«Серебряные струны» К 100-летию со дня рождения Веры Городовской (1919-1999) : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Уважаемые слушатели, информацию о процедуре возврата билетов на концерты,
отмененные в связи с объявленным в г. Москве запретом на проведение массовых мероприятий,
вы можете посмотреть здесь. Берегите себя и будьте здоровы!

    «Серебряные струны»
    К 100-летию со дня рождения Веры Городовской (1919-1999)

    10 октября 2019

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    Дуэт Гуслей: Майя Воронец и Алла Догадова
    Любовь Муравьёва (гусли звончатые)
    Павел Лукоянов (гусли звончатые)

    В концерте принимают участие солисты и ансамбли оркестра

    В программе:

    Программа дополнительно

    12+

    Абонемент №195:

    Парад солистов Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова

    Вера Городовская – выдающаяся исполнительница на гуслях, композитор, аранжировщик, педагог. В течение многих лет была солисткой Оркестра народных инструментов имени Н. П. Осипова, сыграла важную роль в истории национального музыкального искусства: возродила в концертной практике щипковые гусли, стала автором репертуара для этого инструмента и основоположницей профессионального обучения игре на нем. 

    Вера Николаевна Городовская родилась 20 января 1919 года в Ростове Великом в семье регента Николая Смирнова. С 7 лет начала обучаться игре на фортепиано, с 12 лет играла на сеансах немого кино в городском парке, проявляя незаурядный талант импровизатора. С ранних лет ее окружала музыка, и, как позже вспоминала исполнительница, именно детские впечатления стали импульсом к дальнейшему творчеству: «Я выросла в древнем городе Ростове. Его величественная архитектура побудила меня обратиться к истории Отечества, к истокам музыкальной культуры. Еще тогда заинтересовали два направления в старинной музыке – старинные распевы, ставшие затем основой академического хорового письма, и радостные жизнелюбивые народные наигрыши. Думается, что именно гусли дали мне возможность соединить эти на первый взгляд несопоставимые направления».

    В 1934 году Вера поступила в Ярославский музыкальный техникум имени Леонида Собинова на фортепианное отделение. Параллельно с учебой работала концертмейстером в классе домриста и дирижера Евгения Стомпелева, который пригласил ее попробовать себя в игре на клавишных гуслях в Ярославском оркестре народных инструментов. Именно тогда для Веры открылся огромный мир звучания гуслей. После третьего курса техникума Городовская поступила в Московскую консерваторию в класс знаменитого пианиста Самуила Фейнберга. Значительных успехов она достигла не только по специальному предмету, но и по теоретическим дисциплинам, классам камерного ансамбля и органа. 

    В 1939 году один из создателей Оркестра русских народных инструментов Союза ССР Петр Алексеев пригласил Городовскую в коллектив – на тот момент один из главных оркестров страны. В 1940-м его возглавил Николай Осипов, и Городовская стала штатной солисткой оркестра – исполнительницей на клавишных гуслях. В 1942 году в Москву из осажденного Ленинграда был вывезен архив и имущество оркестра Василия Андреева. Среди инструментов были щипковые и звончатые гусли. Тогда Осипов и предложил Городовской освоить новый для нее и для оркестра музыкальный инструмент – щипковые гусли.

    Поскольку репертуара для них практически не существовало, исполнительница начала писать оркестровые партии, затем и целые пьесы для собственных выступлений. Почти полвека существовал уникальный ансамбль Веры Городовской и Олимпиады Никитиной, соединивший две разновидности гуслей – клавишных и щипковых. Для дуэта гуслей Городовская создавала новый репертуар, включивший ее авторские произведения, а также переложения классики и обработки русских народных песен. Ей также принадлежит множество произведений для оркестра, в числе которых «Русская зима», «Не слышно шуму городского», «Русский вальс», «Молодежная увертюра», «Памяти Есенина», фантазии на темы песен Лидии Руслановой и Тихона Хренникова, «Волжская фантазия», Концерт для гуслей с оркестром, свыше 50 аранжировок народных песен и романсов для Людмилы Зыкиной, Ольги Воронец, Александры Стрельченко, Ирины Журиной и многое другое.

    Помимо таланта импровизатора и аранжировщика, в этой музыке чувствуется рука мастера – знание теории, музыкальной формы, инструментовки. О сочинениях Веры Городовской писал Вячеслав Пасхалов: «В них привлекает живописная красочность оркестрового звучания, его национальная характерность, сочетание солирующих тембров с прихотливостью ансамблевого письма». Ее произведения были удостоены премий трех Всероссийских конкурсов патриотической музыки (с 1984), конкурса на приз имени Николая Будашкина (1989); многие из них записаны в фонды радио, на пластинки и CD, постоянно звучат в концертных программах. 

