«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Винфрид Бёниг

  • LIVE

Камерный зал Филармонии

Его величество ритм

  • LIVE

    Российский национальный оркестр,
    Леон Ботстайн,
    Борис Березовский

    2 апреля 2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Прокофьев
    Сюита из оперы «Любовь к трём апельсинам»
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    Барток
    Концерт для оркестра

    12+

    Абонемент №14:

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижёры современности: Семен Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. «Декабрьский Брамс в исполнении Светланова и Российского национального оркестра звучал как завещание», – писал обозреватель газеты «Коммерсант». Один из выдающихся дирижёров наших дней маэстро Кент Нагано так отзывается об оркестре, с которым ему неоднократно доводилось работать: «У РНО вы чувствуете ярко выраженный характер, своей игрой оркестр напоминает вам о том, что русская культура – одна из самых великих в мире. Да, они играют блестяще, да, они высокие профессионалы, да, в оркестре много отличных солистов, но за этим есть и нечто большее: традиция великой культуры, которая слышна в их игре».

    О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнёва в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрёл государственный статус. 

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва и с приглашёнными дирижёрами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице. 

    РНО является участником знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военной операции натовских войск в Югославии. Подводя итоги года, авторитетный сербский журнал NIN опубликовал рейтинг лучших музыкальных событий, в котором концерт РНО занял вторую строчку – как «один из самых незабываемых концертов, прозвучавших в Белграде за последние несколько сезонов». Весной 2010 года оркестр стал главным участником уникального международного проекта «Три Рима». Инициаторами этой крупнейшей культурно-просветительской акции выступили Русская Православная и Римско-Католическая Церкви. Акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием проекта стал концерт русской музыки, состоявшийся в знаменитом зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    Последние сезоны были отмечены серией крупных международных проектов с участием оркестра, прошедших как в России, так и за её пределами. В феврале 2014 года концертом РНО под управлением Михаила Плетнёва в Милане официально открылась российская часть перекрестного Года туризма Италии и России. Через два месяца РНО и Московский Синодальный хор выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне, где исполнили «Страсти по Матфею» Митрополита Илариона. В июне 2014 года РНО во главе со своим художественным руководителем и главным дирижёром Михаилом Плетнёвым провёл фестиваль музыки Сергея Рахманинова в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. В декабре того же года оркестр стал главным участником масштабного гала-концерта, посвящённого празднованию 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в грандиозном концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова с участием большого сводного хора). В сентябре-октябре 2016 года в Ивановке прошел второй фестиваль музыки Сергея Рахманинова. В апреле 2017 года состоялись триумфальные гастроли оркестра в Колумбии в рамках III Международного фестиваля классической музыки в Боготе, программа которого была полностью посвящена русской романтической музыке. «Апогеем “Русской романтики” стали выступления Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнёва» («Российская газета»). 

    Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими звукозаписывающими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более восьмидесяти альбомов. Многие работы получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, завоевавшим самую престижную музыкальную премию – «Грэмми». Записи оркестра большими тиражами расходятся по всему миру, а также постоянно становятся лидерами экспертных рейтингов. Так, запись вокально-симфонической поэмы «Колокола» Рахманинова была признана авторитетным британским музыкальным изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, которые когда-либо были представлены в записи». А запись музыки к балету «Спящая красавица», осуществленная Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, по версии Би-би-си является четвёртой в рейтинге самых слушаемых записей классической музыки за последние семьдесят пять лет. Запись Симфонии № 7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала престижные международные награды, в том числе ежегодную премию Diapason d'Or, а также была номинирована на премию «Грэмми-2016» в категории «Лучший альбом с объёмным звучанием». 

    По мнению многих зарубежных музыкальных критиков на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review, 2011).

    Леон Ботстайн

    Леон Ботстайн — один из самых неординарных музыкантов современности: талантливый и востребованный дирижер, всемирно известный педагог, ученый-музыковед.

    Маэстро Ботстайн родилсяв 1946 году в Швейцарии в семье врачей. В 16 лет он окончил Высшую школу музыки и искусства в Нью-Йорке, затем получил степень бакалавра искусств в Чикагском университете, степень магистра и доктора в области истории в Гарварде. Дирижерскому искусству обучался у Гарольда Фарбермана.

    В 1970, в возрасте 23 лет, Ботстайн стал самым молодым президентом колледжа за всю историю США: до 1975 года он возглавлял Франкония-колледж в штате Нью-Гэмпшир, а с 1975 по настоящее время является президентом Бард-колледжа.

