В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova
24 декабря 2019
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Симфонический оркестр Мариинского театра – уникальный театральный коллектив, ведущий активную концертную деятельность, включенный в список лучших оркестров мира по результатам опроса ведущих музыкальных критиков крупнейших изданий Европы, Америки и Азии.
История коллектива насчитывает более двухсот лет. У его истоков стояли Катерино Кавос, руководивший коллективом почти 50 лет, и Константин Лядов. Расцвет оркестра пришелся на период руководства Эдуарда Направника, который расширил театральный репертуар более чем на 100 спектаклей и вывел оркестр на европейский уровень исполнительского мастерства. Эстафету Направника приняли выдающиеся дирижеры советского времени: Владимир Дранишников, Арий Пазовский, Евгений Мравинский, Сергей Ельцин, Борис Хайкин, Павел Фельдт, Константин Симеонов, Юрий Темирканов.
За всю историю оркестра за его пультом стояли Гектор Берлиоз, Рихард Вагнер, Петр Чайковский, Густав Малер, Артур Никиш, Ханс фон Бюлов, Сергей Рахманинов, Виллем Менгельберг, Отто Клемперер, Бруно Вальтер, Эрих Клайбер, Арнольд Шёнберг.
С 1988 года Симфонический оркестр Мариинского театра выступает под руководством Валерия Гергиева. С его приходом репертуар оркестра пополнился гигантским количеством оперных партитур и симфонической музыки и в настоящее время включает в себя оперы Вагнера, в том числе и тетралогию «Кольцо нибелунга», значительную часть оперного наследия Римского-Корсакова, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, обе авторские редакции «Бориса Годунова» Мусоргского, оперы Р. Штрауса, Яначека, Моцарта, Пуччини, Доницетти, все симфонии Бетховена, Малера, Прокофьева, Шостаковича, произведения Брукнера, Стравинского, Мессиана, Дютийё, Хенце, Щедрина, Тищенко, Губайдулиной, Канчели, Каретникова и многих других композиторов.
Хор Мариинского театра – всемирно известный и прославленный коллектив, в репертуаре которого более 80 опер и огромное количество сочинений кантатно-ораториальной и акапельной музыки. Мариинский хор интересен не только высочайшим профессиональным мастерством, но и своей историей, которая богата событиями и тесно связана с развитием русской музыкальной культуры. В середине XIX века, в период деятельности выдающегося оперного дирижера Эдуарда Направника, в Мариинском театре были впервые поставлены знаменитые оперы Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова и Чайковского. Масштабные хоровые сцены из этих сочинений исполнялись хором Мариинского театра, который был органичной частью оперной труппы. Успешным развитием традиций хорового исполнительства театр обязан высокопрофессиональной работе выдающихся хормейстеров – Карла Кучеры, Ивана Помазанского, Евстафия Азеева и Григория Казаченко. Заложенные ими основы бережно сохранялись их последователями, среди которых были такие хормейстеры, как Владимир Степанов, Авенир Михайлов, Александр Мурин.
С 2000 года по приглашению Валерия Гергиева хор Мариинского театра возглавил Андрей Петренко. В качестве главного хормейстера он принимал участие в постановках более чем 40 оперных премьер. Под управлением Андрея Петренко Мариинский хор выступал в лучших залах Германии, Испании, Нидерландов, Великобритании, Швейцарии, Бельгии, Франции, Финляндии, Эстонии, Литвы, Израиля. Помимо итальянских, немецких, французских и русских опер, идущих на сцене Мариинского, и таких произведений, как Реквиемы Вольфганга Амадея Моцарта, Луиджи Керубини, Джузеппе Верди, Гектора Берлиоза и Мориса Дюруфле, Carmina Burana Карла Орфа, Stabat Mater Джоаккино Россини, в репертуаре хора широко представлена отечественная духовная музыка – сочинения Дмитрия Бортнянского, Максима Березовского, Артемия Веделя, Степана Дегтярёва, Александра Архангельского, Александра Гречанинова, Павла Чеснокова, Игоря Стравинского, Александра Кастальского («Братское поминовение»), Сергея Рахманинова (Всенощное бдение и Литургия св. Иоанна Златоуста), Петра Чайковского (Литургия св. Иоанна Златоуста), а также светская русская и зарубежная классика.
