Великим певцам посвящается...
    Сергей Лемешев

    10 февраля 2018

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    Академический оркестр
    русских народных инструментов
    имени Н.Н.Некрасова
    Всероссийской государственной телерадиокомпании
    Дирижёр – Андрей Шлячков
    Дмитрий Корчак (тенор)
    Арсений Марков (домра)
    Дмитрий Ибрагимов (балалайка)
    Арсений Филиппов (балалайка)
    Мария Кирикова (балалайка)
    В программе:

    Глинка
    «Я помню чудное мгновенье» (инструментовка Н.Литкевич)

    Куликов
    «Липа вековая» (редакция Н.Некрасова) 

    Русская народная песня «Ах ты, душечка» (инструментовка С.Литкевич)

    Булахов
    «Свидание» (инструментовка С.Игнатьева)
    «Колокольчики мои» (инструментовка С.Игнатьева)

    Рота
    Неаполитанская тарантелла из музыки к фильму «Крёстный отец» (инструментовка А.Шлячкова)

    Фролов
    Испанская фантазия для скрипки и фортепиано (инструментовка А.Шлячкова)

    Биксио
    «Что ж ты опустила глаза» (инструментовка Н.Кузнецова)

    Леонкавалло
    Mattinata («Рассвет») (инструментовка А.Соболева)

    Альбенис
    «Кастилия» из Испанской сюиты № 1 для фортепиано (инструментовка А.Шлячкова)

    Андреев
    «Светит месяц» – вариации на тему русской народной песни

    Городовская
    Концертная фантазия на тему вальса А.Джойса «Воспоминание»

    Цыганков
    «Белолица-круглолица» – вариации на тему русской народной песни 

    Русские народные песни: «Ах, Настасья» (инструментовка Н.Кузнецова), «У ворот, ворот» (инструментовка Н.Кузнецова), «Коробейники» (инструментовка М.Цитрина), «Вечерний звон»

    Городовская
    «Выйду ль я на реченьку» – вариации на тему русской народной песни

    Росас
    Вальс «Над волнами» (инструментовка А.Николаева)

    6+

    Абонемент №82:

    Великим певцам посвящается...Академический оркестр русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова ВГТРК. Субботние дневные концерты для всей семьи

    Академический оркестр русских народных инструментов имени Н.Н.Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании

    Ровесник Великой Победы, Академический оркестр русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова  в 2015 году  отмечает 70 лет со дня основания.

    В декабре 1945 года группа музыкантов-фронтовиков во главе с Петром Ивановичем Алексеевым, талантливым музыкантом, известным дирижером и  общественным деятелем, получила задание в короткий срок создать коллектив, основной деятельностью которого  являлась бы работа в радиоэфире. С этого момента (официально — с 26 декабря 1945 года) и началась замечательная история оркестра русских народных инструментов Радиокомитета СССР, ныне — Академического оркестра русских народных инструментов Всероссийской государственной телерадиокомпании, оркестра, который носит имя прекрасного музыканта и выдающегося дирижера Николая Некрасова.

    Создатели коллектива понимали, что оркестр русских народных инструментов Радио  — это  оркестр, который  будут слушать миллионы  людей по всей нашей необъятной Родине, и поэтому его звучание должно быть не только своеобразным эталоном для всех оркестров, работающих в этом жанре, но и во многом определять художественный уровень музыкального радиовещания как в нашей стране, так и за ее пределами.

    Прошло совсем немного времени, и  оркестр Всесоюзного радио показал себя как коллектив с большим творческим потенциалом: были подготовлены  интересные разнообразные программы, постепенно расширялся репертуар, в который, помимо обработок русских народных песен вошли  переложения русской и зарубежной классики, музыка современных композиторов. В адрес музыкальной редакции приходило множество писем, где выражались признательность и благодарность за русское искусство, которое пропагандировал оркестр.

    Мастерство коллектива отшлифовывалось многочасовой студийной работой; каждодневная работа у микрофона — вот залог того уникального звучания, которым и сейчас отличается Академический оркестр ВГТРК.

    С оркестром всегда работали потрясающие музыканты — дирижеры, певцы, инструменталисты, являвшие собой гордость отечественного музыкального искусства. Каждый из них оставил в оркестре частичку своей души и мастерства.

