17 мая 2025, начало в 17:00
«Филармония-2». Виртуальный зал
схема проездаРежиссёр-постановщик – Мартин Кушей
Дирижёр – Ашер Фиш
Действующие
лица и исполнители:
Дон
Альваро – Йонас Кауфман
Дон
Карлос ди Варгас – Людовик Тезье
Донна
Леонора – Аня Хартерос
Прециозилла
– Надя Крастева
Маркиз
ди Калатрава / Отец-настоятель – Виталий Ковалёв
Фра
Мелитоне – Ренато Джиролами
Итальянский язык, русские субтитры
Запись спектакля, Германия, 2014
Продолжительность: 3 часа 9 минут с одним антрактом
Власть, месть и безысходность. Молодой Йонас Кауфман в эпической постановке на сцене Баварской оперы
В своей увлекательной интерпретации режиссёр Мартин Кушей отказывается от традиционной мысли исключительного главенства Судьбы в жизни героев. Он напоминает нам о том, что помимо рока, здесь присутствует и множество других Сил: ненависти, раскаяния, мести, расовых предрассудков. А фатум, как талантливый гроссмейстер, лишь двигает фигуры. Кушей смещает фокус повествования с подробностей классической любовной трагедии на более общие размышления о войне и религии как силах разрушения и угнетения и их влиянии на человечество. В этом отношении бас Виталий Ковалёв, исполняющий сразу две роли – отца Леоноры и аббата – тонко подчеркивает общую идею.
Однако причина, по которой эта постановка вызвала столько волнения, заключается в том, что Мюнхену удалось собрать лучший из доступных состав для исполнения Верди. Венчает его несравненная Аня Хартерос – возможно, лучшая Леонора нашего времени. Богатый, сливочный тембр делает её почти идеальной для великих лирических ролей Верди. Йонас Кауфман – бесподобный Альваро со времен Доминго и Каррераса. Его образ мачо очень хорошо подходит чванливости Альваро, а его тёмный, отполированный голос углубляет трагедию персонажа. Его дуэты с Доном Карлосом электризуют, не в последнюю очередь потому, что Людовик Тезье – поистине один из лучших баритонов Верди XXI века. Тезье удается сочетать красоту вокала с неумолимой, губительной одержимостью своего героя вопросами чести.
Ещё с их великолепного, имевшего грандиозный успех выступления в «Лоэнгрине» на сцене Баварской оперы Аню Хартерос и Йонаса Кауфмана стали называть лучшим в мире оперным дуэтом.
В этой опере Верди Хартерос и Кауфман играют двух влюблённых, которые отчаянно пытаются быть вместе, но силы судьбы всё время им препятствуют. В этих партиях они безупречны: «Никто из ныне живущих певиц не умеет умирать так красиво, играть с такой интенсивностью», как Хартерос (SZ). А Кауфмана «заслуженно называют уникальным, потому что нет другого тенора, способного так убедительно петь, играть и создавать образ» (Die Welt). Неудивительно, что Кауфмана и Хартерос на оперном фестивале в Мюнхене принимали «взрывами аплодисментов за новые вокальные вершины» (dpa).
В «Силе судьбы» Верди сочетает три темы, всегда имевшие первостепенное значение для истории человечества и не утратившие актуальности даже сейчас: классовое неравенство, расовые предрассудки и истерическое желание войны. Аристократке Леоноре, дочери маркиза, запрещают встречаться с её любимым, доном Альваро, так как тот – метис с примесью крови инков и поэтому не считается равным ей по социальному статусу. Третий элемент, агрессивный милитаризм и ужасы войны, изображён довольно весело и занимательно, по крайней мере, в подаче цыганки Прециозиллы. И в этом жестоком мире даже церковь не в силах помочь двоим отчаявшимся и разлучённым влюблённым. В «Силе судьбы» Верди создал передовой для своего времени шедевр как по форме, так и по содержанию.
Блистательным центром притяжения в спектакле стала Аня Хартерос: «эффект от её ангельского piano ошеломителен» (Münchner Merkur). Своим чудесным голосом и магнетической силой исполнения ей удалось достичь настоящего триумфа. Йонас Кауфман, в свою очередь, идеальный исполнитель роли дона Альваро. Французский баритон Людовик Тезье в партии дона Карлоса производит «драматическое и мрачное, фундаментальное впечатление» (Der Standard).
В этой внимательной, тщательно продуманной, психологической постановке Мартина Кушея хор Баварской оперы поёт «элегантно и точно». Баварский государственный оркестр под управлением Ашера Фиша отличался красивым и благородным звучанием, «подчёркивая изумительные детали» (FAZ). Первоклассный ансамбль завершают Виталий Ковалёв в двойной партии благородного Отца-настоятеля / Маркиза Калатравы и Надя Крастева в роли пламенной Прециозиллы. Настоящий подарок любителям оперы!