Шостакович. «Новый Вавилон». Госоркестр имени Е. Ф. Светланова, Владимир Юровский : Московская государственная академическая филармония

Концертный зал имени П. И. Чайковского

История одного шедевра «Из Нового Света»

  • LIVE
Закрыть

    Шостакович. «Новый Вавилон».
    Госоркестр имени Е. Ф. Светланова, Владимир Юровский

    5 июня 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    В программе:
    Шостакович
    (к 110-летию со дня рождения)
    Музыка к кинофильму «Новый Вавилон»
    (режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг)

    12+


    Московская филармония представляет цикл просветительских концертов Владимира Юровского «Истории с оркестром». Программа летнего абонемента составлена из произведений Прокофьева и Шостаковича. 2016 год – юбилейный для обоих композиторов (125 лет со дня рождения Прокофьева и 110 – Шостаковича). Владимир Юровский обращается к сочинениям, которые выходят за пределы репертуарных.

    Открывает цикл музыка Прокофьева к спектаклю Московского камерного театра «Египетские ночи» (1935). Композитор в своей автобиографии признавался, что это была курьезная затея «соединить “Цезаря и Клеопатру” Бернарда Шоу, где описывалась юность Клеопатры, с “Антонием и Клеопатрой” Шекспира, где шла речь о конце ее жизни, поместив в середине монолог из “Египетских ночей” Пушкина»… В тандеме с маэстро Юровским и его коллективом выступят блистательные артисты – Чулпан Хаматова и Максим Суханов. Чулпан Хаматова неоднократно принимала участие в исполнении «Египетских ночей» и рассказывала о роли актера в этой симфонической партитуре, а также о своем уникальном опыте: 

    «Голос работает как дополнительный инструмент в оркестре, он вливается в эту музыку… Этот текст нельзя разыгрывать, как бы я играла в современном театре, потому что главное в этом произведении – гениальная музыка Прокофьева. А голос просто  в неё вписывается».

    В 1932 году Шостакович написал музыку к спектаклю Московского театра имени Евгения Вахтангова «Гамлет». Постановка Николая Акимова поистине революционна: режиссер превратил шекспировскую трагедию в комедию, но комедию жесткую, умную, острую, сатирическую, эксцентричную. Николай Акимов вспоминал:

    «В «Гамлете» я увидел прежде всего пьесу интриги, пьесу напряженного действия, пьесу, в которой борьба действующих лиц переходит непрерывно из картины в картину, пьесу, которая сродни всем прочим произведениям Шекспира, обычно аттестуемым как жизнерадостные и полнокровные. Это была пьеса, вполне отвечавшая требованиям, предъявляемым нами к классикам, и притом абсолютно непохожая на спектакли ее, которые я видел до тех пор в театрах».

    В 1929 году Шостакович создал музыку к кинофильму «Новый Вавилон». Со времени демонстрации фильма рукописная партитура и оркестровые голоса хранились в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени Глинки и Государственной библиотеке имени Ленина. На основании этих материалов в 1976 году дирижер Геннадий Рождественский восстановил музыку Шостаковича и составил из нее сюиту. Дирижер писал: «Ко времени создания "Нового Вавилона" композитор был уже известным мастером, автором двух симфоний и оперы "Нос", поэтому неудивительно, что в музыке к фильму он вновь продемонстрировал неповторимость своего гения. Поражало мощное, насыщенное звучание чрезвычайно скромной по составу партитуры, особая "терпкость" интонационного строя, исключительная театральность, киногеничность музыки, её яркость, блеск шостаковичского юмора».

    Заключительный концерт 6 июня – кульминация цикла. В этот вечер на сцене Концертного зала имени Чайковского будет представлена мировая премьера оперы нашего современника Сергея Слонимского «Король Лир». Это сочинение было написано в самом начале ХXIстолетия, 15 лет назад… И вот, наконец, долгожданная премьера!

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2021 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполнилось 85 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005 г. коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. С 2021 года пост почетного дирижера занимает Владимир Юровский.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. 

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве и «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году премии Gramophone удостоен диск с записью скрипичных концертов Шостаковича, сделанной Госоркестром под управлением Владимира Юровского (солистка – Алина Ибрагимова).

    Владимир Юровский

    Дмитрий Юровский – младший представитель знаменитой музыкальной династии – родился в 1979 году в Москве. Обучался в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по классу виолончели, затем продолжил обучение как виолончелист и дирижер в Высшей школе музыки имени Ханса Айслера в Берлине.

    В 2011–2019 гг. был главным дирижером Королевской Фламандской оперы в Антверпене и Генте, в 2011–2018 гг. – главным дирижером Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония». В 2015 году стал музыкальным руководителем и главным дирижером Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, в 2021 году занял пост его художественного руководителя.