    С 1951 по 1956 гг. оркестром руководил В. С. Смирнов — талантливый и разносторонний музыкант, который все свои усилия направил на привлечение к сотрудничеству таких мастеров, как  А. Гаук, Н. Аносов, Г. Рождественский, Г. Столяров, М. Жуков, Г. Дониях, Д. Осипов, И. Гуляев, С. Колобков. Каждый из них подготовил и провел несколько программ в прямом эфире. В оркестр Радио стали приносить свои сочинения профессиональные композиторы: С. Василенко, В. Шебалин, Г. Фрид, П. Куликов, а впоследствии — Ю. Шишаков, А. Пахмутова и многие другие.

    С 1957 по 1959 гг. художественным руководителем коллектива являлся Н. С. Речменский — известный в то время композитор и фольклорист. При нем с оркестром в течение двух лет работали несколько дирижеров: Георгий Даниях — худрук оркестра русских народных инструментов им. В. В. Андреева из Ленинграда, Иван Гуляев — руководитель Новосибирского оркестра русских народных инструментов, входящего в то время (так же, как и оркестр им. В. В. Андреева) в систему Всесоюзного радио, Дмитрий Осипов, являвшийся на тот момент руководителем Госоркестра им. Н. П. Осипова.

    В 1959 году во главе оркестра стал вдохновенный музыкант, талантливый дирижер Владимир Иванович Федосеев. Предметом особого внимания нового художественного руководителя и главного дирижера стало качество  звука, баланс звучания групп. И результат был удивительный: все группы зазвучали слитно, стройно, красиво, у оркестра появился свой индивидуальный и неповторимый почерк. С приходом В. И. Федосеева активизировалась концертная деятельность коллектива.  Перед ним открылись лучшие залы столицы: Большой зал Консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Кремлевский дворец, Колонный зал Дома Союзов, который на многие годы стал излюбленным местом встреч оркестра со своими слушателями.

    Активизировалась творческая деятельность и в других направлениях: записи на Радио и телевидении, участие в радио- и телепрограммах,  гастроли по стране. Благодаря начавшимся зарубежным поездкам, оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения узнали и полюбили слушатели Германии, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Испании и Португалии.

    В. И. Федосеев и его оркестр были всегда очень чуткими аккомпаниаторами, чем привлекали к себе внимание самых известных певцов того времени, таких как И. Скобцов, Д. Гнатюк, В. Норейка, В. Левко, Б. Штоколов, Н. Кондратюк, И. Архипова. Особой страницей в творческой жизни оркестра стали концерты с С. Я. Лемешевым.

    В 1973 году оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения за большой вклад в развитие музыкальной культуры нашей страны был удостоен почетного звания «Академический». В том же году В. И. Федосеев принял предложение руководства Всесоюзного радио и Центрального телевидения возглавить Большой симфонический оркестр ВР и ЦТ.

    Осенью 1973 года в оркестр русских народных инструментов Всесоюзного Радио и Центрального телевидения, по приглашению В. И. Федосеева, пришел  Николай Николаевич Некрасов, который к тому времени уже был дирижером коллективов, широко известных в нашей стране и во всем мире – это оркестр Хора имени Пятницкого и оркестр Ансамбля народного танца СССР под руководством И. Моисеева. С приходом Н. Н. Некрасова началась новая глава в истории коллектива.

    Н. Н. Некрасов получил в свои руки сверкающий всеми красками  «великолепно отшлифованный бриллиант» — именно так отзывался об оркестре широко известный в то время американский музыкальный критик Карл Нидарт,  и  крайне непростой задачей нового худрука  было сохранить и приумножить это богатство. Весь свой опыт, силы и знания маэстро отдал новой работе. Решающее значение  приобретают высокий профессионализм и мастерство музыкантов оркестра. Это позволило с успехом воплощать самые сложные исполнительские задачи.

    Особой популярностью пользовались выступления коллектива в Колонном Зале Дома Союзов, который был в то время одной из площадок Гостелерадио СССР. Великолепная акустика и восхитительной красоты убранство этого зала, а также участие  выдающихся мастеров вокала с мировой известностью делали эти концерты поистине незабываемыми, своего рода «историческими». С оркестром выступали настоящие звезды: И. Архипова, Е. Образцова, Т. Синявская, Р. Бобринева, А. Эйзен, В. Пьявко, Е. Нестеренко, В. Норейка, Л. Сметанников, З. Соткилава, А. Днишев. Благодаря трансляции этих концертов на Центральном Телевидении и Всесоюзном Радио, каждый из них становился заметным музыкальным событием не только Москвы, но и всей страны.

