125 лет со дня рождения Сергея Прокофьева : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    125 лет со дня рождения
    Сергея Прокофьева

    23 апреля 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Денис Кожухин (фортепиано)
    Леонидас Кавакос (скрипка)
    Игорь Морозов (тенор)
    Симфонический оркестр Мариинского театра
    Валерий Гергиев, дирижёр

    Государственный хор 
    Московский областной филармонии 

    В программе:
    Прокофьев
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Симфония № 1 («Классическая»)
    Симфония № 2
    Концерт № 1 для скрипки с оркестром
    Кантата «Семеро их» для тенора, хора и оркестра
    Скифская сюита «Ала и Лоллий»

    12+

    Денис Кожухин

    Денис Кожухин родился в 1986 году в Горьком (Нижнем Новгороде) в семье музыкантов. Окончил Нижегородское музыкальное училище имени М. А. Балакирева (класс Натальи Фиш). В 2000–2007 гг. обучался в мадридской Высшей школе музыки королевы Софии (класс Дмитрия Башкирова и его ассистента Клаудио Мартинеса Менера). Совершенствовал мастерство в Фортепианной академии на озере Комо, где среди его наставников были Фу Тсонг, Станислав Юденич, Петер Франкл, Борис Берман, Чарльз Розен, Андреас Штайер; затем занимался с Кириллом Герштейном в Штутгарте и с Даниэлем Баренбоймом.

    Лауреат престижных международных состязаний, победитель конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе (2010). 

    Выступал в амстердамском зале Консертгебау, лондонском Уигмор-холле, венских Музикферайне и Концертхаусе, лейпцигском Гевандхаусе, мюнхенском Геркулес-зале, в Кёльнской и Берлинской филармониях, в берлинском Зале Пьера Булеза, роттердамском Де Дулен, парижском Театре Шатле, Аудиториуме Лувра, римской Национальной академии Санта-Чечилия, мадридской Национальной аудитории музыки, нью-йоркском Карнеги-холле и др. Участвовал в фестивалях BBC Proms в Лондоне, в Руре, Вербье, Рейнгау и др. 

    Играл в сопровождении крупнейших оркестров мира, среди которых лондонские Филармонический, Королевский филармонический, Симфонический и «Филармония», Королевский ливерпульский филармонический, амстердамский Королевский Консертгебау, Берлинская государственная капелла, Немецкий симфонический оркестр Берлина, симфонические оркестры Борнмута, Бамберга, Вены, Кадакеса, Филадельфии, Вашингтона, Чикаго, Сан-Франциско, Торонто, Венского, Франкфуртского и Северогерманского радио, японской корпорации NHK и южнокорейской телерадиокомпании KBS, Роттердамский, Льежский, Чешский и Израильский филармонические, Малеровский камерный, Национальный оркестр Франции, Миланский симфонический оркестр имени Джузеппе Верди, Национальный оркестр Капитолия Тулузы, Королевский Стокгольмский филармонический, Филармонический оркестр Осло, Стамбульский филармонический оркестр «Борусан», Московский государственный академический симфонический оркестр, оркестры Мариинского театра и Санкт-Петербургской филармонии и др. 

    Сотрудничал с известными дирижерами, такими как Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Валерий Гергиев, Саймон Рэттл, Василий Синайский, Юрий Темирканов, Владимир Юровский, Пааво и Кристиан Ярви, Якуб Груша, Яп ван Зведен, Эммануэль Кривин, Джанандреа Нозеда, Василий Петренко, Джошуа Вайлерштайн, Андрис Пога, Стефан Денев, Андрес Ороско-Эстрада, Рафаэль Пайяре. 

    В числе его партнеров по камерному ансамблю – Елена Башкирова, Михаэль Баренбойм, Леонидас Кавакос, Юлиан Рахлин, Вадим Репин, Вильде Франг, Жанин Янсен, Рено и Готье Капюсоны, Николас Альтштедт, Алиса Вайлерштайн, Пабло Феррандес, Юлиан Штекель, Эммануэль Паю, Йорг Видман, Радован Влаткович, Иерусалимский квартет, Квартет имени Павла Хааса и др. 

