Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов
26 мая 2015
«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
схема проезда
Абонемент №91:
Российский национальный оркестр
Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижёры современности: Семен Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. «Декабрьский Брамс в исполнении Светланова и Российского национального оркестра звучал как завещание», – писал обозреватель газеты «Коммерсант». Один из выдающихся дирижёров наших дней маэстро Кент Нагано так отзывается об оркестре, с которым ему неоднократно доводилось работать: «У РНО вы чувствуете ярко выраженный характер, своей игрой оркестр напоминает вам о том, что русская культура – одна из самых великих в мире. Да, они играют блестяще, да, они высокие профессионалы, да, в оркестре много отличных солистов, но за этим есть и нечто большее: традиция великой культуры, которая слышна в их игре».
О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнёва в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрёл государственный статус.
Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва и с приглашёнными дирижёрами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице.
РНО является участником знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военной операции натовских войск в Югославии. Подводя итоги года, авторитетный сербский журнал NIN опубликовал рейтинг лучших музыкальных событий, в котором концерт РНО занял вторую строчку – как «один из самых незабываемых концертов, прозвучавших в Белграде за последние несколько сезонов». Весной 2010 года оркестр стал главным участником уникального международного проекта «Три Рима». Инициаторами этой крупнейшей культурно-просветительской акции выступили Русская Православная и Римско-Католическая Церкви. Акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием проекта стал концерт русской музыки, состоявшийся в знаменитом зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.
Последние сезоны были отмечены серией крупных международных проектов с участием оркестра, прошедших как в России, так и за её пределами. В феврале 2014 года концертом РНО под управлением Михаила Плетнёва в Милане официально открылась российская часть перекрестного Года туризма Италии и России. Через два месяца РНО и Московский Синодальный хор выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне, где исполнили «Страсти по Матфею» Митрополита Илариона. В июне 2014 года РНО во главе со своим художественным руководителем и главным дирижёром Михаилом Плетнёвым провёл фестиваль музыки Сергея Рахманинова в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. В декабре того же года оркестр стал главным участником масштабного гала-концерта, посвящённого празднованию 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в грандиозном концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова с участием большого сводного хора). В сентябре-октябре 2016 года в Ивановке прошел второй фестиваль музыки Сергея Рахманинова. В апреле 2017 года состоялись триумфальные гастроли оркестра в Колумбии в рамках III Международного фестиваля классической музыки в Боготе, программа которого была полностью посвящена русской романтической музыке. «Апогеем “Русской романтики” стали выступления Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнёва» («Российская газета»).
Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими звукозаписывающими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более восьмидесяти альбомов. Многие работы получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, завоевавшим самую престижную музыкальную премию – «Грэмми». Записи оркестра большими тиражами расходятся по всему миру, а также постоянно становятся лидерами экспертных рейтингов. Так, запись вокально-симфонической поэмы «Колокола» Рахманинова была признана авторитетным британским музыкальным изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, которые когда-либо были представлены в записи». А запись музыки к балету «Спящая красавица», осуществленная Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, по версии Би-би-си является четвёртой в рейтинге самых слушаемых записей классической музыки за последние семьдесят пять лет. Запись Симфонии № 7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала престижные международные награды, в том числе ежегодную премию Diapason d'Or, а также была номинирована на премию «Грэмми-2016» в категории «Лучший альбом с объёмным звучанием».
По мнению многих зарубежных музыкальных критиков на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review, 2011).
Михаил
Грановский родился в Москве в семье потомственных музыкантов. Получил
образование в Московском хоровом училище имени А. В. Свешникова (ныне —
Академия хорового искусства). Окончил дирижерско-хоровое (1994) и
оперно-симфоническое (1998) отделения Московской консерватории, где обучался у
профессоров Б. Г. Тевлина и Г. Н. Рождественского. В студенческие годы
участвовал как пианист в мастер-классе
Виталия Маргулиса во Фрайбурге. Неоднократно посещал дирижерские мастер-классы Хельмута Риллинга в Московской консерватории и дважды — в
Баховской академии Штутгарта (Германия), где руководил оркестром и хором.