    Профессиональное мастерство, творческий настрой коллектива всегда привлекали к нему внимание композиторов, многие сочинения которых начали свою жизнь и стали классикой жанра в оркестре Радио. Н. Н. Некрасов и оркестр дали «путевку в жизнь» и помогли становлению многих композиторов, среди которых В. Кикта, А. Курченко, Е. Дербенко, В. Беляев, И. Красильников. С благодарностью они посвящали свои произведения их первому исполнителю — Маэстро Н. Н. Некрасову. Таким образом, оркестр пополнял свой репертуар талантливо и профессионально написанными оригинальными сочинениями. В «золотой» репертуарный фонд  вошли также аранжировки, инструментовки, обработки и переложения, сделанные талантливыми музыкантами оркестра. Невозможно подсчитать, сколько часов, дней и ночей утомительной работы, сколько душевных сил и здоровья отдано этими бескорыстными тружениками на благо процветания любимого коллектива. Все они, бесспорно, своим трудом заслужили большой почет  и уважение, это — Александр Балашов, Виктор Шуяков, Игорь Тонин, Игорь Скосырев, Николай Кузнецов, Виктор Калинский, Андрей Шлячков.

    Маэстро Н. Н. Некрасову удалось не только сохранить, но и приумножить славу Академического оркестра русских народных инструментов ВГТРК, и благодарные почитатели, музыканты, все, кто так или иначе связан с коллективом, стали называть его «некрасовским». После ухода Маэстро из жизни 21 марта 2012 года, приказом Генерального директора ВГТРК Олега Борисовича Добродеева в память о замечательном музыканте оркестру было присвоено его имя.

    Академический оркестр русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании сегодня — это творческий союз музыкантов-профессионалов, людей искренне любящих свой коллектив, переживающих за него, и бесконечно преданных общему делу, настоящих энтузиастов. За пульт этого прославленного оркестра встал ученик Маэстро Н. Н. Некрасова, его последователь — Андрей Владимирович Шлячков, который не только продолжает лучшие традиции, но и постоянно находится в творческом поиске.

    Оркестр принимает постоянное участие в телевизионном проекте телеканала «Культура» — «Романтика  романса», различных фестивалях: имени Н. Н. Калинина в Волгограде, «Белые ночи» в Перми, Международном фестивале современной музыки «Московская осень», «Созвездие мастеров», «Музыка России», принял участие в открытии Года Культуры 2014 в России, провел несколько авторских вечеров современных композиторов, которые пишут музыку для оркестра русских народных инструментов. В планах оркестра — создание новых программ, записей передач на Радио, проведение просветительской работы среди детей и молодежи, запись и выпуск нескольких новых CD и DVD дисков, участие в различных фестивалях и благотворительных мероприятиях.

    Академический оркестр русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании — уникальное явление многогранной Российской культуры. В нем живет память поколений, сохраняются и развиваются лучшие традиции, и что особенно радует — в коллектив приходит талантливая и восприимчивая молодежь, которой эти традиции предстоит нести дальше.

    Пресс-служба оркестра

    Андрей Шлячков

    Андрей Шлячков — дирижер Академического оркестра русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании. 

    Одним из первых творческих достижений Андрея Шлячкова стала победа на Всероссийском конкурсе исполнителей на русских народных инструментах «Кубок Урала» в Магнитогорске (1986), где он, ещё будучи студентом Нижне-Тагильского музыкального училища, стал Лауреатом I премии и обладателем Гран-при.

    Выпускник Российской Академии музыки имени Гнесиных (1995); его наставниками были профессора: Н. Н. Некрасов (дирижирование, ассистентура-стажировка), П. И. Нечепоренко (балалайка) и Ю. Н. Шишаков (инструментовка). В 2011—2013 гг. стажировался на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории в классе профессора Владимира Александровича Понькина, у которого он получил прекрасную дирижерскую школу и который оказал большое влияние на формирование его творческой личности. Работает в Академическом оркестре русских народных инструментов ВГТРК — с 1994 года, сначала как артист оркестра, а с 2010 года — как дирижер. 

