К музыке. Пятикратный обладатель премии «Грэмми», лауреат премии «Оскар» Джон Корильяно. Юбилейный концерт в честь 80-летия композитора : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    К музыке.
    Пятикратный обладатель
    премии «Грэмми»,
    лауреат премии «Оскар»
    Джон Корильяно. Юбилейный концерт
    в честь 80-летия композитора

    14 марта 2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    специальный гость концерта — лауреат премий «Грэмми» и «Оскар», композитор Джон Корильяно
    Омский академический симфонический оркестр
    Дмитрий Васильев, дирижёр
    Иван Почекин (скрипка)
    Московский Ансамбль Современной Музыки / МАСМ
    В программе:
    Корильяно
    «К музыке» – пьеса для оркестра
    «Красная скрипка» – Концерт для скрипки с оркестром
    Симфония № 1

    12+

    14 марта в Концертном зале имени Чайковского состоится беспрецедентное событие. Джон Корильяно, один из крупнейших современных композиторов, выйдет на столичную сцену, чтобы поприветствовать публику и музыкантов, подготовивших программу к его юбилею. Корильяно приезжает в Россию по приглашению Московской филармонии, продолжающей знакомить слушателей с ключевыми фигурами музыки нашего времени и лучшими ее образцами. 16 февраля Джону Корильяно исполняется 80 лет.

    Джон Корильяно – идеальный пример современного композитора, сочетающего академичность с доступностью. Маэстро считает себя наследником таких мэтров американской музыки, как Сэмюэл Барбер, Аарон Копланд, Леонард Бернстайн, говорит также о влиянии Кшиштофа Пендерецкого, но подчеркивает, что его творческими приоритетами остаются романтическое чувство и мелодичность. Благодаря этому Корильяно уже несколько десятилетий остается одним из наиболее успешным композиторов нашего времени. Среди его многочисленных наград – пять «Грэмми», «Оскар», Пулитцеровская премия, а также премия Гравемайера: Витольд Лютославский, Дьёрдь Лигети, Пьер Булез, Джон Адамс, Кайя Саариахо, Луи Андриссен – вот лишь немногие из ее лауреатов.

    Джон Корильяно родился 16 февраля 1938 года в Нью-Йорке. Его отец на протяжении почти четверти века был концертмейстером Нью-Йоркского филармонического оркестра – коллектива, сыгравшего в жизни Корильяно важную роль: в молодости будущий композитор работал был ассистентом продюсера знаменитых «Концертов для молодежи» Леонарда Бернстайна. Позже Бернстайн за пультом Нью-Йоркского филармонического представил премьеру Кларнетового концерта Корильяно, посвященного Бернстайну и солисту Стэнли Дракеру. Среди исполнителей музыки Корильяно также скрипач Джошуа Белл, виолончелист Йо-Йо Ма, флейтист Джеймс Голуэй, кларнетист Майкл Коллинз, перкуссионисты Эвелин Гленни, Мартин Грубингер, Колин Карри, дирижеры Георг Шолти, Курт Мазур, Зубин Мета, Даниэль Баренбойм, Марин Олсоп, Леонард Слаткин, Джеймс Конлон и многие другие.

    Единственная опера Корильяно «Призраки Версаля» написана для Метрополитен-опера к 100-летию театра. К моменту заказа театр давно не ставил новых опер; музыкальный руководитель «Мет» Джеймс Левайн настоял на том, чтобы сделать юбилейный заказ композитору, прежде не писавшему опер. Премьеру ждали в 1983 году, но опера была закончена четыре года спустя и впервые поставлена в 1981. Созданная по мотивам пьесы Бомарше «Преступная мать», она имела блестящий успех, а публика записывалась в «лист ожидания на лист ожидания». В этой фантасмагории встречаются король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта, а также сам Бомарше и его герои. Среди участников премьеры были Рене Флеминг и Тереза Стратас, впоследствии опера неоднократно ставилась в Америке и к 2015 году добралась до Западного побережья; год назад ее новая запись получила две премии «Грэмми». В настоящее время Корильяно работает над второй оперой, обещая, что она будет совсем другой.

