Волшебные крылья зимы : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Волшебные крылья зимы

    24 декабря 2017

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Светлана Виноградова (автор цикла, ведущая)
    Виктор Никитин (художественное слово)
    Борислав Молчанов (тенор)
    Алексей Кудряшов (фортепиано)

    Борислав Молчанов (тенор)

    Учащиеся ССМШ имени Гнесиных:
    Аниса Дажаева (фортепиано)
    Александр Давидюк (фортепиано)

    В программе:
    Чайковский
    «Декабрь» (Святки) из цикла пьес для фортепиано «Времена года», соч. 37 bis
    «Зима» из цикла «Шестнадцать песен для детей», соч. 54 № 12
    «Размышление», соч. 72 № 5
    Симфония № 1 соль минор («Зимние грёзы»), соч. 13 (переложение для фортепиано в четыре руки Э.Лангера) (I часть)
    Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
    Скрябин
    Две поэмы, соч. 32

     Яковлев
    «Зимний вечер»

     П. Чайковский – Плетнёв
    Andante maestoso из Концертной сюиты из музыки балета «Щелкунчик»



    Борис Пастернак
    «Рождественская звезда»

    Александр Пушкин
    «Зима. Что делать нам в деревне?», «Зимнее утро»

    Николай Рубцов
    «Журавли» 

    12+

    Абонемент №165:

    Впередсмотрящий. Воскресные дневные литературно-музыкальные концерты для взрослых. Автор и ведущая цикла — Светлана Виноградова

    Светлана Виноградова

    С прискорбием сообщаем о невосполнимой потере.

    23 января ушла из жизни ведущий лектор-музыковед Московской филармонии Светлана Викторовна Виноградова.

    Вся её жизнь была пронизана музыкой. Светлана Викторовна окончила ЦМШ и Московскую консерваторию (по классу композиции). Воспитанница В. Шебалина и А. Александрова, продолжательница самых важных исторических музыкальных традиций, она все свои силы отдала популяризации музыки, воспитанию молодых слушателей, поиску новых смыслов и серьёзных тем, которые она не боялась обсуждать с нами в концертном зале, с экрана телевизора, в записи на пластинке или радиотрансляции… Благодаря Светлане Викторовне профессия лектора-музыковеда стала важной, значимой и заметной, стала настоящим искусством.


    Талант, опыт, мастерство — три составляющие абсолютного успеха Светланы Викторовны Виноградовой — выдающегося музыканта-просветителя, главного музыкального «сталкера» нашей страны, на протяжении многих десятилетий ведущего сотни, тысячи слушателей в мир музыки — загадочный и прекрасный. Просветителя, по В. Далю, «дарующего свет умственный, научный и нравственный, поучающий истинам и добру, образовывающий ум и сердце». Этот путь был избран смолоду. Выпускница Московской консерватории по классу композиции профессора Анатолия Александровича Александрова, яркого представителя Серебряного века в отечественном музыкальном искусстве, она вышла на филармоническую сцену и сразу завоевала авторитет и симпатии многочисленной аудитории Большого зала Московской консерватории и Концертного зала имени Чайковского, Большого театра, Колонного зала Дома Союзов и Кремлевского дворца съездов.

    Способность к свободному общению с публикой со сцены концертного зала — особый дар, основанный на блестящей эрудиции и несомненном актерском мастерстве, которым в полной мере обладает С. Виноградова. С середины 1970-х годов слушательская аудитория музыканта во сто крат увеличилась благодаря ее сотрудничеству с Центральным телевидением. Светлана Викторовна стала первым музыкальным комментатором на первом канале телевидения. Она представляла трансляции оперных спектаклей из ведущих театров мира — из Италии и Великобритании, Чехословакии, Болгарии и еще многих стран Европы, Америки... Здесь она получила известность как автор многочисленных сценариев к документальным музыкальным фильмам, монографических и тематических программ и циклов.

