Один из крупнейших представителей
отечественного послевоенного авангарда Николай Каретников родился в 1930 году в
Москве. Первоначальное музыкальное образование получил в Центральной
музыкальной школе при Московской консерватории, где обучался у Виссариона
Шебалина и Татьяны Николаевой. В 1953 году с отличием окончил Московскую
государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс Виссариона
Шебалина). Неофициально брал уроки у Филиппа Гершковича.
С конца 1950-х годов становится
убежденным последователем Новой венской школы, преданность которой сохранил на
всю жизнь, выработав собственный стиль. Одним из первых в послевоенной
отечественной музыке начал использовать додекафонию, а с середины 1960-х годов –
полистилистику и эклектику как осознанный творческий метод. Один из немногих
советских композиторов, сочинявших духовную музыку (продолжатель русской
православной хоровой традиции).
Известность композитору принесли
его ранние сочинения – оратория «Юлиус Фучик» (1953), балеты «Ванина Ванини»
(1962) и «Геологи» (1964), поставленные в Большом театре. Последующие
произведения, написанные в технике европейского модернизма, подверглись жесткой
критике со стороны Союза композиторов и в течение многих лет не исполнялись. Культивируя
независимость от ведущих течений музыкальной жизни СССР, композитор исключил из
своего портфеля почти все произведения, написанные до 1959 года, и признал
началом своего пути Третью симфонию (1959). С середины 1960-х до конца 1980-х
годов работал над операми «Тиль Уленшпигель» и «Мистерия апостола Павла». К
этому же периоду относятся Четвертая симфония, балет «Крошка Цахес по прозванию
Циннобер», Концерт для духовых, Камерная симфония, Струнный квартет и ряд
других камерных сочинений.
Академическая музыка Каретникова при
жизни автора исполнялась крайне редко. Однако он активно создавал музыку для
театральных постановок и кинофильмов (более 40 драматических спектаклей и 70
кино- и телефильмов). Среди наиболее известных работ – картины «Скверный
анекдот» (1966), «Бег» (1970) и «Легенда о Тиле» (1976) Александра Алова и
Владимира Наумова, «Прощай, шпана замоскворецкая...» Александра Панкратова
(1987), спектакли «Десять дней, которые потрясли мир» (1965, Театр на Таганке)
Юрия Любимова, «Заговор Фиеско в Генуе» (1977, Малый театр) Леонида Хейфица, телеспектакль
«Тевье-молочник» (1985) Сергея Евлахишвили.
В 1993 году композитор удостоен
почетного звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». Скончался
в 1994 году. Опубликовал две книги воспоминаний: «Темы с вариациями» (1990) и
«Готовность к бытию» (1992).
В последние годы жизни композитор
обращался к инструментальной и духовной музыке, оставив незаконченной Вторую
камерную симфонию, оркестровку последней части которой по авторским указаниям
завершил дирижер Игорь Блажков.