    Корильяно также автор трех симфоний. Первая создана в 1991 для Чикагского симфонического оркестра, композитором-резидентом которого Корильяно был в те годы, и посвящена памяти его друзей, умерших от СПИДа. Симфония исполнялась по всему миру и принесла композитору ряд наград. В 2005 году Корильяно написал для скрипача Джошуа Белла концерт «Красная скрипка» на основе музыки к одноименному фильму (в 1999 удостоенного «Оскара» за лучшую работу композитора), остающийся одним из наиболее исполняемых его сочинений.

    По заказу XIV Конкурса имени Чайковского (2011) Корильяно создал пьесу STOMP для скрипки соло, исполнявшуюся в качестве обязательного произведения. В России неоднократно звучали такие сочинения Корильяно, как Вторая симфония, «Вояж» для флейты и струнных, Соната для скрипки и фортепиано, каприсы из сюиты «Красная скрипка», а также Концерт-фантазия для флейты с оркестром «Повелитель крыс». В 2014 году в Омске его исполнял Омский академический симфонический оркестр; теперь он представляет монографическую программу к 80-летию композитора, в которой также участвуют скрипач Иван Почекин и солисты Московского Ансамбля Современной Музыки.

    «Россия представляется мне интересной страной, – говорил Джон Корильяно в интервью накануне юбилея. – Все исполнения моей музыки в России, что я слышал, были очень страстными, осмысленными, неравнодушными. Ваша публика очень заинтересована в том, чтобы узнавать новое, и очень благодарно реагирует. Это будет мой четвертый приезд в Москву, которую я очень люблю, она мне напоминает Нью-Йорк многими своими чертами. Как и там, жизнь здесь кипит, люди ведут себя и одеваются очень свободно. И я чувствую себя как дома, хотя и не знаю русского». 

    В преддверии юбилея композитор Джон Корильяно дал эксклюзивное интервью для нашего сайта (читать интервью)

    Омский академический симфонический оркестр

    Омский академический симфонический оркестр создан в 1966 году по инициативе Семёна Когана, остававшегося во главе коллектива более 10 лет. С 1978 года оркестром руководил Виктор Тиц, в 1992–2004 гг. – заслуженный деятель искусств России Евгений Шестаков, в 2005–2009 гг. – заслуженный артист России Евгений Самойлов, который пригласил на пост главного дирижера Дмитрия Васильева. С 2009 года Дмитрий Васильев руководит коллективом. 

    В разные годы оркестр возглавляли также дирижеры Андрей Чистяков, Николай Дядюра, Виктор Барсов, Вальтер Мнацаканов; с ним работали Лео Гинзбург, Вероника Дударова, Арнольд Кац, Фуат Мансуров, Юрий Николаевский, Марк Паверман, Геннадий Проваторов, Натан Рахлин, Александр Скульский, Абрам Стасевич, Эмин Хачатурян, Карл Элиасберг, Владимир Вербицкий, Марк Кадин, Леонид Корчмар, Дмитрий Лисс, Фабио Мастранджело, Лев Морозовский, Владимир Рылов, Юрий Темирканов.

    В числе выступавших с Омским АСО солистов – Дмитрий Башкиров, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Даниил Шафран, Пьер Амойяль, Борис Березовский, Элисо Вирсаладзе, Хибла Герзмава, Александр Гиндин, Татьяна Гринденко, Наталия Гутман, Питер Донохоу, Лиана Исакадзе, Фредди Кемпф, Владимир Маторин, Денис Мацуев, Михаил Плетнёв, Вадим Репин, Саяка Сёдзи, Сергей Стадлер, Виктор Третьяков, Алексей Уткин, Дмитрий Хворостовский, Аркадий Шилклопер.

