V Международный фестиваль
    Мстислава Ростроповича.
    Лондонский филармонический оркестр,
    Владимир Юровский

    4 апреля 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Владимир Юровский

    Родился в 1972 году в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера и Берлинской Высшей школе музыки имени Ханса Эйслера. 

    Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 году с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Римского-Корсакова). С тех пор сотрудничает с крупнейшими театрами, среди которых Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастий (Париж), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Комише Опер (Берлин), Ла Фениче (Венеция), Ла Скала (Милан), Большой театр России и другие. Выступает с ведущими симфоническими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, оркестрами Гевандхауса, Консертгебау, Баварского радио и многими другими. 

    В 2001-2013 гг. – музыкальный руководитель оперного фестиваля в Глайндборне. В 2005-2009 – главный приглашенный дирижер Российского национального оркестра. С 2007 – главный дирижер Лондонского филармонического оркестра и один из постоянных дирижеров Оркестра Эпохи Просвещения, с которыми провел фестивали «Открывая Чайковского», «Альфред Шнитке. Меж двух миров», «Дальше – шум»,  «Меняя лица. Путешествие Стравинского». С 2009 года сотрудничает с Камерным оркестром Европы. С 2017 – художественный руководитель Фестиваля имени Энеску в Бухаресте, главный дирижер и художественный руководитель Симфонического оркестра Берлинского радио. С сезона 2021/22 – музыкальный руководитель Баварской государственной оперы.

    С 2011 года – художественный руководитель Госоркестра России имени Евгения Светланова. Выступал с коллективом на фестивалях «Другое пространство» (Москва) и «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), на III симфоническом форуме России (Екатеринбург), в концертах для студентов Московского университета и Российской академии музыки имени Гнесиных, в городах России, Австрии и Германии; осуществил мировые премьеры «Песни Лукерьи», «Песни восхождения» и «Трех стихотворений Ольги Седаковой» Вустина, «Наваждения» Прокофьева в оркестровке Геннадия Гладкова, российские премьеры Симфонии № 3 Сильвестрова, «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» Щедрина, Симфоний №№ 5 и 9 Бетховена в редакции Малера, оперы «Прометей» Орфа, новой редакции мюзикла «Обыкновенное чудо» Гладкова и полной версии «Предварительного действа» Скрябина – Немтина, московскую премьеру «Погребальной песни» Стравинского. По инициативе дирижера в 2012 году возрождена традиция посвящения в студенты первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (в Музее-заповеднике Чайковского в Клину). В 2018 году в зале имени Чайковского в шестой раз прошел ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром».

    Под управлением Юровского осуществлены мировые премьеры опер Vita Nuova Владимира Мартынова, «Любовь и другие демоны» Петера Этвёша, «Король Лир» Сергея Слонимского, «Гамлет» Бретта Дина, а также постановки опер Моцарта, Вагнера, Верди, Мусоргского, Чайковского, Глинки, Р. Штрауса, Стравинского, Шёнберга, Берга, Прокофьева, Шрекера. В дискографии Юровского – записи симфоний Бетховена, Брамса, Листа, Чайковского, Малера, Воан-Уильямса, Онеггера, Энеску, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Денисова, Сильвестрова, оркестровых и хоровых произведений Гайдна, Мендельсона, Вагнера, Р. Штрауса, Метнера, Цемлинского, Равеля, Шимановского, Стравинского, Холста, Бриттена, Хиндемита, Блоха, Казеллы, Канчели, Лигети, Джулиана Андерсона, Мишеля ван дер Аа, Марка-Энтони Тернеджа, опер Моцарта, Глинки, Хумпердинка, Россини, Мейербера, Массне, Пуччини, Яначека, Рахманинова, Прокофьева, Берга, Стравинского и других. 

    В 2000 году Юровский стал обладателем Abbiati Prize как «лучший дирижер года», в 2015 – BBC Music Magazine Award за запись оперы «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера; в 2007 году отмечен Королевским филармоническим обществом Великобритании как «дирижер года», в 2012 и 2014 гг. назван российской газетой «Музыкальное обозрение» «персоной года», в 2013 номинирован на премию Grammy. В 2016 году Юровский удостоен званий почетного доктора Королевского колледжа музыки (Лондон) и почетного профессора Московского государственного университета. 

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова – всемирно известный коллектив, один из старейших в Москве. Его история восходит к любительскому хору регента Ивана Юхова, созданному на рубеже XIX–XX веков. Судьбоносным событием в истории коллектива стало назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося хормейстера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными композиторами Георгием Свиридовым и Дмитрием Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Владимира Рубина, Родиона Щедрина. Преемниками Александра Юрлова были талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов и Станислав Гусев, много сделавшие для преумножения славы коллектива.

