125 лет со дня рождения Сергея Прокофьева : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонементы сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    125 лет со дня рождения
    Сергея Прокофьева

    23 апреля 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Денис Кожухин (фортепиано)
    Леонидас Кавакос (скрипка)
    Игорь Морозов (тенор)
    Симфонический оркестр Мариинского театра
    Дирижёр – Валерий Гергиев

    Государственный хор 
    Московский областной филармонии 

    В программе:
    Прокофьев
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Симфония № 1 («Классическая»)
    Симфония № 2
    Концерт № 1 для скрипки с оркестром
    Кантата «Семеро их» для тенора, хора и оркестра
    Скифская сюита «Ала и Лоллий»

    12+

    Леонидас Кавакос

    Леонидас Кавакос родился в 1967 году в Афинах. Обучался в Греческой консерватории у Стелиоса Кафантариса, затем в Индианском университете в Блумингтоне у Джозефа Гингольда и в Будапеште у Ференца Радоша.

    В 1985 году выиграл конкурс имени Яна Сибелиуса в Хельсинки, в 1988-м – конкурс имени Никколо Паганини в Генуе и Наумбурговский конкурс в США. Эти достижения принесли молодому скрипачу мировую славу, как и последовавшая вскоре запись – первая в истории – первоначальной редакции Концерта Сибелиуса, отмеченная премией журнала Gramophone (1991). Музыкант был удостоен чести сыграть на знаменитой скрипке Il Cannone работы Гварнери дель Джезу (1743), принадлежавшей Паганини.

    Кавакос выступал как солист со многими известными оркестрами и выдающимися дирижерами, в числе которых Саймон Рэттл, Марис Янсонс, Валерий Гергиев, Риккардо Шайи, Юрий Темирканов, Джанандреа Нозеда, Владимир Юровский, Александр Сладковский, Юкка-Пекка Сарасте, Пааво Ярви, Дэниел Хардинг, Густаво Химено, Робин Тиччиати и др. Неоднократно становился приглашенным артистом сезона (artist in residence) ведущих оркестров, в сезоне 2018/19 – приглашенный артист Симфонического оркестра Баварского радио. В числе других ангажементов сезона – концерты с Венским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), Лондонским симфоническим оркестром, Филармоническим оркестром Радио Франс, Израильским филармоническим оркестром и Симфоническим оркестром Сан-Франциско, а также турне по Китаю. 

    Леонидас Кавакос также ведет активную концертную деятельность как дирижер, сотрудничая с лучшими коллективами мира. В 2007–2009 гг. он руководил оркестром Camerata Salzburg. В недавнем времени выступал за дирижерским пультом симфонических оркестров Лондона, Вены, Бостона, Хьюстона, Далласа, театра Ла Фениче в Венеции, Романдской Швейцарии, Датского радио, Академии Санта-Чечилия в Риме, фестиваля «Флорентийский музыкальный май», Нью-Йоркского филармонического оркестра, Немецкого симфонического оркестра (Берлин), Гюрцених-оркестра (Кёльн).

    В 2012 году музыкант подписал эксклюзивный контракт с фирмой звукозаписи Decca Classics. Дебютный релиз – полное собрание скрипичных сонат Бетховена с Энрико Паче – принес Кавакосу премию ECHO Klassik в категории «Инструменталист года» (2013), а также номинацию на премию Grammy. В дальнейшем им были записаны Скрипичный концерт Брамса с оркестром лейпцигского Гевандхауса под управлением Риккардо Шайи, скрипичные сонаты Брамса с Ван Юйцзя. С 2018 года Кавакос – эксклюзивный артист Sony Classical. Под этим лейблом он в разные годы выпустил концерты Мендельсона (премия ECHO Klassik, 2009) и Моцарта с Camerata Salzburg, концерт Бетховена с оркестром Баварского радио, все трио Брамса с Йо-Йо Ма и Эммануэлем Аксом. В ближайшее время планируется выход всех сонат и партит для скрипки соло И. С. Баха. 