    Коллектив – победитель Всероссийского смотра-конкурса симфонических оркестров 1984 года. В 1996 году ему присвоено почетное звание «Академический». В 2021 году ОАСО стал победителем программы Союза композиторов России «Ноты и квоты» (в номинации для симфонического оркестра или хора), в рамках которой было заказано и впервые исполнено сочинение Алексея Сысоева «Вариации и аплодисменты».

    С первых лет существования оркестр успешно гастролирует: в 1970 году он впервые совершил поездку по городам Советского Союза, в 1994 году выехал за рубеж, дав около 40 концертов в крупнейших городах Италии. Коллектив также выступал в Германии, Австрии, Испании, Португалии, Марокко, Китае, США.

    Омский оркестр постоянно выступает на крупнейших отечественных сценах. В числе событий последних лет – участие в программе абонемента Московской филармонии «Симфонические оркестры России» в Концертном зале имени П. И. Чайковского (2008); IV Фестивале симфонических оркестров мира в Колонном зале Дома союзов (2009); I Симфоническом форуме России в Большом зале Свердловской филармонии (2010); в программе абонемента Мариинского театра «Приглашенные оркестры – Восток», где коллектив представил российскую премьеру сочинения Вайнберга (2015); гастроли, приуроченные к 50-летию основания оркестра (2016/17), в Концертном зале Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве, залах Удмуртской и Татарской филармоний (в Ижевске и Казани); программа к 80-летию Джона Корильяно в Зале Чайковского, где состоялись российские премьеры произведений композитора (2018).

    Значительное внимание в репертуарной политике оркестра уделяется музыке современных авторов. С 1975 года Омский АСО принимал участие в фестивалях Союза композиторов СССР. С 2008 года по инициативе Дмитрия Васильева в Омской филармонии проводится Фестиваль Новой музыки, где прозвучали сочинения Альфреда Шнитке, Алемандра Караманова, Михаила Броннера, Софии Губайдулиной, Адама Клоцека, Юрия Козулина, Ефрема Подгайца, Ильи Хейфеца, Александра Чайковского, Толибхона Шахиди и др. В 2018 году коллектив принял участие в программах Всероссийского конкурса сочинений молодых композиторов для симфонического оркестра «Другое пространство», представив премьеры сочинений Артура Вабеля и Дарьи Звездиной.

    В 2020 году в Омской филармонии состоялась мировая премьера Седьмой («Карантинной») симфонии Александра Чайковского, через год лондонский лейбл Toccata Classicsвыпустил диск с Третьей и Седьмой симфониями композитора. Известный британский музыкальный критик и писатель Норман Лебрехт назвал эту пластинку «Альбомом недели» (ранее этот статус получил в 2014 году диск Омского АСО с Симфонией № 21, «Кадиш», Вайнберга).

    В течение последних лет (2018–2022) Омский академический симфонический оркестр осуществил множество мировых премьер. В числе авторов – Гай Бакос, Юлиус Биттнер, Артур Вабель, Ольга Викторова, Антуан Виллеже, Григорий Зайцев, Дарья Звездина, Сергей Прокудин-Лемешев, Егор Летов и Григорий Вевер, Антон Рубцов, Никита Сухих, Алексей Сысоев, Александр Хубеев, Александр Чайковский, Виссарион Шебалин, Стив Элкок и др. Коллектив представил российские премьеры произведений Энди Акихо, Карла Дженкинса, Джона Корильяно, Дмитрия Курляндского, Александра Чайковского, Беньямина Юсупова.

    Особое внимание руководство оркестра уделяет детским и образовательным программам. В рамках абонементов «Музыкальный экспресс» и «Волшебный сундучок» музыканты готовят проекты с молодежным театром «Третий круг» и студией песочной анимации «Пески времени». Совместно с Детской филармонией Омский симфонический оркестр проводит областной конкурс «Солист оркестра», в котором принимают участие ученики музыкальных школ – вокалисты, исполнители на фортепиано, струнных, духовых и ударных инструментах. Победители выступают на большой сцене с ОАСО. В содружестве с Детской филармонией и Международным благотворительным фондом Владимира Спивакова оркестр готовит проект «Музыкальный мост “Москва – Омск”». Также оркестр принимал участие в Международном конкурсе скрипачей имени Ю. И. Янкелевича (почетный президент – Владимир Спиваков).

