Иоганн Себастьян Бах : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Иоганн Себастьян Бах

    7 февраля 2016

    Концертный зал РАМ имени Гнесиных

    схема проезда
    В программе:
    И. С. Бах
    Фрагменты из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»
    Полонез, Менуэт и «Шутка» из Сюиты № 2 для флейты с оркестром
    Пьесы для клавесина
    Фрагменты из «Кофейной кантаты» для солистов с оркестром

    Немецкая сказка «Волк и лошадь»

    12+

    Абонемент №154:

    Волшебный мир музыки и сказок. «Академия старинной музыки», Галина Машинская.
    Воскресные дневные концерты

    Ансамбль солистов «Академия старинной музыки» Московской филармонии

    Ансамбль создан в 1982 году известной скрипачкой, лауреатом международных конкурсов Татьяной Гринденко. С первых же выступлений музыканты показали себя коллективом универсальных возможностей, способным решать сложнейшие исполнительские и творческие задачи. С 1987 года ансамбль входит в состав Московской филармонии.

    «Академия» была одним из пионеров традиции аутентичного исполнительства старинной музыки в нашей стране. Сегодня, спустя 30 лет, «академисты» остаются верны этой манере, играя на старинных инструментах с использованием барочных смычков, передавая дух и смысл музыки далеких эпох: Монтеверди, Перголези, Вивальди, Джеминиани, Корелли, Галуппи, Перселла, Букстехуде, Баха, Генделя, Телемана, отца и сына Моцартов, Буамортье, Фомина, Бортнянского, Пашкевича и многих других авторов того времени. Начиная c 1990-х годов, репертуар «Академии» обогащается написанными специально для ансамбля сочинениями Владимира Мартынова, Ивана Соколова, Александра Бакши и других современных композиторов. 

    Мировую славу принесли ансамблю выступления во многих странах мира, на престижных международных фестивалях (в России, Австрии, Бельгии, США, Испании, Италии, Чехии, Финляндии, Швеции и многих других странах), сотрудничество с такими мастерами, как Николаус Арнонкур, Мартин Борнус-Щетинский, Ирена Графенауэр, Гидон Кремер, Марк Такер, Роберт Холл, Томас Цетмайр, Андреас Штайер и другие. «Академия старинной музыки» участвовала в мировых премьерах оперы Мартынова «Упражнения и танцы Гвидо» на фестивале «Сакро-Арт» (Локкум, Германия, 1997); оперы Галуппи «Король-пастух», которая была написана ко дню коронации Екатерины II и более 200 лет считалась утраченной (Удине, Италия, 1998); спектакля «Моцарт и Сальери» в театре «Школа драматического искусства» (режиссер Анатолий Васильев, композитор Владимир Мартынов, Москва, 1999, к 200-летию Пушкина). Татьяна Гринденко – музыкальный руководитель этих постановок. 

    В 1999 году на базе ансамбля «Академия старинной музыки» Гринденко создает ансамбль Opus Posth., специально для осуществления проекта «Новое сакральное пространство». В основе его деятельности – концепция композитора Владимира Мартынова, определившая как название ансамбля, так и творческое видение музыкантами современной культурной ситуации. Потенциал композиторской музыки (опус-музыки) исчерпан, в этом смысле opus-posth.-музыка – это то, что следует за опус-музыкой и заменяет ее. Ансамбль создает новое пространство, привнося в свои выступления ритуальность сакральной музыки, оперируя архаичными традициями на основе новейших современных композиторских методов. В репертуаре коллектива – музыка Адамса, Айвза, Батагова, Гербера, Гласса, Десятникова, Дрешера, Загния, Зайготта, Канчели, Карманова,  Кейджа, Кнайфеля, Ксенакиса, Мартынова, Наймана, Пелециса, Пярта, Райли, Райха, Сильвестрова. 

