В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
15 декабря 2013
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаПартия органа – Фёдор Строганов
Абонемент №29:
Московский камерный оркестр Musica Viva
15 декабря в Концертном зале имени Чайковского состоится филармонический концерт Московского камерного оркестра «MusicaViva», программа которого непосредственно связана с приближающимся великим праздником Рождества Христова. Середина последнего месяца года – время, когда уже принято подводить итоги уходящего года и готовиться к предстоящим Рождеству и Новому году. На подходящий для этих праздников просветленный и возвышенный лад настраивает программа концерта, которая объединила один из самых лучезарных шедевров И.С.Баха - «Магнификат» и Симфонию-кантату Lobgesang (Хвалебная песнь) Мендельсона.
Музыку для рождественской службы «Магнификат» И.С.Бах написал в один из самых светлых периодов своего жизненного пути – в начале службы в церкви Святого Фомы в Лейпциге. «Магнификат» – один из важнейших сводов молитв, часто становящийся кульминацией вечерни в богослужениях как католической, так и лютеранской церкви. Латинское Magnificat — Величит — начало 46-го стиха I главы Евангелия от Луки: «…Величит душа моя Господа...» Текст Магнификата опирается на сюжет о встрече Марии и Елизаветы, которая стала первым человеком, предсказавшим Богоматери её будущее. И в ответ Мария произнесла слова, ставшие молитвой для христиан всего мира. Католики и протестанты поют «Magnificat», а православные – «Величит душа моя Господа». В православии этот библейский текст ещё называется «Песнью Богородицы» и поётся на утрене, с прибавлением припева «Честнейшую херувим и сла́внейшую без сравнения серафим…» (откуда получил наиболее употребительное название «Честнейшая»). Будучи высоким образцом библейской молитвословной прозы, этот величественный молитвенный текст вдохновлял многих композиторов на создание музыки. Среди авторов «Магнификатов» К.Монтеверди, А.Вивальди, В.А.Моцарт, Ф.Мендельсон, К.Пендерецкий, А.Пярт, В.Мартынов.
«Магнификат» И.С.Баха предвосхищает Рождественскую ораторию, написанную одиннадцатью годами позднее. Музыка этих произведений отличается возвышенным характером, общим радостным настроением. Все двенадцать номеров «Магнификата» пронизаны светом, гармонией и благословенным настроем.
Через 120 лет после первого исполнения «Магнификата» И.С.Баха в той же лейпцигской церкви Святого Фомы состоялась премьера Симфонии-кантаты Lobgesang”(Хвалебная песнь) Феликса Мендельсона. Незримая и прочная нить связала их творцов. Многие забытые величественные полотна Баха были возрождены именно Мендельсоном, благодаря его поразительной энергии и самоотверженному служению музыке. А музыка обоих сочинений пронизана светлым и гармоничным мироощущением. Как и Магнификат, «Хвалебная песнь» написана к празднику: она прозвучала на торжествах по случаю 400-летия изобретения книгопечатания Иоганном Гутенбергом в 1840 году. Роберт Шуман называл ее «одним из самых свежих и очаровательных произведений», в котором «есть все, делающее человека счастливым и благородным». Искренне верующий лютеранин, Мендельсон сам отобрал для кантаты тексты из Библии в лютеровом переводе на немецкий язык и поместил на ее титульном листе эпиграф из Лютера: «И пожелал я увидеть все искусства, особливо Музыку, в услужении Того, кто дал ее и создал ее». Величественная партитура «Хвалебной песни» опирается на традиции хоровой немецкой музыки. Её пронизывает возвышенная гармония классики, стройность пропорций и логика конструкций. Музыку этой симфонии исчерпывающе характеризуют слова Шумана о самом Мендельсоне: «Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их».
Насладиться светлой и радостной музыкой накануне рождественских праздников совместно с Московскимкамерным оркестром MusicaVivaпод управлением Александра Рудина слушателям позволят яркие и многообещающие молодые певцы: солисты Большого театра Анастасия Кикоть (сопрано) и Константин Шушаков (баритон), солистка Новой оперы Виктория Яровая (меццо-сопрано), солист Театра имени Станиславского Артем Сафронов (тенор) и бельгийская сопрано Лора Бинон и один из самых стильных камерных хоровых коллективов Москвы – Вокальный ансамбль «Intrada» под управлением Екатерины Антоненко. Дирижер – Александр Рудин.