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – заслуженный деятель искусств России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Под его началом Капелла снова выдвинулась на авансцену концертной жизни страны, стала реализовывать крупные творческие проекты. Среди них – музыкальные фестивали «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающие традиции просветительских вокально-хоровых концертов. В 2016 году в рамках фестиваля «Кремли и храмы России» прошли концерты Капеллы в Москве, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Ярославле, Пскове, Костроме. 

    География гастролей Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда – города Золотого кольца, Поволжья, Урала, Сибири. Огромный успех имели концерты коллектива в Испании, Греции, Великобритании, Белоруссии, Армении, Польше, Украине, Северной Корее, в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник Московского Пасхального фестиваля, Большого фестиваля Российского национального оркестра, Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, Международного фестиваля «Хоровые ассамблеи», фестивалей в Испании, Греции, Польше, Литве и других крупных событий. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи. 

    Среди симфонических дирижеров, работающих с Капеллой – Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Михаил Плетнев, Сергей Скрипка, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Александр Сладковский, Павел Коган, Теодор Курентзис. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Мессы си минор Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шнитке, Канчели, Тавенера. Крупным проектом Капеллы последних лет стала студийная запись Антологии хоровых сочинений Георгия Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора.

    Хор мальчиков Московского хорового училища имени А.В.Свешникова

    Хорошо известный в России и за рубежом, этот детский хоровой коллектив был создан в 1944 году на базе Московского хорового училища одним из самых авторитетных русских хоровых дирижеров, профессором Московской государственной консерватории, руководителем знаменитого Русского народного хора Александром Васильевичем Свешниковым (1890-1980).

    В наши дни Хор мальчиков Хорового училища имени А. В. Свешникова — носитель уникальной вокальной школы, в основе которой возрождённые традиции древнерусской певческой культуры и музыкального образования. Уровень профессиональной исполнительской подготовки юных певцов настолько высок, что позволяет охватить всю жанровую палитру мировой хоровой музыки: от старинных духовных русских и западноевропейских песнопений до сочинений композиторов XX-XXI вв. В постоянном репертуаре Хора — произведения А. Архангельского, Д. Бортнянского, М. Глинки, Э. Денисова, М. Мусоргского, С. Рахманинова, Г. Свиридова, И. Стравинского, С. Танеева, П. Чайковского, П. Чеснокова, Р. Щедрина, И. С. Баха, Г. Берлиоза, Л. Бернстайна, И. Брамса, Б. Бриттена, Дж. Верди, И. Гайдна, А. Дворжака, Г. Дмитриева, Ф. Листа, Г. Малера, В. А. Моцарта, К. Пендерецкого, Дж. Перголези, Ф. Шуберта и многих других. Специально для Хора мальчиков писали музыку величайшие русские композиторы XX века – Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович.

    Счастлива сложилась судьба Хора в творческом содружестве с выдающимися музыкантами нашего времени: дирижерами — Р. Баршаем, Ю. Башметом, И. Безродным, Е. Мравинским, Дм. Китаенко, Дж. Клифом, К. Кондрашиным, Дж. Конлоном, Т. Курентзисом, Я. Латам-Кенигом, К. Пендерецким, М. Плетневым, Е. Светлановым, Э. Серовым, С. Сондецкисом, В. Спиваковым, Г. Рождественским, М. Ростроповичем, В. Федосеевым, Х.-Р. Флиерсбахом, Ю Темиркановым, Н. Ярви;  певцами – И. Архиповой, Р. Аланьей, Ч. Бартоли, П. Бурчуладзе, А. Георгиу, Х. Герзмавой, М. Гулегиной, Ж. ван Дамом, З. Долухановой, М. Кабалье, Л. Казарновской, Х. Каррерасом, М. Касрашвили, И. Козловским, Д. Кюблером, С. Лейферкусом, А. Нетребко, Е. Образцовой, Х. Паласьосом, Ш. Сиссел, Р. Флеминг, Дм. Хворостовским…

    Многие известные музыканты в разные годы окончили Московское хоровое училище и были участниками этого уникального хорового коллектива: композиторы В. Агафонников, Э. Артемьев, Р. Бойко, В. Кикта, Р. Щедрин, А. Флярковский; дирижёры  Л. Гершкович, Л. Конторович, Б. Куликов, В. Минин, В. Попов, Э. Серов, Е. Тытянко, А. Юрлов; певцы В. Гривнов, Н. Диденко, О. Диденко, П. Колгатин, Д. Корчак, В. Ладюк, М. Никифоров, А. Якимов и многие другие.

