Российский национальный молодёжный симфонический оркестр
Пинхас Цукерман скрипка, дирижер
В программе:
Моцарт
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
Концерт № 3 для скрипки с оркестром
Мендельсон
Симфония № 4 («Итальянская»)
Российский национальный молодёжный симфонический оркестр
Пинхас Цукерман скрипка, дирижер
В программе:
Моцарт
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
Концерт № 3 для скрипки с оркестром
Мендельсон
Симфония № 4 («Итальянская»)
Пинхас Цукерман – один из
немногих музыкантов, связывающих наше время с золотой эрой исполнительского
искусства второй половины ХХ века. Он сделал блистательную карьеру скрипача,
альтиста, дирижера, создал грандиозную дискографию и до сих пор ежегодно дает
свыше 100 концертов на всех пяти континентах. 21 раз он был номинантом премии
«Грэмми» и дважды стал ее обладателем. С 2009 года – главный приглашенный
дирижер Королевского филармонического оркестра (Лондон). Выступает с крупнейшими
оркестрами мира, а также в составе «Цукерман-трио» и ансамблем Zukerman Chamber
Players. Незаурядный педагог, Цукерман основал собственную образовательную программу
в Манхэттенской школе музыки и уже 25 лет руководит ею. Играет на скрипке
работы Джузеппе Гварнери дель Джезу (1742).
Как солист и лидер оркестра Цукерман предстанет в Москве в одном из самых популярных скрипичных концертов Моцарта, созданном 19-летним концертмейстером придворной капеллы Зальцбургского архиепископа. Герман Аберт назвал скрипичные концерты Моцарта «созданием самоуверенной, иногда перехлестывающей через край юности, которая то предается нежным мечтам, то отдается озорному веселью и забавно подшучивает над формой». Откроет программу увертюра к опере «Свадьба Фигаро», написанная Моцартом за два дня (если не за два часа) до премьеры. Она начинается с суетливых фраз, которые становятся все громче, словно перебивают друг друга. Шуршание нарядов, сварливое ворчание, шум толпы и грохот оркестра – все это и многое другое можно услышать в увертюре.
Во втором отделении под
управлением Цукермана будет исполнена «Итальянская» симфония Мендельсона. В
отличие от коллег-романтиков, видевших в Италии преимущественно музей,
Мендельсон живо интересовался и местным бытом, и национальными традициями. Не
обошел он вниманием и итальянский фольклор, в частности, ввёл подлинные
народные мелодии в симфонию. Например, они встречаются в финале, написанном в
жанре сальтарелло. Танцевальностью (в духе тарантеллы) проникнута и первая
часть симфонии. Вторая напоминает и баховский хорал, и простую песню паломников,
тогда как мелодия баса «рисует» их размеренные шаги. Третья часть симфонии –
отчасти лучезарный австрийский лендлер, отчасти идиллический менуэт,
апеллирующий к музыке любимого Мендельсоном венского классика Йозефа Гайдна,
ушедшего в лучший из миров как раз в тот год, когда маленький Феликс появился
на свет.