    С 1992 года Ботстайн — музыкальный руководитель и главный дирижер Американского симфонического оркестра (ASO) в Нью-Йорке, с 2003 по 2010 гг. был музыкальным руководителем и главным дирижером Иерусалимского симфонического оркестра (ныне является дирижером-лауреатом этого оркестра). Он много лет ведет активную деятельность по всему миру как приглашенный дирижер. Сотрудничал с симфоническим оркестром BBC, симфоническими оркестрами Берна, Бохума, Дюссельдорфа, Пуэрто-Рико, Северо-немецкого радио (Гамбург), Румынского радио, Вроцлавской филармонии, филармоническим оркестром Джордже Энеску (Бухарест), Будапештским фестивальным оркестром, оркестром ORF (Вена), Лондонским филармоническим оркестром, Лондонским оркестром «Филармония», оркестром филармонии Гудзоновой долины (США), Королевским шотландским филармоническим оркестром, оркестром Санкт-Петербургской филармонии, оркестрами Мадридской оперы и Оперы Нью-Йорк-Сити. Неоднократно выступал с российско-американским молодежным оркестром, который он основал совместно с Валерием Гергиевым.

    Леон Ботстайн известен неординарным подходом к составлению программ. Как правило, он выбирает какую-либо тему, связанную с историей музыки, литературой, другими видами искусств. Дирижер постоянно включает в свои концерты и записывает сочинения, незнакомые широкой публике, обращается к творчеству малоизвестных композиторов, а исполняя бессмертную классику, часто преподносит ее в непривычных, оригинальных интерпретациях. 

    В дискографии дирижера — множество записей с Лондонским симфоническим оркестром (включая запись Первой симфонии Г. Попова, номинированную на «Грэмми») и с Лондонским филармоническим оркестром, Американским симфоническим оркестром, оркестром Северо-немецкого радио и другими оркестрами Германии, Иерусалимским симфоническим оркестром, оркестром ВВС, Национальным оркестром Литвы, Королевским шотландским филармоническим оркестром, Камерным оркестром ProArte (Бостон). Многие из его выступлений с ASO доступны онлайн, их посмотрели более четверти миллиона человек.

    В последнее время Ботстайн дирижировал симфоническим оркестром Тайпея (Тайвань), Лос-Анджелесским филармоническим оркестром в зале HollywoodBowl, Молодежным симфоническим оркестром Каракаса в Венесуэле и в Японии (став первым иностранным дирижером, выступившим с этим оркестром в гастрольном туре). Ближайшие ангажементы маэстро включают концерты с Лондонским королевским филармоническим оркестром и Российским национальным оркестром.

    Музыкант-просветитель, Ботстайн регулярно проводит концерты и творческие встречи  под названием «Рассекреченная классика», на которых рассказывает о каком-либо известном сочинении, показывает его в исполнении оркестра, отвечает на вопросы публики.

    Ботстайн широко известен как историк музыки, автор многочисленных статей, эссе и книг по вопросам музыковедения, искусства, культуры, образования. С 1992 года он является редактором журнала TheMusicalQuarterly. Его последняя по времени книга —  «От Бетховена до Берга: Память модерна» (DasGedächtnisderModerne)— вышла в 2013 году. В настоящее время Ботстайн работает над продолжением своей книги «Дети Джефферсона», посвященной американской системе образования.

    Леон Ботстайн — один из организаторов и художественных руководителей  музыкального фестиваля  BardSummerScape в центре исполнительских искусств имени Ричарда Фишера в Бард-колледже. Ежегодно с 1990 здесь в течение двух летних месяцев звучит оперная и оркестровая музыка, проходят концерты, театральные и танцевальные спектакли, кинопоказы, беседы, лекции, дискуссии.

    Ботстайн занимает руководящие посты во многих организациях в области управления высшим образованием. Он — президент совета директоров The After-School Corporation, некоммерческой организации, деятельность которой заключается в расширении образовательных возможностей для студентов; председатель правления Центрально-Европейского Университета. Ботстайн является одним из руководителей «Смольного института свободных искусств и наук» — факультета Санкт-Петербургского государственного университета, созданного совместно с Бард-колледжем, на котором готовят бакалавров по направлению «искусства и гуманитарные науки».

    Леон Ботстайн удостоен престижных наград Американской академии искусств и литературы и Гарвардского университета, высшей награды Университета Алабамы, знака «Почетный крест “За науку и искусство” 1 класса» от правительства Австрии, почетной медали Брукнеровского общества; премии Леонарда Бернстайна за продвижение музыкального искусства; премии Фонда Карнеги. 26 мая 2003 года, в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга, ему было присвоено звание почетного доктора Санкт-Петербургского государственного университета. В 2011 году Леон Ботстайн стал членом Американского философского общества. 