    Под руководством дирижера в Новосибирском театре состоялись премьеры опер «Борис Годунов» Мусоргского, «Пиковая дама» и «Иоланта» Чайковского, «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова, «Дидона и Эней» Пёрселла, «Волшебная флейта» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини, «Любовный напиток» Доницетти, «Турандот» и «Тоска» Пуччини, «Аида», «Бал-маскарад» и «Фальстаф» Верди, а также ряда балетных спектаклей. Кроме того, Дмитрий Юровский выступает как автор и ведущий тематических программ и концертных циклов на малой сцене театра. В 2021 году за постановку оперы «Фальстаф» Дмитрий Юровский удостоен театральной премии «Парадиз» в номинации «Лучшая работа дирижера в музыкальном театре».

    Сотрудничал с известными театрами, в числе которых Карло Феличе в Генуе, Ла Фениче в Венеции, Массимо в Палермо, Театро Комунале в Болонье, Королевский театр в Парме, Римская опера, Комише Опер и Дойче Опер в Берлине, Баварская государственная опера в Мюнхене, Большой театр Женевы, Опера Монте-Карло, Опера Бастий в Париже, Льежская опера, Новая опера Израиля в Тель-Авиве, Лирическая опера Чикаго, Муниципальный театр Сантьяго (Чили), Дворец искусств королевы Софии в Валенсии, театр Лисею в Барселоне и другие. Дирижировал на Уэксфордском фестивале в Ирландии, Оперном фестивале в Мартине-Франке, фестивале Россини в Пезаро и фестивале Пуччини в Торре дель Лаго (Италия).

    Под управлением Дмитрия Юровского выступали многие ведущие оркестры Великобритании, Италии, Португалии, Германии, Австрии, Швеции, Нидерландов, Ирландии, Китая, Гонконга, Израиля, России. Летом 2010 года дирижер впервые выступал с труппой Государственного академического Большого театра России, представив в рамках гастрольного тура оперу «Евгений Онегин» Чайковского (режиссер – Дмитрий Черняков). Спектакли состоялись в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден, Королевском театре в Мадриде и на Люцернском фестивале.

    Среди событий сезона 2022/23 – выступления с оркестром лейпцигского Гевандхауса, Дрезденской государственной капеллой, Симфоническим оркестром Вупперталя, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова и Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, премьеры новых постановок «Царской невесты» Римского-Корсакова и «Укрощения строптивой» Шебалина в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. 

    Рекомендуем к просмотру

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Незабываемые мелодии
    голубого экрана.
    Музыка нашего телевидения

    09.12.2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Микаэл Таривердиев
    (85 лет со дня рождения).
    «Запомни этот миг!»
    Году российского кино посвящается

    Режиссерская версия

    23.11.2016

    В программе:
    Таривердиев
    Концерт № 1 для органа «Кассандра» (Интрада, Ария)
    Концерт для голоса с оркестром
    Вокальный цикл на стихи Андрея Вознесенского «Запомни этот миг», «Сонеты Шекспира»
    Музыка из кинофильмов: «Король-олень», «Судьба резидента», «Ольга Сергеевна», «Золотая речка», «Медный ангел», «Семнадцать мгновений весны», «Адам женится на Еве», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Году российского кино
    и 80-летию киностудии
    «Союзмультфильм» посвящается
    «Шедевры анимации»

    28.09.2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Деревенский водевиль

    25.05.2017

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Портрет трех современников:
    Ян Френкель,
    Марк Фрадкин,
    Оскар Фельцман

    17.02.2017

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Рожденные в СССР.
    (К 95-летию образования СССР)

    28.10.2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Госоркестр имени Е.Ф.Светланова,
    Михаил Юровский, Александр Князев

    16.03.2017

    В программе:
    Дворжак
    Концертная увертюра «Карнавал»
    Шостакович
    Концерт № 2 для виолончели с оркестром
    Чайковский
    Симфония № 2

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Госоркестр имени Е.Ф.Светланова,
    Владимир Юровский,
    Рудольф Бухбиндер

    09.10.2016

    В программе:
    Вустин
    Sine nоmine
    Бетховен
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
    Шостакович
    (110 лет со дня рождения)
    Симфония № 8

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Госоркестр имени Е.Ф.Светланова,
    Владимир Юровский, Сергей Крылов,
    Надежда Гулицкая

    Режиссерская версия

    08.09.2016

    В программе:
    Шостакович
    Пять антрактов из оперы «Леди Макбет Мценского уезда»
    Берг
    «Лулу-сюита» для сопрано и оркестра
    Прокофьев
    (125 лет со дня рождения)
    «Наваждение» (оркестровая версия Г. Гладкова)
    Концерт № 1 для скрипки с оркестром
    Шостакович
    Симфония № 1

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Звёзды XXI века

    26.01.2016

    В программе:
    Прокофьев
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
    Шостакович
    Концерт № 2 для скрипки с оркестром