    Ансамблем осуществлен ряд мультимедийных проектов: «Ночь в Галиции», «Игры Ангелов и людей», «Песнь песней», «Бах 2000», «Немецкий реквием», «Смерть дикого воина» и другие. В 2004 Opus Posth. участвовал в спектакле «Идите и остановите прогресс» по стихам обэриутов, поставленном Юрием Любимовым к 40-летию Театра на Таганке (с музыкой Мартынова) и в экспериментальном спектакле «Волшебная флейта» (режиссер Екатерина Поспелова, дирижер Татьяна Гринденко). В 2006 году с участием Opus Posth. была поставлена мелодрама Евстигнея Фомина «Орфей и Эвридика» (режиссер Илья Эпельбаум, Москва). В 2012 году состоялась премьера этномифологического перформанса Владимира Мартынова «Дети выдры», созданного совместно с тувинским ансамблем Хуун-Хуур-Ту.

    Ансамблями «Академия старинной музыки» и Opus Posth. сделаны многочисленные записи на радио и телевидении, на фирмах «Мелодия», Eurodisc, Ondine, RCA, ECM, Erdenklang Musikverlag, CCn'C Records, Wergo, Deutsche Grammophon, Opus 111 и других.

    Татьяна Гринденко

    Татьяна Гринденко родилась в 1946 году в Харькове. Выпускница Московской консерватории, среди ее педагогов – профессора Юрий Янкелевич и Майя Глезарова. Лауреат многих международных конкурсов, в том числе имени П. И. Чайковского и имени Г. Венявского. Основатель и руководитель ансамблей «Академия стариной музыки» и Opus Posth. Народная артистка России (2002). За выдающиеся достижения в музыкальном искусстве удостоена Государственной Премии РФ (2003). 

    Татьяна Гринденко выступает с ведущими оркестрами мира – Венским и Берлинским филармоническими, Дрезденской штаатскапеллой, оркестром лейпцигского Гевандхауса, с филармоническими оркестрами Лос-Анджелеса, Радио Франс, Камерным оркестром Европы, оркестрами Базеля, Милана, Турина, Рима, Москвы, Санкт-Петербурга и многими другими. Принимает участие в фестивалях современной и старинной музыки. Музыкальный руководитель ряда театральных постановок и перформансов, в том числе опер «Орфей и Эвридика» Фомина (режиссер Илья Эппельбаум), «Волшебная флейта» Моцарта (режиссер Екатерина Поспелова) и «Король-пастух» Галуппи,, спектаклей «Моцарт и Сальери» (режиссер Анаталий Васильев), «Идите и остановите прогресс» (режиссер Юрий Любимов) и других.

    Партнерами Татьяны Гринденко по сцене были выдающиеся музыканты: Кирилл Кондрашин, Курт Мазур, Курт Зандерлинг, Геннадий Рождественский, Юрий Темирканов, Фёдор Глущенко, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Владимир Ашкенази, Владимир Федосеев, Валерий Афанасьев, Гидон Кремер, Юрий Башмет, Хайнц Холлигер, Ирена Графенауэр, Андреас Штайер, Франс Брюгген, Алексей Любимов, Александр Князев и другие. 

    Для Гринденко писали такие известные композиторы, как Альфред Шнитке, Арво Пярт, Владимир Мартынов, Луиджи Ноно, Валентин Сильвестров, Александр Бакши и другие. Записи Гринденко изданы фирмами ECM (Tabula Rasa Пярта), Deutsche Grammophon (Hay que caminar Ноно), Long Arms Records («Войдите!» Мартынова), «Мелодия» (Соната для скрипки и фортепиано Мартынова, Concerto grosso № 1 Шнитке, «Пробуждение» Артёмова, регтаймы Джоплина и др.), Chandos (Concerto grosso № 2 Шнитке), Wеrgo (Скрипичный концерт № 1 Рославца), Erdenklang, Eurodisс, Ondine, RCA Victor, CCn’C Records.

