«Серебряные струны» К 100-летию со дня рождения Веры Городовской (1919-1999) : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    «Серебряные струны»
    К 100-летию со дня рождения Веры Городовской (1919-1999)

    10 октября 2019

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    Дуэт гуслей: Майя Воронец и Алла Догадова
    Любовь Муравьёва (гусли звончатые)
    Павел Лукоянов (гусли звончатые)

    В концерте принимают участие солисты и ансамбли оркестра

    В программе:

    Программа дополнительно

    12+

    Абонемент №195:

    Парад солистов Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова

    Вера Городовская – выдающаяся исполнительница на гуслях, композитор, аранжировщик, педагог. В течение многих лет была солисткой Оркестра народных инструментов имени Н. П. Осипова, сыграла важную роль в истории национального музыкального искусства: возродила в концертной практике щипковые гусли, стала автором репертуара для этого инструмента и основоположницей профессионального обучения игре на нем. 

    Вера Николаевна Городовская родилась 20 января 1919 года в Ростове Великом в семье регента Николая Смирнова. С 7 лет начала обучаться игре на фортепиано, с 12 лет играла на сеансах немого кино в городском парке, проявляя незаурядный талант импровизатора. С ранних лет ее окружала музыка, и, как позже вспоминала исполнительница, именно детские впечатления стали импульсом к дальнейшему творчеству: «Я выросла в древнем городе Ростове. Его величественная архитектура побудила меня обратиться к истории Отечества, к истокам музыкальной культуры. Еще тогда заинтересовали два направления в старинной музыке – старинные распевы, ставшие затем основой академического хорового письма, и радостные жизнелюбивые народные наигрыши. Думается, что именно гусли дали мне возможность соединить эти на первый взгляд несопоставимые направления».

    В 1934 году Вера поступила в Ярославский музыкальный техникум имени Леонида Собинова на фортепианное отделение. Параллельно с учебой работала концертмейстером в классе домриста и дирижера Евгения Стомпелева, который пригласил ее попробовать себя в игре на клавишных гуслях в Ярославском оркестре народных инструментов. Именно тогда для Веры открылся огромный мир звучания гуслей. После третьего курса техникума Городовская поступила в Московскую консерваторию в класс знаменитого пианиста Самуила Фейнберга. Значительных успехов она достигла не только по специальному предмету, но и по теоретическим дисциплинам, классам камерного ансамбля и органа. 

    В 1939 году один из создателей Оркестра русских народных инструментов Союза ССР Петр Алексеев пригласил Городовскую в коллектив – на тот момент один из главных оркестров страны. В 1940-м его возглавил Николай Осипов, и Городовская стала штатной солисткой оркестра – исполнительницей на клавишных гуслях. В 1942 году в Москву из осажденного Ленинграда был вывезен архив и имущество оркестра Василия Андреева. Среди инструментов были щипковые и звончатые гусли. Тогда Осипов и предложил Городовской освоить новый для нее и для оркестра музыкальный инструмент – щипковые гусли.

    Поскольку репертуара для них практически не существовало, исполнительница начала писать оркестровые партии, затем и целые пьесы для собственных выступлений. Почти полвека существовал уникальный ансамбль Веры Городовской и Олимпиады Никитиной, соединивший две разновидности гуслей – клавишных и щипковых. Для дуэта гуслей Городовская создавала новый репертуар, включивший ее авторские произведения, а также переложения классики и обработки русских народных песен. Ей также принадлежит множество произведений для оркестра, в числе которых «Русская зима», «Не слышно шуму городского», «Русский вальс», «Молодежная увертюра», «Памяти Есенина», фантазии на темы песен Лидии Руслановой и Тихона Хренникова, «Волжская фантазия», Концерт для гуслей с оркестром, свыше 50 аранжировок народных песен и романсов для Людмилы Зыкиной, Ольги Воронец, Александры Стрельченко, Ирины Журиной и многое другое.