    Более чем полувековая деятельность С. Виноградовой в филармонии связана с таким количеством интереснейших проектов, что даже простое их перечисление заняло бы не одну страницу. Упомянем лишь о некоторых. Концерты абонемента «Сказки для всех» адресованы как юным слушателям, так и их родителям. Абонемент «О прекрасном» объединил музыку, поэзию и живопись, на перекрестке которых встречаются древнегреческие боги и сказочные герои, отраженные в зеркале оперы и балета. На протяжении многих лет С. Виноградова составляла «Красную книгу». Этот абонемент представлял собой не привычную форму концерта с комментариями, а некий диалог со слушателями, приглашение к совместному размышлению об эстетических категориях музыкального искусства, разнообразных национальных традициях и об историческом контексте.

    Совершенно новым жанром в филармонической практике стал абонементный цикл «Третьяковская галерея» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Первоначально его концерты сопровождались видеопоказом на экранах художественных полотен из уникальных собраний «Третьяковки» - отсюда цикл получил свое название. Сегодня Светлана Виноградова знакомит публику с шедеврами и из других знаменитых музеев — от парадных портретов крепостных художников до исторических полотен передвижников, от портретного искусства художников Серебряного века до сценографии участников знаменитого кружка «Мир искусства», а также с редкими фотографиями композиторов и их окружения из семейных архивов, представая как безусловный знаток и тонкий ценитель изобразительного искусства. Параллельно идет прослушивание музыкальных произведений, которые являются ровесниками живописных работ.

    Одним из новых проектов Светланы Виноградовой является абонементный цикл литературно-музыкальных концертов «Впередсмотрящий». Он проходит в Камерном зале Московской филармонии, особая атмосфера которого способствует исчезновению грани между исполнителями и публикой, — при этом слушатель ощущает себя вовлеченным в происходящее на сцене. В цикле «Впередсмотрящий» Светлана Виноградова представляет широкий диапазон сюжетов и жанров, знакомя с произведениями современной литературы —  сочинениями Р. Баха, Х. Мураками, М. Павича, Р. Брэдбери, С. Лема, А. де Сент-Экзюпери, а также включая русскую литературную классику, литературу средневековой Европы и др.

    Музыкальный диапазон, к которому апеллирует С. Виноградова в своих концертах, кажется поистине необъятным. Если попытаться представить себе образ некоего гипотетического слушателя всех абонементов С. Виноградовой, получится, что он познакомился едва ли не со всем многовековым опытом музыкального искусства — от духовных песнопений и фольклора народов мира до сложнейших оркестровых и хоровых партитур композиторов XX столетия. В программах, которые предлагала С. Виноградова аудитории, участвовали многие ведущие оркестры и известные солисты. Среди композиторов и исполнителей, с которыми Светлана Викторовна сотрудничала в разные годы, — Д. Шостакович и Г. Свиридов, Т. Хренников и К. Караев, Д. Кабалевский и А. Пахмутова, А. Эшпай и В. Гаврилин, Р. Щедрин и Э. Артемьев, К. Кондрашин и В. Дударова, Д. Ойстрах и Е. Светланов, Э. Гилельс и Р. Баршай, И. Архипова и В. Атлантов, Е. Образцова и Е. Нестеренко, А. Ведерников и Ю. Темирканов, А. Рудин и многие другие замечательные артисты — гордость отечественной музыкальной культуры.

    За свою многолетнюю плодотворную музыкально-просветительскую деятельность С. Виноградова неоднократно удостаивалась почетных премий и высоких наград. Она — заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии Правительства Москвы, обладатель Ордена Дружбы и ордена «Знак Почета», в 2006 году газетой «Музыкальное обозрение» объявлена «Музыкантом года».

    Виктор Никитин

    Виктор Никитин – актер театра и кино, народный артист России. Родился в 1959 году в Москве. В школьные годы занимался в студии под руководством Олега Табакова при Дворце пионеров Бауманского района. В 1980 году окончил актерский факультет ГИТИСа (курс Олега Табакова). 

    Работал в Театре имени Ленинского комсомола, Центральном академическом театре Российской Армии и Московском театре-студии под руководством Олега Табакова. 