    В 2014 году скрипач получил премию Gramophone и был назван «артистом года». В 2017 году ему была присуждена высшая музыкальная награда Дании – Премия Леони Соннинг, которой прежде были удостоены Игорь Стравинский, Леонард Бернстайн, Бенджамин Бриттен, Артур Рубинштейн, Иегуди Менухин, Дмитрий Шостакович, Мстислав Ростропович, Пьер Булез и другие выдающиеся музыканты. 

    Леонидас Кавакос глубоко изучает искусство изготовления скрипок и смычков, является обладателем эксклюзивной коллекции. В настоящее время играет на скрипке Willemotte работы Антонио Страдивари (1734).

    Игорь Морозов

    Родился в 1990 году в Рязани. Окончил Московское хоровое училище имени А. В. Свешникова (2010) и Академию хорового искусства имени В. С. Попова (2016) по специальностям «хоровое дирижирование» и «академическое пение». Лауреат международных конкурсов, Общероссийского конкурса «Молодые дарования России». Обладатель премии Елены Образцовой «За яркое начало в искусстве». Номинировался на Российскую национальную музыкальную премию в категории «Вокалист года» (2016).

    В 2013 году дебютировал на оперной сцене, выступив в постановке оперы «Кавалер розы» Рихарда Штрауса на Исторической сцене Большого театра России под управлением Василия Синайского. В настоящее время – солист театра «Геликон-опера». 

    В качестве приглашенного артиста сотрудничал с Российским национальным оркестром, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, дирижерами Альберто Дзеддой, Михаилом Плетнёвым, Владимиром Юровским, Марко Замбелли, Александром Ведерниковым. Участвовал в исполнении опер «Алеко» Рахманинова, «Саломея» Рихарда Штрауса, «Анна Болейн» Доницетти, «Эрмиона» Россини, «Демон» Рубинштейна. Спел сольные партии в Реквиемах Моцарта и Сен-Санса, в «Пинежском сказании о дуэли и смерти Пушкина» Леонида Десятникова. 

    В 2016 году дебютировал в Национальной опере «Эстония», Хорватском национальном театре, Муниципальном театре Сан-Паулу, Королевском театре де ла Монне в Брюсселе, в амстердамском зале Консертгебау. В 2017 году впервые выступил в Оперном театре Ниццы и Муниципальном театре Сантьяго (в 2020 году вернется на эту сцену для участия в постановке оперы «Огненный ангел» Прокофьева). Весной 2018 года пел в опере «Демон» Рубинштейна в Барселоне. 

    Участвовал в видеозаписях спектаклей «Геликон-оперы» в фонд телеканала «Культура»: «Садко» Римского-Корсакова (заглавная партия) и «Евгений Онегин» Чайковского (Ленский).

    Симфонический оркестр Мариинского театра

    Информация предоставлена пресс-службой Пасхального фестиваля

    Оркестр Мариинского театра – уникальный театральный коллектив, ведущий самостоятельную концертную деятельность, включенный в список 20 лучших оркестров мира по результатам опроса ведущих музыкальных критиков крупнейших изданий Европы, Америки и Азии (2008). Умение быстро осваивать новые сложнейшие партитуры, владение всеми жанрами симфонической музыки, гибкость при работе с разными дирижерами и солистами наряду с невероятно насыщенным гастрольным графиком делают петербургский коллектив самым универсальным оркестром в мире.

    История коллектива восходит к первому оркестру Санкт-Петербургской Императорской оперы и насчитывает более двухсот лет. У его истоков стояли Катерино Кавос, руководивший коллективом почти 50 лет, и Константин Лядов. Расцвет оркестра Мариинского театра пришелся на период руководства Эдуарда Направника, который расширил театральный репертуар более чем на 100 спектаклей и вывел оркестр на европейский уровень исполнительского мастерства. Эстафету Направника последовательно приняли выдающиеся дирижеры советского времени: Владимир Дранишников, Евгений Мравинский, начавший в нем свой творческий путь, Арий Пазовский, Сергей Ельцин, Борис Хайкин, Павел Фельдт, Константин Симеонов, Юрий Темирканов. 