    В 2015 году артист заключил эксклюзивный контракт с лейблом PentaTone. Его первая запись – концерты Грига и Чайковского (№ 1) в сопровождении оркестра Берлинского радио под управлением Василия Синайского – была отмечена как «Выбор редактора» журнала Gramophone и названа «Диском месяца» журналами Fono Forum и Stereophone. В 2017 году вышел альбом фортепианной музыки Брамса, в 2018-м – концерты Равеля и Гершвина в сопровождении Оркестра Романской Швейцарии под управлением Казуки Ямады. Сольный альбом с «Песнями без слов» Мендельсона и «Лирическими пьесами» Грига (2019) получил статус «Альбома месяца» от редакции Gramophone, а также номинировался на немецкую премию Opus Klassik в двух категориях – «Лучшая сольная запись» и «Лучший инструменталист». В числе последних релизов – «Симфонические вариации» Франка с Люксембургским филармоническим оркестром под управлением Густаво Химено (2020).

    Леонидас Кавакос

    Леонидас Кавакос родился в 1967 году в Афинах. Обучался в Греческой консерватории у Стелиоса Кафантариса, совершенствовался у Джозефа Гингольда в Университете Индианы (Блумингтон, США) и у Ференца Радоша в Академии имени Ференца Листа (Будапешт). В 1985 году выиграл Международный конкурс имени Яна Сибелиуса в Хельсинки, в 1988 году – Наумбурговский конкурс в Нью-Йорке и Международный конкурс имени Никколо Паганини в Генуе, где был удостоен чести сыграть на знаменитой скрипке Il Cannone работы Гварнери «дель Джезу» (1743), принадлежавшей Паганини.

    Выступает как солист и дирижер со многими известными оркестрами, часто совмещая на сцене оба творческих амплуа. Среди коллективов, с которыми сотрудничал Кавакос, – Венский филармонический и Венский симфонический оркестры, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), Лондонский филармонический и Лондонский симфонический, Симфонический оркестр Баварского радио, Берлинский, Мюнхенский, Роттердамский, Нью-Йоркский, Израильский, Чешский филармонические, кёльнский Гюрцених-оркестр, Бамбергский симфонический, Будапештский фестивальный оркестр, оркестр Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, Национальный симфонический оркестр Дании, Королевский филармонический оркестр Стокгольма, оркестры Итальянского и Финского радио, Романдской Швейцарии, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Симфонический оркестр Сингапура, оркестры Сан-Франциско, Бостона, Вашингтона, Кливленда, Хьюстона, Камерный оркестр Европы. В 2007–2009 годах Леонидас Кавакос руководил оркестром Camerata Salzburg. 

    Его партнерами по сцене были Марис Янсонс, Кристоф Эшенбах, Зубин Мета, Даниэле Гатти, Герберт Блумстедт, Джанандреа Нозеда, Пааво Ярви, Стефан Денев, Майкл Тилсон Томас, Алан Гилберт, Дэниел Хардинг, Андрис Нелсонс, Юрий Темирканов, Владимир Юровский и другие знаменитые дирижеры. Летом 2019 года Кавакос дирижировал Фестивальным камерным оркестром на фестивале в Вербье и Бостонским симфоническим оркестром на Тэнглвудском фестивале. В качестве «звезды» (Artiste Etoile) Люцернского фестиваля выступал с оркестрами под управлением Янника Незе-Сегена, Валерия Гергиева и Андреса Ороско-Эстрады, а также дал сольный концерт с Юйцзя Ван. Среди недавних ангажементов артиста – концерты с Йо-Йо Ма и Эмануэлем Аксом в Карнеги-холле, с Симфоническим оркестром Сингапура и Филармоническим оркестром Сеула в ходе гастролей по Азии, с Филармоническим оркестром Радио Франс под управлением Филиппа Херревеге и Филармоническим оркестром Люксембурга (дирижер – Густаво Химено). 

    После победы на конкурсе в Хельсинки скрипач записал концерт Сибелиуса в двух версиях – оригинальной 1903 года (первая запись в истории) и финальной 1905 года с Симфоническим оркестром Лахти под управлением Осмо Вянскя (Bis, диск удостоен премии «Концерт года» от журнала Gramophone, 1991). Позднее выпустил под различными лейблами скрипичные концерты Берга, Хиндемита, Шумана, сонаты Изаи, 24 каприса Паганини, сочинения Баха, Крейслера, Равеля, Франка, Форе, Сен-Санса, Энеску и Стравинского. 