С 2001 по 2013 г. деятельность Михаила Грановского была связана с Большим театром, куда он поступил по конкурсу как дирижер-стажер, а затем работал дирижером. Он был ассистентом главного дирижера на постановках драматической легенды Г. Берлиоза «Осуждение Фауста» (концертное исполнение) и оперы М. Мусоргского «Хованщина». Дирижировал операми «Снегурочка», «Моцарт и Сальери», «Золотой петушок», «Царская невеста» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова, «Иоланта» П. Чайковского, «Похождения повесы» И. Стравинского, опереттой «Летучая мышь» И. Штрауса, балетами «Анюта», «Дочь фараона», «Шопениана», «Чиполлино», «Фантазия на тему Казановы» и спектаклями Московской государственной академии хореографии («Волшебная флейта», «Пахита» и «Щелкунчик»).
В 2010 году с симфоническим оркестром Большого театра М. Грановский выступил в Большом зале Московской консерватории, исполнив «Домашнюю симфонию» Р. Штрауса и другие произведения. Среди других оркестров, с которыми работал дирижер, — Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», академические симфонические оркестры Новосибирской, Саратовской, Ульяновской и Томской филармоний; камерные коллективы — «Времена года», «Амадеус», Hellas-Orchestra г. Патра (Греция), оркестр Государственного Эрмитажа и Камерный оркестр Большого театра. В сезоне 2006-2007 совместно с ансамблем «Студия новой музыки» маэстро исполнил ряд сочинений ХХ века, в том числе монодраму А. Шёнберга «Ожидание» (российская премьера оперы в редакции для камерного ансамбля Ф. Караева).
С 2009 года Михаил Грановский сотрудничает с Российским национальным оркестром. Он участвовал в Третьем Большом фестивале РНО в Москве, выступал с Михаилом Плетнёвым, Ольгой Бородиной, Александром Рудиным и другими известными музыкантами. С РНО он исполнил симфонии Бетховена (№ 7), Дворжака (№ 8), Шостаковича (№ 15), Глазунова (№ 6), Третью оркестровую сюиту Чайковского, Реквием Э. Ллойд-Уэббера, кантату «Иоанн Дамаскин» Танеева и другие произведения.
Музыкант много работает с различными оперными театрами. Он осуществил постановки спектаклей в Башкирском государственном театре оперы и балета (опера «Снегурочка» Римского-Корсакова), Национальном театре Боснии и Герцеговины (балет «Дама с камелиями» на музыку Верди), Национальном оперном театре Мехико (балета «Эсмеральда» на музыку Ц. Пуни). В 2013 году дирижировал оперой «Травиата» в Михайловском театре Санкт-Петербурга.
С сезона
2008-2009 М. Грановский является главным приглашенным дирижером
Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета, где представил (в том числе и как дирижер-постановщик)
ряд оперных, балетных постановок и
концертных программ. Это оперы «Руслан и Людмила» Глинки, «Евгений
Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Снегурочка» и «Царская невеста»
Римского-Корсакова, «Хованщина» и «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь»
Бородина, «Травиата» Верди, «Богема» и «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Гензель и
Гретель» Э. Хумпердинка, «Сатьяграха» Ф.
Гласса; балеты «Щелкунчик» Чайковского, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Катя и
принц Сиама» на музыку П. Овсянникова. В 2014 г. он дирижировал премьерой
балета «Щелкунчик» (ред. В. Вайнонена). В 2015 году провел юбилейные оперные
гала-концерты «175-летие П. И. Чайковского» (где был и автором проекта) и
«70-летие Победы». С труппой театра гастролировал в Португалии и Таиланде.
С 2013 года Михаил Грановский — постоянный приглашенный дирижер балетной труппы Universal Ballet (Сеул, Ю. Корея). С этим коллективом гастролировал в Колумбии с балетом Shim Chung. Под его руководством в Сеуле прошли премьеры балетов «Онегин» на музыку Чайковского (хореография Дж. Крэнко, 2013), «Жизель» А. Адана (версия Мариинского театра в редакции О. Виноградова, 2014), а в 2015 году – мировая премьера балета «Жизель» (хореограф Грэм Мерфи, композитор Кристофер Гордон) и «Баядерка» Л. Минкуса.