Немецкий
композитор, музыкальный теоретик и мыслитель, один из крупнейших представителей
послевоенного музыкального авангарда. Родился в 1928 году в городке Медрат
неподалеку от Кельна. В 1947-51 годах учился в Кельнской
высшей школе музыки. Сочинять начал с 1950 года, стал активным
участником Дармштадтских Международных
летних курсов новой музыки (где впоследствии преподавал в течение
многих лет). В 1952-53 занимался в Париже
у Мессиана
и работал в Студии «конкретной
музыки» Пьера Шеффера.
В 1953 году начал работу в Кельнской студии электронной музыки
Западногерманского Радио (впоследствии руководил ею в 1963-73 годах). В 1954-59
был одним из редакторов музыкального журнала «Ряд» (Die Reihe), посвященного
вопросам современной музыки. В 1963 году основал Кельнские курсы новой музыки и
до 1968 года занимал должность их художественного руководителя. В 1970-77 был
профессором композиции в Кельнской
высшей школе музыки.
В 1969 году
основал собственное «Издательство Штокхаузен» (Stockhausen Verlag), где
выпускал все свои новые партитуры, а также книги, записи, буклеты, проспекты и
программы. На Всемирной выставке в Осаке (1970), где Штокхаузен представлял
Западную Германию, для его электроакустического проекта Expo был выстроен
специальный павильон в форме шара. С 1970-х годов вел затворнический образ
жизни в окружении семьи и близких по духу музыкантов в городке Кюртен. Выступал
исполнителем собственных сочинений – как с симфоническими оркестрами, так и с
собственным «семейным» коллективом. Писал и издавал эссе о музыке, собранные
под общим названием «Тексты» (в 10 томах). С 1998 года в Кюртене каждое лето
проводятся Международные курсы
композиции и интерпретации музыки Штокхаузена. Композитор скончался 5
декабря 2007 года в Кюртене. Его именем названа одна из площадей города.
В творчестве
Штокхаузен пережил несколько поворотов. В начале 1950-х годов он обращается к
сериализму и пуантилизму. С середины 1950-х годов – к электронной и
«пространственной» музыке. Одним из высших его достижений этого периода стали
«Группы» (1957) для трех симфонических оркестров. Затем он стал развивать
«форму моментов» (Momentform)
– разновидность «открытой формы» (которую Булез называл алеаторикой). Если в
1950-х – начале 1960-х годов творчество Штокхаузена развивалось в духе
научно-технического прогрессизма той эпохи, то с середины 1960-х оно меняется
под влиянием эзотерических настроений. Композитор посвящает себя «интуитивной»
и «всемирной» музыке, где стремится к соединению музыкального и духовного
начал. Его продолжительные по времени композиции соединяют свойства ритуала и
перформанса, а «Мантра» для двух фортепиано (1970) строится по принципу
«универсальной формулы».
К периоду
«формульных композиций» Штокхаузена относится и грандиозный оперный цикл «Свет.
Семь дней недели» на символическо-космогонический сюжет, который автор создавал
с 1977 по 2003 гг. Общая продолжительность цикла из семи опер (с названиями
каждой по дням недели – отсылающими нас к образу семи дней Творения) занимает
почти 30 часов и превосходит вагнеровское «Кольцо нибелунга». Последним,
незавершенным творческим проектом Штокхаузена стал «Звук. 24 часа дня»
(2004-07) – 24 сочинения, каждое из которых должно исполняться в один из 24
часов суток. Еще одним важным жанром Штокхаузена стали его композиции для
фортепиано, которые он так и называл «фортепианные пьесы» (Klavierstücke). 19 сочинений под таким
названием, созданные начиная с 1952 по 2003 год, отражают все основные периоды
творчества композитора.
В 1974 году
Штокхаузен стал кавалером ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой
Германия», затем – командором Ордена искусств и литературы (Франция, 1985),
лауреатом Музыкальной премии Эрнста фон Сименса (1986), почетным доктором
Берлинского Свободного университета (1996), членом ряда зарубежных академий. В
1990 году Штокхаузен приезжал в СССР со своими музыкантами и акустической
аппаратурой в рамках юбилейного музыкального фестиваля к 40-летию ФРГ.