    Галина Машинская

    Галина Боева (Машинская). Закончила историко-теоретический факультет Горьковской государственной консерватории. Профессию концертного музыковеда избрала в семь лет; впервые в этом качестве вышла на сцену в пятнадцать. Творческая жизнь связана с двумя Московскими филармониями: 1968-1987 гг. — с Московской областной; с 1987 — с Московской Государственной Академической филармонией.

    Автор публикаций в журналах «Музыкальная жизнь» и «Советская музыка» (ныне - «Музыкальная академия»). Автор и ведущая радиоцикла «Поклоны и реверансы». Автор и ведущая «Фестиваль-Клуба Gradus ad Parnassum», созданного для Международных Благотворительных Фондов Владимира Спивакова и Владимира Крайнева и получившего Грант Правительства Москвы.

    Принимала участие в фестивалях в городах: Москва, Тула, Орел, Донецк, Смоленск, Краснодар.

    Службу в МГАФ сочетает с активным сотрудничеством. Многолетнее партнерство связывает ее как музыковеда с Социально-реабилитационным центром детей-инвалидов «Инва-академия» (г.Краснодар); Международной благотворительной юношеской организацией «Школа муз»; Концертным оркестром Государственного училища духового искусства; ансамблем солистов «Фавор». Ведет Абонемент Юношеского симфонического оркестра России.

    Самой главной и любимой считает работу с детьми.

    Заслуженная артистка России. Член-корр. Академии безопасности, обороны и правопорядка по гуманитарному отделению.

    Марина Рубинштейн

    Марина Рубинштейн окончила Московскую консерваторию и аспирантуру по классу флейты у профессора А. Корнеева. В 1999-2001 годах принимала участие в мастер-классах Марины Печчинини (Швейцария). Была стипендиатом благотворительных Фондов М. Ростроповича и В. Спивакова.

    Лауреат международных конкурсов «Классическое наследие» в Москве, музыкантов- исполнителей на духовых инструментах в Тольятти, им. В.Букки в Риме, Венского международного конкурса музыкантов, конкурса камерных ансамблей в Кальтаниссетте (Италия).

    Принимала участие в международных фестивалях в России, Эстонии, Турции, США. Финалист международного фестиваля Young virtuosos, проходившего в Нью-Йоркском Карнеги-холле (1999). Выступала с Ольбергским симфоническим оркестром под управлением Ф. Глущенко, Государственным оркестром радио и телевидения России под управлением С.Скрипки, Клайпедским камерным оркестром под управлением Р. Шервеникаса, оркестром «Киевская камерата» под управлением В. Сиренко, а также с сольными концертами и в составе камерных ансамблей в Дании, Австрии, Германии, Швейцарии, Турции, Литве, Эстонии, США, Израиле и Франции.

    С 1994 года выступает в концертах Московской государственной академической филармонии. С 2003 года постоянно играет в трио с И. Рубинштейном (виолончель) и А. Пономаренко (арфа). Солистка ансамбля «Студия новой музыки».

    Фёдор Строганов

    Фёдор Строганов родился в 1968 году в Москве. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (1988), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (1993) и аспирантуру МГК (1995). Его наставниками по композиции были Константин Баташов и Альберт Леман, по классу органа – Наталия Гуреева. Стажировался в Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца у Мишеля Шапюи, Оливье Латри, Поля Мефано, Жерара Гризе (1992–1993). 

    Лауреат I Международного конкурса органистов имени Олега Янченко (2002, Волгоград, III премия); дипломант II Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева (2001, Калининград) и Московского конкурса композиторов на лучшее сочинение для органа (2002).

    Концертировать начал в студенческие годы, исполняя органные произведения композиторов эпохи барокко и романтизма, а также собственные сочинения. С 1998 года – регент храма Вознесения Господня на Большой Никитской («Малое Вознесение»). С 2008 – солист ансамбля «Барокко» (Ярославль). 