Хор Мариинского театра – постоянный участник международных фестивалей и мировых премьер, является лидером хоровых программ Московского Пасхального фестиваля. Коллектив принимал участие в первом исполнении «Страстей по Иоанну» и «Пасхи по Иоанну» Софии Губайдулиной, «Новой жизни» Владимира Мартынова, «Братьев Карамазовых» Александра Смелкова и российской премьере оперы «Очарованный странник» Родиона Щедрина (2007). За запись сочинения Губайдулиной «Страсти по Иоанну» в 2003 году хор Мариинского театра был номинирован на премию «Грэмми» в категории «Лучшее хоровое исполнение». Хор активно участвует в записях лейбла Mariinsky: «Нос» Шостаковича (2009), кантата «Москва» Чайковского (2009), «Парсифаль» Вагнера (2010), «Очарованный странник» Щедрина (2010), симфонии № 2 и № 11 Шостаковича (2010), «Лючия ди Ламмермур» Доницетти (2011), «Свадебка» и «Царь Эдип» Стравинского (2010). За запись произведений Стравинского коллектив получил престижную премию ICMA (International Classical Music Award) в категории «Лучшая работа хора» (2011), на которую претендовало 16 профессиональных европейских хоров.
Валерий Гергиев – ярчайший представитель петербургской дирижерской школы, ученик легендарного профессора Ильи Мусина. Еще студентом Ленинградской консерватории Гергиев одержал победу на конкурсе им. Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, после чего был приглашен в Кировский (ныне Мариинский) театр на место ассистента главного дирижера. Его дирижерским дебютом в театре 12 января 1978 года стала опера Сергея Прокофьева «Война и мир». В 1988 году Валерий Гергиев был избран музыкальным руководителем Мариинского театра, а в 1996-м – его художественным руководителем – директором (он принял руководство оркестром, оперной и балетной труппами). C декабря 2023 года Валерий Гергиев также генеральный директор Большого театра России и сопредседатель Союза театральных деятелей России по музыкальному направлению.
С приходом Валерия Гергиева в Мариинский театр традицией стали крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. В рамках таких фестивалей звучали не только хорошо известные партитуры, но и редко исполнявшиеся – или вообще прежде не видевшие сцены – сочинения. Традиция юбилейных фестивалей продолжается и в XXI веке: празднованием 100-летия Шостаковича в 2006 году, 175-летия Чайковского в 2015-м, 125-летия Прокофьева в 2016-м, 175-летия Римского-Корсакова в 2019-м, 90-летия Щедрина в 2022-м.
Усилиями маэстро Гергиева на сцену Мариинского театра вернулись оперы Рихарда Вагнера. В 1997 году прозвучал «Парсифаль», не видевший российской сцены более восьмидесяти лет, в 1999-м возрожден «Лоэнгрин», а к 2003-му целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». Это было первое после почти столетнего перерыва полное исполнение тетралогии на российской сцене и первое в России – на языке оригинала. Тетралогия с успехом шла на гастролях Мариинского театра в Москве, а также за границей – в США, Южной Корее, Японии, Великобритании и Испании. В репертуаре театра закрепились постановки «Тристана и Изольды» (2005) и «Летучего голландца» (1998, 2008).
Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева вышел на новый уровень, освоив не только новые оперные и балетные партитуры, но и обширный симфонический репертуар – все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, Сибелиуса, Прокофьева, Шостаковича, сочинения Берлиоза, Брукнера, Римского-Корсакова, Р. Штрауса, Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Мессиана, Дютийё, Уствольской, Щедрина, Канчели и многих других композиторов.
Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире. В 2006 году был открыт Концертный зал, в 2013-м – вторая сцена театра (Мариинский-2), с 1 января 2016 года у Мариинского театра появился филиал во Владивостоке (Приморская сцена), а с 2017-го – во Владикавказе. Среди других проектов Валерия Гергиева, реализованных в Мариинском театре, – организация медиавещания, проведение онлайн-трансляций концертов, создание звукозаписывающей студии. В 2009-м начал свою работу лейбл Mariinsky, на котором к настоящему моменту вышло уже более тридцати дисков, получивших признание критики и публики во всем мире: симфонии и фортепианные концерты Чайковского и Шостаковича, оперы Вагнера, Массне, Доницетти и целый ряд других произведений. На DVD выпущены записи сочинений Верди («Аттила»), Чайковского (симфонии), Римского-Корсакова («Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»), Р. Штрауса («Женщина без тени»), Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Игрок», «Семен Котко»), Щедрина («Левша»).