    С 1987 года – ведущий артист и один из основателей Московского драматического театра на Перовской. Роли в театре – Василий Игнатьевич («Земля Эльзы» Пулинович), Кирсанов («Отцы и дети» Тургенева), Гаев («Вишневый сад» Чехова), Арбенин («Маскарад» Лермонтова), Стародум («Недоросль» Фонвизина), Фома Опискин («Село Степанчиково и его обитатели» Достоевского), Оргон («Тартюф» Мольера), Подколесин («Женитьба» Гоголя), Александр («Александр» Рогозина), Аркашка Счастливцев («Лес» Островского), Подхалюзин («Свои люди – сочтемся» Островского), Хома Брут («Панночка» Садур), Жан («Фрекен Жюли» Стриндберга) и многие другие.

    В числе киноработ – Володя Старков («Возвращение в Зурбаган», главная роль), Кравцов («Неотложка»), Колхозник («Дождь будет»), Агиев («Эхо»), Друг Кирилла («Родня»), Саня («Близкая даль»). 

    С 2000 года сотрудничает с Московской филармонией. В чтецком репертуаре артиста – «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголя, «Полтава» и «Борис Годунов» Пушкина, программы «Мальчики» (по роману «Братья Карамазовы» Достоевского), «Сумасшедшее сердце поэта» (лирика Есенина) и другие. 

    Выступал с Московским государственным академическим камерным хором, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии. Много гастролирует с чтецкими концертами по России, а также в Азербайджане, Беларуси, Молдове, Украине, Венгрии, Сербии, Словении, Франции, Чехии, на Кипре и в других странах. 

    Лауреат Всероссийской литературной премии имени А. К. Толстого, II Всероссийского конкурса исполнителей Есенинской поэзии, премии «За лучшую мужскую роль» I Международного фестиваля камерных спектаклей «Славянский венец»

    Алексей Кудряшов

    Алексей Кудряшов родился в Москве. Учился в Детской музыкальной школе № 3 имени Н. Я. Мясковского (класс Ольги Груздевой), Московском государственном училище музыкального исполнительства имени Ф. Шопена, Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и ассистентуре-стажировке консерватории (класс профессора Веры Горностаевой). Занимался также у Льва Наумова, Андрея Диева и Алексея Наседкина. 

    Лауреат международных конкурсов имени Марии Юдиной в Санкт-Петербурге (Гран-при), конкурса пианистов, организованного Русской консерваторией имени А. Н. Скрябина в Париже (I премия), имени Хосе Итурби в Лос-Анджелесе (III премия и специальный приз), интернет-конкурса в Сербии (I премия в номинациях «фортепиано» и «дуэт»), Moscow Piano Open-2017 (III премия), Les Etoiles du Piano в Рубе (Франция, 2018, I премия и специальный приз от журнала Pianiste) и конкурса пианистов в Массарозе (Италия, 2018, II премия и приз публики). Удостоен специальных призов международных конкурсов имени Скрябина в Москве, имени А. И. Хачатуряна в Ереване и Европейского конкурса пианистов в Кане (Франция).

    Выступает в России и за рубежом с сольными концертами, в камерных ансамблях и в сопровождении оркестров. Участвовал в международных фестивалях имени Скрябина в Париже, имени Шопена в Варшаве, «Дни Чайковского» в Гамбурге, в Рейнгау (Германия), Armonie della sera в Понцано-ди-Фермо (Италия), «К 110-летию со дня рождения Пуленка», «Великие имена искусства», посвященном Владимиру Крайневу, «Московская осень» в Москве и других. Выступал с дирижерами Фабио Мастранджело, Димитрисом Ботинисом, Русланом Жарским, Игорем Манашеровым и другими. 

    С 2012 года преподает в Московском государственном колледже музыкального исполнительства имени Ф. Шопена. Дает мастер-классы. С 2014 года – ответственный секретарь жюри Фестиваля романтической музыки молодых музыкантов Москвы. Является членом Международной ассоциации творческих работников, а также членом-корреспондентом Русской академии наук и искусств. 

    Записал компакт-диск с произведениями Шопена, Рахманинова и Скрябина. Участвовал в записях «Нотных папок пианистов» (серия «Золотая фонотека педагогического репертуара»).