    Городовская охотно делилась своим мастерством с молодыми исполнителями. Среди ее воспитанников – знаменитый дуэт гусляров Майи Воронец и Аллы Догадовой, более 20 лет существовавший в Национальном академическом оркестре народных инструментов России имени Н. П. Осипова. В 1999 году вышла книга Городовской «Школа игры на клавишных и щипковых гуслях». 

    Вера Городовская удостоена звания народной артистки РСФСР (1969), медалей «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», орденов Дружбы (1994) и «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999). На здании Собиновского училища в Ярославле Вере Городовской установлена мемориальная доска. Ее имя носит Всероссийский конкурс молодых исполнителей на народных инструментах в Ярославле. 

    Дуэт Гуслей: Майя Воронец и Алла Догадова

    Дуэт гуслей – один из самых оригинальных ансамблей в составе Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова. Идея соединения в дуэте оркестровых разновидностей гуслей – щипковых и клавишных – принадлежит Вере Городовской и Олимпиаде Никитиной. Именно ими был создан и первый репертуар для дуэта гуслей, включающий переложения произведений классической музыки, обработки русских народных песен и авторские сочинения Веры Городовской.

    Традиции выступлений в дуэте продолжили солистки НАОНИР Майя Воронец и Алла Догадова, чей ансамбль существовал более 25 лет. Дуэт расширил репертуар новыми аранжировками и специально написанными сочинениями современных композиторов – Валерия Кикты, Виктора Панина и других авторов. Дуэт Воронец и Догадовой аккомпанировал известным певцам – Нинель Ткаченко, Александре Стрельченко, Евгению Поликанину, Ларисе Голубкиной, Надежде Крыгиной; сотрудничал с солистами-инструменталистами Михаилом Рожковым, Александром Цыганковым, Евгением Шабалиным. Многие пьесы из репертуара ансамбля записаны на CD, звучат в эфире радио и телевидения. 

    Майя Воронец в 1964 году окончила Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных по классу баяна и поступила в НАОНИР имени Н. П. Осипова в группу баянов. Под влиянием Веры Городовской начала осваивать игру на гуслях (щипковых и клавишных) и в дальнейшем продолжила играть в оркестре на этом инструменте. В настоящее время – профессор РАМ имени Гнесиных. Удостоена почетного звания «Народная артистка России».

    Алла Догадова в 1977 году окончила Казанскую государственную консерваторию по классу фортепиано, затем в течение нескольких лет работала концертмейстером на кафедре народных инструментов вуза. Педагогическую деятельность продолжила в Музыкально-педагогическом училище имени Октябрьской революции (ныне МГИМ имени Шнитке). В 1980 году начала работать в НАОНИР имени Н. П. Осипова, где освоила игру на клавишных гуслях, затем на щипковых. Консультирует учеников из разных регионов России и ближнего зарубежья, принимает участие в составе жюри исполнительских конкурсов. Удостоена почетного звания «Народная артистка России».

    Любовь Муравьёва

    Любовь Муравьёва окончила Московский государственный институт музыки имени Шнитке (1997) и Московский государственный университет культуры и искусств (2004). Лауреат всероссийских и международных конкурсов. Награждена «Медалью Веры Городовской» (2004).

    С 1997 года – артистка Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова. Участвовала в премьерах сочинений для гуслей Веры Городовской, Евгения Дербенко, Алексея Ларина, Владимира Беляева, Александра Курченко, Виктора Малярова и других современных композиторов. 

    Выступала в Концертном зале имени Чайковского, Государственном Кремлевском дворце, Колонном зале Дома союзов, Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, Доме ученых и на других московских сценах. Гастролировала по России (Санкт-Петербург, Казань, Волгоград, Ярославль, Кострома, Тольятти, Смоленск, Тверь, Великий Новгород, Тамбов, Челябинск и другие) и за рубежом (Великобритания, Германия, Греция, Польша, Швейцария, Кипр, США, Канада).

    Павел Лукоянов

    Павел Лукоянов (р. 1982) с отличием окончил в 2007 году Российскую Академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Л. Жук).

    Победитель Первого Международного конкурса исполнителей на струнных щипковых инструментах (Москва, 1998) и VII Международного конкурса исполнителей на народных инструментах «Учитель и ученик» (Москва, 2002), лауреат II Международного конкурса исполнителей на струнных щипковых инструментах имени В. Н. Городовской (Москва, 2004).