На протяжении всех этих лет международная деятельность Валерия Гергиева была не менее насыщенна и активна, но сегодня маэстро полностью сконцентрирован на работе дома, в России, и прежде всего – в Мариинском театре.
В 1991 году маэстро дебютировал в Баварской государственной опере («Борис Годунов» Мусоргского), в 1993-м – в Ковент-Гардене («Евгений Онегин» Чайковского), в 1994-м – в Метрополитен-опере («Отелло» Верди с Пласидо Доминго в заглавной роли). Работал с Международным оркестром мира (которым руководил с 1997 года, после кончины основателя коллектива – Георга Шолти), с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), а также многими другими коллективами. С 1995 по 2008 год Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра (затем был почетным дирижером этого коллектива), с 2007 по 2015 год – Лондонского симфонического оркестра. В 2015–2022 годах маэстро возглавлял Мюнхенский филармонический оркестр, в 2018–2022 годах – Оркестр Музыкального фестиваля Вербье.
Валерий Гергиев – основатель престижных международных фестивалей, в числе которых – «Звезды белых ночей» (1993), Московский Пасхальный фестиваль (2002), Гергиев-фестиваль в Роттердаме, Музыкальный фестиваль в Миккели (Финляндия), «360 градусов» в Мюнхене. С 2011-го он возглавляет оргкомитет Международного конкурса им. П. И. Чайковского. Валерий Гергиев уделяет огромное внимание работе с молодыми музыкантами. По его инициативе было возрождено Всероссийское хоровое общество, на базе которого создан Детский хор России, выступавший в Мариинском-2, Концертном зале Мариинского театра, Большом театре России и на закрытии XXII зимних Олимпийских игр в Сочи. С 2013 по 2022 год маэстро руководил Национальным молодежным оркестром США, регулярно выступал с молодежными оркестрами фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне, фестиваля в Вербье и Тихоокеанского музыкального фестиваля в Саппоро. С 2015 года в Мариинском театре проходит фестиваль «Мариинский NEXT», в котором участвуют детские и молодежные оркестры Санкт-Петербурга.
Музыкальная и общественная деятельность Валерия Гергиева отмечена тремя Государственными премиями Российской Федерации (1993, 1998, 2015), званиями народного артиста Российской Федерации (1996) и Героя Труда (2013), орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени (2003, 2008), орденом Александра Невского (2016), премией Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства (2017), высокими государственными наградами Армении, Болгарии, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Франции, Японии.
Татьяна Сержан окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по специальностям «хоровое дирижирование» (класс Ф. Козлова) и «вокал» (класс Е. Мануховой). Занималась также вокалом с Георгием Заставным. На сцене Театра оперы и балета консерватории исполняла партии Виолетты («Травиата»), Мюзетты («Богема») и Фьордилиджи («Так поступают все»). В 2000–2002 годах была солисткой Детского музыкального театра «Зазеркалье».
В 2002 году переехала в Италию, где совершенствовалась под руководством Франки Маттиуччи. В том же году дебютировала в Королевском театре Турина в партии Леди Макбет в опере «Макбет» Верди. Впоследствии исполняла эту партию на фестивале в Зальцбурге (2011) и в Римской опере под руководством Риккардо Мути, а также в театре Ла Скала и Венской государственной опере.
В 2013 году певица дебютировала в Мариинском театре в роли Леоноры (концертное исполнение оперы «Трубадур» Верди), затем спела свою «коронную» Леди Макбет. С 2014 года – солистка оперной труппы Мариинского театра. Исполняет партии в операх Чайковского (Лиза в «Пиковой даме»), Верди (Абигайль в «Набукко», Амелии в «Бале-маскараде», Аиды в одноимённой опере, Одабеллы в «Аттиле» и Елизаветы Валуа в «Доне Карлосе»), Пуччини (заглавная партия в опере «Тоска») и Чилеа (партия Адриенны Лекуврёр в одноимённой опере), а также партию сопрано в Реквиеме Верди. В 2016 году Татьяна Сержан была отмечена премией Casta Diva от российских критиков, которые назвали её «певицей года» за выдающееся исполнение партий в операх Верди – Амелии в «Симоне Бокканегре» и Леоноры в «Трубадуре» (Мариинский театр) и Леди Макбет в «Макбете» (Опера Цюриха). Также в числе наград артистки – премия «Золотая Маска» за роль Мими в спектакле «Богема» (театра «Зазеркалье», 2002) и I премия на Международном конкурсе вокалистов Una voce per Verdi в Испре (Италия).