    Записи Омского АСО выходили под лейблами Danacord, Universal, Handel Classic Audio, Toccata Classics. Коллектив открыт разным музыкальным стилям: так, в 2015 году издательство ArtBeat Musicпод руководством Алексея Козлова выпустило компакт-диск и виниловый диск с программой Symphonic Tribute to “Yes”, записанной Омским академическим симфоническим оркестром и Аркадием Шилклопером. 

    В 2006 году в Омской филармонии была учреждена премия С. А. Когана (1928–2016), которую основатель оркестра ежегодно вручал одному из артистов ОАСО за исполнительское мастерство и вклад в становление и развитие коллектива.

    Дмитрий Васильев

    Дмитрий Васильев родился в 1972 году в Приморском крае. Обучался в Ростовской и Нижегородской консерваториях, затем совершенствовал мастерство по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» у профессора Александра Скульского в ассистентуре-стажировке Нижегородской консерватории (1996–1999), а также на мастер-классах Александра Ведерникова (1996–1997) и Владимира Зивы (2000) в Москве. Награжден дипломом IV Международного конкурса имени С. С. Прокофьева в Санкт-Петербурге (2003).

    В 1997 году под руководством Дмитрия Васильева был создан Тамбовский симфонический оркестр, главным дирижером которого он оставался до 2005 года. В 2003–2005 гг. – главный приглашенный дирижер Сочинского симфонического оркестра. С 2005 года – главный дирижер, с 2009 года – художественный руководитель и главный дирижер Омского академического симфонического оркестра.

    Дирижер представил мировые премьеры сочинений Софии Губайдулиной, Мечисава Вайнберга, Алемандра Караманова, Виссариона Шебалина, Ефрема Подгайца, Михаила Броннера, Ильи Хейфеца, Антона Танонова, Андрея Тихомирова, Толибхона Шахиди, Филипа Спрэтли, Александра Хубеева, Ольги Викторовой, российские премьеры произведений Александра Чайковского, Филипа Гласса, Джона Корильяно, Карла Дженкинса, Джона Адамса, Кристофера Роуза, Дмитрия Курляндского, Беньямина Юсупова, Эдуарда Тубина, Чарльза Стэнфорда и др. 

    Был инициатором и руководителем ряда программ, в числе которых Фестиваль Новой музыки, фестиваль «Белая симфония», программа на открытом воздухе в формате нон-стоп «Симфопарк», конкурс юных музыкантов «Солист оркестра» на лучшее исполнение произведения с оркестром. Под управлением Васильева коллектив участвовал в IV Фестивале симфонических оркестров мира в Москве (2009), I и V Симфоническом форуме России в Екатеринбурге (2010, 2018), Фестивале симфонических оркестров Сибири в Красноярске (2019). Маэстро и оркестр постоянно выступают в обеих российских музыкальных столицах – в Концертном зале Мариинского театра, Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве, Колонном зале Дома Союзов, концертном зале «Зарядье».

    Под руководством Дмитрия Васильева оркестр неоднократно гастролировал по России, в последние годы выступал в Италии и Китае; записал на диски сюиты Шебалина, симфонии №№ 21 и 22 Вайнберга, симфонии №№ 3 и 7 А. Чайковского, премьеры произведений Филипа Спрэтли, Стива Элкока, Вольдемара Баргиля, Юлиуса Биттнера (Toccata Classics) и др. 

    Дмитрий Васильев сотрудничал со многими известными российскими и зарубежными коллективами, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Национальный филармонический оркестр России, Московский государственный академический симфонический оркестр, оркестры Московской, Нижегородской, Северо-Кавказской, Саратовской, Карельской и Белгородской филармоний, Ростовский, Воронежский, Томский, Дальневосточный (Хабаровск) академические симфонические оркестры, Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский», Тихоокеанский симфонический оркестр во Владивостоке, Государственная академическая симфоническая капелла России, Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова, Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова и др.