    С 2005 года преподает в Московской консерватории (с 2015 года – доцент). 

    Сотрудничал с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Российским национальным оркестром, оркестром Большого театра России, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», с камерными оркестрами и ансамблями Musica Viva, «Академия старинной музыки», «Эрмитаж», Kremlin, The Pocket Symphony, «Экселенте», Musica Poetica (Швейцария), Telemann Consort, с Московским Синодальным хором, ансамблем духовной музыки «Благовест» и др. 

    Выступал с известными музыкантами, в числе которых Геннадий Рождественский, Жан-Клод Казадезюс, Владимир Юровский, Туган Сохиев, Александр Рудин, Алексей Пузаков, Миша Рахлевский, Татьяна Гринденко, Хибла Герзмава, Надежда Павлова, Яна Иванилова, Ольга Ивушейкова, Рустам Комачков, Назар Кожухарь, Пётр Главатских, Мишель Тирабоско. Участвовал в театральных и музыкально-литературных проектах с Аллой Демидовой, Татьяной Дорониной, Дмитрием Дюжевым, Ингеборгой Дапкунайте. 

    Принимал участие в кинофестивале в Берлине, где озвучивал 11 немых фильмов 1929 года на кинооргане в кинотеатре Babylon (2019). Также выступал на фестивалях «Московская осень», Musicarte, фестивале Гайдна в замке Эстерхази (Айзенштадт), Моцартовском фестивале в Вюрцбурге, камерной музыки в Локенхаузе, «Сакро-Арт» в Локкуме, Wired Strings в Сан-Франциско, «Шереметьевские сезоны в Останкине», «Органные вечера в Кусково», «Орган +» в Светлогорске Калининградской области. 

    Дискография музыканта включает записи органной музыки Букстехуде, И. С. Баха, Франка, Видора, Мессиана, Боэльмана, клавесинные концерты Баха, Пальшау, собственные сочинения и импровизации, а также партии клавесина и препарированного фортепиано в современных произведениях (Мартынов, Шнитке). 

    Член Союза композиторов России. С 2016 года – солист Москонцерта. 

    «В игре Фёдора Строганова всегда присутствует интеллектуальное начало, проявляющееся, прежде всего, в строгом соподчинении целого и деталей, точном и вместе с тем образном и эмоционально насыщенном прочтении авторского текста» (Алексей Любимов). 

    «Фёдор Строганов – исключительно одаренный музыкант, прекрасно владеющий секретами своего ремесла» (Мишель Шапюи).

    Сергей Байков

    Сергей Байков родился в Самаре. Профессиональное музыкальное образование получил в Москве, закончив в 1982 году Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (ныне РАМ) по классу сольного пения у профессоров Н.А.Вербовой и К.П.Лисовского. Солист Московской государственной академической филармонии. С 2009 года является солистом Московского государственного академического камерного музыкального театра им. Б.А.Покровского.

    Выступал с ведущими российскими и зарубежными творческими коллективами, такими как Токийский симфонический и Токийский камерный оркестр, Берлинский камерный оркестр, Оркестр французского радио, Варшавский симфонический оркестр, Литовский симфонический и Литовский камерный оркестр, Российский национальный оркестр, оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и ансамбль «Солисты Москвы».

    В репертуаре певца большое количество произведений отечественной и зарубежной классики: ведущие партии в операх «Фальстаф» Верди, «Так поступают все женщины» и «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини, «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, вокальные партии в Реквиемах Моцарта, Верди, Брамса, Мессе си-минор Баха, «Мессии» Генделя, «Торжественной мессе» Россиии, 13 и 14 симфониях Шостаковича, «Колоколах» Рахманинова...

    С. Байков гастролировал во Франции, Италии, Испании, Греции Португалии, Германии, Швеции, Голландии, Швейцарии, Англии, Северной и Южной Корее, Японии, Китае, ЮАР, Мексике, США и других странах. В 1994 году удостоен звания Народный артист России.