В 2009 году Лазарев вернулся в Большой театр в качестве постоянного приглашенного дирижера. В 2010 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2016 году получил Премию Москвы в области литературы и искусства за постановку оперы «Хованщина» Мусоргского в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Спектакль был также удостоен российской национальной театральной премии «Золотая маска» по итогам сезона 2014/15.
Среди работ Александра Лазарева последних лет – постановки опер «Чародейка» Чайковского в Большом театре, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Пиковая дама» Чайковского в МАМТе, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Женевской опере, «Похождения повесы» и «Поцелуй феи» Стравинского в оперных театрах Лиона и Бордо, исполнения таких масштабных полотен, как Седьмая симфония Малера, Вторая и Третья симфонии Рахманинова, «Домашняя симфония» Р. Штрауса, «Манфред» Чайковского, «Тарас Бульба» Яначека и другие.
Александр Канторов родился в 1997 году в Клермон-Ферране в семье музыкантов. С пяти лет начал обучаться игре на фортепиано в Региональной консерватории Сержи-Понтуаза. Позднее обучался под руководством Пьер-Алена Волондá, Игоря Лазько (в парижской Schola Cantorum), Фрэнка Брейли и Харуко Уэды, а также в Нормальной школе музыки в Париже у Рены Шерешевской.
В 16-летнем возрасте принял участие в фестивале «Безумный день» в Нанте и выступил с оркестром Sinfonia Varsovia в Варшаве, год спустя дебютировал в Парижской филармонии с оркестром имени Жюля Падлу. В дальнейшем выступал с Оркестром де Пари, оркестром Берлинской государственной капеллы, Королевским филармоническим оркестром и оркестром «Филармония» (Лондон), Королевским филармоническим оркестром Стокгольма, Кансайским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Тайбэя, Королевским филармоническим оркестром Льежа, Женевским и Бернским оркестрами, гастролировал с Национальным оркестром Капитолия Тулузы, Будапештским фестивальным и Мюнхенским филармоническим оркестрами.
Участник фестиваля в Вербье, фортепианных фестивалей в Ла-Рок-д’Антероне, Гейдельберге, Тулузе (Piano aux Jacobins), Руре. Выступал в берлинском Концертхаусе, амстердамском зале Консертгебау, Дворце изящных искусств в Брюсселе, фонде Louis Vuitton в Париже, Концертхаусе в Стокгольме. В марте 2020 года, заменив Мюррея Перайю, дал сольный концерт в нью-йоркском Карнеги-холле.
В 2019 году завоевал I премию, золотую медаль и Гран-при на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве, став первым победителем из Франции за всю историю состязания. Как победитель конкурса многократно выступил с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в разных городах Европы.
Диск Александра Канторова À la russe (с произведениями Чайковского, Рахманинова, Стравинского и Балакирева), записанный в 2017 году на фирме BIS, получил высокую оценку и ряд престижных наград от журналов Classica, Diapason, Pizzicato и PIANONews. На той же фирме Канторов записал фортепианные концерты Листа (2015) и Сен-Санса (2019), а также рапсодии Брамса, Бартока и Листа, Вторую сонату Брамса (2020). Последние два альбома были удостоены премий Diapason d'Or и Choc Classica, а также были отмечены как «выбор редактора» британского журнала Gramophone. Выпущенный недавно фирмой BIS альбом «Хосе Серебрьер – композитор и дирижер», в котором Александр Канторов исполнил сольную партию в Симфонических вариациях на тему BACH для фортепиано с оркестром Серебрьера, номинирован на премию «Грэмми»-2021 в категории «Лучший сборник классической музыки».
В 2019 году пианист получил приз в категории «Музыкальное открытие года» от Ассоциации профессиональных театральных, балетных и музыкальных критиков, в 2020-м – две премии Victoires de la Musique Classique: в номинациях «Запись года» (за альбом с концертами Сен-Санса) и «Инструменталист года».