В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
22 октября 2020
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаАлександр Никеров (тенор)Вячеслав Моюнов (баритон, гитара)Алексей Леонов (баритон, гитара)Игорь Сенин (балалайка)
«Ты запой мне ту песню, что прежде…»
К 125-летию со дня рождения Сергея Есенина
и 120-летию со дня рождения Лидии Руслановой
Рахманинов
«Русская песня»
Русская народная песня «На улице дождик»
Русская народная песня «Когда б имел златые горы»
Пригожий
«Ухарь-купец»
Шалов
Концертные вариации на тему русской народной песни «Валенки»
Пригожий
«Окрасился месяц багрянцем»
Русская народная песня «Эх, матушка»
Музыка неизвестного автора
«Очаровательные глазки»
Русская народная песня «Вниз по Волге-реке»
Шишаков
«Ай, коси, моя коса»
Русская народная песня «Я на горку шла»
Куликов
Фантазия на тему русской народной песни «Липа вековая»
Быков
«Письмо матери» для балалайки с оркестром
Пономаренко
«Отговорила роща золотая»
Гаврилин
«Осень»
Вильбушевич
«Ты поила коня»
Пономаренко
«Не жалею, не зову, не плачу»
Будашкин
Лирическая сюита (IV часть)
Концерт проходит в одном отделении
Абонемент №72:
Встречи по четвергам
Формирование оркестра началось в 1919 году при Армейском клубе тяжелой артиллерии с целью поднятия духа бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде в Алексеевском народном доме (ныне Центральный дом кино) при участии хора под управлением Ивана Юхова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывавший тогда около 20 человек, назывался Первым московским Великорусским ансамблем. В его становлении и развитии главную роль сыграли выдающиеся исполнители – балалаечник-виртуоз Борис Трояновский и домрист Пётр Алексеев. В 1921 году коллектив получил статус Государственного I Московского Великорусского оркестра, а в 1930 году был принят в штат Всероссийского радиокомитета. В 1936 году был переименован в Государственный оркестр народных инструментов СССР. За время руководства Петра Алексеева оркестр прошел огромный путь от небольшого ансамбля до коллектива численностью 80 человек.
В 1939 году художественным руководителем оркестра стал дирижер Большого театра Николай Голованов, а через год, по рекомендации Голованова, его сменил выдающийся балалаечник-виртуоз Николай Петрович Осипов (1901–1945), чье имя коллектив носит сегодня.
Период работы Н. П. Осипова в оркестре пришелся на годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года практически все артисты коллектива ушли на фронт. Несмотря на то, что в Москве была остановлена вся концертная деятельность, а творческие объединения готовились к эвакуации, Осипову удалось убедить руководство страны в том, что оркестр может звучать и в малом составе. Коллектив продолжил свои выступления в ночных радиоэфирах, которые транслировались фронтовикам. Все это время Осипов ходатайствовал о возвращении с фронта и тыла музыкантов оркестра, чтобы восстановить его полный состав. В этом ему активно помогал Н. С. Голованов. Осенью 1942 года вышло правительственное распоряжение о восстановлении коллектива и о присуждении ему статуса Государственного русского народного оркестра.
Осипов привлекал к работе с оркестром ведущих современных композиторов, среди которых Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Анатолий Новиков. Вышли композиторы и из числа музыкантов оркестра – Владимир Дитель, Николай Будашкин, Вера Городовская. В дальнейшем на протяжении всей истории коллектива специально для него создавали музыку ведущие композиторы своего времени.
После Николая Осипова руководителями оркестра были его брат Дмитрий Осипов, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Анатолий Полетаев, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года коллектив возглавляет народный артист России Владимир Андропов.
С оркестром сотрудничали выдающиеся музыканты: дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, певцы Ирина Архипова, Ирина Богачёва, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Лидия Русланова, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, исполнители на народных инструментах Вера Городовская, Александр Цыганков, Павел Нечепоренко, Анатолий Тихонов, Михаил Рожков, Андрей Горбачёв и многие другие.
Оркестру рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Дании, Канаде, Китае, КНДР, Мексике, Новой Зеландии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. В репертуар коллектива вошли оригинальные произведения для оркестра русских народных инструментов и переложения симфонической классики. Оркестром записано 69 грампластинок и более 30 компакт-дисков, а каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ для взрослой и детской аудитории. Абонементный цикл «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев) был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
В 2024 году, в год своего 105-летия, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством Владимира Андропова представлял Российскую Федерацию на торжественной церемонии открытия перекрестных Годов культуры России и Китая 2024–2025.
Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.
Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.
Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского.
В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна.
В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами.
В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.
Актриса театра и кино Юлия Рутберг родилась в 1965 году в семье известного артиста, заслуженного деятеля искусств РФ Ильи Рутберга. В детстве обучалась музыке в МССМШ имени Гнесиных. В 1988 году окончила Театральное училище имени Бориса Щукина (курс Аллы Казанской) и сразу же была принята в труппу Театра имени Евгения Вахтангова, где служит по сей день.
Актрисой создана галерея ярких разнохарактерных образов, среди которых Зоя Денисовна в «Зойкиной квартире» Гария Черняховского, Двойра в «Закате», Хетти в «Даме без камелий» Романа Виктюка, мадам Дурандас во «Французских водевилях» Алексея Кузнецова и Гария Черняховского, Тайная Недоброжелательность в «Пиковой даме» Петра Фоменко, Анна Андреевна в «Хлестакове» Владимира Мирзоева.
В кино дебютировала в 1989 году в мюзикле «Руанская дева по прозвищу Пышка». Снялась более чем в 50 фильмах, в числе которых «Похороны Сталина», «Старые молодые люди», «Расстанемся, пока хорошие», «Макаров», «Чек», «Фаталисты», «Атлантида», «Прощайте, доктор Фрейд», сериалах «Московские окна», «Сыщики», «Смотрящий вниз», «Холостяки», «Участок». В 2004 году создала свой собственный театральный проект, в рамках которого вместе с режиссером Владимиром Ивановым поставила спектакль «Вся эта суета» в жанре кабаре. Работает на радио и телевидении.
Входила в оргкомитет Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» (1993–2001), фестиваля «Зеркало» (с 2007 года). Соавтор и ведущая цикла телепередач о театре «Субботний вечер со звездой» (1996–1997). Постоянный участник благотворительной церемонии «Подари мне жизнь» (с 2012 года). В 2016 году стала художественным руководителем курса режиссеров пантомимы и пластического театра в Высшей школе деятелей сценических искусств.
Народная артистка Российской Федерации (2016), Республики Северная Осетия – Алания (2015). Кавалер ордена «Слава нации» II степени (2006). Награждена медалью «Миротворец» (2007), медалью имени Иоганна Вольфганга фон Гёте Европейской международной академии естественных наук (2012). Удостоена театральных премий «Чайка» (за спектакль «Хлестаков», 1997), «Лица года» (за спектакль-кабаре «Вся эта суета», 2005), «Хрустальная Турандот» (за заглавную роль в спектакле «Медея», 2012), Гран-при фестиваля Vasara «за сценический профессионализм и актерскую смелость» (Литва, 2014), Премии имени Велько Маричича Международного фестиваля Малых форм в Риеке (Хорватия, 2018), Почетного приза IV Международного фестиваля «Друскининкайский летний театральный ПЕРЕКРЕСТОК» (за исполнение программы «Кабаре Бродячая собака», 2018).
Софья Онопченко родилась в 1996 году в Воронеже. Получила образование в Воронежском музыкальном колледже имени Ростроповичей и Российской академии театрального искусства (факультет эстрады, мастерская Михаила Борисова).
Обладательница более пятидесяти наград международных конкурсов и фестивалей, в числе которых «Звездный дождь» в Берлине (Гран-при, 2011), Молодежные Дельфийские игры России в Новосибирске (две золотые медали, 2013), Общероссийская премия «Молодые дарования России», «Весна эстрадной песни» в Санкт-Петербурге (Гран-при, 2017), «Весна романса» в Санкт-Петербурге (звание лауреата и специальный приз «За лучшее исполнение песен и романсов Андрея Петрова», 2017).
Певица принимала участие в шестом сезоне телепроекта «Голос» в команде Александра Градского (2017). С февраля 2018 года – артистка Московского театрально-концертного музыкального объединения «Градский холл».
Софья Онопченко выступает на значимых культурных форумах России и за рубежом, сотрудничает с ведущими симфоническими и народными оркестрами на главных концертных площадках страны – в Колонном зале Дома Союзов, Московском международном Доме музыки, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Крокус-Сити холле, БКЗ «Октябрьский» и многих других. В репертуаре певицы – песни, романсы, композиции в стиле фьюжн.