    В 2012 году артист подписал эксклюзивный контракт с фирмой Decca Classics, и его дебютный релиз – полное собрание скрипичных сонат Бетховена с пианистом Энрико Паче – принес Кавакосу премию ECHO Klassik в категории «Инструменталист года» (2013) и номинацию на премию «Грэмми». С 2018 года Кавакос – эксклюзивный артист компании Sony Classical, с которой ранее выпустил записи концертов Мендельсона (премия ECHO Klassik, 2009) и Моцарта с Camerata Salzburg, а также все трио Брамса с Йо-Йо Ма и Эмануэлем Аксом. Два последних релиза приурочены к 250-летию со дня рождения Бетховена: в 2019 году вышел диск с записью скрипичного концерта и септета (с Симфоническим оркестром Баварского радио); в 2020 году – все сонаты для скрипки и фортепиано (с Энрико Паче). 

    Кавакос много работает с молодыми музыкантами, ежегодно проводит мастер-классы для скрипачей и камерных ансамблей в Афинах. 

    Удостоен премии «Артист года» от журнала Gramophone (2014) и высшей музыкальной награды Дании – Премии Леони Соннинг (2017). Играет на скрипке Willemotte работы Антонио Страдивари (1734), владеет коллекцией скрипок известных современных мастеров.

    Игорь Морозов

    Игорь Морозов родился в 1990 году в Рязани. Окончил Московское хоровое училище имени А. В. Свешникова (2010) и Академию хорового искусства имени В.С.Попова (2016) по специальностям «хоровое дирижирование» и «академическое пение». Лауреат международных конкурсов, Общероссийского конкурса «Молодые дарования России»(2010, 2014). Обладатель премии Елены Образцовой «За яркое начало в искусстве». Номинировался на Российскую национальную музыкальную премию в категории «Вокалист года» (2016). Победитель Международного вокального конкурса «Хосе Каррерас Гран-при» (2021). Лауреат XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского и Национальной оперной премии «Онегин» (2023).

    В 2013 году дебютировал на театральной сцене, выступив в постановке оперы «Кавалер розы» Рихарда Штрауса на Исторической сцене Большого театра России под управлением Василия Синайского. В настоящее время – солист Московского театра «Геликон-опера» и приглашенный солист Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

    Выступал также на сценах Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, Красноярского театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского, Башкирского государственного театра оперы и балета, Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, Марийского государственного академического театра оперы и балета имени Э. Сапаева.

     С 2014 года исполняет ведущие партии в известнейших театрах мира, в числе которых Большой театр Лисео в Барселоне (Испания), Королевская опера в Стокгольме (Швеция), венский Театр ан-дер-Вин (Австрия), Театр Петруццелли в Бари (Италия), Хорватский национальный театр в Загребе, Королевский театр де ля Монне в Брюсселе (Бельгия), Муниципальный театр Сан-Паулу (Бразилия), Муниципальный театр Сантьяго (Чили), Национальная опера «Эстония», Опера Ниццы (Франция), Немецкая опера на Рейне (Германия), Латвийская национальная опера, Национальный театр оперы и балета имени Александра Спендиаряна в Ереване (Армения), Театр Биля/Золотурна (Швейцария).

    Сотрудничал с прославленными оркестрами и дирижерами, в числе которых Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Юрий Темирканов, Евгений Светланов, Александр Ведерников, Василий Синайский, Михаил Татарников, Владимир Юровский, Александр Сладковский, Юрий Башмет, Альберто Дзедда, Кристиан Тилеман, Саулюс Сондецкис, Ян Латам-Кёниг, Кен-Дэвид Мазур и другие.

    Принимал участие в записи оперных спектаклей для фонда телеканала «Россия-Культура»: «Демон» Рубинштейна (Синодал), «Евгений Онегин» Чайковского (Ленский), «Мазепа» Чайковского (Андрей), «Садко» Римского-Корсакова (заглавная роль), «Травиата» Верди (Альфред).

    Заслуженный артист Республики Башкортостан (2023).

    Симфонический оркестр Мариинского театра

    Информация предоставлена Пресс-службой Благотворительного фонда «Фонд Валерия Гергиева»

    Оркестр Мариинского театра – уникальный театральный коллектив, ведущий самостоятельную концертную деятельность, включенный в список 20 лучших оркестров мира по результатам опроса ведущих музыкальных критиков крупнейших изданий Европы, Америки и Азии (2008). Умение быстро осваивать новые сложнейшие партитуры, владение всеми жанрами симфонической музыки, гибкость при работе с разными дирижерами и солистами наряду с невероятно насыщенным гастрольным графиком делают петербургский коллектив самым универсальным оркестром в мире.

