Шостакович. «Новый Вавилон» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонементы сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Шостакович. «Новый Вавилон»

    5 июня 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Полная версия доступна в Личном кабинете

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — эксклюзивные видеозаписи
    • — история просмотров
    • — собственные плейлисты
    • — синхронизация с мобильным приложением
    В программе:
    Шостакович
    (к 110-летию со дня рождения)
    Музыка к кинофильму «Новый Вавилон»
    (режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг)

    12+

    Абонемент №001:

    Летний абонемент. Истории с оркестром. Владимир Юровский дирижирует и рассказывает. Цикл просветительских концертов


    Московская филармония представляет цикл просветительских концертов Владимира Юровского «Истории с оркестром». Программа летнего абонемента составлена из произведений Прокофьева и Шостаковича. 2016 год – юбилейный для обоих композиторов (125 лет со дня рождения Прокофьева и 110 – Шостаковича). Владимир Юровский обращается к сочинениям, которые выходят за пределы репертуарных.

    Открывает цикл музыка Прокофьева к спектаклю Московского камерного театра «Египетские ночи» (1935). Композитор в своей автобиографии признавался, что это была курьезная затея «соединить “Цезаря и Клеопатру” Бернарда Шоу, где описывалась юность Клеопатры, с “Антонием и Клеопатрой” Шекспира, где шла речь о конце ее жизни, поместив в середине монолог из “Египетских ночей” Пушкина»… В тандеме с маэстро Юровским и его коллективом выступят блистательные артисты – Чулпан Хаматова и Максим Суханов. Чулпан Хаматова неоднократно принимала участие в исполнении «Египетских ночей» и рассказывала о роли актера в этой симфонической партитуре, а также о своем уникальном опыте: 

    «Голос работает как дополнительный инструмент в оркестре, он вливается в эту музыку… Этот текст нельзя разыгрывать, как бы я играла в современном театре, потому что главное в этом произведении – гениальная музыка Прокофьева. А голос просто  в неё вписывается».

    В 1932 году Шостакович написал музыку к спектаклю Московского театра имени Евгения Вахтангова «Гамлет». Постановка Николая Акимова поистине революционна: режиссер превратил шекспировскую трагедию в комедию, но комедию жесткую, умную, острую, сатирическую, эксцентричную. Николай Акимов вспоминал:

    «В «Гамлете» я увидел прежде всего пьесу интриги, пьесу напряженного действия, пьесу, в которой борьба действующих лиц переходит непрерывно из картины в картину, пьесу, которая сродни всем прочим произведениям Шекспира, обычно аттестуемым как жизнерадостные и полнокровные. Это была пьеса, вполне отвечавшая требованиям, предъявляемым нами к классикам, и притом абсолютно непохожая на спектакли ее, которые я видел до тех пор в театрах».

    В 1929 году Шостакович создал музыку к кинофильму «Новый Вавилон». Со времени демонстрации фильма рукописная партитура и оркестровые голоса хранились в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени Глинки и Государственной библиотеке имени Ленина. На основании этих материалов в 1976 году дирижер Геннадий Рождественский восстановил музыку Шостаковича и составил из нее сюиту. Дирижер писал: «Ко времени создания "Нового Вавилона" композитор был уже известным мастером, автором двух симфоний и оперы "Нос", поэтому неудивительно, что в музыке к фильму он вновь продемонстрировал неповторимость своего гения. Поражало мощное, насыщенное звучание чрезвычайно скромной по составу партитуры, особая "терпкость" интонационного строя, исключительная театральность, киногеничность музыки, её яркость, блеск шостаковичского юмора».

    Заключительный концерт 6 июня – кульминация цикла. В этот вечер на сцене Концертного зала имени Чайковского будет представлена мировая премьера оперы нашего современника Сергея Слонимского «Король Лир». Это сочинение было написано в самом начале ХXIстолетия, 15 лет назад… И вот, наконец, долгожданная премьера!

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2016 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполнилось 80 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965) и Евгений Светланов (1965–2000). В 2005 году коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2000–2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002–2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), Hong Kong Arts Festival в Гонконге, «Опера live», XIII и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, VIII Международном фестивале Дениса Мацуева в Перми, IV Международном фестивале искусств П. И. Чайковского в Клину; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, I и II Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; семь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; четырежды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Перу, Уругвая, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая, Японии.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

    Владимир Юровский

    Родился в 1972 году в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера и Берлинской Высшей школе музыки имени Ханса Эйслера.

    Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 году с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Римского-Корсакова). С тех пор сотрудничает с крупнейшими театрами, среди которых Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастий (Париж), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Комише Опер (Берлин), Ла Фениче (Венеция), Ла Скала (Милан), Большой театр России и другие. Выступает с ведущими симфоническими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, оркестрами Гевандхауса, Консертгебау, Баварского радио и многими другими.

    В 2001–2013 гг. – музыкальный руководитель оперного фестиваля в Глайндборне. В 2005-2009 гг. – главный приглашенный дирижер Российского национального оркестра. С 2007 года – главный дирижер Лондонского филармонического оркестра и один из постоянных дирижеров Оркестра Эпохи Просвещения, с которыми провел фестивали «Открывая Чайковского», «Альфред Шнитке. Меж двух миров», «Дальше – шум», «Меняя лица. Путешествие Стравинского». С 2009 года сотрудничает с Камерным оркестром Европы. С 2017 года – художественный руководитель Фестиваля имени Энеску в Бухаресте, главный дирижер и художественный руководитель Симфонического оркестра Берлинского радио. С сезона 2021/22 – музыкальный руководитель Баварской государственной оперы.

