Михаил Левитин
— один из наиболее креативных деятелей современного российского искусства:
выдающийся режиссер, художественный руководитель московского театра «Эрмитаж»,
писатель, телеведущий.
Михаил Левитин родился в 1945 году в Одессе. В
1969 окончил режиссерский факультет ГИТИСа (курс Ю. А. Завадского).
Дипломный спектакль («О том, как господин Мокинпотт от своих
злосчастий избавился» Петера Вайса) поставил в Театре на Таганке.
М. Левитин ворвался в театр 60-х —
70-х годов как художник свободной фантазии, энергичный, изобретательный, легкий.
В те годы большой резонанс имели его постановки в Театре Советской Армии,
московском и рижском ТЮЗах, ленинградском Театре комедии.
В созданных и руководимых
Левитиным в 1970-е годы театральных студиях с ним сотрудничали многие актеры,
ставшие впоследствии звездами театра и кино: Михаил Филиппов, Лия Ахеджакова,
Всеволод Абдулов, Светлана Брагарник, Иван Дыховичный, Ольга Остроумова,
Альберт Филозов, Михаил Янушкевич.
С 1978 года Михаил Левитин —
режиссер, с 1987 — главный режиссер Московского Театра миниатюр, который в 1987
году получил свое нынешнее название: «Эрмитаж». С 1990 года М. Левитин —
его художественный руководитель. Первые спектакли, поставленные Левитиным, —
«Чехонте в Эрмитаже» и «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов»
резко изменили направление театра, расширили круг его зрителей, привлекли
к нему пристальное внимание людей культуры. «Хармс», сыгранный более 700
раз, до сих пор присутствует в репертуаре. Этот спектакль стал
не только театральным, но общекультурным событием: Левитин открыл для
сцены поэтику обэриутов: Хармса, Введенского, Олейникова. По его
инициативе и при участии театра были проведены Первый международный фестиваль
и научная конференция, посвященные обэриутам (1990).
К спектаклям-открытиям, в которых
концентрированно проявлены художественные предпочтения Левитина, относится
и «Нищий, или Смерть Занда» по неоконченной пьесе Юрия Олеши (1986). Целый
ряд спектаклей М. Левитин поставил по собственным пьесам и инсценировкам.
Из тех, что представлены в нынешнем репертуаре «Эрмитажа», — «Анатомический
театр инженера Евно Азефа», «Леокадия и десять бесстыдных сцен», «Изверг»,
«Снимок Бога», «Тайные записки тайного советника».
Театр Левитина — театр особенный,
авторский. Это театр режиссера-литератора, режиссера-писателя.
Под руководством Левитина театр
«Эрмитаж» гастролировал в США, Канаде, Италии, Швейцарии, Нидерландах,
Германии, Польше, Израиле, Уругвае, Колумбии, Кубе, Бразилии, Эквадоре.
В итальянской прессе «Эрмитаж» назвали «театром абсолютным»,
в швейцарской — «самым изысканным театральным коллективом России», а Департамент
латиноамериканских стран присвоил ему почетное звание «Театр Латинской
Америки».
В конце 1970-х Левитин
дебютировал как прозаик: в популярном еженедельнике «Неделя» был
опубликован рассказ «Итальянское счастье». Его рассказы, повести, очерки
появлялись в «Юности», «Октябре», «Неве», «Знамени», «Театре», «Театральной
жизни», «Вопросах театра». Он автор книг «Чужой спектакль», «Болеро», «Мой друг
верит», «Сплошное неприличие», «Еврейский бог в Париже», «Брат и благодетель»,
«Меня не было», «Школа клоунов», «Поганец Бах», «Лжесвидетель», «Богемная
трилогия». Левитин не раз номинировался на литературную премию «Букер». Особое
место в творчестве Левитина занимает вышедшая в 2009 году
в серии «ЖЗЛ» книга «Таиров»: роман-биография, полная драматизма история
жизни крупнейшего режиссера ХХ века.
На телеканале «Культура» Михаил
Левитин вел циклы авторских программ «...и другие» и «Счастливое
поколение».
Народный артист России, лауреат
Премии Москвы в области литературы и искусства.