    История коллектива восходит к первому оркестру Санкт-Петербургской Императорской оперы и насчитывает более двухсот лет. У его истоков стояли Катерино Кавос, руководивший коллективом почти 50 лет, и Константин Лядов. Расцвет оркестра Мариинского театра пришелся на период руководства Эдуарда Направника, который расширил театральный репертуар более чем на 100 спектаклей и вывел оркестр на европейский уровень исполнительского мастерства. Эстафету Направника последовательно приняли выдающиеся дирижеры советского времени: Владимир Дранишников, Евгений Мравинский, начавший в нем свой творческий путь, Арий Пазовский, Сергей Ельцин, Борис Хайкин, Павел Фельдт, Константин Симеонов, Юрий Темирканов. 

    За всю историю оркестра за его пультом стояли Г. Берлиоз, Р. Вагнер, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Малер, Г. фон Бюлов, А. Шёнберг, О. Клемперер, А. Никиш, В. Менгельберг, Б. Вальтер, К. Клайбер. Оркестр Мариинского театра участвовал в бесчисленном количестве первых постановок отечественных, а также первых постановок на русской сцене зарубежных оперных и балетных спектаклей, среди которых оперы М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Серова, А. Рубинштейна, М. Мусоргского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, оперы и балеты П. Чайковского, С. Прокофьева, Дж. Россини, В. А. Моцарта, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Р. Вагнера, Р. Штрауса, Д. Обера, Дж. Мейербера, балеты Р. Дриго, Ч. Пуни, Б. Асафьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, В. Соловьева-Седого, А. Петрова

    В 1978 году в Мариинский (Кировский) театр на должность дирижера был приглашен Валерий Гергиев, возглавивший театр в 1996 году. С его приходом репертуар оркестра пополнился гигантским количеством оперных партитур и симфонической музыки и в настоящее время включает в себя все оперы Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга», все оперы Прокофьева и Шостаковича, значительную часть оперного наследия Римского-Корсакова и Чайковского, обе авторские редакции «Бориса Годунова» Мусоргского, оперы Р. Штрауса, Яначека, Моцарта, Пуччини, Доницетти, все симфонии Бетховена, Малера, Прокофьева, Шостаковича, произведения Стравинского, Мессиана, Дютийё, Хенце, Щедрина, Тищенко, Губайдулиной, Канчели, Каретникова и многих других композиторов. Обогащению репертуара и быстрому росту исполнительского уровня способствовали открытие уникального по своей акустике Концертного зала Мариинского театра (2006) и новой сцены Мариинского театра (2013).

    Несмотря на ежедневные выступления на трех театральных площадках, оркестру удается сохранять плотный гастрольный график. Под руководством Гергиева Мариинский оркестр выступает на крупнейших оперных сценах и в лучших концертных залах мира. Только за последний год оркестр представил масштабные гастрольные программы во Франции, Испании, на Тайване, в Китае, Италии, Японии, Германии, Австрии, Великобритании. Настоящими «Русскими сезонами» назвал Валерий Гергиев гастроли Мариинского театра в США в январе – феврале 2015 года, где артисты Мариинского оркестра представили программы, полностью составленные из произведений Мусоргского, Чайковского, Рахманинова,  Прокофьева, Шостаковича и  Щедрина.

    Валерий Гергиев

    Валерий Гергиев – ярчайший представитель петербургской дирижерской школы, ученик легендарного профессора Ильи Мусина. Еще студентом Ленинградской консерватории Гергиев одержал победу на конкурсе им. Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, после чего был приглашен в Кировский (ныне Мариинский) театр на место ассистента главного дирижера. Его дирижерским дебютом в театре 12 января 1978 года стала опера Сергея Прокофьева «Война и мир». В 1988 году Валерий Гергиев был избран музыкальным руководителем Мариинского театра, а в 1996-м – его художественным руководителем – директором (он принял руководство оркестром, оперной и балетной труппами). C декабря 2023 года Валерий Гергиев также генеральный директор Большого театра России и сопредседатель Союза театральных деятелей России по музыкальному направлению.

    С приходом Валерия Гергиева в Мариинский театр традицией стали крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. В рамках таких фестивалей звучали не только хорошо известные партитуры, но и редко исполнявшиеся – или вообще прежде не видевшие сцены – сочинения. Традиция юбилейных фестивалей продолжается и в XXI веке: празднованием 100-летия Шостаковича в 2006 году, 175-летия Чайковского в 2015-м, 125-летия Прокофьева в 2016-м, 175-летия Римского-Корсакова в 2019-м, 90-летия Щедрина в 2022-м.