    За всю историю оркестра за его пультом стояли Г. Берлиоз, Р. Вагнер, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Малер, Г. фон Бюлов, А. Шёнберг, О. Клемперер, А. Никиш, В. Менгельберг, Б. Вальтер, К. Клайбер. Оркестр Мариинского театра участвовал в бесчисленном количестве первых постановок отечественных, а также первых постановок на русской сцене зарубежных оперных и балетных спектаклей, среди которых оперы М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Серова, А. Рубинштейна, М. Мусоргского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, оперы и балеты П. Чайковского, С. Прокофьева, Дж. Россини, В. А. Моцарта, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Р. Вагнера, Р. Штрауса, Д. Обера, Дж. Мейербера, балеты Р. Дриго, Ч. Пуни, Б. Асафьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, В. Соловьева-Седого, А. Петрова

    В 1978 году в Мариинский (Кировский) театр на должность дирижера был приглашен Валерий Гергиев, возглавивший театр в 1996 году. С его приходом репертуар оркестра пополнился гигантским количеством оперных партитур и симфонической музыки и в настоящее время включает в себя все оперы Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга», все оперы Прокофьева и Шостаковича, значительную часть оперного наследия Римского-Корсакова и Чайковского, обе авторские редакции «Бориса Годунова» Мусоргского, оперы Р. Штрауса, Яначека, Моцарта, Пуччини, Доницетти, все симфонии Бетховена, Малера, Прокофьева, Шостаковича, произведения Стравинского, Мессиана, Дютийё, Хенце, Щедрина, Тищенко, Губайдулиной, Канчели, Каретникова и многих других композиторов. Обогащению репертуара и быстрому росту исполнительского уровня способствовали открытие уникального по своей акустике Концертного зала Мариинского театра (2006) и новой сцены Мариинского театра (2013).

    Несмотря на ежедневные выступления на трех театральных площадках, оркестру удается сохранять плотный гастрольный график. Под руководством Гергиева Мариинский оркестр выступает на крупнейших оперных сценах и в лучших концертных залах мира. Только за последний год оркестр представил масштабные гастрольные программы во Франции, Испании, на Тайване, в Китае, Италии, Японии, Германии, Австрии, Великобритании. Настоящими «Русскими сезонами» назвал Валерий Гергиев гастроли Мариинского театра в США в январе – феврале 2015 года, где артисты Мариинского оркестра представили программы, полностью составленные из произведений Мусоргского, Чайковского, Рахманинова,  Прокофьева, Шостаковича и  Щедрина.

    Валерий Гергиев

    Искусство Валерия Гергиева востребовано во всем мире. Маэстро – ярчайший представитель петербургской дирижерской школы, ученик легендарного профессора Ильи Мусина. Еще студентом Ленинградской консерватории Гергиев одержал победу на конкурсе имени Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, после чего был приглашен в Кировский (ныне Мариинский) театр на место ассистента главного дирижера. Его дебютом в театре стала «Война и мир» Прокофьева (1978). В 1988 году Гергиев был избран музыкальным руководителем Мариинского театра, в 1996 стал его художественным руководителем-директором, приняв руководство оркестром, оперной и балетной труппой.

    С приходом Валерия Гергиева в театр традицией стали крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. В 1989 году прошел фестиваль, посвященный 150-летию Мусоргского, в 1990-м – 150-летию Чайковского, в 1991-м – 100-летию Прокофьева, в 1994-м – 150-летию Римского-Корсакова. В программах фестивалей звучали не только хорошо известные партитуры, но и редко исполнявшиеся или вообще прежде не звучавшие сочинения. Традиция юбилейных фестивалей продолжается и в XXI веке празднованием 100-летия Шостаковича в 2006 году, 175-летия Чайковского в 2015-м, 125-летия Прокофьева – в 2016-м. 