    Борис Березовский

    Борис Березовский – один из самых востребованных пианистов мира. Его искусство отличается виртуозностью, совершенным звуком с богатым спектром динамических оттенков, репертуарным разнообразием. Родился в Москве в 1969 году. Учился в Московской консерватории у Элисо Вирсаладзе и частным образом у Александра Саца. В 1987 завоевал IV премию конкурса пианистов в Лидсе (Великобритания). После блестящего дебюта в лондонском Уигмор-холле в 1988 году газета The Times охарактеризовала его как «исключительно многообещающего артиста». Подтверждением тому стали I премия и Золотая медаль на IX Международном конкурсе имени Чайковского в Москве, завоеванные Березовским в 1990 году.

    С этого момента разворачивается международная карьера пианиста. Он выступает с лучшими оркестрами мира, среди которых Нью-Йоркский филармонический и Филадельфийский, лондонская «Филармония» и Симфонический оркестр Би-Би-Си, Резиденц-оркестр Гааги и Симфонический оркестр радио Франкфурта, Национальный оркестр Датского радио и амстердамский Консертгебау, Национальный оркестр Франции, Симфонические оркестры Бирмингема и Сиднея, филармонические оркестры Роттердама, Мюнхена, Осло, Берлина, Российский национальный, Уральский академический филармонический (УАФО), Новый Японский филармонический оркестр и другие. Партнерами Березовского были Курт Мазур, Шарль Дютуа, Вольфганг Заваллиш, Эндрю Литтон, Антонио Паппано, Лоранс Экильбе, Владимир Ашкенази, Александр Лазарев, Михаил Плетнев, Юрий Башмет, Дмитрий Китаенко, Александр Рудин, Дмитрий Лисс, Александр Ведерников и многие другие известные дирижеры.

    Сольные концерты Березовского проходят в лучших залах мира, таких как Берлинская филармония, амстердамский Консертгебау, лондонский Ройал-фестивал-холл, Театр Елисейских полей в Париже, венский Концертхаус, Дворец изящных искусств в Брюсселе, зал «Мегарон» в Афинах, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени Чайковского. Среди партнеров Березовского по камерному ансамблю – Вадим Репин, Дмитрий Махтин, Александр Князев, Яна Иванилова, Акико Суванаи, Хэмиш Милн.

    В обширной дискографии Березовского – около 40 CD и DVD. На лейбле Teldec пианист записал произведения Шопена, Шумана, Рахманинова, Мусоргского, Балакирева, Метнера, Равеля и все «Трансцендентные этюды» Листа. На лейбле Mirare – все Прелюдии и фортепианные концерты Рахманинова (с УАФО под управлением Дмитрия Лисса) и сочинения Рахманинова для двух фортепиано (в ансамбле с Брижит Анжерер). Березовский – обладатель многих премий в области звукозаписи. Его записи сочинений Равеля, Чайковского, Шостаковича, Рахманинова, Хиндемита, Шопена, Сен-Санса удостоены премий Diapason d'Or, EchoKlassik, CHOC, многократно отмечены журналами Le Monde de la Musique и Gramophone. В 2006 году Березовский был удостоен премии BBC Music Magazine.

    Пианист – участник крупнейших международных музыкальных фестивалей в России, Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Словакии, Японии, США. По инициативе Березовского в городах России (Москва, Екатеринбург, Владимир) с 2006 по 2011 гг. проходил «Метнер-фестиваль». Пианист активно концертирует в России: в Оренбурге, Новосибирске, Белгороде и многих других городах, проводит авторские фестивали, в том числе Фестиваль Бориса Березовского в Екатеринбурге (2012, 2014), идею которого сам музыкант определил как «музыкально-географическое путешествие». Схожими идеями вдохновлен и проект пианиста «Музыка Земли» (2014, 2016). «У меня возникло желание создать несколько концертов, посвященных влиянию фольклора на классику, – объяснял пианист. – Ведь многие гениальные русские композиторы вдохновлялись фольклором, любили его и обожали. Я думаю, что тема огромная, и хватит фестивалей на сорок, не меньше. Уж на мою жизнь точно хватит». В сентябре 2015 Березовский участвовал в I фестивале «Безумные дни в Екатеринбурге».

    Летом 2015 года Березовский был членом жюри состязания пианистов на XV международном конкурсе имени Чайковского. На телеканале «Россия – Культура» он вел программу «Вспоминая великие страницы», посвященную конкурсным выступлениям пианистов прежних лет. Лауреат премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Персона года» (2013). В 2015 удостоен Премии города Москвы в номинации «Музыкальное искусство». В июле 2016 удостоен звания Заслуженный артист РФ. Носит звание Steinway Artist.