    Усилиями маэстро Гергиева на сцену Мариинского театра вернулись оперы Рихарда Вагнера. В 1997 году прозвучал «Парсифаль», не видевший российской сцены более восьмидесяти лет, в 1999-м возрожден «Лоэнгрин», а к 2003-му целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». Это было первое после почти столетнего перерыва полное исполнение тетралогии на российской сцене и первое в России – на языке оригинала. Тетралогия с успехом шла на гастролях Мариинского театра в Москве, а также за границей – в США, Южной Корее, Японии, Великобритании и Испании. В репертуаре театра закрепились постановки «Тристана и Изольды» (2005) и «Летучего голландца» (1998, 2008).

    Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева вышел на новый уровень, освоив не только новые оперные и балетные партитуры, но и обширный симфонический репертуар – все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, Сибелиуса, Прокофьева, Шостаковича, сочинения Берлиоза, Брукнера, Римского-Корсакова, Р. Штрауса, Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Мессиана, Дютийё, Уствольской, Щедрина, Канчели и многих других композиторов.

    Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире. В 2006 году был открыт Концертный зал, в 2013-м – вторая сцена театра (Мариинский-2), с 1 января 2016 года у Мариинского театра появился филиал во Владивостоке (Приморская сцена), а с 2017-го – во Владикавказе. Среди других проектов Валерия Гергиева, реализованных в Мариинском театре, – организация медиавещания, проведение онлайн-трансляций концертов, создание звукозаписывающей студии. В 2009-м начал свою работу лейбл Mariinsky, на котором к настоящему моменту вышло уже более тридцати дисков, получивших признание критики и публики во всем мире: симфонии и фортепианные концерты Чайковского и Шостаковича, оперы Вагнера, Массне, Доницетти и целый ряд других произведений. На DVD выпущены записи сочинений Верди («Аттила»), Чайковского (симфонии), Римского-Корсакова («Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»), Р. Штрауса («Женщина без тени»), Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Игрок», «Семен Котко»), Щедрина («Левша»).

    На протяжении всех этих лет международная деятельность Валерия Гергиева была не менее насыщенна и активна, но сегодня маэстро полностью сконцентрирован на работе дома, в России, и прежде всего – в Мариинском театре. 

    В 1991 году маэстро дебютировал в Баварской государственной опере («Борис Годунов» Мусоргского), в 1993-м – в Ковент-Гардене («Евгений Онегин» Чайковского), в 1994-м – в Метрополитен-опере («Отелло» Верди с Пласидо Доминго в заглавной роли). Работал с Международным оркестром мира (которым руководил с 1997 года, после кончины основателя коллектива – Георга Шолти), с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), а также многими другими коллективами. С 1995 по 2008 год Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра (затем был почетным дирижером этого коллектива), с 2007 по 2015 год – Лондонского симфонического оркестра. В 2015–2022 годах маэстро возглавлял Мюнхенский филармонический оркестр, в 2018–2022 годах – Оркестр Музыкального фестиваля Вербье.

    Валерий Гергиев – основатель престижных международных фестивалей, в числе которых – «Звезды белых ночей» (1993), Московский Пасхальный фестиваль (2002), Гергиев-фестиваль в Роттердаме, Музыкальный фестиваль в Миккели (Финляндия), «360 градусов» в Мюнхене. С 2011-го он возглавляет оргкомитет Международного конкурса им. П. И. Чайковского. Валерий Гергиев уделяет огромное внимание работе с молодыми музыкантами. По его инициативе было возрождено Всероссийское хоровое общество, на базе которого создан Детский хор России, выступавший в Мариинском-2, Концертном зале Мариинского театра, Большом театре России и на закрытии XXII зимних Олимпийских игр в Сочи. С 2013 по 2022 год маэстро руководил Национальным молодежным оркестром США, регулярно выступал с молодежными оркестрами фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне, фестиваля в Вербье и Тихоокеанского музыкального фестиваля в Саппоро. С 2015 года в Мариинском театре проходит фестиваль «Мариинский NEXT», в котором участвуют детские и молодежные оркестры Санкт-Петербурга.

    Музыкальная и общественная деятельность Валерия Гергиева отмечена тремя Государственными премиями Российской Федерации (1993, 1998, 2015), званиями народного артиста Российской Федерации (1996) и Героя Труда (2013), орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени (2003, 2008), орденом Александра Невского (2016), премией Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства (2017), высокими государственными наградами Армении, Болгарии, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Франции, Японии.