Екатерина Семенчук родилась в Минске. Окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс Евгении Гороховской). Лауреат и обладатель престижных премий и наград на всероссийских и международных конкурсах.
Удостоена Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль в опере» за роль Любавы в опере «Садко» Римского-Корсакова (постановка Большого театра России, режиссер – Дмитрий Черняков), Российской оперной премии Casta Diva (2021, номинация «Певица года») и премии Bravo в номинации «Лучший классический женский вокал» (2022).
В 1999 году, будучи студенткой Санкт-Петербургской консерватории, дебютировала в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, в 2000-м приняла участие в гастролях труппы в Пекине, Милане (Ла Скала), Лондоне (Ковент-Гарден), на фестивалях в Баден-Бадене и Зальцбурге (Соня в «Войне и мире» Прокофьева, Асканио в «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Полина в «Пиковой даме» Чайковского, Лель в «Снегурочке» Римского-Корсакова).
В настоящее время – ведущая солистка Мариинского театра. Сотрудничает с крупнейшими театрами Европы и Америки, среди которых Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Ла Скала (Милан), Арена ди Верона, Сан-Карло (Неаполь), Ковент-Гарден (Лондон), Венская государственная опера, Берлинская государственная опера, Баварская государственная опера, Парижская национальная опера, Театр Елисейских Полей (Париж), Римская опера, Королевский театр Мадрида, Опера Цюриха, театры Копенгагена, Монте-Карло, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Вашингтона.
Выступает на фестивалях в Зальцбурге, Эдинбурге, Экс-ан-Провансе, Вербье, Баден-Бадене, Люцерне, Стрезе, Тэнглвуде, Чикаго, Цинциннати, «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, Московском Пасхальном фестивале, «Казанская осень», «Опера Априори», фестивале Ильдара Абдразакова и других.
Певица получила признание как исполнительница партий в операх Верди. Среди них Азучена («Трубадур»), Принцесса Эболи («Дон Карлос»), Амнерис («Аида»), Леди Макбет («Макбет»), Федерика («Луиза Миллер»), Прециозилла («Сила судьбы») и Абигайль («Набукко»).
Также в ее обширном репертуаре – Дидона («Троянцы» Берлиоза), Далила («Самcон и Далила» Сен-Санса), Кармен («Кармен» Бизе), Шарлотта и Иродиада («Вертер» и «Иродиада» Массне), Принцесса де Буйон («Адриана Лекуврёр» Чилеа), Сантуцца («Сельская честь» Масканьи), Лаура («Джоконда» Понкьелли), Джейн Сеймур («Анна Болейн» Доницетти), Никлаус и Муза («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Фрика («Золото Рейна» и «Валькирия» Вагнера), Марфа и Марина Мнишек («Хованщина» и «Борис Годунов» Мусоргского), Иоанна д’Арк («Орлеанская дева» Чайковского), Кончаковна («Князь Игорь» Бородина), Лель («Снегурочка» Римского-Корсакова), Лаура («Каменный гость» Даргомыжского), Иокаста («Царь Эдип» Стравинского), Мадемуазель Бланш («Игрок» Прокофьева), Мать («Узник» Даллапикколы), Катерина Измайлова («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), Лиза («Пиковая Дама» Чайковского).
В концертных программах исполняла сольные партии в реквиемах Моцарта, Верди и Дворжака, Stabat Mater Перголези и Россини, «Торжественной мессе» и Девятой симфонии Бетховена, драматической симфонии «Ромео и Джульетта», драматической легенде «Осуждение Фауста» и кантате «Смерть Клеопатры» Берлиоза, «Поэме любви и моря» Шоссона, симфониях и кантате «Жалобная песнь» Малера, кантате «Александр Невский» Прокофьева, балете с пением «Пульчинелла» Стравинского, «Часе души» Губайдулиной, «Песнях Гурре» Шёнберга; вокальные циклы «Песни и пляски смерти» Мусоргского, «Из еврейской народной поэзии» Шостаковича, «Песни об умерших детях» Малера, «Летние ночи» Берлиоза, «Шехеразада» Равеля и другие, а также камерную вокальную лирику.