    Помимо таланта импровизатора и аранжировщика, в этой музыке чувствуется рука мастера – знание теории, музыкальной формы, инструментовки. О сочинениях Веры Городовской писал Вячеслав Пасхалов: «В них привлекает живописная красочность оркестрового звучания, его национальная характерность, сочетание солирующих тембров с прихотливостью ансамблевого письма». Ее произведения были удостоены премий трех Всероссийских конкурсов патриотической музыки (с 1984), конкурса на приз имени Николая Будашкина (1989); многие из них записаны в фонды радио, на пластинки и CD, постоянно звучат в концертных программах. 

    Городовская охотно делилась своим мастерством с молодыми исполнителями. Среди ее воспитанников – знаменитый дуэт гусляров Майи Воронец и Аллы Догадовой, более 20 лет существовавший в Национальном академическом оркестре народных инструментов России имени Н. П. Осипова. В 1999 году вышла книга Городовской «Школа игры на клавишных и щипковых гуслях». 

    Вера Городовская удостоена звания народной артистки РСФСР (1969), медалей «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», орденов Дружбы (1994) и «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999). На здании Собиновского училища в Ярославле Вере Городовской установлена мемориальная доска. Ее имя носит Всероссийский конкурс молодых исполнителей на народных инструментах в Ярославле. 

    Дуэт гуслей: Майя Воронец и Алла Догадова

    Дуэт гуслей – один из самых оригинальных ансамблей в составе Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова. Идея соединения в дуэте оркестровых разновидностей гуслей – щипковых и клавишных – принадлежит Вере Городовской и Олимпиаде Никитиной. Именно ими был создан и первый репертуар для дуэта гуслей, включающий переложения произведений классической музыки, обработки русских народных песен и авторские сочинения Веры Городовской.

    Традиции выступлений в дуэте продолжили солистки НАОНИР Майя Воронец и Алла Догадова, чей ансамбль существовал более 25 лет. Дуэт расширил репертуар новыми аранжировками и специально написанными сочинениями современных композиторов – Валерия Кикты, Виктора Панина и других авторов. Дуэт Воронец и Догадовой аккомпанировал известным певцам – Нинель Ткаченко, Александре Стрельченко, Евгению Поликанину, Ларисе Голубкиной, Надежде Крыгиной; сотрудничал с солистами-инструменталистами Михаилом Рожковым, Александром Цыганковым, Евгением Шабалиным. Многие пьесы из репертуара ансамбля записаны на CD, звучат в эфире радио и телевидения. 

    Майя Воронец в 1964 году окончила Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных по классу баяна и поступила в НАОНИР имени Н. П. Осипова в группу баянов. Под влиянием Веры Городовской начала осваивать игру на гуслях (щипковых и клавишных) и в дальнейшем продолжила играть в оркестре на этом инструменте. В настоящее время – профессор РАМ имени Гнесиных. Удостоена почетного звания «Народная артистка России».

    Алла Догадова в 1977 году окончила Казанскую государственную консерваторию по классу фортепиано, затем в течение нескольких лет работала концертмейстером на кафедре народных инструментов вуза. Педагогическую деятельность продолжила в Музыкально-педагогическом училище имени Октябрьской революции (ныне МГИМ имени Шнитке). В 1980 году начала работать в НАОНИР имени Н. П. Осипова, где освоила игру на клавишных гуслях, затем на щипковых. Консультирует учеников из разных регионов России и ближнего зарубежья, принимает участие в составе жюри исполнительских конкурсов. Удостоена почетного звания «Народная артистка России».

    Любовь Муравьёва

    Любовь Муравьёва окончила Московский государственный институт музыки имени Шнитке (1997) и Московский государственный университет культуры и искусств (2004). Лауреат всероссийских и международных конкурсов. Награждена «Медалью Веры Городовской» (2004).

    С 1997 года – артистка Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова. Участвовала в премьерах сочинений для гуслей Веры Городовской, Евгения Дербенко, Алексея Ларина, Владимира Беляева, Александра Курченко, Виктора Малярова и других современных композиторов. 

    Выступала в Концертном зале имени Чайковского, Государственном Кремлевском дворце, Колонном зале Дома союзов, Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, Доме ученых и на других московских сценах. Гастролировала по России (Санкт-Петербург, Казань, Волгоград, Ярославль, Кострома, Тольятти, Смоленск, Тверь, Великий Новгород, Тамбов, Челябинск и другие) и за рубежом (Великобритания, Германия, Греция, Польша, Швейцария, Кипр, США, Канада).