    С 2011 года – художественный руководитель Госоркестра России имени Евгения Светланова. Выступал с коллективом на фестивалях «Другое пространство» (Москва) и «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), на III симфоническом форуме России (Екатеринбург), в концертах для студентов Московского университета и Российской академии музыки имени Гнесиных, в городах России, Австрии и Германии; осуществил мировые премьеры «Песни Лукерьи», «Песни восхождения» и «Трех стихотворений Ольги Седаковой» Вустина, «AGES» Подгайца, «Наваждения» Прокофьева в оркестровке Геннадия Гладкова, российские премьеры Симфонии № 3 Сильвестрова, «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» Щедрина, Симфоний №№ 5 и 9 Бетховена в редакции Малера, оперы «Прометей» Орфа, «Групп» Штокхаузена, оперы-оратории «El Nino» Адамса, новой редакции мюзикла «Обыкновенное чудо» Гладкова, полной версии «Предварительного действа» Скрябина – Немтина, московскую премьеру «Погребальной песни» Стравинского и ряда других сочинений. По инициативе дирижера в 2012 году возрождена традиция посвящения в студенты первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (в Музее-заповеднике Чайковского в Клину). В 2019 году в Зале имени Чайковского в седьмой раз прошел ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром».

    Под управлением Юровского осуществлены мировые премьеры опер Vita Nuova Владимира Мартынова, «Любовь и другие демоны» Петера Этвёша, «Король Лир» Сергея Слонимского, «Гамлет» Бретта Дина, а также постановки опер Моцарта, Вагнера, Верди, Мусоргского, Чайковского, Глинки, Р. Штрауса, Стравинского, Шёнберга, Берга, Прокофьева, Шрекера. В дискографии Юровского – записи симфоний Бетховена, Брамса, Листа, Чайковского, Малера, Воан-Уильямса, Онеггера, Энеску, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Денисова, Сильвестрова, оркестровых и хоровых произведений Гайдна, Мендельсона, Вагнера, Р. Штрауса, Метнера, Цемлинского, Равеля, Шимановского, Стравинского, Холста, Бриттена, Хиндемита, Блоха, Казеллы, Канчели, Лигети, Джулиана

    Андерсона, Мишеля ван дер Аа, Марка-Энтони Тернеджа, опер Моцарта, Глинки, Хумпердинка, Россини, Мейербера, Массне, Пуччини, Яначека, Рахманинова, Прокофьева, Берга, Стравинского и других композиторов.

    В 2000 году Юровский стал обладателем Abbiati Prize как «лучший дирижер года», в 2015 – BBC Music Magazine Award за запись оперы «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера; в 2007 году отмечен Королевским филармоническим обществом Великобритании как «дирижер года», в 2012 и 2014 гг. назван российской газетой «Музыкальное обозрение» «персоной года», в 2013 номинирован на премию «Грэмми». В 2016 году Юровский удостоен званий почетного доктора Королевского колледжа музыки (Лондон) и почетного профессора Московского государственного университета.

    Рекомендуем к просмотру

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Незабываемые мелодии
    голубого экрана.
    Музыка нашего телевидения

    09.12.2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Микаэл Таривердиев
    (85 лет со дня рождения).
    «Запомни этот миг!»
    Году российского кино посвящается

    Режиссерская версия

    23.11.2016

    В программе:
    Таривердиев
    Концерт № 1 для органа «Кассандра» (Интрада, Ария)
    Концерт для голоса с оркестром
    Вокальный цикл на стихи Андрея Вознесенского «Запомни этот миг», «Сонеты Шекспира»
    Музыка из кинофильмов: «Король-олень», «Судьба резидента», «Ольга Сергеевна», «Золотая речка», «Медный ангел», «Семнадцать мгновений весны», «Адам женится на Еве», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Году российского кино
    и 80-летию киностудии
    «Союзмультфильм» посвящается
    «Шедевры анимации»

    28.09.2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Деревенский водевиль

    25.05.2017

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Портрет трех современников:
    Ян Френкель,
    Марк Фрадкин,
    Оскар Фельцман

    17.02.2017

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Рожденные в СССР.
    (К 95-летию образования СССР)

    28.10.2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Госоркестр имени Е.Ф.Светланова,
    Михаил Юровский, Александр Князев

    16.03.2017

    В программе:
    Дворжак
    Концертная увертюра «Карнавал»
    Шостакович
    Концерт № 2 для виолончели с оркестром
    П. И. Чайковский
    Симфония № 2

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Госоркестр имени Е.Ф.Светланова,
    Владимир Юровский,
    Рудольф Бухбиндер

    09.10.2016

    В программе:
    Вустин
    Sine nоmine
    Бетховен
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
    Шостакович
    (110 лет со дня рождения)
    Симфония № 8

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Госоркестр имени Е.Ф.Светланова,
    Владимир Юровский, Сергей Крылов,
    Надежда Гулицкая

    Режиссерская версия

    08.09.2016

    В программе:
    Шостакович
    Пять антрактов из оперы «Леди Макбет Мценского уезда»
    Берг
    «Лулу-сюита» для сопрано и оркестра
    Прокофьев
    (125 лет со дня рождения)
    «Наваждение» (оркестровая версия Г. Гладкова)
    Концерт № 1 для скрипки с оркестром
    Шостакович
    Симфония № 1

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Звёзды XXI века

    26.01.2016

    В программе:
    Прокофьев
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
    Шостакович
    Концерт № 2 для скрипки с оркестром