    За рубежом выступал с оркестрами Италии, Израиля, Польши, Южной Кореи, Китая. В числе его партнеров по сцене – пианисты Марк-Андре Амлен, Элисо Вирсаладзе, Валерий Гроховский, Фредди Кемпф, Даниил Крамер, Денис Мацуев, Даниил Трифонов, скрипачи Вадим Репин, Саяка Сёдзи, виолончелист Миша Майский, трубач Сергей Накаряков, певцы Хибла Герзмава, Владимир Маторин. 

    В репертуаре дирижера – музыка от эпохи венского классицизма до аранжировок рок-композиций. Значительное место в его программах занимает академическая музыка ХХ–XXI вв. Аудиодиски, записанные с участием Дмитрия Васильева, выходили под лейблами Antes Edition, ArtBeat, Toccata Classics. Записи дирижера были названы «Альбомом недели» британским критиком Норманом Лебрехтом (2014, 2021) и признаны «Записью месяца» международным журналом MusicWeb. В 2021 году Омский академический симфонический оркестр под управлением Дмитрия Васильева стал победителем программы Союза композиторов России «Ноты и квоты» (в номинации для симфонического оркестра или хора), в рамках которой было заказано и впервые исполнено сочинение Алексея Сысоева «Вариации и аплодисменты».

    Дирижер награжден Премией Губернатора Омской области за заслуги в развитии культуры и искусства (2009) и Грантом Президента Российской Федерации (2002), удостоен почетного звания «Заслуженный деятель культуры Омской области» (2017).

    Иван Почекин

    Скрипач и альтист Иван Почекин родился в 1987 году в Москве. Начал учиться игре на скрипке в возрасте пяти лет под руководством Галины Турчаниновой. Обучался в Центральной музыкальной школе и Академическом музыкальном училище при Московской консерватории (класс Майи Глезаровой), затем в Высшей школе музыки в Кёльне (класс Виктора Третьякова). Принимал участие в мастер-классах Зариус Шихмурзаевой, Нелли Школьниковой, Бориса Кушнира и других. 

    Лауреат II премии Международного конкурса имени Вацлава Хумла в Загребе (2005), победитель III Международного конкурса имени Никколо Паганини в Москве (2005). Играет на инструментах работы своего отца – мастера Юрия Почекина.

    Иван Почекин принимал участие в Московском Пасхальном фестивале, фестивалях «Кремль музыкальный», «Безумный день» в Нанте и Pianoscope в Бове (Франция), Crescendo, «Звезды на Байкале» в Иркутске и других. 

    Выступал с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, оркестром Мариинского театра, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Национальным филармоническим оркестром России, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Российским национальным оркестром, Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан, Уральским академическим филармоническим оркестром, Государственным академическим камерным оркестром России, Загребским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Дубровника, Симфоническим оркестром Софийского радио, Филармоническим оркестром Овьедо, Базельским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром радио и телевидения Южной Кореи. 

    Творческие контакты связывают артиста с прославленными дирижерами, среди которых Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Василий Синайский, Юрий Симонов, Михаил Плетнёв, Владимир Юровский, Александр Сладковский, Сергей Скрипка, Гинтарас Ринкявичюс, Василий Петренко, Ян Латам-Кёниг, Фабио Мастранджело и Чарльз Оливьери-Монро. Среди партнеров скрипача по ансамблю – Борис Березовский, Анри Демаркетт, Татьяна Гринденко, Райнер Шмидт, Александр Князев, Александр Гиндин, Артём Дервоед, Филипп Копачевский и Юрий Фаворин. 

    В сентябре 2014 года в рамках Большого фестиваля Российского национального оркестра Иван Почекин был удостоен чести сыграть на легендарной скрипке «экс-Паганини» работы Карло Бергонци, предоставленной семьей Максима Викторова. 