    Сегодня Хор мальчиков Хорового училища имени А. В. Свешникова – культурное достояние и гордость России. Выступления юных музыкантов приносят славу русской вокальной школе. Хор регулярно выступает с сольными программами в Москве и Санкт-Петербурге, других городах России, за рубежом – в Австрии, Англии, Бельгии, Нидерландах, Греции, Канаде, Испании, Италии, США, концертирует в составе сводного хора Академии хорового искусства имени В. С. Попова на международных фестивалях во Франции, Германии, Швейцарии, Японии.

    Руководитель хора мальчиков – профессор Академии хорового искусства,  Заслуженный артист Российской Федерации Александр Шишонков.

    Александрина Пенданчанска

    Александрина Пенданчанска родилась в Софии в семье музыкантов, обучалась вокалу в Болгарской Национальной школе музыки, которую окончила также как пианистка. Впервые на оперной сцене А. Пенданчанска дебютировала в 17 лет, исполнив Виолетту в «Травиате» Верди. Вскоре после этого стала лауреатом конкурса вокалистов имени А. Дворжака в Карловых Варах (Чехия), Международного конкурса вокалистов в Бильбао (Испания) и UNISA в Претории (ЮАР).

    Начиная с 1989 года А. Пенданчанска выступает в лучших концертных залах и оперных театрах мира: Берлинской, Гамбургской, Венской и Баварской государственных операх, театрах SanCarlo в Неаполе, TeatroVerdi в Триесте, TeatroRegio в Турине, LaMonnaie в Брюсселе, Театре на Елисейских Полях в Париже, Вашингтонской и Хьюстонской операх, театрах Санта Фе и Монте-Карло, Лозанны и Лиона, Праги и Лиссабона, Нью-Йорка и Торонто. Она участвует в известных фестивалях: в Брегенце, Инсбруке, Россиниевском фестивале в Пезаро и других. Певица исполнила партии в операх: «Роберт-дьявол» Мейербера, «Гермиона» и «Путешествие в Реймс» Россини, «Любовный напиток» Доницетти, «Чужестранка» Беллини, «Сестра Анджелика» Пуччини, «Луиза Миллер» и «Двое  Фоскари» Верди, а также воплотила на сцене моцартовских героинь - Донну Анну и Донну Эльвиру в опере «Дон Жуан», Аспазию в опере «Митридат, царь Понтийский» и Вителлию в «Милосердии Тита». Среди других ее работ последнего времени – выступления в оперных спектаклях «Юлий Цезарь» Генделя, «Верная нимфа» Вивальди, «Роланд-паладин» Гайдна, «Опера-серия» Ф. Гассмана, «Турок в Италии» и «Дева озера» Россини, «Идоменей» Моцарта.

    Концертный репертуар певицы представлен сольными партиями в Реквиеме Верди, Stabat Mater Россини, оратории «Царь Давид» Онеггера, которые она исполняет с Израильским филармоническим оркестром, Филадельфийским симфоническим оркестром, итальянскими оркестрами RAI, «Солисты Венеции», «Флорентийский музыкальный май» и оркестром Национальной академии Санта Чечилия в Риме, Национальным филармоническим оркестром России, Венским симфоническим и др. Она сотрудничает с такими известными дирижерами, как Мюнг-Вун Чунг, Шарль Дютуа, Риккардо Шайи, Рене Якобс, Маурицио Бенини, Бруно Кампанелла, Эвелин Пидо, Владимир Спиваков. Обширная дискография певицы включает записи сочинений: «Жизнь за царя» Глинки (Sony), «Колокола» Рахманинова (Decca), «Паризина» Доницетти (Dynamics), «Юлий Цезарь» Генделя (ORF), «Милосердие Тита», «Идоменей», «Дон Жуан» Моцарта и «Агриппина» Генделя (Harmonia Mundi). Среди ее важнейших выступлений последнего времени – дебют в заглавной роли в опере Р. Штрауса «Саломея» в театре Санкт-Галлена, партия Гориславы в «Руслане и Людмиле» Глинки в Большом театре России (режиссер Дм. Черняков, дирижер В. Юровский), партия Цирцеи в «Телемахе» Телемана в венском TheateranderWien, постановки «Агриппины» Генделя и «Мнимой садовницы» Моцарта в Берлинской государственной опере, дебют в партии Эболи в «Доне Карлосе» Верди в оперном театре Овьедо в Испании, партия Вителлии в «Милосердие Тита» Моцарта на сцене брюссельского театра La Monnaie, партия Хризотемиды в «Электре» Р. Штрауса в Teatro Petruzelli в Бари. В числе предстоящих ангажементов – партия Саломеи в одноименной опере Р. Штрауса в оперном театре Сан-Паолу (Бразилия), дебют в партии Леоноры в «Фиделио» Бетховена на оперном фестивале в Санта-Фе (США).

    Иин Бостриж

    Иин Бостриж (тенор) /Великобритания/, Маттиас Герене (баритон) /Германия/