    Андрей Шлячков сотрудничает с современными композиторами, которые пишут музыку специально для оркестра русских народных инструментов, в том числе и для АОРНИ, такими, как: А. Ларин, И. Красильников, В. Панин, В. Беляев, Ю. Наймушин, В. Пешняк, Г. Зайцев, Н. Хондо, А. На Юн Кин, А. Курченко и другими. Выступает в лучших концертных залах: Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Е. Ф. Светланова и Камерном зале Московского международного Дома Музыки, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Концертном зале имени Сергея Рахманинова («Филармония-2»), Варшавском Конгресс-холле и др. В 2012—2013 гг. с большим успехом прошли выступления дирижера и Академического оркестра русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании в гастрольной поездке по городам Польши, Чехии и Словакии. Подготовил и осуществил совместно с АОРНИ запись целого ряда программ для проекта «Романтика романса» на ГТРК «Культура». 

    В мае 2015 года Андрей Шлячков успешно дебютировал в качесте оперного дирижера в Московском музыкальном театре «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана, с оперой Ж. Бизе «Кармен». А с сентября 2015 года является дирижером ММТ «Геликон-опера». В репертуаре дирижёра оперы: Ж. Бизе «Кармен», Ф. Пуленк «Диалоги кармелиток», Н. А. Римский-Корсаков «Садко», П. И. Чайковский «Евгений Онегин», Д. Ф. Тухманов «Царица», В. А. Моцарт «Мнимая садовница», Р. Леонкавалло «Паяцы», Дж. Верди «Трубадур». 

    За творческие успехи Андрей Шлячков награжден медалью Международного Союза Музыкальных Деятелей (2006) и отмечен благодарностью министра связи и массовых коммуникаций «За большой вклад в отечественную культуру, многолетний плодотворный труд» (2010).

    Дмитрий Корчак

    Дмитрий Корчак окончил Академию хорового искусства имени В. С. Попова и аспирантуру по специальностям хоровое дирижирование (класс В. Попова) и вокал (класс В. Вдовина). С 2003 по 2007 г. являлся солистом Московского музыкального театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова. 

    Дмитрий Корчак – лауреат международных конкурсов вокалистов имени М. И. Глинки, имени Франсиско Виньяса в Барселоне и «Опералия» Пласидо Доминго в Лос-Анджелесе. Обладатель молодёжной премии «Триумф», премии Олега Янковского фестиваля «Черешневый лес» и немецкой премии Luitpold Prize.

    Он сотрудничал с такими знаменитыми дирижёрами, как Лорин Маазель, Риккардо Мути, Кент Нагано, Зубин Мета, Марк Минковски, Даниэль Баренбойм, Мишель Плассон, Пласидо Доминго, Бруно Кампанелла, Альберто Дзедда, Эвелино Пидо, Джеффри Тейт, Кшиштоф Пендерецкий, Пьер Фурнье, Рикардо Шайи, Евгений Светланов, Владимир Федосеев, Юрий Темирканов, Владимир Спиваков, Михаил Плетнёв, Евгений Колобов, Виктор Попов и др. 

    Дмитрий Корчак выступает на лучших оперных сценах и участвует в престижных международных фестивалях, включая знаменитый россиниевский фестиваль в Пезаро, фестивали в Зальцбурге, Бад-Киссингене, Кольмаре, фестиваль Кента Нагано в Риети. 

    Он пел в Ла Скала, Опере Бастий, Ковент-Гарден, Метрополитен-опере, Венской, Берлинской, Баварской и Цюрихской операх, театре Массимо в Палермо, Сан Карло в Неаполе, Римской опере, брюссельском Ла Монне, Нидерландской опере, дрезденской «Земперопер», Театре Елисейских полей, оперных театрах Лос-Анджелеса, Гамбурга, Лиона, Мадрида, в академии «Санта Чечилия», Карнеги-холле, Альберт-холле и многих других концертных залах Европы, Америки и России. 

    В сезоне 2017/18 Дмитрий Корчак выступил в Лирической опере Чикаго («Орфей и Эвридика» Глюка), Пражской государственной опере («Дон Жуан» Моцарта с Пласидо Доминго), Венской государственной опере («Пуритане» Беллини). Во второй половине сезона запланированы участие в спектакле «Сказки Гофмана» Оффенбаха в Токио, гала-концерт с Вероникой Джиоевой в Тель-Авиве, сольный концерт в опере Тулузы, «Севильский цирюльник» в Берлинской опере, «Кавалер розы» Штрауса с Зубином Метой и Израильским филармоническим оркестром, Stabat Mater Россини с Риккардо Мути и Чикагским симфоническим оркестром, а также концерты в Москве, Тюмени, Екатеринбурге.