Исполнительница русских песен и романсов Майя Балашова родилась в 1982 году в Нижегородской области. Окончила Нижегородскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки по специальности «народное пение» (класс Татьяны Кошелевой). Лауреат всероссийских и международных конкурсов, в числе которых «Романсиада» в Москве (2006).
Творческую деятельность начала в качестве солистки ансамбля «Нижегородский сувенир». В настоящее время активно концертирует в России и за рубежом (Австрия, Босния, Германия, Греция, Китай, Молдова, Словения). Сотрудничает с известными отечественными коллективами. Постоянная участница городских и областных праздников, удостоена премии Нижнего Новгорода.
Представляла Российскую Федерацию на фестивалях народного творчества в Китае, Греции и Молдове. Приглашенная звезда «Русского бала в Будапеште» (2016). В ноябре 2019 года выступила с сольной программой из русских песен и романсов в Париже. В январе 2020 года получила грант Фонда Прокофьева (Лондон) на запись альбома «Русские сказы», в который вошли русские народные песни в обработке Прокофьева и Рахманинова.
Майя Балашова – участница программы «Романтика романса» на телеканале «Россия-Культура». Вошла в сотню лучших вокальных экспертов России на вокальном шоу «Ну-ка, все вместе!» на телеканале «Россия-1».
В 2008 году за вклад в популяризацию классической музыки на симфонической эстраде в московском парке «Сокольники» была открыта звезда Майи Балашовой.
Дарья Рубцова родилась в 1993 году в потомственной казачьей семье. С раннего детства занималась музыкой, с четырех лет выступала в детском творческом коллективе «Казачата». В 15 лет стала солисткой Государственного оркестра «Русская удаль» Государственной филармонии Республики Адыгея (художественный руководитель и главный дирижер – Анатолий Шипитько). С этими коллективами гастролировала в станицах и городах России, а также в странах Европы (Польша, Германия, Румыния, Сербия, Болгария и другие).
Окончила Астраханскую государственную консерваторию (кафедра сольного народного пения). Победительница всероссийских и международных конкурсов, среди которых VI Международный конкурс вокалистов (Болгария, 2008, диплом I степени), VI Открытый Международный конкурс эстрадного и народного творчества «Бриллианты России» (Москва, 2012, Гран-при), Международный конкурс вокалистов «Балтийская феерия» (Санкт-Петербург, 2012, диплом I степени).
С ноября 2012 года – солистка Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова. Ведет активную концертную и гастрольную деятельность в составе Ансамбля молодых солистов и Секстета балалаек оркестра имени Осипова.
Вокальное трио «Реликт» образовано в 1986 году студентами Государственного музыкального училища имени Гнесиных Александром Никеровым (лирический тенор), Алексеем Кондратовым (драматический тенор) и Вячеславом Моюновым (лирический баритон). С 2012 года с трио постоянно сотрудничает гитарист Алексей Леонов.
За годы существования ансамблем накоплен яркий и разнообразный репертуар, простирающийся от обработок народных песен, старинных романсов, духовной музыки до камерно-ансамблевых сочинений, песен военных лет и произведений, специально написанных для «Реликта».
Музыканты представили множество концертных программ и выпустили целый ряд записей, среди которых «Старинные русские романсы», «Русские народные песни», «Классические мелодии русских и зарубежных композиторов», «Русские духовные песнопения», «Песни народов мира».
Музыканты ведут активную концертную деятельность в России и за рубежом. На гастролях коллектив побывал более чем в 60 странах мира, в том числе в Швейцарии, Южной Корее, Греции, Египте, Израиле, Италии, Испании, на Кубе, в Китае, Таиланде, Алжире, Монголии, Хорватии, Вьетнаме, Австралии, Македонии, Франции, Германии, Австрии и др. Музыкальная пресса Греции удостоила их титула «Золотые голоса Европы». Они неоднократно становились участниками международных фестивалей, среди которых «Восток – Запад», имени Кристины Ямрож в Польше, «Свет Вифлеема – 2000» в Израиле, фестивали в Даляне и Шеньжене (КНР), Фестиваль искусств в Аделаиде, «Охридское лето» в Македонии и многие другие.
Все участники ансамбля удостоены почетного звания «Заслуженный артист России».