    Ведет активную концертную деятельность, выступает в концертных залах Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Нижнего Новгорода, Брянска, Твери, Самары, Курска, Тольятти, Екатеринбурга, Орла, Пензы, Кирова. С успехом прошли гастроли музыканта в Австрии, Германии, Бельгии, Нидерландах, Чехии, Венгрии, Люксембурге, Литве, Латвии, Норвегии, Швеции, Китае.

    Сольный репертуар исполнителя включает множество произведений разных стилей и жанров от старинной музыки до музыкального авангарда. В концертных программах музыканта переплетаются классика и джаз, старинные былины и постмодернистские опусы, традиционные наигрыши и эстрадные мелодии, этно и фолк. Павел Лукоянов сотрудничает с современными композиторами — Олегом Меремкуловым, Вадимом Биберганом, Виктором Паниным, Виктором Маляровым, Сергеем Плехановым, Владимиром Бояшовым, Натальей Розановой, является первым исполнителем многих оригинальных произведений для гуслей.

    За высокое исполнительское мастерство, активную концертную и благотворительную деятельность музыкант удостоен звания лауреата «VII Артиады России». Член Московского музыкального общества.

    Рекомендуем к просмотру

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    «Снегурочка» по пьесе А. Островского

    14.12.2019

    В программе:
    Калинников

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Веселый хоровод месяцев.
    Времена года

    07.12.2019

    В программе:
    Свиридов
    «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель»
    Глазунов
    Музыкальная картина «Весна»
    Вивальди
    «Весна» из цикла «Времена года» (фрагменты)
    Динику
    «Мартовский хоровод»
    И. Дунаевский
    «Весна идёт» из музыки к кинофильму «Весна»
    Глазунов
    «Вальс васильков и маков» из музыки балета «Времена года»
    П. И. Чайковский
    «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года»
    Мийо
    «Бразилейра» из сюиты «Скарамуш»
    Паганини
    «Венецианский карнавал»
    Городовская
    «Русская зима»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Пленительные фантасмагории Н. В. Гоголя
    (К 210-летию со дня рождения)

    30.03.2019

    В программе:
    П. И. Чайковский
    Песня Вакулы из оперы «Черевички»
    Холминов
    Украинская фантазия
    Шнитке
    «Шинель» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Гуцульский танец
    Мусоргский
    «Ночь на Лысой горе» – симфоническая поэма (фрагмент)
    Глиэр
    Гопак («Вихрь») из музыки балета «Тарас Бульба» (фрагмент)
    Глазунов
    «Памяти Н.В.Гоголя» – симфонический пролог

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    «Времена года». По страницам
    русской и зарубежной
    музыки и поэзии

    17.11.2018

    В программе:
    Свиридов
    «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»
    Глазунов
    Музыкальная картина «Весна»
    Вивальди
    «Весна» – концерт № 1 для скрипки с оркестром из цикла «Времена года» (I часть)
    Динику
    «Мартовский хоровод»
    И. Дунаевский
    «Весна идёт» из музыки к кинофильму «Весна»
    Глазунов
    «Вальс васильков и маков» из музыки балета «Времена года»
    П. И. Чайковский
    «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года»
    Мийо
    «Бразилейра» из сюиты «Скарамуш»
    Паганини
    «Венецианский карнавал»
    Городовская
    «Русская зима»

    Камерный зал Филармонии

    Тысяча и одна ночь Шехерезады

    21.10.2017

    Камерный зал Филармонии

    Встречи с любимыми сказочными героями.
    Все о муми-троллях

    23.02.2018

    В программе:
    Григ
    «Ноктюрн» из цикла «Лирические пьесы» (фрагмент) (инструментовка Б.Тарасова) «Весной» из цикла «Лирические пьесы» (фрагмент) (инструментовка Б.Тарасова)
    «Танец Анитры» из музыки к драматической поэме Г.Ибсена «Пер Гюнт» (фрагмент) (инструментовка Б.Тарасова)
    «Утро» из музыки к драматической поэме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (фрагмент) (инструментовка Б.Тарасова)
    «Свадебный день в Трольхаугене» из цикла «Лирические пьесы» (фрагмент) (инструментовка Б.Тарасова)
    Прокофьев
    «Сарказмы»
    И. Штраус-сын
    Полька «Трик-трак»

    Камерный зал Филармонии

    Волшебная семерка
    или Путешествие нот

    11.12.2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Мировое турне.
    Музыка, песни и танцы народов мира

    06.04.2017

    Другие концерты этого абонемента
    Камерный зал Филармонии
    16 января в 19:00