Выступления певицы проходили в крупнейших залах мира, она сотрудничала со многими известными оркестрами, знаменитыми дирижерами и режиссерами, среди которых Валерий Гергиев, Джеймс Левайн, Зубин Мета, Шарль Дютуа, Даниэль Баренбойм, Джеймс Конлон, Антонио Паппано, Роберто Аббадо, Джанандреа Нозеда, Никола Луизотти, Джеймс Гаффиган, Густаво Дудамель, Даниэле Гатти, Кристиан Тилеман, Кирилл Петренко, Александр Сладковский, Михаил Юровский, Василий Петренко, Франко Дзеффирелли, Дэвид Маквикар, Дэвид Бёш, Франческа Замбелло, Уго де Ана, Даниэле Финци Паска, Петер Штайн, Франсиско Негрин, Дэвид Олден, Роберт Карсен, Пьер Луиджи Пицци, Гарри Купфер. В сольных программах выступала с пианистами Дмитрием Ефимовым (записанный с ним концерт певицы в Большом зале Московской консерватории вошел в «золотую коллекцию» телеканала «Культура»), Семёном Скигиным, Анатолием Кузнецовым, Джеймсом Мидлтоном, Джулиусом Дрейком, Хельмутом Дойчем.
В числе ангажементов сезона 2024/25 Московской филармонии – Фестиваль Российского национального оркестра («Песни Гурре» Шёнберга под управлением Филиппа Чижевского), сольный концерт к 85-летию со дня рождения Елены Образцовой, концерт с Госоркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского («Шехеразада» Равеля).
Екатерина Семенчук записала альбом русских романсов Russian Songs с Ларисой Гергиевой, «Семь романсов на стихи Александра Блока» Шостаковича с трио Wanderer, фильм, основанный на романсах Чайковского, в Доме-музее композитора в Клину; участвовала в записи «Магнификата» и «Глории» Джузеппе Сарти, опер «Царь Эдип» Стравинского, «Аида» Верди (оркестр и хор римской Академии Санта-Чечилия, премия «Запись года» от BBC Music Magazine), «Трубадур» и «Дон Карлос» Верди, «Кармен» Бизе.
Удостоена почетного звания «Заслуженная артистка Республики Северная Осетия – Алания».
Учился в Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки в классе Владимира Прудника, затем перевелся в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова в класс Владимира Ванеева. В 2009 году проходил обучение по молодежной программе при Академии Санта-Чечилия в Риме. Работал в Махайловском театре, затем в Новосибирской опере. В 2013 году дебютировал в Мариинском театре, а в 2017 году вошел в состав оперной труппы.
Как приглашенный солист выступал в Большом театре России, Баварской государственной опере, в Опере Цюриха, Королевской опере Дании, Большом театре Женевы и в других театрах, участвовал в Глайндборнском фестивале. За партию Игоря Святославича в спектакле «Князь Игорь» Новосибирского театра оперы и балета был номинирован на «Золотую маску» (2010).
Лауреат III Всероссийского открытого конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург» (2007, Гран-при), Международных конкурсов им. Павла Лисициана (Москва, 2008, Гран-при), Галины Вишневской (Москва, 2008, I премия), Villa de Colmenar Viejo (Кольменар-Вьехо, Испания, 2009, II премия), Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 2009, I премия), им. Франсиско Виньяса (Барселона, 2011, III премия), им. Режин Креспен (Париж, 2011, второй Гран-при, приз национального оркестра Франции), Monte-Carlo Voice Masters (Монако, 2011, Гран-при), Competizione dell'Opera (Москва, 2011, I премия), Operalia (Пекин, 2012, III премия), им. Ханса Габора Belvedere (Амстердам, 2013, II премия)
Михаил Петренко родился в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс Булата Минжилкиева). В 1998 году был приглашен в только что открывшуюся Академию молодых оперных певцов Мариинского театра.
Лауреат международных конкурсов «Новые вердиевские голоса» имени Марии Каллас в Парме (2000), имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (2002), Елены Образцовой в Санкт-Петербурге (2003), «Опералия» Пласидо Доминго в Лос-Анджелесе (2004).