    В 2006 году при содействии Фонда скрипичного искусства Иван Почекин записал дебютный компакт-диск с сочинениями Паганини и Шоссона. В том же году австрийская звукозаписывающая фирма Philartis выпустила его альбом Chanson Russe с произведениями Прокофьева, Шимановского, Чайковского, Стравинского и Хачатуряна. В 2011 году Иван подписал контракт с фирмой Naxos на запись двух альбомов, куда вошли скрипичные концерты и виртуозные пьесы Паганини. В 2020 году немецкая фирма Hänssler выпустила диск с записью двух концертов Шостаковича в исполнении Ивана Почекина и Российского национального оркестра под управлением Валентина Урюпина. 

    Особое место в творческой жизни артиста занимают выступления в дуэте с братом, скрипачом Михаилом Почекиным. В 2017 году фирма «Мелодия» выпустила первый совместный альбом братьев The Unity of Opposites («Единство противоположностей»), в который вошли произведения Моцарта, Прокофьева, Михаэля Гайдна и Глиэра.

    Московский Ансамбль Современной Музыки / МАСМ

    Основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при поддержке лидера новой отечественной музыки, классика ХХ столетия Эдисона Денисова. МАСМ одним из первых представил на Западе новейшую российскую музыку, а в России – творчество современных зарубежных авторов. Сегодня базовая структура МАСМ – квинтет (флейта, кларнет, скрипка, виолончель, фортепиано), при этом состав часто расширяется до большого ансамбля и камерного оркестра. Основная задача коллектива – представление актуального творчества российских и зарубежных композиторов: на счету МАСМ более 1000 российских и мировых премьер. Особое место в репертуаре ансамбля занимает русский музыкальный авангард ХХ века. По приглашению МАСМ в Россию приезжали выдающиеся композиторы, среди которых Янис Ксенакис, Дьердь Куртаг, Анатоль Виеру, Фредерик Ржевский, Луи Андриссен, Тео Лувенди, Жерар Цинсстаг и другие.

    Ансамбль записал более 50 CD, выпущенных ведущими лейблами России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии. Гастролировал в 80 российских городах и 28 странах мира, выступал на крупнейших фестивалях, таких как «Другое пространство» (Москва), Московская биеннале современного искусства, Дягилевский фестиваль (Пермь), «Варшавская осень» (Польша), Gaudeamus Music Week (Нидерланды), FrankfurtFest, Maerzmusic (Германия), Klangspuren (Австрия), Transart (Италия). Участвовал в создании ряда значительных проектов: «Машина» в МХТ (режиссер Кирилл Серебренников), «Реконструкция» в Школе драматического искусства(Москва) и Эрмитажном театре (Санкт-Петербург), «Цвет-символ-звук» в ММДМ, «Москва» в Cité de la musique (Париж), оперный сериал «Сверлийцы» в Электротеатре «Станиславский». 

    Важное направление деятельности коллектива – просветительские концерты-лекции и мастер-классы, которые прошли почти во всех федеральных округах страны. МАСМ – инициатор создания уникального ежегодного проекта: Международной академии молодых композиторов в Чайковском (Пермский край), где по приглашению ансамбля преподают Беат Фуррер, Оскар Бьянки, Марк Андре, Клаус Ланг, Филипп Леру и другие композиторы с международной известностью. С 2018 года Союз композиторов России и МАСМ проводят «Композиторские читки» – четырехдневный интенсив, в ходе которого молодые композиторы показывают свои сочинения опытным музыкантам и получают профессиональные наставления. Участники «Композиторских читок» – авторы из десятков городов России и ближнего зарубежья. 

    МАСМ входит в Международное общество современной музыки (ISCM, 2005). В 2013 году спектакль «Полнолуние» с участием МАСМ стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент». Ансамбль ежегодно дает более 70 концертов в России и за рубежом.