    Усилиями маэстро Гергиева на сцену Мариинского театра вернулись оперы Вагнера. В 1997 году прозвучал «Парсифаль», не видевший российской сцены более 80 лет, в 1999мвозрожден «Лоэнгрин», а к 2003 целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». Это было первое после почти столетнего перерыва полное исполнение «Кольца» на российской сцене и первое в России – на языке оригинала. Тетралогия с успехом шла на гастролях Мариинского театра в Москве, а также за границей – в США, Южной Корее, Японии, Великобритании и Испании. В репертуаре театра закрепились постановки «Тристана и Изольды» (2005) и «Летучего голландца» (1998, 2008). Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Гергиева вышел на новый уровень, освоив не только новые оперные и балетные партитуры, но и обширный симфонический репертуар – все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, Сибелиуса, Прокофьева, Шостаковича, сочинения Берлиоза, Брукнера, Римского-Корсакова, Р. Штрауса, Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Мессиана, Дютийё, Уствольской, Щедрина, Канчели и многих других композиторов. 

    Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире. В 2006 году открыт Концертный зал, в 2013 году – вторая сцена театра (Мариинский-2). С 1 января 2016 года у Мариинского театра появился филиал во Владивостоке – Приморская сцена, а с апреля 2017– во Владикавказе: Национальный государственный театр оперы и балета Республики Северная Осетия – Алания и Северо-Осетинская государственная академическая филармония. Среди проектов Гергиева, реализованных в Мариинском театре – организация медиавещания, проведение онлайн-трансляций концертов, создание звукозаписывающей студии. В 2009 начал свою работу лейбл «Мариинский», на котором к настоящему моменту вышло уже более 30 дисков, получивших признание критики и публики во всем мире: симфонии и фортепианные концерты Чайковского и Шостаковича, оперы Вагнера, Массне, Доницетти и целый ряд других произведений. Записи балетов Прокофьева «Ромео и Джульетта» и «Золушка» и оперы «Игрок» выпущены на DVD. 

    Международная деятельность Валерия Гергиева не менее насыщенна и активна. Дебютировав в 1992 году в Баварской государственной опере («Борис Годунов» Мусоргского), в 1993 – в Ковент-Гардене («Евгений Онегин» Чайковского), в 1994 – в Метрополитен-опере («Отелло» Верди с Пласидо Доминго в заглавной роли), маэстро успешно продолжает сотрудничать с ведущими 

    оперными театрами и фестивалями мира. Он работает со Всемирным оркестром мира (которым руководит с 1997 года после кончины основателя коллектива Георга Шолти), с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), а также многими другими коллективами. С 1995 по 2008 год Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра (сегодня – почетный дирижер коллектива), с 2007 по 2015 – Лондонского симфонического оркестра. С осени 2015 года маэстро возглавляет Мюнхенский филармонический оркестр. 

    Валерий Гергиев – основатель и руководитель престижных международных фестивалей, в числе которых «Звезды белых ночей» (c 1993), Московский Пасхальный фестиваль (c 2002), «Гергиев-фестиваль» в Роттердаме, фестиваль в Миккели, «360 градусов» в Мюнхене. С 2011 он возглавляет оргкомитет международного конкурса имени Чайковского. Гергиев уделяет огромное внимание работе с молодыми музыкантами. По его инициативе возрождено Всероссийское хоровое общество, на базе которого создан Детский хор России, выступавший в Мариинском-2, Большом театре и на закрытии XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. С 2013 года маэстро руководит Национальным молодежным оркестром США, регулярно выступает с молодежными оркестрами фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне, фестиваля в Вербье и Тихоокеанского музыкального фестиваля в Саппоро. С 2015 года в Мариинском театре проходит ежегодный фестиваль «Мариинский NEXT», в котором участвуют детские и молодежные оркестры Санкт-Петербурга. 

    Музыкальная и общественная деятельность Валерия Гергиева отмечена тремя Государственными премиями Российской Федерации (1993, 1998, 2015), званиями Народного артиста Российской Федерации (1996) и Героя Труда (2013), орденом Александра Невского (2016), высокими государственными наградами Армении, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Франции, Японии.