С 1998 года – солист Мариинского театра, дебютировал в опере Прокофьева «Семён Котко». В 2004 года началась международная карьера певца – с выступления в Берлинской государственной опере в партии Хундинга («Валькирия» Вагнера) под управлением Даниэля Баренбойма. С этого времени артист выступает в лучших театрах мира: Парижской национальной опере, Метрополитен-опере (Нью-Йорк), театре Ла Скала (Милан), Баварской государственной опере (Мюнхен), Королевском оперном театре Ковент-Гарден (Лондон), Большом театре Женевы, Венской государственной опере и венском Театре ан дер Вин, Нидерландской национальной опере в Амстердаме, Немецкой опере в Берлине, Гамбургской государственной опере, Опере Бильбао, театре Карло Феличе в Генуе, Опере Кёльна и других.
В 2011 году Михаил Петренко дебютировал в Большом театре России в партии Руслана («Руслан и Людмила» Глинки) на открытии Исторической сцены после реконструкции. В дальнейшем исполнял на сцене ГАБТа партию Дуды («Садко» Римского-Корсакова).
Артист сотрудничал со многими ведущими оркестрами и выдающимися дирижерами, среди которых Валерий Гергиев, Даниэль Баренбойм, Пьер Булез, Лорин Маазель, Зубин Мета, Риккардо Мути, Янник Незе-Сеген, Саймон Рэттл, Эса-Пекка Салонен, Дэниел Хардинг, Кристоф Эшенбах, Владимир Юровский, Марк Минковски, Джонатан Нотт, Шарль Дютуа, Чон Мён Хун.Принимал участие в фестивалях в Зальцбурге, Вербье, Экс-ан-Провансе, Эдинбурге, Роттердаме, Баден-Бадене, ВВС Promsв Лондоне, фестивале Пуччини в Риме.
В обширном репертуаре певца – более 30 партий, в числе которых Руслан, Кончак / Галицкий («Князь Игорь» Бородина), Гремин, Архиепископ, Король Рене («Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Иоланта» Чайковского), Борис Годунов / Пимен, Иван Хованский («Борис Годунов», «Хованщина» Мусоргского), Инквизитор («Огненный ангел» Прокофьева), Лепорелло, Фигаро, Зарастро («Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта» Моцарта), Филипп II, Рамфис, Банко, Якопо Фиеско, Захария, Феррандо («Дон Карлос», «Аида», «Макбет», «Симон Бокканегра», «Набукко», «Трубадур» Верди), Даланд, Генрих Птицелов, Король Марк, Фафнер, Хундинг, Хаген, Титурель/Клингзор («Летучий голландец», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо нибелунга», «Парсифаль» Вагнера), Орест, Барак («Электра», «Женщина без тени» Р. Штрауса), Мефистофель («Фауст» Гуно и «Осуждение Фауста» Берлиоза), Синяя Борода («Замок герцога Синяя Борода» Бартока), Лоренцо («Ромео и Джульетта» Гуно), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Россини), Дулькамара («Любовный напиток» Доницетти), Креонт («Царь Эдип» Стравинского), Папа Климент VII («Бенвенуто Челлини» Берлиоза) и многие другие, а также кантатно-ораториальные и вокально-симфонические произведения И. С. Баха, Моцарта, Бетховена, Россини, Верди, Дворжака, Мусоргского, Рахманинова, Шостаковича, Яначека, Малера.
Записи с участием артиста выпущены фирмами Naxos, Opus Arte, Deutsche Grammophon, Mariinsky, Bel Air Classiques, Warner Classics. Видеозапись оперы «Электра» Р. Штрауса завоевала в 2015 году премию Gramophone.
Михаил Петренко сыграл роль Лепорелло в фильме «Хуан», созданном на основе оперы Моцарта «Дон Жуан». Премьера картины прошла в рамках Гамбургского кинофестиваля (2010).
Михаил Макаров в 2001 году окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс М. Егорова). Был солистом Михайловского театра, в 2012 году вошёл в труппу Мариинского театра. Исполняет партии Финна («Руслан и Людмила»), Садко («Садко»), Вакулы («Ночь перед Рождеством»), Искры («Мазепа»), Пуассона («Адриенна Лекуврёр»), Даниэли («Сицилийская вечерня»), Ульдино («Аттила») и другие.