    Павел Лукоянов

    Павел Лукоянов (р. 1982) с отличием окончил в 2007 году Российскую Академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Л. Жук).

    Победитель Первого Международного конкурса исполнителей на струнных щипковых инструментах (Москва, 1998) и VII Международного конкурса исполнителей на народных инструментах «Учитель и ученик» (Москва, 2002), лауреат II Международного конкурса исполнителей на струнных щипковых инструментах имени В. Н. Городовской (Москва, 2004).

    Ведет активную концертную деятельность, выступает в концертных залах Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Нижнего Новгорода, Брянска, Твери, Самары, Курска, Тольятти, Екатеринбурга, Орла, Пензы, Кирова. С успехом прошли гастроли музыканта в Австрии, Германии, Бельгии, Нидерландах, Чехии, Венгрии, Люксембурге, Литве, Латвии, Норвегии, Швеции, Китае.

    Сольный репертуар исполнителя включает множество произведений разных стилей и жанров от старинной музыки до музыкального авангарда. В концертных программах музыканта переплетаются классика и джаз, старинные былины и постмодернистские опусы, традиционные наигрыши и эстрадные мелодии, этно и фолк. Павел Лукоянов сотрудничает с современными композиторами — Олегом Меремкуловым, Вадимом Биберганом, Виктором Паниным, Виктором Маляровым, Сергеем Плехановым, Владимиром Бояшовым, Натальей Розановой, является первым исполнителем многих оригинальных произведений для гуслей.

    За высокое исполнительское мастерство, активную концертную и благотворительную деятельность музыкант удостоен звания лауреата «VII Артиады России». Член Московского музыкального общества.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Веселый хоровод месяцев.
    Времена года

    07.12.2019

    В программе:
    Свиридов
    «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель»
    Глазунов
    Музыкальная картина «Весна»
    Вивальди
    «Весна» из цикла «Времена года» (фрагменты)
    Динику
    «Мартовский хоровод»
    И. Дунаевский
    «Весна идёт» из музыки к кинофильму «Весна»
    Глазунов
    «Вальс васильков и маков» из музыки балета «Времена года»
    Чайковский
    «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года»
    Мийо
    «Бразилейра» из сюиты «Скарамуш»
    Паганини
    «Венецианский карнавал»
    Городовская
    «Русская зима»

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    «Времена года». По страницам
    русской и зарубежной
    музыки и поэзии

    17.11.2018

    В программе:
    Свиридов
    «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»
    Глазунов
    Музыкальная картина «Весна»
    Вивальди
    «Весна» – концерт № 1 для скрипки с оркестром из цикла «Времена года» (I часть)
    Динику
    «Мартовский хоровод»
    И. Дунаевский
    «Весна идёт» из музыки к кинофильму «Весна»
    Глазунов
    «Вальс васильков и маков» из музыки балета «Времена года»
    Чайковский
    «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года»
    Мийо
    «Бразилейра» из сюиты «Скарамуш»
    Паганини
    «Венецианский карнавал»
    Городовская
    «Русская зима»

    Камерный зал Филармонии

    Тысяча и одна ночь Шехерезады

    21.10.2017

    Камерный зал Филармонии

    Встречи с любимыми сказочными героями.
    Все о муми-троллях

    23.02.2018

    В программе:
    Григ
    «Ноктюрн» из цикла «Лирические пьесы» (фрагмент) (инструментовка Б.Тарасова) «Весной» из цикла «Лирические пьесы» (фрагмент) (инструментовка Б.Тарасова)
    «Танец Анитры» из музыки к драматической поэме Г.Ибсена «Пер Гюнт» (фрагмент) (инструментовка Б.Тарасова)
    «Утро» из музыки к драматической поэме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (фрагмент) (инструментовка Б.Тарасова)
    «Свадебный день в Трольхаугене» из цикла «Лирические пьесы» (фрагмент) (инструментовка Б.Тарасова)
    Прокофьев
    «Сарказмы»
    И. Штраус-сын
    Полька «Трик-трак»

    Камерный зал Филармонии

    Волшебная семерка
    или Путешествие нот

    11.12.2016